"Решение Приднестровской проблемы сегодня выгодно всем и, прежде всего, Приднестровью, Молдавии и России", - заявил 18 января 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский политолог, руководитель информационно-аналитического портала Ava.md Виталий Андриевский, комментируя дискуссию по вопросам приднестровского урегулирования между российским экспертом Алексеем Мартыновым и молдавским политологом Олесем Станом.

"Интервью Алексея Мартынова и комментарий к нему Олеся Стана высветили еще раз всю сложность решения проблемы Приднестровья, - продолжил Андриевский. - Парадокс ситуации в том, что российский политолог Алексей Мартынов выступает за объединение Молдавии (о принципах этого объединения разговор отдельный), "молдавский" историк и политолог Олесь Стан категорически против объединения и за самостийность ПМР. В кавычках - "молдавский", так как автора никто в Молдавии не знает. Впрочем, это не так и важно. Важно, что Олесь Стан, который во многих своих публикациях позиционирует себя как "патриот Молдавии", не приемлет любые формы объединения, а Алексей Мартынов, который всегда защищал интересы России и ПМР, считает, что это все же возможно, но при определенных условиях. Главное в этих условиях - гарантии России. Только в этом случае, по мнению Мартынова, возможны какие-либо формы объединения. В этом плане я полностью согласен с Мартыновым и разделяю его позицию. Согласен и с тем, что как молдавской, так и приднестровской элите порядком надоела эра "холодной войны" между двумя берегами. И тем и другим хочется определенности. Если оценивать ситуацию трезво, то эта определенность может быть только в случае договоренностей между двумя сторонами. И в Тирасполе хорошо понимают, что никогда Молдавия не пойдет на то, чтобы добровольно отказаться от одного из своих регионов. Да, историки могут оспорить тезис о "своем регионе". Но если пойти этим путем, то можно десятки, если не сотни раз переделить Россию, Украину, Казахстан, Румынию и т. д. Историки всегда найдут доводы, что это "наша" земля или что эта земля раньше никогда не принадлежала тем, кто сегодня на нее претендует или даже ею владеет. Кстати, оппонент Мартынова, легко оторвав Приднестровье от Молдавии, в других публикациях также легко приращивает Молдавию землями, которые сегодня принадлежат Украине".

По мнению Андриевского, Алексей Мартынов прав в том, что нужно искать варианты решения этой проблемы. "И это нужно делать России сегодня, пока она еще достаточно влиятельна в этом регионе. И ее участие в решении этого вопроса значительно поднимет международный рейтинг России. Это нужно делать Молдавии, пока она еще может на решении этого вопроса выторговать от России и ЕС разного рода преференции. И еще более это надо делать Приднестровью, пока этот регион - "невеста на выданье", которую все обхаживают. При умелой работе с Молдавией, Россией, ЕС и США регион может получить такие свободы и льготы, которые могут его сделать самым привлекательным регионом в Европе", - считает эксперт.

Говоря о позиции оппонента Мартынова, Виталий Андриевский отметил: "Да, он имеет право не соглашаться и выступать за независимость ПМР. Но если это гражданская позиция, то, наверное, не надо скрывать ее за псевдонимом. При всех издержках демократии в Молдавии у нас, слава Богу, за мысли пока еще не сажают. Что касается аргументации, то она во многих местах достаточно уязвима. Например, тезис, что Приднестровье - "российская земля". Да, Суворов завоевывал эти земли. Но он их у кого-то завоевывал. Значит, эта земля не всегда была российской. Следовательно, появляется еще одна сторона спора. Но турки, с которыми воевали российские войска, также ее у кого-то отвоевали. И так расследование можно вести до бесконечности. Или утверждение, что "ПМР никогда не согласится считать себя государством молдавским". А сейчас оно какое? Полное название Приднестровская Молдавская Республика. Получается, вторая часть Молдавии, но находящаяся за Днестром. И последнее. Олесь Стан утверждает, что нельзя размышлять о награждении Воронина и Смирнова Нобелевской премией, так как "по ним тюрьма плачет". Мне также не нравятся эти политики. Но делать такие заявления публично, наверное, все же нельзя. Во всяком случае, если мы хотим жить в правовом обществе. Кстати, Ясир Арафат, получивший Нобелевскую премию, по мнению многих, также имел некоторые недостатки. Но мир закрыл глаза на его грехи, так как была решена с его помощью очень важная международная проблема. А проблема Приднестровья сегодня имеет также мировое значение. Еще раз хочу подчеркнуть: решение этой проблемы выгодно всем. Главное найти формы и методы, как эффективно это сделать, чтобы в этом вопросе не было победителей и побежденных, а все были довольны тем, как этот вопрос разрешился", - подвел итог Андриевский.

Напомним, 16 января в интервью ИА REGNUM Алексей Мартынов заявил, что "несмотря на косовский прецедент, молдавская и приднестровская элиты в принципе не против окончательно разрешить существующие региональные противоречия в пользу образования на существующей базе де-факто двух молдавских государств - новой Молдавской конфедерации с сохранением максимальной самостоятельности как для ПМР, так и для Молдавии". Мартынов заявил также о возможности вручения Нобелевской премии Владимиру Воронину и Игорю Смирнову в случае решения приднестровского вопроса. "Это может стать своеобразной личной гарантией для обоих региональных лидеров после неизбежной смены элит в результате окончательного урегулирования приднестровской проблемы", - заявил он.

В свою очередь, 17 января молдавский историк и политолог, член редколлегии интернет-издания Moldovatoday.net Олесь Стан, комментируя позицию Мартынова, заявил, что "объявив Приднестровье вторым молдавским государством, Мартынов сунул весьма сомнительный "пряник" Воронину и при этом обидел весь приднестровский народ". "Предлагая Приднестровью отказаться от косовского прецедента, почти уже состоявшегося, ради создания "молдавско-приднестровской конфедерации", российский эксперт, по сути, призывает ПМР в одночасье похоронить наиболее реальный шанс на признание, на который приднестровцы начали возлагать все свои надежды еще даже до референдума о независимости 17 сентября 2006 года, на котором более 90% населения республики отказались от построения совместного государства с Молдавией", - подчеркнул Стан.