Отрицая признание армянского вопроса и его территориальную сущность, внешняя политика Армении продолжает в корне неправильно оценивать реальные угрозы и сдерживающие их средства. Об этом в ходе парламентских слушаний "Армяно-турецкие отношения: проблемы и перспективы" заявил директор Центра стратегических исследований "Арарат" доктор политологии Армен Айвазян. По его словам, эта оторванность от стратегической реальности в регионе чревата самыми тяжелыми последствиями для Армении и армянского народа. "Вместо ведения единственно верной политики самообороны для сдерживания турецко-азербайджанского альянса, планирующего уничтожение Армении, избрана политика умиротворения и задабривания агрессора, проводится работа по подготовке армянской общественности на принятие односторонних уступок", - отметил он.

"Решение армянского вопроса может быть лишь одним - восстановление полноценной армянской государственности на такой обширной территории, на которой возможно длительное безопасное существование и развитие армянской цивилизации. Иначе говоря, армянский вопрос является вопросом безопасности армянства, который требует обеспечения двух предпосылок: первая - создание полноценной и сильной армянской государственности; вторая - подкрепляющие безопасность и жизнеспособность этой государственности, территориальные гарантии", - подчеркнул он. По словам Айвазяна, вопреки распространенному мнению, международное признание Геноцида армян не является армянским вопросом, поскольку армянский вопрос, по сути, территориальный, земельный вопрос.

"Экспансионистские замыслы и варварские действия Турции и его младшего союзника Азербайджана в который раз подвергают опасности физическое существование Армении. Опыт существования независимой Армении в последние 15 лет свидетельствует о том, что Армения смогла выжить лишь благодаря установлению контроля над имеющей определенные естественные границы территорией в 42 тыс. кв. км, включая Армению, Нагорный Карабах и освобожденные территории", - заметил политолог, добавив, что это и есть та минимальная территория, которая обеспечивает безопасность Армении. "На меньшей территории существование армянской государственности может стать просто невозможным", - подчеркнул он. В то же время Айвазян не исключает того, что агрессивная политика Азербайджана и Турции, а также начало возможных военных действий с азербайджанской стороны может не оставить Армении другого выхода как "расширение своего военно-политического контроля над другими территориями оккупированной Родины, вплоть до той точки, когда враг прекратит угрозы и смирится с фактом существования армянской государственности на родной земле".

Айвазян напомнил о том, что основы армянской внешней политики были заложены в начале 90-х годов, в условиях, когда руководство страны, с одной стороны, "поддавалось сказочным мечтам, внушаемым с Запада, с другой - ощутимым был недостаток опыта и подготовленности в международных отношениях и вопросах национальной безопасности". По его словам, в тот период руководство страны "закрывало глаза на явную несовместимость армяно-турецко-азербайджанских стратегических интересов в обозримой перспективе, а роль истории в политике считала анахронизмом". Как отметил политолог, руководство также наивно воспринимало западные страны "как беспристрастных посредников и всемогущих гарантов безопасности". Эти недостатки, по словам Айвазяна, и по сей день, к сожалению, до конца не преодолены. Политолог так и не смог найти объяснения, почему политика Армении к Турции пропитана "куриной слепотой", которая уже начала поражать все слои армянского общества. "Когда политика Армении в отношении Турции станет реальной, когда руководство страны осознает, что Турция ведет против Армении вражескую политику с одной лишь целью - уничтожить Армению. Неужели для понимания этой истины необходимо военное вторжение Турции или новая резня армян", - отметил Армен Айвазян, добавив, что последнее есть единственный антиармянский шаг, "который по независящим от нее причинам Турция не смогла реализовать, но намерена осуществить руками своего младшего союзника - Азербайджана". Опровергая правоту обоснований армянского руководства о том, что если Армения представит Турции требования о материальной и территориальной компенсации, то Турция объявит ей войну, Айвазян заметил, что она уже объявила и ведет ее в информационной, психологической, идеологической и экономической сферах, а Армения делает вид, что не замечает эту войну. "От военного нападения на Армению Турцию сдерживает наличие собственных проблем, в том числе и курдский вопрос, а также факт независимости Армении, наличие Армянской армии, армяно-российский военно-политический союз, присутствие российских войск, желание вступить в ЕС, существование армянской диаспоры. Однако это не означает, что опасность Турции раз и навсегда исчезла, поскольку в ситуации международной или региональной суматохи, неразберихи, турецкая элита может в будущем принять решение нанести удар по Армении, отдавая предпочтение достижению своих долгосрочных стратегических интересов. Турция может это сделать вне зависимости от представления территориальных требований", - отметил он.

Другой причиной, по которой Армения не предъявляет территориальные требования, это незнание того, что делать с территориями, на которых проживают 15-20 млн. турков и курдов, в случае если Турция их вернет. "На самом деле, в ближайшем будущем Турция не пойдет ни на какие территориальные уступки в пользу Армении, поскольку она пока что крепкое государство. Но большего давления на Армению также не может осуществить, поскольку все возможные варианты уже испробованы. А требование территориальных компенсаций со временем может заставить Турцию пойти на кое-какие уступки, хотя бы в вопросе Арцаха. Так что это никоим образом не повредит, а наоборот, укрепит позиции Армении в переговорах по карабахскому конфликту", - отметил он. А опасения властей Армении о том, что что после этих требований Турция депортирует работающих на ее территории граждан Армении, также, по его словам, не имеет оснований, поскольку "правительство Армении само должно призвать своих граждан как можно скорее покинуть территорию вражеского государства". По мнению Айвазяна, в отношении Турции руководству Армении необходимо разработать новую политику, в основе которой должно лечь признание армянского вопроса. "По сей день этот вопрос так и не получил правового решения ни в Московском, ни в Карском договорах и ни в договорах, подписанных после распада СССР, тем более что ни один из этих договоров полноценно не действовал и не решал вопроса границ, что является гарантией жизнеспособности Армении", - отметил он.

По прогнозам Айвазяна, развития вокруг армянского вопроса будут сопровождаться новыми договорами, включающими вопросы Арцаха, территорий вокруг него, а также армяно-турецкие отношения. "Они или сохранят статус-кво или станут более благоприятными для Армении. Если же новые договоры будут менее благоприятными, то это приведет к новым обострениям и войнам в регионе, и их скорее всего начнет вовсе не Армения, поскольку ее крайняя уязвимость и отсутствие оборонной глубины будут постоянно искушать турецко-азербайджанский альянс к военному решению армянского вопроса, т. е. к ликвидации Армении. Так что отказ Армении от ее исторической родины и границ является невозможным как с точки зрения стратегической необходимости, так и в моральном и психологическом смысле", - заметил он. Вместе с тем Айвазян предупредил, что до тех пор, пока Турция будет надеется на то, что государственность Армении можно окончательно утопить, она не примирится с наличием у своих границ армянского государства. "А смирится она лишь тогда, когда Армения докажет, что является хозяином своей судьбы, своего народа, подконтрольной армянским вооруженным силам территорий в 42 тыс. кв. км, когда она будет способна вести достойную внешнюю и справедливую внутреннюю политику, когда в ответ на турецко-азербайджанскую информационно-психологическую войну будет отвечать не страусиной политикой, а готовностью к обороне и наступлению", - резюмировал Айвазян.

Айвазян также подверг резкой критике приглашение, направленное армянской стороной турецким парламентариям, принять участие в парламентских слушаниях по армяно-турецким отношениям в Ереване. " Какой смысл приглашать на парламентские слушания, затрагивающие вопросы национальной безопасности, депутатов враждебной страны, которые к тому же не признают совершенного против армян тяжелейшего преступления - Геноцида (т. е. готовы к его повторению), не признают право армян Арцаха на свободную жизнь и самоопределение, не осуждают антиармянскую политику и расистскую пропаганду, не осуждают уничтожение армянского культурного наследия в Турции и Азербайджане? Можно ли себе представить израильских депутатов в Сирии или Иране, принимающих участие в слушаниях по сирийско-израильским или ирано-израильским отношениям или же наоборот - иранских и сирийских депутатов, приглашенных в израильский кнессет на слушания?! Это приглашение армянской стороны является не чем иным, как беспрецедентным нонсенсом в мировой практике, уважаемые дамы и господа армянские депутаты", - констатировал Айвазян.