Ажиотаж, наблюдавшийся в аптеках Москвы и Санкт-Петербурга из-за продажи без рецептов корвалола и валокордина, возник из-за отсутствия в России закона о сильнодействующих веществах. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил адвокат Евгений Черноусов, специализирующийся на ведении дел, возбужденных Госнаркоконтролем в отношении граждан, обвиняемых в незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ.

Примечание к ст. 234 УК РФ - незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта - должно было вступить в силу еще 8 декабря 2007 года, после того, как в "Российской газете" будет опубликован список сильнодействующих веществ. Однако составление списка затянулось, и он был опубликован только 15 января 2008 года. Именно с этой даты примечание и должно было вступить в силу.

Проблема для понимания закона заключалась в том, что самим правительством указано, что если в составе есть сильнодействующее вещество и сопутствующие нейтральные компоненты, то все вещество является сильнодействующим. Фактически, сильнодействующей признается вся масса, даже если в ней лишь незначительный процент сильнодействующего вещества. Ознакомившись с документом, руководители аптек восприняли его так: если в состав комбинированных лекарственных препаратов входят сильнодействующие вещества, то весь лекарственный препарат можно считать сильнодействующим. В связи с этим многие прекратили продажу этих лекарств или стали требовать на них рецепты.

Между тем, в "Международная конвенции по контролю за оборотом наркотиков" 1971 года сказано, что если наркотики и психотропные вещества, содержащиеся в лекарственных препаратах трудно извлечь легкодоступным способом, то таковые не относятся к наркотикам и психотропным. Более того, в пункте 5 ст.2 Международной конвенции сказано, что в отношении препаратов, которые содержат незначительные количества таких веществ, могут исключаться некоторые меры контроля. Порядок контроля в данном случае устанавливается государством, то есть, Российской Федерацией.

Сильнодействующие вещества так таковые не относятся к наркотикам и психотропным, потому в законе и не прописано ограничения по ним мер контроля. Таким образом, лекарство уже не воспринимается, как лекарство, а только, как сильнодействующее вещество, и идет обращение к таблице, в которой указано количество этого вещества, ведущее к уголовной ответственности. До тех пор, пока в России не будет закона о сильнодействующих веществах, неразбериха в правоприменении будет продолжаться. Даст ли разъяснения по поводу приложения и списка Госнаркоконтроль или Минздрав, в любом случае, работающим в разъяснении этого вопроса может быть только закон. Таким образом, водитель, в аптечке которого будет обнаружен валокордин или корвалол, не будет привлечен к ответственности только в том случае, если они предназначены для личного употребления, а не для его пассажира или близких родственников, что может быть признано уже сбытом.

Как подчеркнул Черноусов, во всем мире отсутствует такое понятие, как сильнодействующие вещества. Что касается законодательства РФ, то, по мнению адвоката, выход из этой ситуации один: Минздрав должен поднять этот вопрос перед законодателем и вернуться к этому списку. Правительство - издать постановление и исключить меры контроля в том случае, когда сильнодействующее вещество входит в состав лекарственного препарата в незначительном количестве и не может быть извлечено из него легкодоступным способом.

Во избежание неприятностей водителям лучше заменить корвалол в аптечках на настойку валерианы, что допускается существующими правилами, тем более, что в состав того же валокордина входят и успокоивающий - этилбромизовалерианат, и отвлекающее - мятное масло.

Напомним, замдиректора ФСКН Александр Федоров опроверг в понедельник информацию об отпуске корвалола и валокардина только по рецепту врача. "Корвалол, валокордин, как были, так и останутся в свободной продаже, - сказал Федоров - Этих лекарств нет в соответствующем приказе Минздравсоцразвития, который регулирует отпуск лекарств по рецептам". Возможность отпуска этих лекарств без рецепта подтверждена и специальным разьяснением Минздравсоцравития России. Однако в самом постановлении правительства РФ подчеркивается, что в число сильнодействующих включены как сами перечисленные в списке вещества, так и их соли, изомеры, простые и сложные эфиры, а также "все смеси и растворы, содержащие перечисленные в настоящем списке вещества независимо от их концентрации". Таким образом корвалол, валокордин, содержащие минимальную концетрацию фенобарбитала, а так же обезболивающие, противовоспалительные и согревающие мази, содержащие пчелиный или змеиный яды, относятся к сильнодействующим препаратам. Их использование регулируется отныне в рамках уголовного права.