"Экономическая отсталость и перманентная политическая нестабильность Киргизии не только мешают ей решать пограничные и приграничные проблемы, но и становятся причиной порождения новых задач в данной сфере". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил профессор Киргизско-Российского Славянского университета (КРСУ), доктор исторических наук, политолог Александр Князев.

"Военный бюджет Киргизии не позволяет в должной мере обеспечить защиту границ государства, а заодно и границ Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), - отметил политолог, - не случайно, после 1999 года, когда из республики была выведена группа погранвойск России, время от времени политики начинают вести разговоры о возвращении российских пограничников, хотя простая логика говорит о нереальности подобного. Прошло 8 лет с того времени, как республика самостоятельно охраняет свои границы, но до сих пор в этой сфере не появилось системной государственной политики", - считает Князев.

По наблюдениям профессора, пограничная служба "меняет свою подчиненность с завидной регулярностью - то она находится в структуре министерства обороны, то становится самостоятельной, теперь - в составе спецслужб... Отсутствие профессиональных пограничных кадров позволяет на руководящие должности в пограничном ведомстве назначать офицеров армии - это в лучшем случае, а чаще - милиции, таможенной или налоговой инспекций и т.д., абсолютно незнакомых со спецификой воинской и пограничной службы. К слову сказать, привлечение милиционеров к охране государственной границы не имеет прецедентов в мировой практике. Отсюда следует и состояние охраны: она осуществляется непрофессионально как минимум".

"Горячей точкой является по большому счету вся линия государственной границы, - подчеркнул Александр Князев, - более-менее благополучно дело обстоит только на китайском участке, где граница была обустроена еще в советское время и в период нахождения здесь российской пограничной группы. Там еще в 1999 году были полностью урегулированы все пограничные вопросы и в 2004 году проведена демаркация границы".

Относительно спокойным на общем фоне является участок границы с Казахстаном, где делимитация была завершена в 2001 году. По словам эксперта, "данное соглашение, подписанное главами государств, было одобрено парламентом Казахстана еще в июле 2003 года, в нем речь шла об определении общей киргизско-казахской границы и установлении демаркационной линии в ряде районов Чуйской и Иссык-Кульской областей Киргизии, граничащих с Казахстаном. Однако соглашение до сих пор в одностороннем порядке не ратифицировано парламентом Киргизии, киргизская сторона все время пытается увязать вопрос ратификации и начало демаркации границы с другими проблемами в двусторонних отношениях. В любом случае, проблемный потенциал на этом участке есть, не все безоблачно".

Довольно беспокойным считает Князев участок киргизско-таджикской границы в Баткенской области. "В последнее время применительно к нему много говорится о так называемой "ползучей миграции", в ходе которой граждане Киргизии выезжают на север республики и за ее пределы, продавая дома и земельные участки гражданам Таджикистана, - заметил политолог, - с Таджикистаном, начиная с 2002 года, шли переговоры, прошло одиннадцать встреч на уровне делегаций, затем стороны приступили к практическому описанию линии границ. Четыре года обсуждались правовые основы, на которых будут оформляться границы".

По данным Князева, с Узбекистаном переговоры по пограничной тематике ведутся с 2000 года. "На данный момент есть достаточно большие подвижки по отдельным участкам, но немало и очень серьезных проблем, которые предстоит решить, чтобы завершить оформление границ. Общая протяженность границ между двумя странами составляет 1 375 километров, из них 993 километра уже согласованы на уровне делегаций. Остальные участки находятся на стадии обсуждения. Почти 400 оставшихся километров состоят из 58 отдельных участков, по ним есть достаточно серьезные несогласованности, которые предстоит преодолевать в ходе переговоров. На территории Киргизии есть четыре анклава Узбекистана. Один киргизский анклав находится на территории Узбекистана. Имеет один анклав на территории Узбекистана и Таджикистан. Кроме того, есть более 30 полуанклавов. Все эти образования создают большие трудности для населения обоих сторон".

Пограничная служба, как и таможенная, во всех странах региона считается довольно прибыльным делом, напомнил профессор Киргизско-Российского Славянского университета. "В условиях отсутствия устоявшейся системы охраны границ, а для Киргизии - слабой контролируемости саомй пограничной службы, она превращается иногда в некую систему кормления, - заметил политолог, - нередко причина пограничных конфликтов заключается в дележке доходов от контрабанды. А кроме обычной контрабанды через республику идет и просто высочайше доходная - наркотрафик. Естественно, его функционирование осуществляется и при определенном участии представителей пограничной службы. Уже несколько лет в регионе осуществляются Программа содействия управлению границами в Центральной Азии (в английской аббревиатуре - БОМКА) и Программа предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии (КАДАП. Финансируют их Программа Развития ООН (ПРООН) и Европейская Комиссия. Результат - количество транспортируемых через территорию республики наркотиков из Афганистана и Таджикистана только растет", - подытожил профессор.