ИА REGNUM продолжает цикл интервью с кандидатами в президенты Армении. На президентских выборах 19 февраля баллотируются девять кандидатов: премьер-министр Серж Саркисян, лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян (третье интервью цикла), первый президент Армении Левон Тер-Петросян, глава партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян (второе интервью цикла), лидер партии "Оринац Еркир", экс-спикер Артур Багдасарян, член Бюро АРФД, кандидат от АРФД, вице-спикер Ваан Ованнисян (первое интервью цикла), лидер "Народной партии" Тигран Карапетян (четвертое интервью цикла), экс-советник президента НКР Арман Меликян и глава партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян.

На этот раз наш собеседник - лидер партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян.

ИА REGNUM: С чем вы идете на президентские выборы-2008? Чем ваша программа отличается от программ других восьми кандидатов в президенты Армении?

Любой политический деятель или партия представляют свой товар, коим являются идеология, подходы и программы. Все вышеперечисленное входит в разряд товаров, которые необходимо выставить на рынок, а в политическом смысле - на выборы. Субъекты же этого рынка отличаются друг от друга именно сущностью и качеством товара, некоторые выставляют на продажу фальшивый товар. В настоящее время каких-либо проблем с обеспечением наличия программ не возникает, поскольку их с легкостью можно скачать из интернета, или, в лучшем случае, можно прибегнуть к помощи специалистов. Поэтому сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда очень сложно понять являются ли те или иные силы в действительности носителями идей и программ, приверженцами которых они себя называют. К примеру, о демократии говорят все, но среди них есть политики, которые фальсифицируют выборы, а вспоминают о демократических принципах лишь после того, как теряют власть.

Наша пария "Национально согласие" хоть и была создана всего лишь в 2000 году, но ее основатели имеют более чем 20-летний политический опыт, в этой связи мы считаем важным воплощение в жизнь тех идей и программ, носителями которых являемся. В действительности, наша программа существенно отличается от программ иных кандидатов. В нашей программе отмечены нестандартные подходы к реформированию Избирательного кодекса, каковых нет ни в одной программе. В частности, мы предлагаем, чтобы граждане имели право в баллах оценить каждого кандидата. Таким образом, граждане выскажут свое отношение ко всем кандидатам, и в результате будет избран тот, кто более предпочтителен для народа. В подобном случае, не будет и необходимости в проведении второго тура президентских выборов, и, что самое главное, будет трудно сфальсифицировать результаты выборов.

Второе самое важное положение нашей программы, это безболезненное разделение экономической и политической власти, в основе чего лежит создание экономического парламента. Мы считаем, что предприниматели должны получить место в этом парламенте согласно объемам выплаченных налогов, соцвыплат и инвестиций. Тогда уже и им не выгодно будет оставаться в тени, избираться в Национальное Собрание и выступать крышей самим себе. Мы также считаем необходимым разработку закона "Об оппозиции", поскольку в нормальной стране оппозиции должно быть предоставлено достойное место, протестные силы должны быть защищены законом. Тем же законом будет определено сотрудничество оппозиции с властью. В Армении почему-то власть забывает, что завтра может стать оппозицией, и наоборот.

Действительно, в программах иных кандидатов есть отдельные положение, которые более или менее совпадают с нашей идеологией. Однако, я еще раз повторю, в моем случае избиратели имеют дело не только с бумагой, но и человеком, который прошел политический путь. Я являюсь сторонником истинной демократии и никогда не предавал эти ценности. Именно в результате этого, в 1996 году я был арестован вместе с другими политиками, когда оспаривал результаты президентских выборов.

ИА REGNUM: Г-н Арутюнян, извините за возможно слишком прямой вопрос. Общественность страны видит вас, слышит о вас лишь от выборов к выборам. Как в таких условиях вы собираетесь бороться за президентское кресло, тем более, что многие из ваших конкурентов политически более активны?

Если моя пассивность оценивается в сравнении с теми, кто 4 года подряд оспаривал результаты выборов, тогда, может быть, и правы те, кто считают нас пассивными. Но посмотрите на тот же блок "Справедливость", где его члены? Они 4 года были очень активными, но на деле оказалось, что они были заняты бессмысленной работой. А я, если мне на данный момент нечего сказать, я не буду попросту выступать. Но, в конце концов, по случаю любого важного события мы высказывали свое мнение. Другое дело, что зачастую СМИ не реагировали должным образом, они больше уделяют внимание парламентским политикам, освещают даже их чаепитие, а важные заявления иных политиков порой оставляют без внимания. Так, до апрельских событий 2004 года (разгон митинга оппозиции в Ереване 13 апреля) я, предвидя эти события, обратился в телевидение с просьбой предоставить мне эфир и предупредить об этом. Мне было отказано в предоставлении слова и в ходе митингов блока "Импичмент". Видимо, они боялись моего слова, поскольку отлично знают, что этот народ не их и после моего выступления может заявить, что я являюсь их руководителем.

Теперь возвращаясь к вопросу о шансах. Если бы в Армении были выборы, итоги которых не оспаривались, тогда бы я поверил, что набрал именно тот процент голосов, который публикуется. Мы чувствуем и видим отношение народа к нам. При обеспечении равных условий, мои шансы довольно высоки. Я готов к дебатам со всеми кандидатами, поскольку считаю конкурентами всех - и власти, и оппозицию. Однако, к сожалению, на протяжении этой предвыборной кампании пока не удалось положить начало политическому диалогу, телеканалы предпочитают освещать деятельность всего одного кандидата, что равносильно тому, что в футбольном матче примет участие всего одна команда и начнет сама с собой играть.

ИА REGNUM: По завершении президентских выборов в Армении в 2003 году вы неоднократно заявляли, что ваши голоса были украдены, а выборы сфальсифицированы. Изменилось ли что-то за эти годы, и нет ли у вас подозрения, что и на этот раз все будет развиваться по накатанному сценарию?

В 2003 году я придерживался одной идеи, и эту идею в прессе даже назвали "теоремой Арутюняна". Она гласила, что если я претендую на то, чтобы народ доверил мне руководство страной на 5 лет, то хоть на один день я должен довериться народу, каждый из них - мое доверенное лицо. Но на деле оказалось, что эта формула не сработала, поэтому на этот раз мы постараемся взять под контроль все избирательные участки, что позволит удержать голоса. Тем не менее, я считаю, что вопрос моих голосов - не только моя проблема, и если тысяча граждан встанут перед избирательным участком, то даже вооруженные 9 членов комиссии не смогут сфальсифицировать выборы. Однако пока народ сам не видит потребность в справедливых выборах, ничего не изменится. Для повышения интереса и веры народа в выборы необходима идеологическая инъекция, которая возможна лишь при создании равных условий для всех кандидатов. Нам предоставлено отнюдь не удобное время для эфира, не все граждане могут услышать наш голос. Я уверен, что, например, при наличии дискуссии с иными кандидатами, у меня намного больше шансов. Мы будем продолжать организовывать встречи с избирателями в областях Армении, но митинги, которые служат демонстрацией силы, мы не приемлем. Те митинги, когда людей перевозят автобусами с одной встречи на другую, что в принципе было и в ходе парламентской агиткампании, мы не признаем. А таких примеров много. Я не хочу заниматься антипропагандой в пользу кого-либо, но мы знаем, кто участвует на этих митингах, и сколько стоит эта работа. Я уверен в своих силах, по крайней мере, в 1996 году, мне одному удалось на протяжении 3-4 часов удерживать народ, когда первые лица вели переговоры, за это мне потом и досталось.

ИА REGNUM: Согласны ли вы с той точкой зрения, что Армения является таким лакомым кусочком, что сверхдержавы так и норовят вмешаться в ее внутренние дела, и, так или иначе, повлиять на исход выборов?

Я считаю, что в Армении нет того или иного влияния извне. Если же та или иная страна проявляет заинтересованность, то пытается вмешаться только тогда, когда вопрос уже практически решен. Я уверен, что президента Армении выберет народ Армении. Сегодня кандидаты пытаются показать, что кто получил "добро" США, а кто - России, однако это видимость.Поскольку в данном случае Россия сама не станет опираться на кандидата, который не имеет рейтинга или доверия своего народа. В тоже время, в нашей программе указано, что Россия является нашим стратегическим партнером, поскольку и по расположению и с учетом культурных традиций, мы имеем столетнюю совместную историю. Сегодня Россия также стремится в Европу, мы не можем идти по тому же пути, расторгая отношения с ней, как это сделала Грузия. Что же касается России, то и из ее интересов исходит видеть Армению демократичной, равно как в наших интересах сотрудничать с демократичной Россией. Это подразумевает предсказуемую власть как в России, так и в Армении, а это означает наличие в стране избранного народом, легитимного президента.

ИА REGNUM: Импонирует ли вам комплементарность внешней политики Армении, и не считаете ли вы, что она рано или поздно исчерпает себя?

В своей программе мы четко указываем, что Армении необходимо совмещать интересы США и России в регионе. В вопросах внешней политики свобода может быть относительной. Если мы не совместим векторы влияния России и США, то встанем на путь уничтожения. Следовательно, совмещение интересов будет только на пользу Армении. Нам не выгодно, чтобы страна ориентировалась на один полюс. В нашей программе также указано, что, будучи членом ОДКБ, мы должны продолжать увеличивать свое участие в программе НАТО "Партнерство во имя мира", без причинения вреда отношениям с другими структурами. И если Армения будет демократичной, никто не станет от нее требовать односторонней ориентации. С Ираком возникла подобная ситуация, поскольку эта страна не была демократичной, а к демократической стране относятся с осторожностью. Не случайно, что в случае с Ираном США пошли на попятную, хотя Иран трудно назвать демократической страной, это - идеологическое государство, народ которого уважает власти, тогда как в Ираке был тоталитаризм и деспотия.

ИА REGNUM: Как вам представляется решение нагорно-карабахского конфликта, отличается ли ваша позиция от позиции других кандидатов в президенты Армении?

Мы хотим, чтобы по карабахскому вопросу все кандидаты подписали подготовленный нами единый документ. Мы обязаны сделать все, что от нас зависит - четко определить проблему, вести соответствующую пропаганды, вернуть Карабах за стол переговоров. Вместе с тем, вопрос Нагорного Карабаха не должен стать предметом спекуляций в ходе предвыборной агитации. Тем более, что первый президент сегодня не изменил своей позиции по карабахскому вопросу, хотя и косметически замаскировал свои подходы. Сегодня он четко не говорит то, о чем говорил в 1997 году.

Что касается решения вопроса, то мы не считаем, что конфликт может быть урегулирован в ближайшее время, поскольку нет соответствующей заинтересованности сверхдержав. Вы знаете, это как в случае известного математика Гильберта, придумавшего задачу, которую никто не мог решить, сам Гильберт также отказывался ее решить, поскольку он не хотел "убивать гусыню, приносящую золотые яйца". Так и сегодня карабахская проблема для сверхдержав является своего рода задачей Гильберта, несущей золотые яйца. Я уверен, что если одна из сверхдержав проявит большую заинтересованность, этот вопрос разрешится. На стол может быть поставлено все что угодно, сопредседатели могут сколько угодно активизироваться, но этот вопрос так скоро не решится. Пока не найден вариант, который удовлетворил бы не только президентов, но и народы сторон конфликта, поэтому этот вопрос решит только время.

ИА REGNUM: Из ваших слов следует, что не народы Армении и Азербайджана решат этот вопрос, а конфликт разрешится при желании одной из сверхдержав, но при этом с учетом интересов народов региона?

Например, когда США постановили решить вопрос с Ираком, они это сделали с молчаливого согласия России, то есть Россия не вмешалась. В вопросе же Карабаха ни Россия не может решить эту проблему без согласия США, ни США без согласия России. Однако на данный момент они не нашли тот вариант решения проблемы, который был бы выгоден им самим в равной мере. Поэтому на сегодняшний день этот вопрос не имеет решения. Но и мы должны стать сильным игроком, как они. Все в конечном итоге зависит от Азербайджана, Армении и Карабаха, однако факт стратегического партнерства России и Армении означает совпадение интересов по многим вопросам, в том числе и по вопросу Нагорного Карабаха. И то, что Россия сегодня не решает вопрос в нашу пользу является следствием нежелания Москвы обострять отношения с Баку. Мы считаем, что итогом должна быть независимость Карабаха - в вопросе статуса НКР не может быть уступок. Азербайджан это сам отлично понимает. В конечном итоге, народ который хочет жить независимо и создает государственные институты, добьется независимости. В этом и главное различие Карабаха от Чечни, которая не пошла по пути демократизации. Мы можем критиковать нынешние власти, но необходимо также уметь отличать хорошее от плохого. В вопросе карабахского конфликта они ведут более выгодную политику, нежели первый президент.

ИА REGNUM: Вы согласны с мнением, что Армения еще 100 лет может развиваться в условиях блокады?

Естественно, блокада препятствует развитию экономики страны, но, вне зависимости от этого, только лишь для того, чтобы жить лучше, мы не имеем права терять Карабах. К примеру, во времена блокадного Ленинграда люди остались в нем и не потеряли Ленинград. Тем более, что мы находимся в куда более лучших условиях, чем были в Ленинграде, мы тем паче не имеем права идти на такие уступки. Есть вопросы куда более важные, чем наше благополучие.

ИА REGNUM: Как вы считаете, существует ли проблема в армянонаселенном регионе Грузии - Джавахети? И Находятся ли армяно-грузинские отношения в зависимости от дружбы между Ереваном с Москвой и соответственно от похолодания грузино-российских отношений?

Вопрос Джавахка - довольно щепетильный вопрос. Армения должна встать на защиту армян этого региона. Важно также то, чтобы мы могли сохранить армянский народ на этой земле. Надо решить и вопрос с грузинским языком. Армяне должны выучить грузинский. Если ты хочешь продвижения в государстве, ты должен знать язык этого государства. Вузы Армении также должны подготавливать кадры для армян Джавахети. Я еще раз повторяю что, вопрос Джавахка - щепетилен, мы не имеет права открывать там второй фронт, по крайней мере, нынешнем этапе. Если Армения будет вести достойные переговоры с Грузией в этом вопросе, то вопрос автономии Джавахети отпадет. Не в интересах самой Грузии создание ситуации, при которой проблемы Джавахка стали бы причиной претензий армян на независимость. Что касается дружественных отношений Армении с Россией, то, естественно, это в какой-то степени отразилось на отношениях с Грузией, однако мы не можем только лишь для того, чтобы угодить Грузии, вести себя с Россией иначе. Тут есть проблема приоритетности отношений. Но при этом, не стоит забывать, что в Грузии находится армянская диаспора. В то же время, сколько бы Грузия не старалась показать, что в других регионах также существуют проблемы, она должна быть осторожной, потому что имеет дело с народом, который доказал: если с ним плохо обращаются, он создает серьезные проблемы.

Биографическая справка: Арам Арутюнян родился 18 февраля 1958 года в Арташате. В 1975 году закончив школу с золотой медалью, поступил на механико-математический факультет Ереванского Государственного Университета. В 1980 году закончив его с красным дипломом, поступил в аспирантуру ЕГУ и был командирован в Московский Государственный Унивеситет им. М.Ломоносова. В 1983 году закончил аспирантуру. С 1984 года по сей день преподает в ЕГУ. Имеет многочисленные научные печатные труды. В 1991-1999 годах был членом отрядов народной самообороны. В 1992 году принимал активное участие в создании военизированных отрядов в населенных пунктах Лачинского района. В 1996-1999 годах был спикером Парламента Объединения "Национальное самоопределение" (ОНС). Во время известных событий 1996 года был арестован. В 1998-1999 годах был членом комиссии при Президенте РА по подготовке изменений в Конституции. Во время выборов НС 1999 года в пропорциональном списке ОНС был вторым. В ноябре 1999 года был исключен из ОНС по причине выявления принципиальности в вопросах внутрипартийной демократии, и в апреле 2000 года с группой единомышленников создал партию "Национальное согласие", председателем которой явлается до сих пор. Женат, имеет сына.