Политика (Подготовка к президентским выборам) - Азербайджан-Армения (Проблема Карабаха) - Азербайджан-США - Азербайджан-Россия (Вокруг русского языка) - Экономика и финансы

Политика (Подготовка к президентским выборам)

В Азербайджане началась подготовка к президентским выборам, которые пройдут в октябре нынешнего года. В связи с этим, газета "Зеркало" пишет: "Возможные кандидаты в президенты на этот раз не проявляют столь откровенного азарта в борьбе за титул главы государства, как это было во время прошлых выборов. Скорее всего, они осознают, что в то время как в обществе наблюдается полный застой, привлечь на свою сторону избирателей крайне сложно. Да и при отсутствии открытой международный поддержки вряд ли оппозиция сможет добиться проведения прозрачных и демократичных выборов. Особенность нынешних выборов заключается и в том, что в нынешних условиях более важно найти "общий язык" с внутриполитическими противниками, нежели надеяться на помощь Запада и поддержку электората".

Некоторые аналитики вообще скептически относятся к выборам 2008 года, считая их настоящим "политическим маскарадом", - продолжает издание. В связи с предстоящими президентскими выборами вспоминается фраза из известного фильма: "Ставь на красное, ставь на черное, все равно выиграет зеро". Познав горький вкус фиаско во время последних парламентских выборов, протестный электорат вообще потерял всякую надежду на изменение ситуации посредством выборов. Однако выборы 2008 года могут стать важным этапом, который и решит дальнейшую судьбу нынешней оппозиции. Показав решимость, антивластные силы могут приобрести невиданные за всю свою историю политические дивиденды. В противном случае отказ от категоричных действий может привести к тому, что оппозиция растеряет всю свою поддержку. Таким образом, если оппозиционеры, сыграв по правилам игры, навязанной властями, согласятся занять позиции статистов, то им раз и навсегда придется распрощаться с иллюзиями о том, что они когда-нибудь смогут заручиться поддержкой своих сторонников. Рядовые члены антивластного стана уже сыты по горло и не желают более находиться в оппозиции. Сегодня, приняв правила игры властей, оппозиция тем самым ставит под удар возможную перспективу на президентских выборах 2008 года. В конце концов Азербайджан не Украина, и финансовые средства нашей оппозиции "поют романсы", поэтому она должна не откладывать дела в долгий ящик, а показать свою решительность именно сегодня..." ("Зеркало")

Независимая аналитическая группа "Рейтинг" подвела итоги социологического опроса, проведенного среди населения Азербайджана в канун Нового года. Опросная анкета состояла из четырех блоков вопросов. Первый блок вопросов должен был выявить по стобалльной шкале оценку деятельности нынешнего президента за период его президентства; нынешней власти за прошедший почти пятилетний период, начиная с момента последних президентских выборов; нынешней оппозиции за прошедший почти пятилетний период, начиная с момента последних президентских выборов.

Как сообщает газета "Эхо", по вопросам о деятельности президента и власти высказались соответственно 96,75% опрошенных, воздержалось 3,25%. Деятельность президента была оценена в среднем 63,19 баллами. Деятельность власти была оценена в среднем 47,64 баллами. По вопросу о деятельности оппозиции высказалось 85,58% опрошенных, воздержалось 14,42%. Деятельность оппозиции была оценена в среднем 17,34 баллами. Второй блок вопросов должен был выявить отношение респондентов к возможности или невозможности появления единого кандидата от оппозиции на предстоящих выборах и в случае возможности такового, конкретного имени данного кандидата. В итоге из всех опрошенных 30,50% отказались отвечать на данный вопрос. 44,5% опрошенных отвергли возможность появления единого кандидата от оппозиции на предстоящих президентских выборах. При этом 35,75% опрошенных заявили, что для единого кандидата от оппозиции нет достойного представителя; 8,75% опрошенных заявили, что нет необходимости в едином кандидате от оппозиции. И лишь 25% высказались за возможность баллотирования единого кандидата от оппозиции на предстоящих президентских выборах. За Ису Гамбара (партия "Мусават") как единого кандидата от оппозиции на выборах главы государства проголосовало 16,17%, за Лалу Шовкет Гаджиеву (Либеральная Партия) - 5,08%, за Расула Гулиева (Партия "Открытое Общество") - 1,58%, за Аяза Муталибова (Социал-Демократическая Партия) - 0,92%, за Али Керимли (Партия Народного Фронта) - 0,58%.

Третий блок вопросов должен был выявить симпатии опрошенных к претенденту на пост президента от той или иной политической силы или же к конкретному кандидату. 22,75% опрошенных отказались отвечать на этот вопрос. 25,92% высказали желание видеть на этом посту человека независимого как от власти, так и от оппозиции. 37,83% опрошенных высказали свои симпатии к претенденту от партии власти. 13,50% опрошенных высказали свои симпатии к претенденту от оппозиции. При этом 10,74% опрошенных назвали конкретных претендентов, кого бы они хотели видеть в качестве будущего президента.

Четвертый блок вопросов должен был выявить отношение респондентов к шансам претендентов быть избранным на пост президента. 63,09% опрошенных прямо заявили, что самые высокие шансы на победу у Ильхама Алиева. 13,08% опрошенных отдали предпочтение шансам представителя или представителей, в целом, оппозиции. 23,83% опрошенных по этому блоку вопросов отказались отвечать. ("Эхо")

Оппозиционная партия "Мусават" считает, что у мелких партий, выступающих под флагом оппозиции, нет никаких шансов на предстоящих в этом году президентских выборах в стране. "В отличие от Грузии, в Азербайджане мелкие оппозиционные партии не смогут набрать на президентских выборах даже 6% от общих голосов", - сказал ИА "Тренд" руководитель центрального исполнительного аппарата партии "Мусават" Ариф Гаджилы. По его мнению, власти создают мелким партиям условия для участия в выборах со своим кандидатом, что ведет к расколу оппозиции. Функционер "Мусават" считает, что как на выборах в 2003 году, так и на президентских выборах 2008 года кандидатов от оппозиции будет много, и ни у одного из них не будет шансов на победу. По его словам, "Мусават" считает, что кандидатом, у которого есть самые большие шансы на этих выборах, является председатель этой партии Иса Гамбар.

Исполнительный секретарь правящей партии "Ени Азербайджан" Али Ахмедов заявил, что нынешний президент Ильхам Алиев будет кандидатом не только власти, но и превосходящей части общества, и его рейтинг самый высокий. "На президентских выборах нет кандидата, который был бы соперником Ильхаму Алиеву", - сказал Ахмедов. (ИА "Тренд")

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Для нас проблема Нагорного Карабаха - самая болезненная и сложная. Ее нерешенность нас очень беспокоит. Стараемся решить данный вопрос мирным путем. Но видим, что пока что решить это невозможно", - заявил президент Ильхам Алиев, выступая на расширенном заседании Кабинета министров, посвященном обсуждению социально-экономических итогов 2007 года и планам 2008 года.

Глава государства отметил, что причиной тому являются неконструктивная позиция Армении и равнодушное отношение мирового сообщества к данной проблеме. "Мы обо всем должны откровенно говорить. Весь мир признает территориальную целостность Азербайджана. Мы везде слышим, что мы правы, справедливость на нашей стороне. Но реальных результатов нет. Да, мы можем быть довольны определенными достижениями в области дипломатии, так как каждый международный документ усиливает нашу позицию. Уже весь мир признал, что наши земли оккупированы со стороны Армении, а азербайджанцы были подвергнуты этнической чистке. Это международное признание нужно нам как для успешного мирного процесса, так и для поиска путей решения вопроса вне переговоров. Но опять же повторяю, что пока мы не видим результатов. Могу сказать, что с этой точки зрения 2008 год должен быть решающим. Уже в этом году мы ясно увидим, где находимся. Мы для себя выясним, возможно решение вопроса мирным путем или нет. Несомненно, после этого мы примем решение", - сказал президент. Алиев отметил, что обсуждаемые на переговорах вопросы уже известны обществу. По его словам, территориальная целостность Азербайджана никогда не была и не будет предметом переговоров: "Мне очень приятно, что нашу принципиальную позицию поддерживает народ. Предоставление независимости Нагорному Карабаху не будет предметом переговоров ни через 10, ни через 15, ни через 100 лет. В некоторых случаях руководство Армении для внутренней аудитории дает несерьезную и лживую информацию. У них для этого нет никаких оснований. Суть переговоров состоит в том, что все оккупированные территории Азербайджана должны быть освобождены, а граждане Азербайджана - вернуться в Нагорный Карабах. Агдамский, Физулинский, Зангиланский, Джабраильский, Губадлинский, Кяльбаджарский и Лачинский районы должны быть освобождены. Я особо перечислил все эти районы, чтобы завтра в Армении не звучали ложные заявления с учетом их собственных политических целей". (ИА АПА)

В этой связи газета "Зеркало" пишет: "Пока нам приходится довольствоваться заявлениями сторон. А они диаметрально противоположны по содержанию и вообще не допускают достижения каких-либо договоренностей между конфликтующими сторонами. Итак, президент Азербайджана обнародовал собственную позицию по трем основным направлениям урегулирования конфликта. Первое: Азербайджан никогда не предоставит независимости Нагорному Карабаху. Безусловно, подобная позиция будет поддержана подавляющим большинством общества. Однако несколько шокирует пассаж по поводу 100 лет. Сохранение армяно-азербайджанского конфликта в "замороженном виде" не то что в течение 100 лет, но даже в предстоящие 10-15 лет вряд ли отвечает нашим национально-государственным интересам. Второе: все оккупированные вокруг Нагорного Карабаха районы должны быть освобождены. Даже самые ярые оппоненты главы государства в данном вопросе поддержат президента. И третье: со слов президента получается, что 2008 год является чем-то вроде границы, за которой "терпение азербайджанского народа лопнет". То есть по результатам 2008 года официальный Баку для себя определит, возможно ли вообще мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Это очень важное и серьезное заявление, которое, в отличие от многих других, будет поддаваться проверке, причем не через 10-15 лет, а примерно через год. Обращает на себя внимание то, что впервые в течение последних 15 лет официальный Баку ограничил себя какими-то временными рамками в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта мирными средствами. До сих пор мы все время слышали, что "терпение нашего народа не безгранично, и если возникнет необходимость, Азербайджан освободит оккупированные территории силовым путем". Наши высокопоставленные государственные деятели настолько часто выступали с заявлениями подобного рода, что армянские официальные лица перестали их серьезно воспринимать. И вдруг официальный Баку устанавливает четкие временные рамки для ведения мирных переговоров. С чего бы это? Во-первых, вполне можно предположить, что официальный Баку на самом деле пытается форсировать мирные переговоры. Если так, то заявление главы государства укладывается в логику развития мирного процесса. Ведь в этом случае и сопредседатели, и армяне оказываются перед дилеммой - война или мир? С сопредседателями, особенно с западными, все ясно: они всегда были за мир. А вот реальность угрозы возобновления боевых действий может подтолкнуть армян к отказу от тактики затягивания мирных переговоров, которая зиждется на том, что якобы время работает на них... Во-вторых, не исключено, что последние заявления рассчитаны на внутреннее потребление. Дело в том, что в 2008 году у нас состоятся президентские выборы. А жесткие заявления по методам урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, реализиция которых оставляется на период после президентских выборов, принесут дополнительные очки любому кандидату..."

Никаких экономических отношений, в том числе железнодорожного сообщения между Азербайджаном и оккупировавшей Нагорный Карабах Арменией не может быть, - заявил глава пресс-службы Министерства транспорта Азербайджана Намик Гасанов, комментируя намерения компании "Российские железные дороги" восстановить железнодорожное сообщение Армении с Турцией и Азербайджаном в 2009-2010 гг. По его словам, по данному вопросу президент Ильхам Алиев однозначно определил политику, которая заключается в том, что пока Армения не освободит все захваченные территории Азербайджана, экономические и транспортные связи не будут восстановлены. ("Эхо")

На просьбу журналистов прокомментировать утверждения главы МИД Армении Вардана Осканяна о том, что Армения строит совместно с Ираном ГЭС на реке Аракс, официальный представитель МИД Азербайджана Хазар Ибрагим ответил, что это очень странное заявление: "В середине прошлого года мы заявляли о том, что иранская сторона заверила Азербайджан в том, что никаких строительных работ на оккупированных территориях Азербайджана вестись не будет". По словам Хазара Ибрагима, Осканян сделал много других странных заявлений. "Так, он заявил, что сумгайытские события явились началом карабахского конфликта. Кроме того, он сравнил косовский и карабахский конфликты и говорил об их схожих чертах. Может быть, у господина Осканяна началась амнезия? Как известно, уже в конце 1987 года в Армении начались нападки в отношении азербайджанцев. А 20 февраля 1988 года Советом народных депутатов Нагорного Карабаха был поднят вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении. Еще в январе 1988 года были убиты два азербайджанца. Очень жаль, что министр иностранных дел делает заявления, которые не укладываются в рамки здравого смысла. В последнее время создается впечатление, что армянская сторона потеряла чувство реальности. Может быть, это связано с предвыборной обстановкой в Армении? Как вы помните, премьер-министр Армении в прошлом году пытался провести сравнения с крестовыми походами, заявляя о том, что нагорно-карабахский конфликт является религиозным. Все это вызывает сожаление, и если армянская сторона не изменит своей позиции, это отрицательно скажется на ходе переговорного процесса", - заявил Ибрагим. На вопрос журналистов о том, почему сопредседатели посещают Нагорный Карабах через территорию Армении, Ибрагим сказал, что не имеет значения, с какой стороны сопредседатели переходят линии соприкосновения. "Ведь во время своего посещения оккупированных территорий Азербайджана сопредседатели всегда просят разрешения у азербайджанских властей", - подчеркнул он. (ИА "Тренд")

Отвечая на вопрос о том, как можно объяснить тот факт, что и азербайджанская, и армянская стороны, заявляя о своих правах на Нагорный Карабах, ссылаются на одни и те же документы, в частности, на Заключительный акт Хельсинкского совещания, Хазар Ибрагим заметил, что в Заключительном акте прямо говорится о том, что государства-участники уважают право наций на самоопределение, но в рамках норм и принципов международного права, включая Устав ООН и соответствующие другие нормы международного права, включительно те, что относятся к территориальной целостности государства, то есть здесь четко определяется, что самоопределение возможно лишь в рамках территориальной целостности государства. "Нет такого понятия, как народ Нагорного Карабаха. Этот термин часто используют армянские официальные лица, вводя в заблуждение как свой народ, так и народ Азербайджана. Есть население, которое состоит из азербайджанской и армянской общин. И статус Нагорного Карабаха может быть определен в рамках территориальной целостности Азербайджана. Это четко определено в международных документах, включая и основополагающий акт", - отметил Ибрагим. ("Зеркало")

"Глава МИД Армении Вардан Осканян является самым крупным специалистом по карабахской проблеме. Таких даже в Азербайджане нет", - заявил журналистам политолог Мубариз Ахмедоглу и предложил серьезно воспринимать слова последнего о том, что "у Азербайджана много времени до референдума (имеется в виду вопрос о статусе Нагороного Карабаха), и если Азербайджан правильно использует нефтедоллары, то создаст альтернативу и перетянет на свою сторону население НК". Подобные высказывания Осканяна, по мнению Ахмедоглу, дают повод признать его сторонником мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, причем еще до выборов в Армении и на условиях, выгодных Азербайджану. Но, несмотря на это, подчеркивает политолог, позиции Левона Тер-Петросяна в Армении продолжают укрепляться. Ахмедоглу также считает, что публикации в азербайджанской прессе о наличии баз курдских террористов в Нагорном Карабахе и Армении вызывают в этой стране беспокойство. "Военные действия Турции по уничтожению баз ПКК на Севере Ирака одобрили США. Это очень существенный факт", - говорит политолог. Далее он напомнил о заявлении начальника Генерального штаба ВС Турции Яшара Беюканыта, согласно которому, Турция будет уничтожать базы ПКК везде, где бы они ни находились. "Если утверждения о существовании баз в Нагорном Карабахе подтвердятся, они будут уничтожены. При этом Азербайджан может только поддержать действия Турции", - заметил Ахмедоглу.

Азербайджан-США

Как пишет газета "Зеркало", "тема предстоящих президентских выборов в Азербайджане уже превратилась в предмет давления Вашингтона на Баку. США постоянно требуют демократизации общества и призывают азербайджанские власти провести демократические выборы. Официальный Баку в свою очередь намекает, что напряженность в отношениях между Азербайджаном и США может привести к пересмотру позиций Баку в вопросе приоритетов во внешней политике. Правда, есть и другая сторона медали - насколько реально, что Вашингтон может позволить такое развитие событий? Правда, представители американских властей не раз отмечали, что Вашингтон не собирается рисковать своими экономическими и геополитическими интересами в Азербайджане".

"Азербайджан является важной страной региона, и для США крайне существенное значение имеет безопасность Азербайджана. Значение Азербайджана заключается в его богатых энергоресурсах и стратегическом месторасположении", - заявил американский сенатор Ричард Лугар в Баку во время встречи с местными журналистами. Сенатор больше всего говорил о нефти и безопасности, что дает основание полагать, что для международного сообщества эти вопросы имеют большее значение, нежели другие проблемы Азербайджана. Он дал высокую оценку планам правительства Азербайджана развивать энергетику и сотрудничать в вопросах поставок энергоресурсов на Запад. Отвечая на вопрос о состоянии дел с правами человека в Азербайджане, сенатор сказал, что информирован об арестах журналистов, ограничениях на проведение демонстраций. "Это вызывает сожаление", - заметил Лугар.

Сенатор сказал, что обсуждал эту тему накануне на встрече с президентом Алиевым. Но подобные вещи происходят и в других странах, как, например, в Грузии, где возникли определенные проблемы после выборов, добавил он. Комментируя обвинения правозащитных организаций в том, что Запад и, в частности, США обменяли нефть на права человека в Азербайджане, сенатор ушел от прямого ответа. Он сказал, что власти Азербайджана уверяют, что для них права человека и свобода слова остаются приоритетом. В то же время международные организации, которые представляют Запад, отмечают на всех выборах имеющие место недостатки и негативные процессы. "Я надеюсь, что ваше правительство думает о мнении остального мира", - сказал Лугар. Отвечая на вопрос о ядерной программе Ирана, сенатор заметил, что этот вопрос имеет огромное значение для безопасности региона и, в частности, Азербайджана. Он выразил мнение, что МАГАТЭ должно продолжить мониторинг иранской программы и контролировать ее. "Если же Иран получит возможность производить ядерное оружие, это станет плохим примером для других", - сказал Лугар.

Комментируя энергетическую программу Азербайджана, сенатор дал ей хорошую оценку и подчеркнул значение Азербайджана для энергетической безопасности Европы. Говоря о позиции России в данном вопросе, сенатор заметил, что имел беседы с руководством Казахстана и Туркменистана. "Эти страны хотят диверсифицировать маршруты доставки своих энергоресурсов", - сказал Лугар, имея в виду, что они не хотят зависеть от России. Аналогичную позицию занимают Азербайджан, Грузия и Турция. "Москва должна учитывать эти мнения", - отметил Лугар. Отвечая на вопрос о карабахском урегулировании, сенатор сказал, что "не видит в настоящий момент решения проблемы". Однако стороны должны осознать, что другого пути нет. Он признал также, что иногда международное сообщество больше мешает, нежели помогает, приведя в пример недавние обсуждения в Конгрессе вопроса об армянском геноциде. Лугар признал, что это происходит под давлением армянского лобби. "Эти армяне даже более армяне, нежели живущие в Армении, и именно благодаря им до сих пор не назначен посол США в этой стране. Я не думаю, что подобная деятельность и настроения помогают урегулированию", - сказал Лугар ( ИА "Туран").

Азербайджан-Россия. Вокруг русского языка

"Газпром" заинтересовался покупкой газа в Азербайджане, а именно с месторождения "Шахдениз". Об этом аналитическому агентству Bloomberg заявил исполнительный вице-президент StatoilHydro (оператор проекта по коммерческим вопросам) Петер Мелльбюэ. По его словам, российская сторона выразила заинтересованность в покупке газа с "Шахдениз", начиная со второй стадии освоения проекта. Как считают аналитики агентства, азербайджанский газ нужен "Газпрому" для заполнения будущего газопровода "Южный поток", посредством которого планируется поставлять "голубое топливо" из России до юга Европы уже в 2012 году. Газ может быть транспортирован по существующей прикаспийской трубе из Азербайджана до Махачкалы, а затем на российское Черноморское побережье. Заинтересованность российской стороны вполне понятна, ведь, по словам Мелльбюэ, Азербайджан на данный момент весьма важен с точки зрения поставок газа в Европу. ("Эхо")

С другой стороны, как отметили "Эхо" источники в правительстве, российская сторона все еще не дала окончательного ответа по вопросу приобретения собственного газа ГНКАР, обсуждения по которому начались еще летом прошлого года. В любом случае, даже если "Газпром" станет одним из покупателей в рамках второй стадии проекта "Шахдениз", то поставки начнутся только с 2013 года (начало второй стадии). В свою очередь, как подчеркнул председатель Фонда содействия рыночной экономике Сабит Багиров, российскую сторону, не заинтересованную в реализации проекта Транскаспийского трубопровода, можно понять. "Именно поэтому выдвигается проект "Южного потока". Вместе с тем есть проблемы с добычей с некоторых российских месторождений". Ввиду этого в ближайшие годы сохранять объемы экспорта газа на внешний рынок в существующем уровне для России в ближайшее время будет проблематичным. "Помимо этого практически отсутствуют реальные источники для заполнения будущего трубопровода "Южный поток". Сложившаяся ситуация, как добавил Багиров, вынуждает российскую сторону искать дополнительные объемы газа, при этом весьма кстати может оказаться месторождение "Шахдениз". "Достигнув договоренности по этому вопросу, российская сторона выполнит две задачи: во-первых, заполнит газом "Южный поток", во-вторых, предотвратит реализацию проекта Транскаспийского трубопровода". Но, как считает глава фонда, для Азербайджана более перспективным является проект Транскаспийского трубопровода.

В свою очередь, как подчеркнул депутат Панах Гусейн, Россия является одним из крупных экспортеров "голубого топлива" на мировые рынки, в частности, в Европу и Турцию. "Причем, скупая газ в Туркменистане и Казахстане, РФ получает возможность расширять поставки на мировой рынок". В случае достижения договоренности по месторождению "Шахдениз" Россия получит возможность сохранять повышенные объемы поставок на мировой рынок. "Впрочем, "Шахдениз" является коммерческим проектом, и поэтому если "Газпром" посредством одной из компаний-участниц разработки все же сможет получить некий пай в проекте, то Азербайджан в любом случае не в силах что-либо сделать". С другой стороны, по его словам, на данный момент широко обсуждается вопрос о диверсификации каналов поставок ресурсов на мировой рынок, и в этом вопросе проект "Шахдениз" имеет особое значение. "Азербайджану, естественно, более приемлемо выбрать канал поставок газа в Европу через территорию Турции". Ситуация такова, что Россия практически монополизировала поставки газа на рынок ЕС, и Азербайджан, волей-неволей, ведет работу, которая меняет этот расклад, и ввиду этого заинтересованность "Газпрома" в азербайджанском газе вполне понятна.

"Телеабсурд" - именно так в азербайджанском обществе называют последние решения Национального Совета по телерадиовещанию (НСТР), связанные с запретом вещания на русском языке, указывая на нарушение прав нацменьшинств, проживающих в нашей стране", - пишет "Эхо". Прекращение вещания российских телеканалов на территории Азербайджана, а также запрет на показ телепродукции на русском языке в эфире отечественных телеканалов, является нарушением прав национальных меньшинств. С таким мнением в беседе с "Эхо" выступили азербайджанские правозащитники. А как заявил "Эхо" председатель Землячества казаков Азербайджана (ЗКА) Виктор Мережкин, в случае, если в этом деле прослеживается нарушение прав человека, закона и международных норм можно подать в суд на структуру, которая принимала подобные решения".

Летом прошлого года в соответствии с решением Национального совета по телерадиовещанию (НСТР) в Азербайджане прекратил трансляцию российский телеканал "Первый". Затянувшиеся переговоры с российской стороной, длившиеся до декабря ушедшего года, так и не дали желаемого результата. Тогда же НСТР объявил о введении запрета на демонстрацию на отечественных телеканалах любых фильмов (художественных, мультипликационных, научно- популярных, документальных и других) на русском языке, который вступил в силу с 1 января 2008 года. Председатель НСТР Нушираван Магеррамли мотивировал такое решение необходимостью приведения деятельности отечественных телевещателей в соответствие с законодательством Азербайджана и международными нормами, согласно которым большая часть телевизионного эфира того или иного канала должна осуществляться на национальном языке. Причем, первоначально запрет касался исключительно телепродукции на русском языке. В частности, как утверждал Магеррамли, телеканалы могут свободно показывать фильмы на турецком, поскольку этот язык доступен для азербайджанского населения. Однако, позже глава НСТР заявил о том, что "азербайджанские телеканалы могут демонстрировать фильмы на русском языке и после января 2008 года, но с субтитрами на азербайджанском языке". По его словам, политика в сфере телевещания Азербайджана приведена в соответствие с международными нормами. Все фильмы на наших телеканалах должны демонстрироваться на государственном языке Азербайджана, уверен Магеррамли. "Русскому языку мы уделяли чрезмерно большое внимание, и теперь, когда мы в определенном смысле начали приводить этот процесс в норму, стали появляться различные проблемы", - сказал глава НСТР. При этом он отметил, что решение о запрете демонстрации фильмов на русском языке не направлено на вытеснение русского языка и не является каким-то антироссийским актом. (ИА АПА) Как заявил "Эхо" известный отечественный правозащитник, директор Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, запрет на вещание передач и фильмов на русском языке противоречит Европейской конвенции о региональных языках и языках малых народов, согласно с которой определенная часть телеэфира должна вестись на языках нацменьшинств. Поэтому решение, принятое НСТР, в какой-то мере является нарушением прав национальных меньшинств и может быть оспорено в судебном порядке. Причем правозащитник не исключает, что дело может дойти даже до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). "Как объясняют юристы, в международном праве нет такого постулата - телеканал должен вещать только на государственном языке. После исследования ситуации с положением русского языка на телеканалах других стран СНГ, выяснилось, что практически во всех странах, включая наших партнеров по ГУАМ, телеканалы демонстрируют фильмы на русском языке. Например, в Молдавии эти фильмы показывают с субтитрами на молдавском. В Грузии (эту страну никак нельзя "обвинить" в симпатии к России) на всех телеканалах советские фильмы идут на русском языке. И никто не собирается дублировать на грузинский язык "Бриллиантовую руку" или "Кавказскую пленницу". В Грузии есть общенациональные телеканалы, которые показывают американские, итальянские и другие фильмы на русском языке", - добавляет "Эхо".

Правительство Российской Федерации направило беженцам и вынужденным переселенцам Азербайджана гуманитарную помощь в размере $2 млн. 10 января состоящая из продовольственных продуктов гуманитарная помощь доставлена в Баку, - сообщает ИА АзерТАдж. В связи с этим заместитель премьер-министра, председатель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов встретился с послом России в Азербайджане Василием Истратовым и представителем Всемирной продовольственной программы ООН в Баку Лин Миллер. На втрече Али Гасанов отметил, что включающая 2 тысячи 16 тонн муки, 218 тонн растительного масла гуманитарная помощь является первым вкладом России во Всемирную продовольственную программу ООН. Подчеркнув, что Россия первой среди стран СНГ оказала Азербайджану такую целенаправленную помощь, Али Гасанов выразил в связи с этим свою признательность. Посол России в Азербайджане Василий Истратов сообщил, что гуманитарная помощь доставлена при содействии Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. Посол сказал, что его страна продолжит оказание помощи.

Экономика. Финансы

Выступая на заседании правительства по итогам экономического развития 2007 года, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что в минувшем году рост ВВП страны составил 25%, существенно возрос ее экономический потенциал. За последние четыре года произошел почти двойной рост экономики. Рост промышленного производства в минувшем году составил 24%. Инвестиции в экономику достигли своего пика и начали снижаться. Тем не менее, объем инвестиций 2007 года составил $6 млрд. При этом значительная их часть - это инвестиции внутренние. Существенно возросли и расходы госбюджета, который составит в 2008 году $12 млрд. Это позволило усилить социальную направленность госбюджета и оказывать адресную помощь 78 тысячам семей. Уровень государственной помощи каждой малообеспеченной семье составляет 100 долларов. Государство ставит целью полностью устранить бедность в Азербайджане, нынешний уровень которой составляет 16%, - сказал Ильхам Алиев. (ИА "Туран")

Азербайджанская сторона планирует повысить цену на экспортируемый в Грузию природный газ, - сообщил президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев. По словам президента ГНКАР, данный вопрос не поднимался перед грузинской стороной из-за президентских выборов в этой стране. "Однако сейчас, когда выборы в Грузии уже позади, мы намерены обсудить с грузинской стороной цену на экспортируемый Азербайджаном природный газ",- заявил Абдуллаев. Сегодня Грузия платит 120 долларов за 1000 куб.м. азербайджанского газа. Новая стоимость газа будет определена в ходе переговоров с правительством Грузии. (1News.Az.)

По темпам экономического развития Азербайджан сохранит мировое лидерство как минимум до 2010 года. Как пишет "525-я газета", об этом говорится в сообщении Всемирного банка (ВБ), который опубликовал прогноз экономического развития на 2008 год (Global Economic Outlook). "По итогам 2007 года рост ВВП Азербайджана в рыночных ценах оценён на уровне 33,5%. В 2008 году он прогнозируется на уровне 19,4%, в 2009 году - на уровне 14,9%", - говорится в сообщении. В 1991-2000 годах снижение ВВП Азербайджана составило 5,2%, в 2004 году он вырос на 10,2%, в 2005 году ещё на 26,4%, а в 2006 года - на 34,5%.

Министерство налогов Азербайджана констатировало повышение доли нефтяного сектора в общих налоговых поступлениях в 2007 году до 64,16% - с 61,64% в 2006 году. Как сказано в сообщении министерства, в 2007 году нефтяной сектор обеспечил уплату в государственный бюджет налогов на $3,445 млрд., что на 9,9% выше прогноза. По сравнению с 2006 годом, налоговые выплаты нефтяного сектора возросли на 74,1%. (ИА "Финэко")

При этом следует отметить, что у экспертов Всемирного Банка (ВБ) увеличение доли нефтяного сектора в ВПП вызывает определенную озабоченность, и в этой связи они изучают перспективы долгосрочного экономического роста ненефтяного сектора. Результаты этих исследований найдут отражение в экономическом меморандуме по стране. Об этом сообщил директор департамента статистики и исследований НБА Эмин Гусейнов. Банк подготовит для правительства совокупные предложения по потенциальным секторам, в которых имеются перспективы для долгосрочного и устойчивого экономического роста. Такие секторы могут быть в сельском хозяйстве и ненефтяной промышленности. По словам Гусейнова, ВБ также выявит проблемы, сдерживающие рост в определенных секторах экономики. (ИА "Тренд")

В 2008 году среди стран СНГ цены больше всего вырастут в Азербайджане. Рост цен составит 16 процентов. Такой прогноз делает Статистический комитет СНГ. (ИА "Финэко")

Как отмечает "Зеркало", "Вряд ли Статистический комитет СНГ можно заподозрить в антиазербайджанских настроениях или же в симпатиях к нашей оппозиции. Однако его выводы о том, что уровень инфляции в 2008 году в нашей стране окажется двузначным, не совпадают с прогнозами азербайджанского правительства. Хотя не исключено, что наши госчиновники и в структурах Статистического комитета СНГ найдут "окопавшихся" там армян, которых хлебом не корми, но дай возможность насолить Азербайджану. Однако вернемся к цифрам. Азербайджанские независимые эксперты все же больше согласны с прогнозами Статистического комитета СНГ. "Цены на продовольственные товары в Азербайджане в 2008 году вырастут на 15-18%", - заявил глава Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов. По словам Гусейнова, рост цен произойдет из-за повышения минимальной заработной платы и минимальной базовой трудовой пенсии, дефицита сельхозпродуктов, который происходит по причине отсутствия аграрной политики".

В интервью ИА АПА министр сельского хозяйства Исмет Аббасов заявил, что рост цен происходит главным образом в период доставки продукта от производителя к потребителю. По словам Аббасова, "сегодня наблюдается подорожание всех непродовольственных товаров, жилья и услуг. Думаю, что в таких условиях определенное повышение цен на сельхозпродукцию нормально. Тем не менее, мы не допустим их искусственного завышения".