Как ранее сообщалось, первый вице-премьер Дмитрий Медведев выступил 22 января на пленарном заседании организованного Общественной палатой РФ II Гражданского форума "Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке" с программной речью. Публикуем полный текст его выступления.

Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы перед вами извиниться. Я займу чуть больше времени, чем другие, но считаю разговор для себя важным. К тому же такого рода гражданские форумы проводятся слишком редко; нужно успеть выступить.

Уважаемые друзья, здесь находятся представители разных общественных организаций и разных групп; часть из них уже выступило, часть выступит дальше, и у каждого из них - свои вполне сформировавшиеся взгляды на развитие нашей страны, на сегодняшнюю и на будущую жизнь российского общества. При этом каждый имеет право и имеет возможность свободно заявлять и отстаивать эти взгляды. Убежден, что такое многообразие позиций, открытый гражданский диалог для нашего общества чрезвычайно важны. Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни, - это неоспоримый факт. Больше того - структурированное гражданское общество (а сейчас проходит процесс его оформления) уже имеется, и в дальнейшем, самое главное, - должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития. Это, наверное, один из самых важных выводов, сделанных в последнее время.

Полностью согласен с нашим президентом, который сказал, что лимит на революции и гражданские распри Россия исчерпала в прошлом веке. В 90-е годы наша страна прошла, что называется, по краю; мы прошли через большие испытания, совершили много ошибок, но страну не развалили, и в этом - реальная заслуга и власти того периода, и гражданского общества. Но не стоит забывать и о том, какой ценой мы вышли из политического, экономического и социального кризиса. Этой ценой являются жизни тысяч российских граждан - граждан, погибших от рук террористов, результатом этих процессов было массовое обнищание людей (прежде всего старшего поколения) и потеря людьми ценностных ориентиров, и наконец эта цена - катастрофическое снижение рождаемости и увеличение смертности в нашей стране. И поэтому главное для развития нашей страны - это продолжение спокойного и стабильного развития. Необходимы просто десятилетия стабильного развития - то, чего наша страна была лишена в XX столетии. Десятилетия нормальной жизни и целенаправленной работы! Я в этом уверен.

По сути, всё, что делалось в стране в последние восемь лет, имело целью дать России длительную перспективу успешного развития. Подчеркиваю: всё, начиная с мер по наведению конституционного порядка и сохранению целостности страны, до восстановления элементарных социальных гарантий для людей. И когда в начале 2000 года мы занимались расчисткой завалов, решением острых, неотложных проблем, уже тогда мы всерьез думали о том, как работать на десятилетия вперед. Думали не только о масштабных экономических задачах, но и о нравственных, о ценностных ориентирах. Без этого не может жить ни одно уважающее себя государство, тем более, такая страна, как Россия с ее исторически обусловленной ролью и с той ответственностью, которую наша страна несет перед мировым сообществом. А главное - с той ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан, поколениями, которые придут всем нам на смену.

Вот почему так важна системная и последовательная работа всех нас по выполнению стратегических ориентиров. Вот почему и нужны десятилетия устойчивого роста. И готовящаяся программа долгосрочного социально-экономического развития, программа до 2020 года - это принципиальный этап, позволяющий увидеть уже сегодня горизонты более длительного порядка, посмотреть на перспективу. Сейчас в Правительстве и под руководством президента идет серьезная работа по согласованию этой экономической стратегии, и должен сказать, что это большая тема, на которой через некоторое время я хотел бы подробнее остановиться в отдельном выступлении.

Говоря о роли гражданского общества в развитии российского государства, можно прямо сказать, что, по сути, роль гражданского общества определяющая. Мы создаем демократию, а значит роль общества в этих процессах всепроникающа и незаменима. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики.

Известно, что в современном мире наиболее развита так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени ее народа осуществляют избранные им представители. И очень важно, чтобы эти представители не забывали о выполнении взятых перед гражданами обязательств. Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере, адекватно было обеспечено. А это значит - на основе широкой общественной поддержки, на базе действующего законодательства и демократических процедур, в основе которых лежит диалог между обществом и властью, диалог о целях и приоритетах национального развития.

Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю, откровенно говоря, малоэффективной, но уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране, и строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом. Каковы эти принципы, как они видятся сегодня? Это, прежде всего, свобода и справедливость; во-вторых, это гражданское достоинство человека, и в-третьих, его достоинство и социальная ответственность. Здесь нам не нужно ничего изобретать. Базовые ценности сформулированы человечеством уже давно. Но применить их к российской специфике порой бывает проблемой, и главный вопрос в том, чтобы сделать так, чтобы наши национальные традиции совместились с фундаментальным набором демократических ценностей. Эта задача, над которой политическая и интеллектуальная элита России бьется уже сто пятьдесят лет кряду, но должен сказать, что сегодня мы значительно приблизились к ее решению.

С одной стороны, мы во многом вернулись к нашим традициям, к собственным культурным ценностям. Именно они и составляют нашу национальную идентичность и при этом являются неотъемлемой частью всей мировой цивилизации. С другой стороны (и здесь нечего стесняться), у нас уже есть собственный, очень ценный, пусть и противоречивый, опыт жизни в условиях реальной демократии. Демократии и политической, и экономической, а сформированные за это время демократические институты успели доказать свою состоятельность, несмотря на проблемы в их развитии.

Мы и дальше будем продолжать вести твердый курс на свободное развитие предпринимательства, защищать право собственности, укреплять общие принципы рыночной экономики. И главное, что мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов; мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей, а это, как вы понимаете, уже во многом проблема воспитания, проблема образования. Собственно, именно этим-то мы в последнее время и занимаемся, занимаемся, наверное, впервые за последнее десятилетие.

Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Будем инвестировать деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства.

Однако эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильным образом структурированного общества, общества демократического и имеющего рычаги влияния на власть, контролирующего эту власть. Вот почему было принято решение о формировании Общественной палаты, призванной содействовать развитию неправительственных структур и институтов общественного контроля. Вот почему мы пошли на серьезное реформирование законодательства о партиях и законодательства о выборах.

Существовавший прежде порядок приводил к тому, что партии порой создавались просто как коммерческий проект под ключ. Разумеется, что при этом они не могли развиваться как реальные политические силы, а выборы превращались в ярмарку популистских обещаний одноразовых партий и блоков, неспособных предъявить людям какие-либо реальные результаты работы. Многочисленные партийные списки не преодолевали заградительный барьер, поданные за них голоса, соответственно, терялись, а представительность избранных парламентов всех уровней снижалась. Порой до трети голосов граждан оказывалось отдано впустую, то есть за не существующие в этом парламенте списки. Такая политическая конструкция была крайне далека от истинной демократии. Сейчас партии становятся реальной силой; это непростой процесс, у нас есть и разные примеры... Тем не менее, растет их влияние на региональные администрации и органы местного самоуправления, и в целом развитие партий усиливает парламентскую, представительную составляющую всей системы государственной власти, а это хорошо.

Кроме того, сегодня уже большинство партий говорит о необходимости соблюдения основных конституционных начал, основных прав и свобод граждан, о том, что достойную жизнь для людей можно построить только на основе эффективно развивающейся рыночной экономики. Кстати, в это почти не верилось пятнадцать лет назад, что по этому поводу можно найти консенсус в нашем обществе, но сегодня можно отметить, что, по сути, консенсус на эту тему в нашем обществе состоялся, и это огромное достижение развития нашей страны за последние восемь лет.

Теперь несколько слов о региональных и местных властях. Мне не раз доводилось слышать, что за последние годы наша политическая система кардинально изменилась, что-то изменилось в лучшую сторону, что-то - в худшую, и стало, мол, больше административной ясности, но гораздо меньше стало общественной поддержки. Между тем, эта административная ясность, то есть четкое понимание того, на каких уровнях какие решения принимаются, - это первое условие обеспечения общественной поддержки. И если власть неспособна сама себя отрегулировать, то она не может получить никакой общественной поддержки. Последняя гарантирована только дееспособной и успешной власти. И так во всем мире.

Вспомните начало 90-х годов. Власть по известным причинам с большим трудом справлялась со своими обязанностями, а страна расползалась вкривь и вкось. Были огромные, просто иногда фатальные, на первый взгляд, центробежные тенденции. Ну, и что там было поддерживать? Поэтому сначала нужно было привести в порядок саму власть и только на этой базе искать общественную поддержку.

Сказанное непосредственно касается и местного самоуправления, которое само по себе является важнейшим элементом любого демократического общества. Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы - так, как это во всем мире - без указаний и распоряжений сверху. Но при этом местное самоуправление, конечно, не должно вырождаться в пародию на народное самоуправление, когда всех его финансовых источников недостаточно, чтобы прокормить себя, то есть муниципальных чиновников. Очевидно, что местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в соответствии с действующими правилами.

Повторю еще раз, потому что это крайне важная мысль: власть существует не для самой себя, а для эффективного управления страной в интересах граждан. Именно к такой модели нам нужно стремиться. К той модели, которая, по сути, основана на общественном договоре между властью и обществом, на договоре, который создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом.

В строительстве такой власти, ответственной перед людьми, равно как и в поиске результатов работы этой власти ведущую роль должен сыграть контроль, и этим контролем занимаются неправительственные организации. Содействие неправительственным организациям, некоммерческим организациям в их работе, выполнение востребованных социальных и общественных задач - несомненный приоритет демократического государства.

И, конечно, современное, процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого - это влиятельные и независимые СМИ, причем и федеральные, и региональные (где очень много проблем), и печатные, и электронные, и так называемые новые средства массовой информации.

Кстати, эта тема связана в целом с другой большой и серьезной глобальной проблемой России. Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма. К сожалению, и это я вынужден констатировать как человек, который давно занимается правом, таким уровнем пренебрежения к праву не может "похвастаться" ни одна другая европейская страна, и это явление, уходящее в нашу седую древность. Между тем, правовым, стало быть, и справедливым государство может быть только такое, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы своей страны, а уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников обществом. Нельзя сказать, что правовой нигилизм возник у нас только в XX веке после октябрьских событий, а в XIX веке было полное послушание. Нет, это не так. Однако в тот период этот нигилизм в значительной мере смягчался религиозными традициями, но в XX веке эта духовно-нравственная основа была практически разрушена, и для правового нигилизма никаких препятствий не осталось. И сегодня этот дух пренебрежения к праву присутствует везде. Давайте вдумаемся: это происходит и на уровне бытового сознания, когда мы даже не поморщившись (даже в голову не приходит никому!) покупаем диски с пиратскими записями, и на уровне бизнеса, когда договоры, определяющие многомиллионные обязанности сторон пишутся на бумажке из трех пунктов, а расчеты происходят, по этому договору, сумками "налички". И, наконец, он проявляется в более серьезных правонарушениях, в тех преступлениях, которые совершают, к сожалению, в большом количестве; в том числе проявляется в форме коррупции в органах власти, коррупции, которая имеет сегодня огромные масштабы, и борьба с которой, по сути, должна превратиться в национальную программу.

Нужно ясно понимать: если мы хотим стать цивилизованным государством, нам нужно, прежде всего, стать государством правовым.

Но, конечно, никакие ценностные, правовые доктрины сами по себе не могут заменить реальное благополучие людей, поэтому повторю: одним из наших ключевых приоритетов должен оставаться сам человек, с его реальными заботами и нуждами. И нужно последовательно работать во всех сферах, касающихся его повседневной жизни - от безопасности до материального достатка.

Новый характер в этой связи приобрела и наша социальная политика и будет приобретать и в дальнейшем. Во-первых, ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а, прежде всего, сам гражданин. Я об этом уже говорил. Именно в них, в этих отраслях и происходит основное регулирование всех этих вопросов, и именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются довольно значительные деньги. Это и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая, семейная политика. Здравоохранение и демографическая программа должны служить сохранению и преумножению российской нации. Кроме того, каждому человеку должен быть открыт доступ к качественным образовательным услугам с тем, чтобы он в полной мере стал востребован обществом и экономикой, а значит, был успешным, был уверенным в завтрашнем дне. Надо сделать всё, чтобы не становилась тупиковой, неразрешимой ситуация, когда человеку приходится менять сферу профессиональной деятельности, переезжать в другой город, менять работу и искать ее в новом населенном пункте, и, наконец, чтобы у нас как можно больше появлялось возможностей для решения жилищной проблемы - как можно у большего количества российских семей. Нам также необходимо грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая бы действительно обеспечивала нашим людям достойную старость, чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с концом жизни, с бедностью и социальной неустроенностью, и чтобы пенсии просто позволяли нашим гражданам жить по-человечески.

Все это вместе - и создание справедливого государства, и развитие сильного гражданского общества, и благополучие людей, на мой взгляд, и есть та основа, вокруг которой можно строить рассуждения вокруг национальной идеи.

Хотел бы несколько слов сказать о том, как сегодня относятся к нашей стране в зарубежных государствах. Понятно, что всё, происходящее у нас, воспринималось и воспринимается сквозь призму соответствия интересам этих государств, и в этом нет ничего ни плохого, ни хорошего. Таковы законы международной политики и законы развития в глобальном мире. Но, к сожалению, у ряда наших партнеров где-то к концу 90-х годов сложилось устойчивое впечатление, что никакого отдельного развития по какому-то собственному сценарию у России быть не может. И, собственно, оно существует. России отводилась в лучшем случае роль добросовестного ученика или статиста, который присутствует в международных делах. Но последние годы, и мы все стали этому свидетелями, наша страна неожиданно (возможно, кстати, и для самой себя) начала довольно активно развиваться по всем направлениям, демонстрировать неплохие темпы роста и макроэкономические показатели, стала активно участвовать в формировании самой повестки дня глобального развития. И если все и дальше будет развиваться по такому сценарию, в ближайшие 10-15 лет Россия вполне способна стать одной из пяти ведущих экономик мира. В чем же основная проблема для тех государств, которые столь внимательно, даже пристрастно наблюдают за нашим развитием? Иными словами, почему нас все еще опасаются? Ответ, на мой взгляд, банален - зачастую им просто неясно, куда движется Россия, и что мы собираемся делать в перспективе. И в этом, на мой взгляд, коренится одно из фундаментальных исторических противоречий, связанных с присутствием России на международной авансцене. Согласитесь, последние несколько столетий, может быть три столетия, к России относились таким образом: большие, упорные и не до конца понятные; вроде бы, хотят развиваться по тем законам, по которым развивается Европа, европейская цивилизация, но кто их знает, куда их занесет... Все эти опасения сохраняются и сегодня. И мы должны продолжать открыто и четко разъяснять наши действия и планы в экономике, в социальной сфере и в политике, находить себе все больше союзников в мире для совместного решения актуальных международных проблем.

Но нельзя забывать и о другом, ведь и самой России приходится определяться с тем, как, будучи независимой страной, себя позиционировать. Ведь одно дело - проводить в жизнь коллективные решения (этом научились десятки, сотни стран), а другое дело - вести самостоятельную игру, самостоятельную внешнюю политику. Надо прямо сказать, что это - удел немногих, и у государств, которые объединились в альянсы, позиция страны не связанной с такими отношениями, вызывает как минимум напряжение. Но и здесь я не вижу никаких фундаментальных проблем и не вижу противоречий. Вся сегодняшняя внешняя политика России абсолютно укладывается в современное понимание международных стандартов жизни. Что особенного делает Россия на внешнем рынке, что не соответствовало бы представлениям об участии сильного государства в мировом разделении труда? Может быть, то, что мы свои энергоносители перевели на мировые цены? Так это наша обязанность в контексте присоединения России к международным экономическим организациям. Может быть, то, что мы, отстаивая национальные интересы, договариваемся с другими государствами, которые также развиваются по своим законам? Но это наша обязанность и перед страной, и перед будущими поколениями. И то, что мы занимаем активную позицию на пространстве СНГ, это тоже естественно. Эти государства - наши соседи, наши близкие соседи, и с кем нам еще дружить, как не с ними? Вполне естественно, что мы более внимательно относимся к процессам, которые там происходят, но и мы, кстати, одновременно попадаем в орбиту интересов этих стран. А то, что мы не обрываем отношений с так называемыми "проблемными" государствами, доставляющими мировому сообществу подчас неприятные эмоции, так это тоже наша обязанность. Самым непродуктивным было бы прервать эти отношения и перейти к ковровым бомбардировкам. Я думаю, что в современном мире это все понимают.

Ни у кого не должно быть сомнений: Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и сотрудничества с мировым сообществом, а ее активное и влиятельное участие в международных делах будет основываться на соблюдении принципов и норм международного права, на укреплении роли Организации объединенных наций в решении мировых проблем. И, конечно, исходя из наших собственных интересов, на понимании меры своей ответственности за разумное развитие демократического мироустройства для решения глобальных экономических и иных проблем.

Уважаемые коллеги, несколько слов в завершение - общего порядка.

Знаете, империи могут возникать и могут умирать. Государства могут приходить в упадок и совершать скачки в своем развитии. Но цивилизация в целом развивается по оптимистическому сценарию. Несмотря на ужасные трагедии, человечество все-таки развивается по восходящей, и думаю, просто уверен, прежде всего потому что оно всегда находило в себе нравственный мотив, побудительную силу развиваться дальше, успешно справляясь с теми проблемами, которые возникали. Для меня сегодня очевидно, что люди, живущие в пределах одного государства, находят в себе силы собраться и работать совместно, солидарно, а наши люди такие силы в себе находят. Значит у такого государства очень многое получится. И мне кажется, что сегодня мы находимся именно в такой точке нашего развития. Мы живем именно в такую эпоху.

Да, еще много сложностей. Но с учетом того непростого пути, который уже Россия прошла в 20 веке, и того, как успешно стартовал для нас век XXI-й, шансы у нас очень неплохие, просто хорошие шансы. Я уверен - у современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством. Очевидно, что и остальные государства в этот период продолжат свое развитие, и, в принципе, наше основное желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности. Поэтому стратегические программы, которые мы сегодня реализуем, также направлены на то, чтобы закрепиться в верхних строчках мировой табели о рангах, позиционироваться в мире правильно, достойным для нашей страны и народа образом, и, используя такие преимущества, дальше развивать и свою социальную сферу, и экономику для наших людей, в целом продолжать динамичное движение вперед.

И поэтому в заключение я хотел бы повторить действительно актуальный для нашего времени девиз, девиз сегодняшнего форума "Россия, вперед!"