ИА REGNUM приступает к публикации цикла интервью с кандидатами в президенты Армении. В рамках проекта, кандидатам будет предложено озвучить программные тезисы, касающиеся решения важнейших политических, социальных и экономических проблем Армении, в том числе описать перспективы решения внешнеполитических задач. Отметим, что на президентских выборах 19 февраля баллотируются в общей сложности девять кандидатов: премьер-министр Серж Саркисян, лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, глава партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян, лидер партии "Оринац Еркир", экс-спикер Артур Багдасарян, член Бюро АРФД, вице-спикер Ваан Ованнисян, лидер "Народной партии" Тигран Карапетян, экс-советник президента НКР Арман Меликян и глава партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян. ИА REGNUM желает удачи всем участникам предвыборной гонки.

Ниже приводим первое интервью цикла - с кандидатом в президенты от АРФ "Дашнакцутюн", вице-спикером парламента Армении Вааном Ованнисяном.

ИА REGNUM: Г-н Ованнисян, президент Армении Роберт Кочарян на днях выразил мнение, что выборы президента пройдут в один тур, параллельно идут разговоры о том, что кандидат от власти Серж Саркисян наберет 60% голосов избирателей. По вашим оценкам, насколько реальны эти прогнозы? Действительно ли у премьер-министра есть столь мощный электоральный потенциал?

Я думаю, сегодня не стоит предвосхищать исход президентских выборов ни в процентном плане, ни в плане их проведения одним или двумя турами. По большому счету, все решится в результате голосования избирателей. А что касается пожеланий президента о проведении выборов одним туром, я не думаю, что они обоснованны. Теория о том, что избранный во втором туре президент должен оказаться слабее избранного в первом туре не выдерживает вообще никакой критики, поскольку сам Кочарян избирался оба раза вторым туром и от этого слабее не становился. Более того, во втором туре политическая и идеологическая составляющие платформ кадидатов начинают носить гораздо более выраженный, публичный характер. Победивший во втором туре президент приобретает поддержку не столько и не только среди полукриминальных кругов или экономических кланов, но и политических сил и имеет гораздо больше опоры в обществе. Однако самое главное не в этом. Гораздо важнее не результат процесса, а его характер. Можно ли будет в итоге сказать, что состоялся процесс выборов, будет или не будет давления на избирателей, будет или не будет применена практика подкупа электората? Это гораздо более важные вопросы, нежели то, во сколько туров пройдут выборы.

Что касается прогнозируемых результатов голосования, то у меня нет совершенно никаких оснований доверять публикуемым цифрам, особенно, учитывая то, какие персоналии за этими данными стоят. Гораздо больше меня тревожит, что в ходе прошедших недавно обсуждений с участием российских политологов, помимо загадывания и "заказывания" процентов, произошло неприемлемое явление - один из известных российских политологов заявил, что Россия поддерживает кандидата от власти и сделает все для его победы. Возникает вопрос: "Что именно означает это "все"?". На мой взгляд, это явное вмешательство в дела суверенного государства, что совершенно недопустимо. Более того, если российские политологи позволяют себе заявлять такое, почему бы западным политологам также не объявить о своей поддержке какого-либо другого кандидата, скажем от радикальной оппозиции и не заявить, то для его победы они готовы сделать все. Это ведь мы расценили бы как явное и наглое вмешательство в наши внутренние дела, я считаю, что в этом вопросе российской стороне необходимо быть более осторожной. Я думаю, подобные заявления наносят гораздо больший вред "поддерживаемому" кандидату, не говоря уже о том, какой вред они наносят реноме Армении и нашему обществу.

ИА REGNUM: Сегодня оппозиция очень много говорит о возможных фальсификациях. Если это произойдет, то можно ли будет ожидать от АРФД присоединения к действующему достаточно активно оппозиционному фронту?

Ни к кому присоединяться мы не собираемся. У нас будет своя стратегия, своя тактика и свои шаги. Но то, что мы фальсификаций не потерпим - это факт.

ИА REGNUM: Тем не менее, возможно ли ожидать каких-либо радикальных мер от АРФД в случае массовой фальсификации выборов, таких как, к примеру, движение 1996 года, в котором АРФД сыграла не последнюю роль?

Это может показать только ход событий. Я в отличие от Андраника Миграняна (российский политолог - ред.) не занимаюсь прогнозированием заказных ситуаций.

ИА REGNUM: Вы в некоторой степени коснулись влияния России на Армению, в частности, на имидж Армении... Тем не менее, хотелось бы узнать, согласны ли вы с мнением, что все внешнеполитические и внутриполитические инициативы Ереван реализуются с оглядкой на Москву?

Влияние России, безусловно, есть, но в нем не надо усматривать только негативные элементы. Наши союзнические отношения с Россией и членство в ОДКБ определяются нашей национальной стратегией безопасности, и в этом плане они оправданы. Другой вопрос, что Армения имеет свои интересы, и я не сторонник складывания всех яиц в одну корзину. Естественно, военно-политический союз полезен и необходим, и его надо укреплять, но это не означает, что в экономических и политических вопросах приоритетными для Армении должны стать российские интересы, приоритетом должны быть наши интересы, а союзнические отношения должны происходить именно в тех сферах, где затрагивается безопасность Армении и России - это важнейший приоритет. Однако при этом Армения должна вести гибкую политику и сохранять свой суверенитет. В случае моего избрания президентом Армении отхода от дружбы и союзнических отношений с Россией ожидать не стоит. Но не стоит забывать, что Россия ведет более чем прагматичную политику в отношении Армении. Это означает, что в отношениях с Россией с нашей стороны также должна быть введена доля прагматизма. Об этом я часто заявлял, будучи сопредседателем армяно-российской межпарламентской комиссии.

ИА REGNUM: Не считаете ли вы, что по части Армянского вопроса действующие власти не предприняли действенных шагов, переваливая всю работу на диаспору и, тем самым, фактически продолжив курс первого президента Левона Тер-Петросяна?

В этом плане я с вами согласиться не могу. То явление, о котором вы говорите, носит тактический характер. Естественно, лоббистская деятельность внутри отдельных стран должна проводиться гражданами этих стран. Государственное участие Армении тут не только не предполагается, оно невозможно и может нанести только вред. Но политическое укрепление требований армян и политическое укрепление организаций, которые проводят эту линию, во многом зависят от властей Армении. Я не стал бы сравнивать нынешний этап процесса признания Геноцида армян с аодовским этапом, это абсолютно неправомерно.

ИА REGNUM: Тем не менее, в случае вашего избрания, можно ли ожидать активизации на государственном уровне по этому вопросу?

Разумеется, это предусмотрено моей программой. Мы намерены создать специальное министерство по делам диаспоры. Создание такого органа будет полезно для укрепления и правильного развития экономического и политического потенциала организаций армян за рубежом.

ИА REGNUM: Из уст ваших однопартийцев зачастую звучат радикальные заявления - некоторые объявляют, что выступают против передачи зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха, другие выступают за присоединение Нагорного Карабаха к Армении, считая, что армянская сторона лишь в последний момент может уступить Азербайджану и согласиться на независимость Карабаха. Возможна ли смена тактики на переговорах по урегулированию конфликта, в случае вашего избрания?

Прежде всего, не только у моих однопартийцев, но и у значительной части мыслящей публики Армении уже проявляются подобные настроения, которые свидетельствуют о готовности нашего общества к любым сценариям. Но не надо забывать о том, на каком фоне все это происходит. Армения множество раз заявляла о своей готовности к взаимным уступкам. Наши представители, на мой взгляд, шли даже глубже чем надо, детализируя, о каких именно уступках идет речь. Тогда как со стороны Азербайджана мы до сих пор ничего внятного так и не слышали - в чем суть их уступок? Единственное, что мы слышим из Баку, это с одной стороны заявления о готовности к взаимным уступкам и достижению мирного решения конфликта, с другой стороны - восстановление власти Азербайджана не только над освобожденными территориями, но и над самим Нагорным Карабахом. Альтернативой этому, согласно заявлениям Баку, может стать только война. В этих условиях мы конечно должны продолжать заявлять о своей готовности к взаимным уступкам, но в детали уже не вдаваться, поскольку мы не знаем какого содержание уступок со стороны Азербайджана, и какие детали они сами в этом плане предполагают. Я думаю, что мы должны переключить наши тактические ходы и работать в направлении включения НКР в процесс переговоров, а также нейтрализации агрессивного участия Турции, посредством натравливания Азербайджана на Армению. Турецкую тактику мы прекрасно понимаем, они пытаются открыть для нас новый дипломатический фронт, поскольку сейчас армяне всего мира поставили Анкару в достаточно трудное положение, вопрос мирового признания Геноцида армян очень тревожит турецкий истеблишмент, поэтому они пытаются ослабить армянский нажим открытием второго фронта, подстегивая Азербайджан к большей нетерпимости. В этом направлении новая политика нашего внешнеполитического ведомства должна состоять в пресечении подобных попыток. Одним из решений, связанных с нейтрализацией представленной мной проблемы, является требование Армении исключить Турцию из формата Минской группы ОБСЕ.

ИА REGNUM: В ходе презентации своей предвыборной программы, вы заявили, что придете к власти не один, а со своей командой. Вы планируете осуществить серьезные кадровых изменения в исполнительной власти? То есть, произойдет своего рода замена "чужих на своих"?

Для меня нет чужих в этой стране. Поэтому необходимые кадровые перестановки будут основываться не на политической принадлежности или приверженности той или иной идеологии, а исключительно на профессиональных качествах людей, на задачах антикоррупционной политики, которые будут поставлены. Естественно, что это предполагает сотрудничество со многими ведущими политическими силами страны, в том числе с теми, которые сегодня являются нашими политическими конкурентами. При этом привлечение оппозиции я считаю необходимостью. В нашей стране создалась модель, при которой оппозицию всегда рассматривают как силу, находящуюся по ту сторону баррикад, оппозицию загоняют в угол, делают ее слабой, крикливой, недееспособной. В результате у власти всегда есть кнут против оппозиции, а единственным пунктом повестке дня оппозиции является смена власти. Подобное разделение общества на черное и белое, постоянная конфликтогенная ситуация меня не устраивает. Мы пойдем цивилизованным путем, в результате чего оппозиция станет частью государственной системы, будут созданы механизмы участия оппозиции в принятии важных решений. Права политического "меньшинства" в Армении, наконец-то, восторжествуют.

ИА REGNUM: Вы неоднократно отмечали необходимость налаживания и стимулирования развития местной промышленности, насколько это реально в условиях закрытых границ и как в целом вы намереваетесь достичь этой цели?

Вы же видите, как в условиях закрытых границ Армения завалена товарами зарубежных стран. Закрытость границ является препятствием скорее для экспорта местной продукции. Но для того, чтобы к этому экспорту подойти, надо для начала производить. На сегодняшний день объемы импортируемой продукции в несколько раз превышают показатели экспорта. Нам необходимо в этом вопросе добиться баланса, производитель всегда найдет наиболее выгодный для себя транспортный вариант, главное стимулировать его в этом смысле, предпринимая необходимые шаги для того, чтобы себестоимость продукции не была настолько высока, чтобы трудности экспорта делали его деятельность нерентабельной. Со стороны государства это возможно осуществить посредством более гибкого налогового и таможенного законодательства. Кроме того, необходимо также искоренение коррупционных препятствий. Большая часть инвестиций в Армению осуществляется в сферу строительства недвижимости, люди избегают инвестировать в промышленность, поскольку боятся столкнуться с коррупционными явлениями. Сам факт, что в Армению вкладывают средства, свидетельствуето том, что незавершенность карбахского конфликта или транспортные проблемы - не самые серьезные препятствия, и не они волнуют предпринимателей и инвесторов.

Биографическая справка

Ваан Эдуардович Ованнисян

. Родился 16 августа 1956г. в Ереване. В 1978г. окончил Московский педагогический университет. Историк. Археолог. Кандидат исторических наук. 1978-1980гг. - служба в Советской Армии. 1980-1989гг. - научный сотрудник, заведующий научно-исследовательским отделом музея "Эребуни", в 1989г. - научный сотрудник Института археологии и этнографии АН. 1990-1992гг. - участвовал в освободительной борьбе Нагорного Карабаха. 1990-1992гг. - член ЦК АРФД Армении, в 1992-1995 гг. - член Бюро АРФД.1995-1998гг. - был в заключении (по неподтвержденным впоследствии обвинениям). 1998-1999гг. - советник Президента Армении, председатель Комиссии по вопросам местного самоуправления. 1999-2003гг. - депутат НС (избирательный округ N 17). Председатель Постоянной комиссии по обороне, национальной безопасности и внутренним делам НС. Член фракции АРФД. 2003-2007гг. - депутат НС (пропорциональная избирательная система, АРФД). 12 июня 2003 года избран Заместителем Председателя НС. Член фракции АРФД. Член Бюро АРФД. 12 мая 2007 года избран депутатом НС по пропорциональной избирательной системе от АРФД. 7 июня 2007 года избран Заместителем Председателя НС. Женат, имеет двоих детей.