ИА REGNUM продолжает цикл интервью с кандидатами в президенты Армении. На президентских выборах 19 февраля баллотируются в общей сложности девять кандидатов: премьер-министр Серж Саркисян, лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, глава партии "Национальное единение" Арташес Гегамян (второе интервью цикла), лидер партии "Оринац Еркир", экс-спикер Артур Багдасарян, член бюро АРФД, кандидат от АРФД, вице-спикер Ваан Ованнисян (первое интервью цикла), лидер Народной партии Тигран Карапетян, экс-советник президента НКР Арман Меликян и глава партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян.

На этот раз наш собеседник - лидер оппозиционного Национально-демократического союза, кандидат в президенты Армении Вазген Манукян.

ИА REGNUM: Г-н Манукян, вы принимаете участие в выборах президента Армении не в первый раз. С учетом опыта предыдущих лет, какие новые механизмы ведения агиткампании вы намерены внедрить? Чем отличается ваша программа от представленных другими кандидатами программ? Что, по вашим оценкам, должно привлечь избирателя на вашу сторону?

Каждые выборы, естественно, отличаются друг от друга, каждые выборы имеют свою формулу, которая формируется еще до начала агиткампании. Однако в данном случае я бы затруднился назвать формулу нынешних выборов, сейчас есть какая-то неопределенность. С другой стороны, конечно же, люди не наполнены любовью по отношению к властям, даже совсем наоборот. Но вместе с этим процентов 15 считают (цифры, конечно, условные - Манукян), что "от добра добра не ищут - немного лучше жить стали, так и продолжим", этот тот электорат, который в любом случае, кто бы ни был у власти, будет голосовать за власть вне зависимости от административных и финансовых ресурсов. Это люди, которые просто боятся резких перемен. Такая же часть - 10-15% - настолько ненавидит власть, что согласны на перемены любой ценой. Фактически, вышеуказанные 30% уже определились, за кого будут голосовать и к какому будущему стремятся. Остальные 70% - неопределившийся электорат, который недоволен властью, хотел бы перемен, но стремится, чтобы эти перемены исходили из интересов государства и каждого в отдельности

Что касается новых технологий, то, на мой взгляд, впервые, в Армении предвыборные программы кандидатов начали играть важную роль. Этого не было на предыдущих выборах. Если тогда значительную роль играла идеология - коммунисты или либералы, движение (Армянское общенациональное движение - ИА REGNUM) или антидвижение, то сейчас на программы обращают больше внимания, причем, на мой взгляд, внимание акцентируется не столько на обещаниях, сколько на идеологических основах этих программ - каким видит президент будущее страны.

Существенным отличием нашей программы от остальных стало предложение о внедрении медицинского страхования, механизмов реформирования системы образования и социальной сферы. Мы также поставили вопрос, почему нам не удавалось этого достичь в предыдущие годы. Мы находим, что основной причиной этого является болезнь - плохая Конституция, а также сращивание политических властей с властями экономическими. В настоящее время создалась ситуация, при которой определенная группа людей контролирует всю политическую и экономическую власть, нет конкуренции ни в бизнесе, ни в политике. Все это может привести к загниванию государства. В этой связи в программе отмечается необходимость обеспечения таких условий, при которых бизнесу не пришлось бы искать крышу в лице политической власти. Большое внимание также уделено развитию малого и среднего предпринимательства. На основе всех вышеуказанных пунктов необходимо также разработать новое законодательство и новую Конституцию.

ИА REGNUM: Вы заявили, что формула выборов еще неясна, в связи с чем порядка 70% населения не определились в своих политических симпатиях. С вашим мнением согласны многие эксперты-социологи. С чем вы связываете подобную неопределенность электората?

Неопределенность сказывается не в том, что люди не знают, за кого голосовать, а в том, что утром они выступают за одного кандидата, днем за второго, вечером за третьего. То есть им кажется, что они определились, но на деле они меняют свое мнение постоянно. Создавшуюся ситуацию я скорее связал бы с тем, что в современной Армении люди перестали верить в возможность обеспечения перемен или смены власти при помощи выборов. Поэтому люди стараются объединиться вокруг политика, способного обеспечить смену власти, однако как только им становится ясно, что это опасно для них самих, они стараются отойти в сторону. Отсюда и постоянное изменение политических симпатий и приоритетов. Безусловно, среди участников выборного марафона есть и яркие личности, и серые, однако народ стремится объединиться вокруг того, у кого есть сила, а что есть сила - неясно. У наших граждан, к сожалению, нет осознания того, что они сами являются силой. За силу считается поддержка кандидата извне, финансовые ресурсы - эти факторы, к сожалению, зачастую играют определяющую роль в выборе людей.

ИА REGNUM: В ходе парламентских выборов в прошлом году вы много говорили о необходимости объединения, и одной из причин вашего неучастия в выборах в законодательный орган стала именно разрозненность оппозиции. Сейчас вы небольшой группой решили принять участие в выборах президента, не поддержав ни одного из других оппозиционных кандидатов. Чем вы объясните смену тактики? И как вы прокомментируете мнение о том, что мотивом для отказа поддержать иного кандидата стали ваши личные амбиции, а по мнению некоторых, даже определенные договоренности с властями.

Впервые слышу такие обвинения... Необходимо четко осознать нынешние реалии. Да, есть сила - Левон Тер-Петросян, который всячески пытается свергнуть действующие власти и занять их место. Я считаю неэтичными заявления Тер-Петросяна о том, что те, кто не объединился с ним, - прислужники властей. Это настолько смехотворное утверждение, что серьезно рассуждать об этом даже не имеет смысла.

Что касается большой силы или маленькой силы... Мы - 6 партий, которые с 1988 года были и во власти, и в оппозиции, то есть всегда были на политической арене, нас многие поддерживают. Как оценивается размер группы - маленькая она или большая, где та группа, с которой нам нужно конкурировать? Социологические исследования показывают, что наш рейтинг не отличается от рейтинга тех групп, которые объявляют себя сильными. Кончено, тут есть сильные игроки, к примеру, власть - это сильный игрок ввиду административных и финансовых ресурсов. АРФД - сильный игрок, поскольку является одной из наиболее организованных партий. Мы и Левон Тер-Петросян - сильные игроки ввиду объединения группы партий. Остальные участники - это более слабые игроки. Артур Багдасарян играет больше на арене популизма, он молодой и хорошо работает, хорошо владеет технологиями выборов и не имеет особых финансовых затруднений.

ИА REGNUM: Принято считать, что в условиях Армении мало получить вотум доверия народа, его необходимо еще отстоять. Если выяснится, что фаворитом выборов-2008 являетесь вы, как вы намерены отстаивать свои голоса? Можете ли вы гарантировать, что ситуация 1996 года, когда вы де-факто одержали победу, а у власти остался Левон Тер-Петросян, не повторится?

Гарантировать никто ничего не может, но мы тоже учимся на своих ошибках. Однако если создастся аналогичная ситуация, то необходимо четко осознавать, что не только я имею большой опыт, но этот опыт имеют народ и власть. К чему это может привести, сказать трудно, но если громадное количество народа будет за меня, то это так или иначе обеспечит победу. Здесь важно то, чтобы побежденный знал, что не имеет права переступать закон. Нельзя людей загонять в угол. Если у меня будет поддержка аналогичная той, что была в 1996 году, а тогда, по разным оценкам, за меня проголосовали 60-70% электората, в этом случае организация движения не будет зависеть от моего желания, это станет обязанностью, которую накладывает на меня воля народа.

ИА REGNUM: Несмотря на неопределенность нынешних выборов, какой из сценариев вам кажется более реальным - выборы одним туром, второй тур или "бархатная" революция?

Если выборы пройдут одним туром, естественно, победу одержит власть. Однако власти не удавалось достичь президентского кресла одним туром на двух прошлых выборах. Поэтому я считаю, что и на этот раз ей этого сделать не удастся. Я не исключаю такой перспективы, но считаю ее маловероятной. С другой стороны, в Армении нет такой силы, вокруг которой могла бы собраться вся оппозиция, организовав некое грозное движение, которое бы автоматически обеспечило прохождение оппозиционного кандидата во второй тур. Я считаю, что второй тур будет означать более цивильный подход властей к выборам, и он более правдоподобен.

Что касается возможности реализации "бархатного" сценария, то хотелось бы указать на следующий факт. Говоря о "бархатных" сценариях, мы берем лишь тот отрезок, когда внешние силы начинают помогать, но мы упускаем из виду другой промежуток времени, когда народ недоволен властью, собирается и организует движение, которое действующий режим не допускает к власти, при этом внешним силам тут делать нечего. Если бы в Армении была бы сила, за которой стояли 60-80% населения и они вышли бы на улицу, организовывались митинги и прочие акции протеста, тогда внешние силы могли бы задуматься над тем, что можно поддержать того или иного кандидата или по крайней мере не допустить применения силы со стороны властей. Сегодня я этой силы не вижу.

ИА REGNUM: Оппозиционные силы Армении зачастую критикуют власти за проводимую ими внешнюю политику. В случае вашего избрания каких перемен можно ожидать? Как вы намерены строить отношения с Россией и Западом и какова будет официальная позиция страны в вопросе конфликта США и Ирана?

Мы не очень критикуем власть за внешнюю политику, мы критикуем за конкретные решения, а не за общую идеологию. В вопросе общей идеологии мы понимаем, что Армения должна неукоснительно следовать курсу вхождения в Евросоюз, приводя внутреннюю политику и госструктуры в соответствие с европейскими ценностями. Это долгий путь, и я не знаю, к чему это в конечном итоге приведет. Не ясно, войдет Армения в ЕС или нет, но необходимо внедрять все ценное, что есть в ЕС, при этом не формально, а реально.

Независимо от курса интеграции с ЕС отношения с Россией для Армении имели и будут иметь особое значение, ведь Россия также пытается, хоть и выборочно, построить свою жизнь на европейских ценностях. Для нас отношения с Россией имеют стратегическое значение, и тут не только вопрос безопасности, армяне связаны с Россией. Когда я еду в Москву, это для меня все равно, что ехать домой. Я знаю язык, культуру, мышление этих людей, многие методы принятия решений у нас совпадают. Поэтому Россия для нас очень ценный союзник вне зависимости от вопросов безопасности и рынка рабочей силы. Для нас Россия играет особую роль.

Вместе с тем указываем, что мы должны содействовать всем интеграционным процессам, которые будут проходить на этой территории, включая не только три южнокавказские республики, но и, как бы фантастично это сейчас не звучало, с участием Турции, Ирана, арабских стран и Израиля. Европа при помощи интеграции решила территориальные и внутренне вопросы, что может стать возможным и на этой территории. У нас есть громадные проблемы с Азербайджаном - нагорно-карабахский конфликт, с Турцией - признание Геноцида, в случае с Ираном - конфликт ИРИ с Западом. Вместе с тем наши отношения с Ираном имеют несколько аспектов. У Армении нет выхода к морю, есть четыре соседа, из которых с Азербайджаном и Турцией границы закрыты, граница с Грузией нестабильна ввиду периодически возникающих конфликтов с Россией. Поэтому граница с Ираном - жизненно важна. Это прагматичный аспект двусторонних отношений, но кроме этого есть и более долгосрочные аспекты, за всю нашу историю мы теряли территории, поскольку в конфликте ислама с христианством находились на переднем плане и всегда мечтали о мире христиан и мусульман. И вот такая странная вещь - первая христианская страна - Армения и страна с фундаментальным исламом - Иран имеют прекрасные экономические и политические отношения. Более того, наши соотечественники, проживающие в Иране, пользуются всеми теми же правами, что и мусульмане. Поэтому если США начнут военные действия против Ирана, это станет для нас катастрофой. Я всегда при встречах с представителями Госдепа или внешнеполитических структур Соединенных Штатов высказываю нашу точку зрения об этом и отмечаю, что это станет катастрофой не только для Ирана и США, но и для всего региона. Мы противники этого и должны сделать все, чтобы предотвратить подобное развитие событий.

ИА REGNUM: Можно ли ожидать ужесточения позиции Армении по этому вопросу в случае вашего избрания президентом?

Принимать жесткую позицию в отношении США? Это звучит немного странно... Более того, я считаю, что тут вопрос не в жесткости, всегда найдутся способы умиротворения, смягчения и привлечения на свою сторону многих стран. Многое, что делается в этом мире, делается и из-за глупости тоже. За каждой глупостью, конечно же, тоже стоит какая-то политическая задача, но, возможно, эту задачу спокойными способами решат более умные люди. Нужно указывать способы, и Армения должна сделать это.

Биографическая справка:

Вазген Микаелович Манукян родился в 1946 году в семье беженцев из Мокса, спасшихся от резни. Вазген Манукян окончил Ереванский государственный университет, кандидат физико-математических наук. В 1971-1972 гг. учился в аспирантуре Сибирского отделения АН СССР. В 1972 - 1995 гг. преподавал в ЕГУ. Его политическая карьера началась еще в студенческие годы. 24 апреля 1967 года он был организатором митинга протеста в Москве у стен турецкого посольства, из-за чего вынужден был оставить учебу в Московском университете и вернуться в Ереван. До 1988 года он был основоположником и членом различных легальных и нелегальных политических кружков.

С февраля 1988 года он становится членом комитета "Карабах", а с июня 1988 года - координатором комитета "Карабах". 10 декабря 1988 года вместе с другими членами комитета "Карабах" он был арестован и провел шесть месяцев в тюрьме "Матросская тишина". Он был первым председателем правления АОДа. В мае 1990-го его избирают депутатом Верховного совета, а 13 августа 1990 Верховный совет назначает его председателем Совета министров (премьер-министром). 26 сентября 1991 года Вазген Манукян подал в отставку с поста премьер-министра. Создал в Верховном совете фракцию национал-демократов, вместе с Давидом Варданяном, Аршаком Садояном, Шаваршем Кочаряном, Людвигом Хачатряном, Тиграном Саркисяном, Сейраном Авакяном и другими активистами движения они основали партию "Национал-демократический союз". В 1992 году был назначен госминистром, затем исполняющим обязанности министра обороны, одновременно руководил военно-промышленным комплексом Армении. В августе 1993-го был отстранен с поста министра обороны. В 1995 году был избран депутатом Верховного совета от избирательного участка № 20.

В 1996 году принимал участие в выборах, где, по неофициальным данным, получил большинство голосов, что позволило ему возглавить протестное движение, которое вскоре было подавлено действующими властями. В 1998 и 2003 гг. также принимал участие в выборах президента, однако существенных результатов не достиг. В 2003 году был избран в парламента по спискам оппозиционного блока "Справедливость". В парламентских выборах 2007 года возглавляемая Манукяном партия отказалась принимать участие. Женат, имеет трех дочерей.