Как ранее сообщалось, в Госдуме планируется уже в феврале рассмотреть в первом чтении законопроект, предполагающий внесение дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ с тем, чтобы разрешить в трехденевный срок, а, возможно, в исключительных случаях и раньше, отбирать детей у родителей "при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью" по заявлению органа опеки и попечительства на основе решения мирового суда. По просьбе ИА REGNUM эту законодательную инициативу прокомментировал член Общественной палаты РФ, президент Фонда "Нет алкоголизму и наркотикам" Олег Зыков.

"У меня двойственное отношение к этому законопроекту, - сказал он. - С одной стороны понятно, что при отсутствии системных правовых механизмов защиты прав детей, то есть ювенальной юстиции, тут возможны злоупотребления и нарушения. Профессионализм наших органов опеки вызывает у меня большие сомнения. Но, с другой стороны, то, что творится сейчас в семьях, ужасно, и я понимаю, что движет людьми, которые внесли эту инициативу".

При этом Олег Зыков подчеркнул, что сам факт появления подобного законопроекта свидетельствует о невозможности дальше ждать принятия федерального закона, обеспечивающего создание благоприятных условий для развития ювенальных технологий в регионах. "Общество должно реагировать на те чудовищные факты, которые каждый день становятся известны. Ситуация обостряется до предела, но мы должны помнить, что наша главная задача - сохранение семьи, - подчеркнул он. - Путь к этому известен - скорейшее создание системы ювенальной юстиции. Принятие первого из целого пакета законопроектов, которые уже подготовлены, - проекта закона "О введении ювенальных судов", в котором декларируется создание ювенальной юстиции в России, стало бы демонстрацией политической воли к решению этой проблемы, и я хотел бы отметить, что это в полной мере укладывается в то, о чем говорил Дмитрий Медведев на Гражданском форуме, когда коснулся задачи преодоления правового нигилизма наших граждан. Это, может быть, самое трагическое в нашей современной жизни - правовой нигилизм в контексте отсутствия правовой основы защиты прав детей и целенаправленной социальной политики в защиту несовершеннолетних. В конце концов это выливается в трагедии конкретных детей и конкретных семей".