Процесс над четырьмя антифашистами, обвиняемыми эстонскими властями в организации массовых беспорядков в апреля 2007 года, известных как "бронзовые события", идет своим ходом, никаких намеренных задержек нет, считает адвокат Леонид Оловянишников, защищающий интересы одного из обвиняемых - лидера добровольного движения "Ночной дозор" в защиту памятника "Бронзовый солдат" Дмитрия Линтера. Об этом адвокат заявил сегодня, 6 февраля, корреспонденту ИА REGNUM, комментируя ход процесса. По мнению Оловянишникова, перерыв в заседаниях до 5 мая объясняется, в том числе, заменой прокурора обвинения и необходимостью нового представителя стороны обвинения ознакомиться с материалами дела. Поэтому адвокат выразил уверенность, что при таком темпе заседаний, приговор будет оглашен в зале суда не раньше осени. Характеризуя состоявшиеся заседания, Оловянишников сообщил, что был заслушан обвинительный акт, затем выступала государственный прокурор Лаура Вайк, проходил опрос ею обвиняемых.

То, что после первых заседаний суд отказался от публичного оглашения перевода речей обвинения и обвиняемых с эстонского на русский язык и наоборот и перешел на перевод через наушники, Оловянишников не считает отказом суда "от гласного характера судебного процесса": "Наоборот, нам стало удобнее работать, да и переводчик стал действовать быстрее. Акустика в зале не позволяет вести громкий разговор. То, что зрители в зале теперь не слышат информацию в переводе на русский язык, это не проблема для защиты".

Тем не менее, адвокат признал, что качество перевода речей в зале суда и оглашаемых документов не является идеальным: "Качественно любой перевод хромает, тем более, в прямой речи. Для защиты это не имеет принципиального значения, хотя филологическая проблема имеется. Это проблема любого процесса, где важен родной язык обвиняемых". Так, подзащитный Линтер, а также другой обвиняемый - журналист Димитрий Кленский - уже указали в ходе суда, что прокурор неточно понимает суть сказанных ими по-русски слов в интервью либо сделанных в СМИ и интернете публикаций, а потому прокурор предлагает ошибочные трактовки сказанного, не опираясь при этом на лингвистический или семиотический анализ: "Как поняла прокурор сказанное или написанное в силу своих способностей, так и говорит. Мы не будем давать оценку адекватности сделанного ею перевода, но, возможно, дадим позже". По мнению Оловянишникова, в отличие от Вайк, судья Виолетта Кываск понимает эстонский и русский язык в полной мере и сумеет представить "адекватную картину".

Говоря о смене прокурора по ходу процесса, Оловянишников заявил, что "защите все равно". Он также не исключил, что новый прокурор Трийн Бергманн может и заявить 5 мая, что "отказывается от обвинения", и тогда будет вынесен оправдательный приговор. "Законы Эстонской Республики подобное позволяют", - сказал адвокат.

Оловянишников также сообщил, что защита не намерена в своих действиях опираться на недавнее заявление представителя оппозиционной партии "Народный Союз Эстонии" Каарела Рюйтеля, члена специальной комиссии парламента по надзору над учреждениями безопасности, о том, что телекоммуникационные фирмы Эстонии уничтожают либо не хранят лог-файлы, позволяющие позже установить факт прослушивания конкретных телефонных номеров в конкретное время и сравнить эти данные с официальным запросом спецслужб на прослушивание, чтобы установить, было ли оно осуществлено на законных основаниях. "Пусть слушают разговоры с утра до вечера - это никакого отношения к позиции защиты не имеет. Хотя если такое незаконное прослушивание имело место, надо разбираться", - сказал адвокат. Утверждения Рюйтеля не являются частью защиты, которая строится на других аргументах, утверждает он.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, чем сейчас занимается его подзащитный Линтер, Оловянишников заявил, что он "не пастор, а адвокат" и встречается с подзащитным только в зале суда, а если и вне его, то только по части защиты. Оловянишников исключил возможность в дальнейшем к привлечению к процессу международной помощи. Говоря о так называемых "международных адвокатах", Оловянишников заявил, что данный термин представляется неуклюжим и напоминает "невозможный термин "международный врач": "Защите никто не нужен. Кроме вреда, это ничего не принесет. К тому же я лично считаю, что и три адвоката - это много". Он вновь заявил о твердой позиции и профессионализме адвокатов подзащитных антифашистов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 14 января в Таллине начался процесс над защитниками памятника Воину-освободителю ("Бронзовый солдат"). Обвинение утверждает, что лидеры общественного движения "Ночной дозор" Дмитрий Линтер, Максим Рева и Димитрий Кленский вместе с учеником таллинской гимназии Марком Сирыком, которого власти называют представителем российского молодежного движения "Наши" в Эстонии, организовали массовые беспорядки в Таллине 26-28 апреля. По материалам дела, "массовые беспорядки сопровождались погромами, разрушениями, поджогами и сопротивлением представителям власти". Согласно статье 238 Уголовного кодекса Эстонии, в случае признания обвиняемых виновными в организации массовых беспорядков, им грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.