В следственном отделе (СО) при Западно-Сибирском УВД на транспорте подвели итоги работы за 2007 год. На вопросы корреспондента ИА REGNUM о проделанной работе, особенностях расследования транспортных преступлений на современном этапе, кадровом составе следственных подразделений 19 декабря ответил начальник СО при Западно-Сибирском УВДТ полковник юстиции Сергей Подхватилин.

ИА REGNUM: Сергей Александрович, на чем строится служебная деятельность следователей транспортной милиции, и каковы результаты работы за прошедший год?

Служебная деятельность органов предварительного следствия (ОПС) при Западно-Сибирском УВДТ основана на требованиях законов Российской Федерации, нормативных актов МВД России, указаниях и распоряжениях Следственного комитета при МВД России. Руководствуясь данной правовой базой, мы предпринимаем необходимые усилия, направленные на повышение результативности следственной работы, что связано с соблюдением законности при производстве предварительного следствия.

Это позволило в 2007 году добиться следующих результатов. Возросло количество уголовных дел, по которым окончено производство. Их число составило 646 (в 2006 году - 598). В суд направлено 567 дел, что на 20% превышает прошлогодний результат. Важный показатель нашей работы - это возмещение причиненного преступниками ущерба. В 2007 году ущерб, причиненный в результате преступных действий, составил 11 миллионов 776 тысяч рублей. Процент возмещения составил 71%, что ниже прошлогодних показателей. Это объясняется рядом объективных причин. Ярким примером является многоэпизодное уголовное дело в отношении фигуранта Васильева, совершившего многочисленные мошеннические действия. Васильев представлялся помощником начальника железной дороги, выманивал деньги у доверчивых людей на якобы содействие в приобретении угля, подключении к электроснабжению, оформлению участка земли в собственность, собирал арендную плату за жилье, "помогал" в приобретении автомобиля и т.д. Причиненный этим лженачальником ущерб оценивается в полмиллиона рублей. Но возмещать мошеннику такую сумму не по силам. Правосудие восторжествовало, но в законных рамках потерпевшие получить свои деньги обратно в настоящее время не смогут.

Также нужно отметить, что участились случаи хищения оборудования, металла, ГСМ и другого имущества транспортных организаций. Данные правонарушения совершаются лицами, не имеющими место работы и места жительства, а, следовательно, возместить причиненный ущерб они также не в состоянии. Тем не менее, потерпевшим возмещено 8 миллионов 357 тысяч рублей.

ИА REGNUM: В чем заключаются особенности, сложности, трудности в расследовании преступлений в настоящее время?

Основная масса преступлений, расследованных следователями - различные формы хищений чужого имущества. Это кражи имущества пассажиров, которые пользуются железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Значительную долю в общем количестве расследованных преступлений занимают преступления, совершенные в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов, в том числе сопряженные с контрабандой указанных предметов.

Особенностью в расследовании транспортных преступлений является место совершения преступления. Часто это движущийся пассажирский поезд, в один из вагонов которого следователь в составе дежурной следственно-оперативной группы подсаживается и ведет работы по установлению и закреплению следов преступления. Транспортными условиями обусловлена зона оперативного обслуживания Западно-Сибирского УВДТ, которая включает территории четырех субъектов Российской Федерации - Новосибирскую, Омскую области, Алтайский край и республику Алтай. Поэтому уголовные дела, расследованные в ОПС при Западно-Сибирском УВДТ, направляются по территориальной подсудности более чем в 70 судов, что требует от следователей особого внимания к качеству проведенного расследования, полноте и объективности собранных доказательств.

Сложность в расследовании преступлений обуславливает то обстоятельство, что практически в каждом уголовном деле большинство участников уголовного судопроизводства являются иногородними гражданами, транзитными пассажирами, а то и иностранцами. В этой связи по уголовным делам направляется большое количество поручений коллегам в различные субъекты Российской Федерации, в том числе международные запросы об оказании правовой помощи. Порою требуются выезды следователей в длительные командировки не только в регионы России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья во избежание того, чтобы качество расследования не пострадало, когда качество исполнения поручения оставляет желать лучшего.

ИА REGNUM: Очевидно, что для расследования транспортных преступлений требуются специалисты. Каков кадровый состав следственных подразделений?

Всего в следственных подразделениях при Западно-Сибирском УВДТ трудятся 150 человек, из них 15 помощников следователей. Отрадно, что профессия следователя постепенно перестает быть преимущественно женской специальностью. Доля мужчин-следователей сейчас составляет 40 процентов. С высшим образованием - 104 следователя, в том числе с высшим юридическим - 95. Со средним специальным юридическим образованием - 24 человека, 14 - обучаются на юридических факультетах вузов. Видно, что в образовательном плане тоже произошли существенные сдвиги. Мы меньше принимаем на службу не специалистов, которых надо переучивать. Можно также отметить, что в СО сформировано профессиональное ядро, так как количество следователей, стаж которых в ОПС исчисляется от 10 до 20 лет - 66 человек. Т.е. есть, кому передавать опыт, есть, кому и перенимать его.

ИА REGNUM: А какую следственный отдел проводит профилактическую работу?

Следователи при наличии оснований и установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вносят в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. В 2007 году внесено 815 таких представлений.

Наши сотрудники проводят беседы в трудовых коллективах. За 2007 год мы организовали 1 434 беседы, когда как в 2006 году 931. Чаще всего данная работа ведется среди работников железной дороги. Также наши сотрудники являются инициаторами тематических "круглых столов" в учебных заведениях с учащимися и преподавателями. СО достаточно тесно сотрудничает с группой информации и общественных связей управления. Информация о конкретных видах преступлений на транспорте освещается в СМИ посредством сотрудников пресс-службы УВДТ.

Приведу пример о том, как с помощью распространенной в СМИ информации о карточной игре под названием "тамада", которой мошенники промышляют в поездах, удалось снизить количество пострадавших пассажиров. Эта игра с самого начала сулит "жертве" крупный выигрыш, но по её окончании карточные шулеры неожиданно меняют правила и забирают все деньги. В публикациях подробно описано, как действуют шулеры. И к нам даже поступали телефонные звонки со словами благодарности от пассажиров, которые не попались на уловки карточных жуликов, так как прочитали статью в газете. В 2007 году поездные картежники обыграли в "тамаду" шестерых пассажиров, срывая банки и в 50, и в 100 тысяч рублей. Общий ущерб, причиненный позарившимся на выигрыш пассажирам, составил около полумиллиона рублей.

ИА REGNUM: Что изменилось в связи с внесением изменений в УПК РФ?

Прежде всего, расширились полномочия руководителя СО в части принятия им процессуальных решений. То, что раньше входило в полномочия прокурора, теперь исполняет руководитель следственного органа. Сегодня следователь сам может возбуждать уголовные дела. С 7 сентября руководитель следственного органа дает следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об аресте лица, продлении срока содержания под стражей, производстве обыска и других следственных действий, требующих судебного решения. Ранее такое согласие давал прокурор. Также в полномочия руководителя теперь входит продление срока следствия, он вправе отменять постановление следователя о прекращении уголовного дела и утверждать постановление о прекращении.

Специфика транспортной милиции такова, что территория, на которую распространены наши действия, не ограничена одним районом. Зачастую, мы преодолеваем сотни километров прежде, чем попадем на место происшествия. Поэтому данные изменения в УПК значительно облегчили труд следователя. Работа стала проходить в более оперативном режиме, теперь мы самостоятельно проводим те процедуры, которые раньше без разрешения прокурора не проводили. Но следует отметить, с расширением полномочий руководителя СО и следователя повысилась и персональная ответственность. А значит, это более жесткий спрос со стороны аппарата управления.

ИА REGNUM: Какие направления вашей нелегкой деятельности в следующем году для вас будут более приоритетными?

Выделить что-то конкретное нельзя, поскольку в нашей работе важна каждая деталь. Естественно, сначала отдается предпочтение уголовным делам, возбужденным в отношении неустановленных лиц, совершивших какие-либо преступления. Также большое внимание уделяется правонарушениям, к которым причастны несовершеннолетние. Установление лица, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления, думаю, можно считать одной из приоритетных задач службы следователя.