Сегодня кинорежиссеру Ларисе Шепитько исполнилось бы 70 лет
Москва, 6 января, 2008, 12:48 — ИА Регнум. Сегодня, 6 января, исполнилось бы 70 лет известному кинорежиссеру Ларисе Шепитько, говорится на официальном сайте "Мосфильма".
Лариса Ефимовна Шепитько родилась 6 января 1938 года на Украине, в городе Артемовске. В 1954 году она окончила среднюю школу во Львове. В 1955 году Шепитько поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Алесандра Довженко, после его смерти в 1956 году - мастерская Михаила Чиаурели). Ещё в студенческие годы она снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в "Поэме о море" (1958), начатой Александром Довженко и завершённой его супругой Юлией Солнцевой.
Первый полнометражный фильм - дипломная работа "Зной" (1963) по повести Чингиза Айтматова "Верблюжий глаз" - снимался в Киргизии, где как раз незадолго до этого была реорганизована киностудия документально-художественных фильмов, получившая в 1961 году название "Киргизфильм". На этапе монтажа картины Ларисе Шепитько помогал Элем Климов, в то время также студент ВГИКа. В 1963 году они становятся супругами (их единственный сын Антон родился в 1973 году). А фильм "Зной" был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964).
Известность Ларисе Шепитько принёс её второй фильм "Крылья" (1966), рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Натальи Петрухиной. Одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 году лучшей актрисой года.
Следующий фильм - "Родина электричества", по мотивам рассказа Андрея Платонова - снимался в деревне Сероглазка Астраханской области, причём в картине были заняты и многие непрофессиональные исполнители, жители деревни. Фильм вместе с новеллами "Ангел" А. С. Смирнова и "Мотря" Г. С. Габая должен был войти в киноальманах "Начало неведомого века", который студия "Мосфильм" готовила к 50-летию Великого Октября. Однако по цензурным соображениям ни "Родина электричества", ни "Ангел" не были выпущены на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987 году). Кстати,
Затем Лариса Шепитько снимает свой первый цветной фильм, музыкальную сказку "В тринадцатом часу ночи" (1969) - новогоднее ревю с такими известными артистами, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов.
Вторая (и последняя) цветная картина "Ты и я" (1972) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена поколению тридцатилетних. Герои фильма - Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив отложили свой талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых завоеваний. Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова (первоначально на главную женскую роль пробовалась Белла Ахмадулина). В том же году на МКФ в Венеции режиссёр был награждёна за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.
В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Вскоре начинаются съёмки фильма "Восхождение" по повести Василя Быкова "Сотников". В этом фильме первые большие роли блестяще сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. "Восхождение" - сильная экзистенциальная драма о вере и предательстве - было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном
В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.
После этого режиссёр готовит сценарий фильма "Матёра" по повести
Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная "Волга"-пикап на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. На 137-м километре Ленинградского шоссе в сторону Твери, близ поселка Редкино, оборвались жизни Ларисы Шепитько и членов съёмочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).
Работу над фильмом "Матёра" завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину "Прощание" (1982). Он также снял о ней документальный фильм "Лариса" (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.
Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище.