2007 год в религиозной жизни Украины был отмечен интенсификацией разговоров о создании Поместной Церкви, а также рядом других заметных событий. Своё видение итогов прошедшего года для ИА REGNUM прокомментировали представители священноначалия УПЦ - митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир, управляющий делами УПЦ, архиепископ Митрофан, церковно-политический аналитик, настоятель храма преподобного Романа Сладкопевца иерей Димитрий (Познанский), священник Днепропетровской епархии отец Евгений (Максименко), а также политолог Александр Смирнов.

Управляющий делами УПЦ архиепископ Митрофан, определяя главные церковные события ушедшего 2007 года, отметил торжества по случаю 15-летия Харьковского Собора, на которых присутствовали представители всех Поместных Церквей, что свидетельствует о высоком авторитете Украинской Православной Церкви в православном мире. "Важной вехой в жизни украинского православия стали встречи Блаженнейшего митрополита Владимира с предстоятелями братских Поместных Церквей - Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским Феодором во время его визита на Украину, архиепископом Константинополя и Вселенским Патриархом Варфоломеем, Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией и архиепископом Кипрским Хризостомом во время визита Предстоятеля УПЦ в Грузию", - отметил архиепископ Митрофан.

По его словам, в уходящем году состоялось 10 заседаний Священного Синода УПЦ, на которых, в частности, был принят ряд решений по изменению административно-территориального устройства УПЦ. Согласно сообщению архиепископа Митрофана, были разделены Запорожская, Хмельницкая (уже вторично), Черниговская, Луганская, Кировоградская, Полтавская и Херсонская епархии. Кроме того, в 2007 году состоялось 13 епископских хиротоний. Архиепископ Митрофан отметил не только количественный, но и качественный рост Украинской Православной Церкви: "За каждой епископской хиротонией стоит реальная паства, которой правят новые епископы".

Управляющий делами УПЦ привел и статистические данные. "На сегодняшний день Украинская Православная Церковь насчитывает 42 епархии и 58 архиереев, из которых 41 правящий, 13 викарных и 4 пребывают на покое. Всего в УПЦ, согласно отчетам епархиальных архиереев, на начало 2007 года насчитывалось 10904 общины. Это число несколько ниже данных государственной статистики, поскольку в своих отчетах епархиальные Преосвященные, как правило, указывают только реально действующие общины, а не просто зарегистрированные в государственных органах. На приходах Украинской Православной Церкви служат 8959 священнослужителей, из которых 8516 священников и 443 диакона. В 173-х монастырях (83 мужских и 90 женских) несут послушание 4650 насельников и насельниц".

Рассказывая о последнем Архиерейском Соборе УПЦ, владыка рассказал о главных решениях Собора - обсуждении новой редакции Устава об управлении УПЦ, почислении за штат епископа Ипполита (Хилько) и осуждении антицерковной деятельности Союза православных граждан Украины во главе с Валерием Кауровым, которая, по словам владыки, "наносит вред имиджу нашей Церкви". Владыка также отметил, что срок проведения Собора УПЦ, перенесенного на следующий год, будет утвержден дополнительно на одном из последующих заседаний Священного Синода.

Подробно касаясь резонансного вопроса о деятельности епископа Ипполита, архиепископ Митрофан сказал, что его "дело" насчитывает три увесистых тома. "Владыка Ипполит на протяжении последних лет вносит смуту в церковную среду, не считаясь с постановлениями Священного Синода". Владыка Митрофан процитировал отрывок из прямой речи епископа Ипполита, опубликованной в Хустской епархиальной газете. "Ипполит заявлял, что на собраниях архиереев УПЦ отсутствует дух соборности, архиереи ставятся перед необходимостью принятия заранее принятых определений. Епископ Ипполит считает себя не частью УПЦ, а некоей отдельной единицей", - отметил архиепископ Митрофан.

На последнем Архиерейском совещании 26 декабря владыка Митрофан акцентировал внимание присутствующих на том, что решение о почислении за штат епископа Ипполита принималось епископатом УПЦ соборно, в результате общего обсуждения, где каждый архиерей имел возможность высказать свою точку зрения. На этом же совещании его Блаженство митрополит Владимир сказал о смуте, вносимой в церковную жизнь деятельностью ряда православных братств и сестричеств. Эти мирянские организации, сказал Владыка, "могли бы делать доброе дело, но тратят время на сеяние смуты и на политическую деятельность", они "делают много беды" для нашей Церкви. Владыка попросил благочинных тщательнее контролировать деятельность братств в своих районах.

Получить комментарий самого Ипполита ИА REGNUM не удалось - мятежный епископ ввиду плохого состояния здоровья с прессой пока не общается.

Ссылаясь на отдельных представителей священноначалия, общественных деятелей пророссийских организаций Украины и околоцерковных деятелей в самой России, в церковной ограде, а позже и в общественно-политической среде двух государств, появилось стойкое мнение о дрейфе УПЦ к автокефалии и поместной церкви. Однако и последнее заседание Архиерейского собора, и большинство влиятельных представителей священноначалия, и эксперты утверждают, что слухи о сдаче своих позиций Украинской Православной Церковью не соответствуют действительности. Так, по мнению политолога Александра Смирнова, в среде священноначалия (УПЦ), причем и на самом высоком уровне, действительно есть мнения, основанные на гипотетической возможности, в случае использования исключительно канонических норм, о создании поместной церкви или канонической автокефалии. "Однако даже такие теоретические гипотезы до недавнего времени имели столь малое число сторонников, что для раскрутки этой темы необходимо было искусственно создать массовую истерию. То есть спровоцировать появление темы. В этом сошлись интересы спецслужб Украины и той части российских околоцерковных и общественно-политических деятелей, которые увидели возможность зарабатывать на идее борьбы с автокефалией и созданием поместной церкви. И чем дольше будет искусственно подниматься эта истерия псевдо-православными деятелями, тем больше денег можно успеть заработать на якобы борьбе с автокефалией в очередном российско-украинском проекте", - отметил политолог.

По мнению священника Евгения Максименко, во все времена Каноническое Православие Святой Руси играло значительную роль в геополитике, равно как и геополитика влияла на православную жизнь Руси. Причина в том, что политическая ситуация в жизни народов мира напрямую была создаваема религиозным влиянием тех или иных вероучений. "Украина начала 2008 года показывает особую обостренность ситуаций по отношению к Каноническому Православию. Не стоит вдаваться в подробности появления "Киевского Патриархата" во главе с Михаилом Денисенко, но следует заметить, что до дня сегодняшнего, невзирая на ежеквартальные мольбы Филарета-Денисенко к Вселенскому Патриарху о признании "Киевского Патриархата", так ничего и не решено в пользу Денисенко. Стало быть, эта проблема не является проблемой только Украины. Это проблема геополитическая, - считает священник. - В последнее время ужесточились требования Виктора Ющенко по созданию "поместной церкви". Зачем это ему, президенту Украины? Во-первых, чтобы доказать, что он, Ющенко, такого достиг высочайшего уровня доверия у народа Украины, что может проникать своими указами даже в сферы Боготворчества! Во-вторых, демонстрируя свою деятельность Европе и США, что он смог повести народ таким путем, который отвернул украинцев от России, потому как самой связующей нитью всегда являлось Каноническое Православие. И смею заверить, что Ющенко от этой идеи не отвернется никогда. Эта идея им владеет, может, не столько в силу его веры и религиозности, сколько в силу демонстрации "павлиньего хвоста" и удали в выполнении намеченных, якобы им самим, президентских задач, основанных и направленных на окончательное создание и утверждение самостоятельного государства "Украина".

По мнению ещё одного священника, Димитрия Познанского, рассматривая вопрос о возможности предоставления автокефального статуса Украинской Православной Церкви, необходимо учитывать тот факт, что на сегодняшний день не существует четко определенной и согласованной со всеми Православными Церквами процедуры предоставления такого статуса.Теоретически автокефалия УПЦ могла бы быть дарована Архиерейским или Поместным Собором Русской Православной Церкви, если бы в Константинопольском Патриархате не считали, что право предоставления автокефалии той или иной поместной церкви принадлежит исключительно ему. Поэтому автокефалии, некогда дарованные Русской Православной Церковью (например Американской Православной Церкви), ни Константинопольским Патриархатом, ни другими так называемыми греческими патриархатами не признаются. И если бы епископат РПЦ даже очень захотел предоставить Украинской Церкви статус автокефальной, это вылилось бы в очередной конфликт с Фанаром, который автокефальной Украинскую Церковь не признал бы. Либо архиереям РПЦ пришлось бы просить Константинополь о даровании автокефалии УПЦ, что означало бы признать совершенно необоснованные претензии Фанара на гегемонию в православном мире. В то же время трактовки автокефального статуса в РПЦ и в Константинопольском Патриархате несколько отличаются, - отмечает священник. - Для Константинополя автокефалия той или иной Церкви, во всяком случае если эта Церковь не входит в число пяти древних кафедр (Римской, Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской и Антиохийской), не носит безусловный характер. Автокефалия может быть дарована, и может, как это не раз бывало в истории, быть отобрана обратно. Автокефалия может носить неполный характер, как, например, в Элладской Церкви. И с этих позиций нынешнее положение Украинской Православной Церкви вполне можно назвать автокефальным. УПЦ имеет своего предстоятеля, свои Соборы, независима во внутреннем управлении. Кроме того, УПЦ в силу вхождения в РПЦ, а также в силу того, что ее Предстоятель, являясь постоянным членом Священного Синода РПЦ и фактически вторым лицом после Патриарха, имеет огромное влияние на принятие тех или иных решений самой большой православной юрисдикцией мира - Русской Православной Церковью. По большому счету говорить о тенденции отделения УПЦ от Московского Патриархата было бы уместнее не сейчас, а тогда - в 1990 году, когда Украинскому экзархату РПЦ была предоставлена независимость в управлении. Это делалось с намерением остановить автокефалистский раскол, но история показала, что уврачевание раскола изменением канонического статуса церкви не достигается. Болгария имеет автокефальную Церковь однако, это не помешало отдельным ее представителям устроить раскол. Что же касается официального статуса Украинской Церкви как автокефальной, о нем, как уже было показано, в настоящее время не может идти речь. Тем более, что на минувшем Архиерейском Соборе украинские епископы выступили со специальным обращением к своей пастве, в котором говорится, что "епископат Украинской Православной Церкви высоко ценит и свято бережет единство полноты Русской Православной Церкви". Если о чем речь и может идти, так это о "уточнении" уже де-факто существующего статуса УПЦ. Например, именовании ее автономной. Но самое интересное, что и автономный статус, в случае его предоставления, может быть не признан кем-либо еще кроме Русской Православной Церкви. Во всяком случае, Константинопольский Патриархат не признает права Русской Церкви не только на дарование автокефалии, но и на учреждении автономий. Насколько мне известно, автономный статус Японской Православной Церкви Фанаром до сих пор не признан", - отметил священник Димитрий Познанский.

Священник Евгений Максименко задался вопросом: была ли когда в истории наших земель подобная православная структура, которую желает соорудить пан Ющенко? "Но прежде желательно выяснить, как давно существует самое имя "Украина" как государственное именование?" - отмечает священник.

В своих неоднократных встречах с прессой предстоятель УПЦ митрополит Владимир подтвердил понимание Православной Церковью чаяния ряда высоких политических лидеров, в том числе и президента страны, о создании на Украине единой поместной Украинской Православной Церкви. Но отметил и то, что эта инициатива не нова и декларируется как политическое пожелание с первых дней провозглашения Украины независимым государством. "Но мы помним начало 1990-х годов - во что вылилась эта "инициатива". Украина стояла на грани религиозных междоусобиц, надвигалась угроза повторения косовского варианта, в некоторых регионах даже пролилась кровь. Современные политики, инициировавшие тогда создание поместной Церкви по политическому сценарию, сейчас публично признали ошибочность своих действий. Зачем же повторять эту ошибку заново? Мало того, сама жизнь и 17-летняя история церковно-государственных отношений Украины подтвердила, что вмешательство в жизнь Церкви, искусственное создание так называемой "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", называющей себя национальной, поместной и автокефальной (что на самом деле не соответствует действительности), дискредитировало в глазах верующих само понятие автокефалии, стало главным препятствием для обсуждения этого вопроса на общеукраинском религиозном уровне", - отметил предстоятель УПЦ митрополит Владимир.

Блаженнейший обратил внимание на то, что Аналитический центр им. Разумкова неоднократно проводил по этому поводу круглые столы с приглашением зарубежных и отечественных экспертов и аналитиков. Церковь неоднократно давала широкие и компетентные разъяснения на эту тему. "Мало того, на 950-летний юбилей Киево-Печерской лавры в 2001 году прибыли представители всех поместных Православных Церквей мира, которые подтвердили и огласили для зарубежных и светских масс-медиа, что Украинская Православная Церковь уже располагает всеми полномочиями автокефалии и с Московским Патриархатом находится в таком же каноническом единстве, как и с другими Православными Церквами мира. В последующие пять лет УПЦ проводила еще ряд мероприятий с участием всей полноты Вселенского Православия. Однако все это почему-то не учитывается в горячих головах нашего высокого политикума, и мы снова возвращаемся "на круги своя", - отметил предстоятель УПЦ митрополит Владимир.