29 января в Сыктывкаре состоялось заседание Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ под председательством премьер-министра Виктора Зубкова. На нем рассматривались возможные подходы к разработке стратегии развития лесного комплекса России. На заседания выступили руководители четырех рабочих групп, созданных при Совете по лесному комплексу при правительстве РФ. Совет уже принял решение о разработке стратегии развития лесного комплекса, которая должна быть разработана в конце марта 2008 года, в связи с этим на совещании в Коми рассматривались концептуальные подходы к разработке стратегии. Директор по взаимодействию с органами государственной власти ОАО "Архангельский ЦБК" Наталья Пинягина рассказала корреспонденту ИА REGNUM об итогах совещания.

ИА REGNUM: Расскажите, какое значение для лесного комплекса имеет организация заседания Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ?

Плюсы этого совещания в том, что на нем координируются действия всех участников отрасли, заинтересованных в развитии лесного комплекса. Замечательно, что появилось такое понятие, как лесной комплекс. Раньше в России были понятия "лесное хозяйство" и "лесная промышленность". Это совершенно разные отрасли, и программы их развития разрабатывались изолированно друг от друга. Существовали "Концепция развития лесного хозяйства" и "Основные направления развития лесной промышленности". Это совершенно разные документы, которые утверждало правительство. Эти программы имели во многом взаимоисключающие дублирующие позиции. Они мешали друг другу, и с 2002 года ни та ни другая не были выполнены. Лесная промышленность и лесное хозяйство - это две очень взаимосвязанные системы. Лесное хозяйство не может развиваться без финансирования и без ориентации на лесную промышленность. Лесная промышленность никак не может развиваться, если не установлены ясные правила лесопользования, если существует некачественный лесной фонд и если нет доступа к лесному фонду. Во всех странах разработана лесная национальная политика и стратегия лесных кластеров. Эта стратегия предполагает поиск приоритетов развития. Так, в России производства, специализирующиеся на выпуске лесной продукции, могут принести максимальный доход бизнесу и бюджетам в виде налоговых поступлений. Следует найти такие механизмы и регуляторы, которые смогли бы стимулировать развитие производств, которые способны обеспечить импортозамещение и вытеснить конкурентов на внешних рынках.

ИА REGNUM: По вашему мнению, достаточно ли в России средств для развития таких производств?

Денег на развитие производств, специализирующихся на выпуске лесной продукции, в России достаточно. У любой крупной лесопромышленной компании существуют свои планы развития производства продукции глубокой переработки древесины. Такие же планы есть и у зарубежных инвесторов. Проблемы привлечения зарубежных инвестиций в России нет, у нас достаточно российских коммерческих денег. И если бы стратегия ориентировала бизнес-структуры и кредитно-финансовые организации на то, в каких регионах и какие производства государству необходимо поддерживать и стимулировать, то это было бы самым важным в данной сфере.

ИА REGNUM: Какие темы, по вашему мнению, были недостаточно хорошо освещены на заседании Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ?

На совещании недостаточно освещалось то, что же необходимо производить и какие для этого надо использовать механизмы. Разговор шел лишь о том, сколько и где построить комбинатов, а также о привлечении для этого денег государства. Но здесь не нужны государственные средства. Еще президент Путин говорил, что программа строительств ЦБК - это дело бизнеса, а не государства. Оно должно создавать только правила игры, разрабатывать законы, прозрачные и эффективные законодательную, налоговую, таможенную и тарифную базы, инвестиционное законодательство, корпоративное право, которое у нас совершенно некачественное по сравнению с другими странами. К сожалению, на совещании не была затронута проблема законодательства - то, какие экономические и правовые меры должны быть приняты в лесной сфере. Вместо этого речь шла о строительстве ЦБК почти во всех субъектах Федерации. В частности, о строительстве комбинатов в Кировской, Вологодской областях, Коми, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Строительство одного такого комбината стоит порядка 1-2 млрд. долларов, строительство длится 5-6 лет, срок окупаемости - 15-17 лет.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, почему строительство таких комбинатов невыгодно России?

Действующие ЦБК в это же время работают не на полную мощность, так как не могут быть насыщены сырьем. А если создать правовые условия для уже существующих мощностей, то их объемы производства возрастут в 2-3 раза. Они обеспечат импортозамещение и вытеснят конкурентов на внешних рынках. Говорить о строительстве в субъектах капиталоемких и долго окупаемых крупных комбинатов, когда на рынке нет возможности сбыта продукции, просто странно. Результаты маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что рынки "закрывают" очень быстрорастущие производства в Китае, Бразилии, Малайзии и вообще в азиатских странах Тихоокеанского региона. Для строительства таких объектов, о которых говорилось на совещании, нет ни кадров, ни инфраструктуры, ни энергоресурсов. Поэтому популистские декларации о необходимости строительства в России 30-40 ЦБК - малореалистичный план, который выглядит как "апрельские тезисы". Весь мир будет смеяться над Россией, мы возвращаемся к "совку". С одной стороны, есть плюсы в проведении таких совещаний, как это, а с другой - такой неконструктивный нерыночный подход очень снизил ценность данного заседания. На нем было очень мало экономических и рыночных предложений о том, каким образом стимулировать и поддерживать производства на базе инвестиционных соглашений. Во всем мире существует такой инструмент, как инвестиционные соглашения между крупными бизнес-структурами и государством. Если бизнес-структуры берутся производить необходимую продукцию, приносящую максимальный доход и государству, и бизнесу, а также соблюдают экологические и социальные требования государства, то государство идет навстречу таким структурам. Им предоставляются налоговые льготы, налоговые каникулы, выделяется лесной фонд по более низким ставкам лесосырьевых ресурсов. Для таких случаев существует целый пакет льгот. Это можно назвать гибкой государственной политикой. Создается такое впечатление, что на совещании просто мало присутствовал бизнес.

Напомним, что участники заседания Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ рассмотрели общую Концепцию развития лесного хозяйства на период до 2020 года, а также многие другие вопросы, касающиеся развития лесной отрасли страны: строительство лесовозных дорог, увеличение средств на лесной контроль, приоритетные инвестиционные проекты, реализующиеся в отрасли. Отметим, что проект строительства Богучанского лесопромышленного комплекса уже включён в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Минпромэнерго РФ, что позволяет ему получить в целях обеспечения сырьём предприятия лесные ресурсы в долгосрочную аренду без проведения аукционов, а также льготы по арендной плате.