"Патриотизм - означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны". (Теодор Рузвельт)

Ситуация в предвыборной Армении достигла кульминации. Команде первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, решившего вновь взять бразды правления республикой, не удалось через Конституционный суд изменить дату выборов и ровно через неделю - 19 февраля армянский народ сделает свой выбор. С другой стороны экс-президенту удалось добиться заметного роста электорального рейтинга, несмотря на то, что стартовые его позиции были отнюдь не самыми выгодными, сплотить протестный электорат (этот процесс продолжается) после позорных для оппозиции парламентских выборов, вновь превратить радикальную оппозицию во влиятельную силу. И, самое главное - Тер-Петросяну удалось внести раскол в ряды режима и расшатать пирамиду власти. Сегодня можно сказать со всей определенностью, политик, которого многие считали "угасшим", воспламенил внутриполитическое поле, добился электорального равновесия, а до выборов, не исключено, сумеет склонить чашу весов в свою пользу.

Пока Конституционный суд оглашал отказ в удовлетворении иска Тер-Петросяна (надо понимать, что на другой результат истец и не рассчитывал, ему было важно зафиксировать сам факт ограничения его медиа-возможностей ), он, несмотря на свое обещание не покидать республику в предвыборный период, оказался в Москве, где, согласно некоторым источникам, провел встречи с представителями российской правящей элиты. По данным источников, экс-президент Армении ознакомил принимавшую сторону с текущей предвыборной ситуацией в республике, а также поделился мнением, что тенденциозная поддержка того или иного кандидата "от имени и по поручению Кремля", может неблагоприятно сказаться на общей атмосфере в армянском обществе. Он также заверил российских политиков в том, что с его возможным приходом к власти логика армяно-российского стратегического сотрудничества останется неизменной. В текущих условиях диалог с Москвой был крайне важен для оппозиционного кандидата, поскольку кандидат от власти, премьер-министр Серж Саркисян открыто бравирует поддержкой и, как он часто говорит, "близкими личными отношениями" с российскими партнерами. Справедливости ради стоит отметить, что слова премьера подтверждаются чередующимися визитами в бурлящий предвыборными страстями Ереван российских политических деятелей - только за последние две недели там побывали министр транспорта Игорь Левитин, спикер Госдумы Борис Грызлов и премьер-министр Виктор Зубков. Однако при этом, не стоит забывать, что политический ландшафт и кадровая обойма высших должностных лиц в России претерпят существенные изменения после 2 марта, в частности, уже имеется ясность с персоной следующего российского премьер министра.

Визит Тер-Петросяна в Москву пришелся как раз ко времени. За несколько дней до этого он организовал в Ереване крупнейший за последнее десятилетие митинг. В условиях, когда внутренний ресурс постепенно испаряется из рук кандидата от власти Сержа Саркисяна, последнему остается уповать на внешний ресурс. Поэтому поездка Тер-Петросяна, вероятнее всего, стала для армянского премьера весьма неприятной новостью. С другой стороны, если верить местным источникам, Серж Саркисян был крайне пессимистично настроен относительно своих перспектив еще до молниеносного визита экс-президента Тер-Петросяна в Москву. Ряд источников утверждают, что премьер уже переправил своего брата - депутата Александра Саркисяна в Соединенные Штаты, на Запад переведены и некоторые активы семьи.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что на днях к Левону Тер-Петросяну примкнет и лидер партии "Оринац Еркир", экс-спикер парламента Артур Багдасарян. У него с властями свои счеты. Кстати говоря, Багдасарян оказался достаточно принципиальным политиком и, демонстративно оставив состав поддерживающей действующего президента Роберта Кочаряна коалиции власти, не вернулся к диалогу с бывшими партнерами даже в тот период, когда его партия стояла на пороге окончательного развала. Кажется, для бывшего спикера наступает момент истины, и он в этом плане может стать ярчайшим свидетельством несостоятельности методов ведения внутриполитического диалога тандемом Кочарян-Саркисян. Раскалывая набирающие относительный политический вес силы, власти тем самым вот уже 10 лет удобряли оппозиционную почву. За всем этим процессом терпеливо и внимательно следил Тер-Петросян, чьими стараниями захиревшее оппозиционное древо вновь расцвело и видимо скоро начнет плодоносить. Временем "Ч" для Тер-Петросяна стало завершение второго срока правления Роберта Кочаряна.

Между тем, Багдасарян не взял самоотвод в отведенный законодательством срок и продолжает борьбу на выборах в качестве кандидата. Это послужило поводом для утверждений, что единый оппозиционный фронт не состоялся. Однако, не исключено, здесь есть сугубо технологический расчет. По сути дела, оппозицией созданы условия, в которых Сержу Саркисяну практически невозможно будет победить в первом туре (как это недавно прогнозировалось некоторыми). Ибо обеспечение электорального превосходства над оппозицией в лице одного Тер-Петросяна зависело бы во многом от позиционной борьбы и судебных разбирательств после первого тура, в ситуации, когда все могут решить и десятые доли процента. В то же время, победа Саркисяна в первом туре, при условии участия остальных 7 кандидатов, чей совокупный уровень электоральной поддержки явно выше 50 %+ один голос, может быть поставлена под сомнение обществом, чье объединение на волне резкого протеста будет еще более массовым.

С другой стороны Багдасарян уже успел заявить, что объединение оппозиции - есть политическая необходимость, и наличие его имени в избирательном бюллетене не меняет суть дела, поскольку он волен в любой момент призвать своих избирателей голосовать за другого кандидата. Между тем, как стало известно 12 февраля, Левона Тер-Петросяна поддержала еще одна оппозиционная политическая партии, на этот раз представленная в парламенте - партия "Наследие", которую возглавляет первый министр иностранных дел Армении Раффи Ованнисян. Таким образом, об оппозиционном фронте, ведомом Тер-Петросяном, Багдасаряном и Ованнисяном можно говорить как о состоявшемся факте.

Рассчитывающий на синдром "возвращающегося хозяина", Тер-Петросян получил нужный эффект. Первый президент сегодня прекрасно осведомлен, что поддерживающий его ресурс сосредоточен не только в муниципальных и финансовых структурах, но и в правительстве. Известно о наличии весьма солидного контингента сторонников Левона Тер-Петросяна практически во всех министерствах, включая оборонное и внешнеполитическое. Более того, президентская администрация пропитана кадрами, которые, по крайней мере, не скрывают своего подчеркнутого уважения к деятельности первого президента. Пирамида власти в Армении, которая могла бы показаться неискушенному наблюдателю монолитной, дала трещину в местах скопления сохранившей свои идеологические корни "АОД"-овской бюрократии. Такая картина наблюдается не только в Ереване, но и в областях республики.

Еще с конца прошлого года многим жителям Лорийской области от имени "Левона" (Тер-Петросяна) списывались бытовые и продовольственные долги вследствие чего многие из граждан засидевшихся в долговой яме, встали на сторону первого президента. Разумеется, что подобный механизм без поддержки как минимум сочувствующих Тер-Петросяну чиновников и бизнесменов просто не появился бы на свет. Например, известно, что "лорийское долговое всепрощение" курировал начальник Туманянского отделения Налоговой службы Армении Карен Софьян, который еще недавно встречал первого президента хлебом-солью в городе Алаверди. Здесь важна не столько позиция того или иного чиновника (он, конечно, волен сам определять свои политические симпатии и антипатии), сколько факт глубинного раскола внутри властных структур. Показательная в этой связи ситуация сложилась в Сюникской области Армении.

Газета "Сюняц ашхар", которая имеет весьма широкую читательскую аудиторию, открыто призывает народ к свержению режима. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что финансирует это издание директор Зангезурского медно-молибденового комбината Максим Акопян, кстати, руководитель предвыборного штаба Сержа Саркисяна. Упоминания о том, что именно этот представитель крупного бизнеса является спонсором газеты, время от времени появляются на страницах данного издания. "9 апреля Роберт Кочарян благо покинет президентское кресло, и это событие станет наиболее вожделенным событием года, - отмечает газета в своем номере от 20 января. - Однако, до этого мы, рядовые избиратели, хотим получить информацию по некоторым вопросам, связанным с уходящим президентом. Самый главный вопрос относится к карабахской проблеме. Каким именно образом смена власти в 1998 году содействовала урегулированию этой проблемы, и содействовала ли вообще? Возможно, Кочаряну просто нечего ответить на это?". Действительно, вопрос этот насколько своевременен, настолько и неприятен для действующих властей. Как известно, уход Левона Тер-Петросяна с поста президента был обставлен так, как будто он был связан с его откровенно пораженческой позицией по дальнейшей судьбе Нагорного Карабаха. Даже если принять данную версию на веру, то дальнейший переговорный процесс, во главе которого стали Роберт Кочарян и глава МИД Вардан Осканян, развивался довольно странным образом. До общественности, пребывающей в полном неведении деталей переговоров, время от времени доносилась весьма нелицеприятная и совершенно не напоминающая победные реляции информация. Венцом процесса стала речь Сержа Саркисяна в парламенте Армении и его фраза "Агдам - не наша Родина", что было призвано обозначить готовность Армении к компромиссам. К таковым призывал в свое время и Тер-Петросян. Тогда, спрашивается, за что воевали-то? Так что, уроки 97-го Кочаряну придется-таки вспомнить.

Пока Тер-Петросян конструирует оппозиционный фланг, процессы децентрализации идут в лагере власти - в контролирующей парламент Республиканской партии Армении, которую и возглавляет Серж Саркисян. Важно напомнить, что РПА добилась серьезнейших позиций на политическом поле Армении в период, когда ею руководил покойный Андраник Маргарян. Достигнуто это было благодаря уникальной позиции Маргаряна - на тот момент премьер-министра. Он играл функцию некоего баланса между властью и экс-правящей оппозицией, поддерживал дружеские контакты с семьей убитого в парламенте премьера Вазгена Саркисяна. Сегодня отсутствие этого баланса наблюдается как никогда явно.

Итак, с Республиканской партией и ее кандидатом на президентских выборах не все однозначно. На митинге 9 февраля - депутаты от этой партии Акоп Акопян и Сасун Микаелян открыто примкнули к Тер-Петросяну - что, конечно же, необходимо рассматривать в общей логике действий предпринимаемых первым президентом с целью развала партийно-политических надстроек своих оппонентов.

Любопытные процессы происходят и в рядах Армянской Революционной Федерации "Дашнакцутюн" - партнера коалиции власти, выдвинувшей собственного кандидата на выборах в лице вице-спикера парламента Ваана Ованнисяна. Именно с представителями АРФД первый президент встретился в сентябре прошлого года на начальном этапе своей "новой борьбы", условившись о "цивилизованных" методах борьбы в ходе предвыборной гонки. И тактика, избранная АРФД, которую, кстати говоря, Тер-Петросян в бытность свою президентом притеснял, ныне сильнее всего бьет по кандидату от власти Сержу Саркисяну, несмотря на то, что некоторые представители этой партии в силу нежелания терять столь дорогие сердцу министерские портфели тяготеют к нему. Однако позиция АРФД, превратившей торг в политическую категорию и ради трех министерских портфелей взявшую на вооружение стратегию "ни власть, ни оппозиция", дала видимо свои плоды - весьма плачевные. На днях ряд членов АРФД заявили о своей поддержке Левону Тер-Петросяну. И хотя партия поспешила опровергнуть их заявление, дыма без огня, как говорится, не бывает.

Между тем, прекрасно понимая, что власти могут пойти "ва-банк" - а это открытые силовые репрессии и тотальная фальсификация выборов, команда Тер-Петросяна разработала соответствующий план действий. Во-первых, суть этого плана заключается в максимальном нивелировании административного и силового ресурса путем привлечения на свою сторону чиновников и силовиков, многие из которых не в восторге от своей карьеры. С другой стороны, усилия Тер-Петросяна ведут к повышению протестного настроя, а значит и иммунитета поддерживающего движение населения. Обеспечив себе поддержку определенной части силовиков, представителей фискальных органов и бизнес-кругов, Тер-Петросян, хорошо знающий элиту, не верит в честность и открытость избирательного процесса и готовит проведение акций протеста по всей стране. Сегодня, соответствующие базы тер-петросяновцы подготавливают в городах Ереван, Севан и Эчмиадзин, в Лорийской и Сюникской областях. В функции этих баз будет входить обеспечение протестующих всем необходимым, дабы обеспечить продолжительное пребывание масс на улицах.

Таким образом, экс-президенту удалось реализовать план развала действующей пирамиды власти. О его победе на выборах говорить еще рано. Но уже сегодня можно с большой долей пессимизма говорить о возможности выполнения чрезвычайно сложной, почти невозможной задаче, которая стоит перед Сержем Саркисяном - победе в первом туре. И если эта задача не будет достигнута, победа Тер-Петросяна может оказаться предрешенной. А причин для этого множество: это и безграмотное ведение внутренней кадровой политики, лишенная прагматизма внешняя политика, полное отсутствие государственной идеологии как таковой. Правящая команда всем своим видом демонстрировала народу - что единственная идеология, которой они служат, это деньги. Улавливалось в каждом движении властей и их окружения. С другой стороны основным курсом во внутренней политике стало технически обработанная процедура доведения до банкротства политических сил, причем как оппозиционных, так и лояльных властям. Сегодня можно лишь вспоминать таких политиков как Сейран Авакян, Рубен Мирзаханян, Самвел Бабаян....

Вместо них создавались мелкие искусственные партии - сотни партий, руководители которых вкладывали в свое "детище" значительные ресурсы, но потом оказывались "ущемлены" властью и отправлялись в лигу аутсайдеров. Таким образом, власти своими же руками не только вернули Тер-Петросяна на политическую арену как наиболее сильного оппозиционного лидера, но и обеспечили его финансами тех самых "аутсайдеров", которые хоть и заявляли о любви и преданности властям, однако на деле жили в ожидании реванша. Кроме того, придя на смену Тер-Петросяна, действующие власти фактически продолжали руководствоваться придуманной Тер-Петросяном схемой, о слабых сторонах которой как никто другой знал сам экс-президент. Кочарян и Саркисян почему-то решили абстрагироваться от национальной идеологии, продолжая проповедовать идеи либерализма и выставляя себя в роли либералов, каковыми на самом деле не являлись. Укореняли либеральную идеологию и "аодовские" кадры, разместившиеся по различным учебным заведениям с претензиями на почетную роль властителей дум молодого поколения, абстрагированного в силу возраста от исторических моментов темно-АОДовского прошлого, но по милости сегодняшних властей подступившего невероятно близко к краю морально-нравственной и культурной бездны, готовой поглотить не только это поколение, но и материнское тело земли его породившей.

Александр Исраелян - независимый политический обозреватель