Глава Цумадинского района Дагестана Магомед Камилов рассказал корреспонденту ИА REGNUM об основных вопросах, касающихся района, которые обсуждались во время визита президента РФ Владимир Путина в Ботлихский район республики 4 февраля.

Приезд главы страны для нас, действительно, стал неожиданностью. А вот то, что он поставил ребром вопросы социально-экономического развития нашего района, для меня неожиданностью не было. Во время рабочих поездок директора ФСБ России Николая Патрушева и министра образования РФ Андрея Фурсенко, я обратился с инициативой по трем вопросам. Коротко говоря - дороги, газ и электричество. Президент привез 4 февраля почти весь кабинет министров страны, в том числе, руководителей силовых ведомств. Это говорит об особом внимании главы государства к населению нашего района. Ведь дагестанский поход басаевцев в 1999 году начался с Цумадинского района, но они под Агвали (райцентр в Дагестане) получили отпор и стали прорываться в Ботлихском районе. Думаю, Путин уважает наших ополченцев. По его указанию у нас построены две пограничные заставы, строятся самая крупная школа на Северном Кавказе и поликлиника.

ИА REGNUM: Эти вопросы обсуждались на совещании в Ботлихе?

В первую очередь, там говорилось о реконструкции автомобильных дорог. Цумадинский район граничит с Грузией и имеет административную границу с Чечней (Шаройский и Шатойский районы). Поэтому немаловажно, в каком состоянии здесь дороги, особенно, если в перспективе иметь в виду развитие взаимоотношений с соседями в Закавказье.

ИА REGNUM: Существует ли какой-то контакт с населением по ту сторону госграницы сейчас?

Нет никаких контактов. С тех пор, как граница закрылась наглухо. Раньше многие цумадинцы в высокогорье за неимением работы занимались отходничеством в Грузию - работали на строительстве, на чайных плантациях по пять - шесть месяцев, осенью возвращались домой - зимой перевалы закрываются из-за снежных завалов. Да и грузины часто приезжали к нам покупать скот. Много, как всегда на границе, смешанных браков. Сейчас между нами государственная граница, закрытая с обеих сторон. По нашей стороне - в Цунтинском, Цумадинском и еще в Тляраинском районе Дагестана построены около десятка погранзастав. Никаких контактов с Грузией сейчас у нас нет, особенно, после прихода к власти Саакашвили. Но, возможно, хорошие отношения с Грузией у нашей страны восстановятся. Было бы хорошо.

ИА REGNUM: Действительно ли есть необходимость создания транспортного коридора в Грузию? Сегодня Грузия - самостоятельное государство, но в 1801 она добровольно вошла в состав Российской империи, и кто знает, что будет завтра. Может, Саакашвили поймет, что Грузия и Россия могут быть хорошими деловыми партнерами. Выгодно это и для нас, тем более, что ближайшая к нам часть Грузии Кахетия - богатейшая область, товарооборот с которой был бы взаимовыгоден. Путин как дальновидный политик отметил, что нужно создать здесь транспортный коридор. Кроме того, рядом с нами богатый лесами Цунтинский район и хорошая транспортная магистраль только поспособствует экономическому развитию республики.

ИА REGNUM: Вы обращались к президенту и по поводу реконструкции районной сети дорог?

В связи со строительством военного городка в Ботлихе проводится реконструкция дорог в этой зоне. На эти цели выделяется около 4 млрд рублей и 800 млн уже освоены. Реконструируется дорога Махачкала - Ботлих. Если будет достроен тоннель - это значительно облегчит межрайонное сообщение. Например, для жителей Цунтинского района, которые добираются до Махачкалы через наш район, путь сократится километров на 60 (по горной местности). Я выступил в Ботлихе по наболевшим вопросам своего достаточно большого района. Протяженность дорог местного значения здесь составляет 213 км и еще небольшой участок дороги Ботлих - Агвали. У нас очень много лавиноопасных участков (до 80), климат сырой - дороги быстро выходят из строя. И хотя на дорожное хозяйство нам увеличили финансирование на 2 млн рублей, это - мизер. И силами райуправления "Дагестанавтодора" по существующей методике невозможно содержать в хорошем состоянии все наши дороги. По моим приблизительным подсчетам, району необходимо от 300 до 500 млн рублей на подержание дорог на современном уровне, чтобы они были проложены до каждого села, до каждой заставы. Второй наболевший вопрос - газификация. Магистральный газопровод доведен уже до Ботлиха, где со дня на день будет торжественно зажжен голубой факел. Мы также поднимали в своем письме вопрос о газификации. И Владимир Путин поручил этот вопрос Виктору Зубкову, он в свою очередь - руководству "Газпрома". На следующий день после совещания президента в Ботлихе, в Дагестан позвонил заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Анненков и сказал, что нам необходимо срочно определиться с выбором варианта, по какому будет проводиться газификация (подводящий или магистральный). Заметьте, это касается не только Цумадинского, но и Ахвахского, и Цунтинского районов, в котором пять погранзастав, где люди живут в такой бедности! Хочется добиться того, чтобы в перспективе газ дошел до каждого сельского жителя высокогорной зоны. Сейчас совместно с Межрегионгазом мы занимаемся проектом. Важно, что в Москве дали указание согласовывать все варианты проекта с главой муниципального образования.

ИА REGNUM: Магомед Саидович, вы говорили и о строительстве ГЭС?

Проблемы с электроснабжением нас беспокоят часто. Зимой вечно выходят из строя фидеры, линии устаревшие, 35-киловаттные. Сейчас у нас завершается монтаж новой линии электропередачи федерального значения мощностью 110 КВт, в ближайшее время она дотянется до селеления Шаури. На реконструкцию ЛЭП выделено полмиллиарда рублей. Это большое дело для горного района! И, конечно, в перспективе строительства на Андийском Койсу каскада ГЭС. Этот вопрос я ставил в своей записке, завизированной президентом РФ. Компания "Гидро-ОГК" сейчас уже вплотную занимается этим вопросом. В 2011 году планируется начать строительство гидроэлектростанций (Цумадинской, Агвалинской и др.), мощностью 200 тысяч КВт. Очень выгодный проект - энергия будет дешевой за счет удачного расположения ГЭС на порогах реки. В настоящее время Андийский каскад на стадии проектирования. Когда будет готов проект, и он пройдет обязательную международную экспертизу, будет объявлен тендер, в котором примут участие и зарубежные инвесторы (уже есть желающие). Мы рассчитываем на доход от ГЭС в районный бюджет от 70 до 100 млн рублей в виде налогов.