Обзор СМИ Читинской области за 18-26 февраля

"Эффект" в номере за 20 февраля - за неделю до 90-летия со дня создания органов безопасности в Забайкалье - публикует интервью с бывшим начальником регионального управления ФСБ по Читинской области Виктором Останиным, который в настоящее время является председателем постоянного комитета аграрной политики Читинской областной думы.

Останин вспоминает, что происходило в регионе на стыке 80-х и 90-х годов: "В этот период стали активно развиваться внешнеэкономические связи с Китаем. Процветал примитивный шоп-туризм, когда наши граждане вывозили из страны алюминиевую посуду, армейские сапоги и шинели, а взамен ввозили сомнительного качества текстильные изделия. Либерализация внешнеэкономической деятельности происходила практически бесконтрольно со стороны государства, что приводило к крупным злоупотреблениям со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Стремительно пустели парки хранения железнодорожной техники, спросом у наших соседей пользовались рельсы, изготовленные из высококачественной стали. Попытки остановить эту экономически невыгодную торговлю, сопровождающуюся повсеместным хищением чёрных и цветных металлов, предпринимал тогда областной Совет народных депутатов. Однако закон о запрете вывоза чёрных и цветных металлов был опротестован областной прокуратурой и по суду признан противоречащим федеральному законодательству".

Тогда же, вспоминает Останин, возникло дело о минеральных удобрениях: "Цена на них в Китае по сравнению с нашей приводила к тому, что в каждом вагоне, уходящем за границу, находилось 16-18 тонн неучтённых в перевозочных документах и в международных контрактах. Предприимчивые соседи построили в Маньчжурии складские помещения, куда отгружали излишки удобрений, а затем реализовывали их в своей стране, либо в соседних государствах. Мы подготовили соответствующую информацию в обком КПСС, после чего ситуацию на короткое время удалось локализовать. Но ненадолго. Управление страной в тот период уже было нарушено, и весь комплекс административных мер по защите интересов государства и общества начал давать серьезные сбои".

"Эффект" напоминает, что 15 февраля в рамках V Красноярского экономического форума состоялась встреча первого заместителя председателя правительства России Дмитрия Медведева с представителями прессы Сибирского федерального округа. В числе прочих Медведев отвечает на вопрос о том, когда же заработает федеральная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья.

По словам вице-премьера, программа заработает только тогда, когда сложатся "все составляющие экономического развития": "В первую очередь, это развитие и возрождение производства, особенно в тех местах, где оно было остановлено в 90-е годы. Должна обустраиваться социальная сфера, что особенно важно для Забайкалья. Там есть свои приграничные проблемы. Такие, как школы. За счёт федеральной программы они не финансируются. Но мы должны за счёт программы поддерживать нормальную человеческую среду, особенно когда субъект федерации входит в приграничную область. То же самое в отношении здравоохранения, крупных аграрных хозяйств. Мы должны предпринимать экстренные усилия, чтобы они там не загнулись, хотя бы для того, чтобы сохранить там население".

Медведев считает, что гарантия успеха - заинтересованность всех сторон в реализации программы: "Сейчас я вижу такую волю и желание не только со стороны федерации, но и со стороны региональных и муниципальных властей. Помимо воли у нас есть приличные федеральные средства. Есть бизнес, который уже не боится Дальнего Востока и готов вкладывать в него деньги. Я на прошлом совещании задавал вопрос, сколько целлюлозно-бумажных комбинатов было построено в дальневосточном регионе. Мы должны заниматься экологической ситуацией. Мы понимаем, что вокруг нас по всему периметру строятся эти ЦБК - в Китае, в Финляндии. И все работают на высоких технологиях, получая от нас первичное сырье. Всю добавленную стоимость оставляют у себя. Мы должны её дома оставлять. Это совсем другой уровень доходов. Вот тогда эта программа заработает, но только при активном взаимодействии бизнеса и власти".

"Экстра" в номере за 20 февраля в очередной раз поднимает проблему экспорта круглого леса из Читинской области: "Об объёмах этой напасти говорят цифры. Так, по данным Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в 2007 году 91% из структуры отгруженной продукции составили поставки круглого леса. Второе место по отгрузкам со значительным отрывом от кругляка составили пиломатериалы, то есть обработанный лес, базы для которого в области почти нет. Практически незаметные доли в этом графике приходятся на отгрузку шпал и прочих изделий из древесины - по 0,47% и 0,53% соответственно".

В 2007 году, несмотря на многочисленные запретительные меры, экспорт деловой древесины в сравнении с 2006 годом не только не уменьшился, но и возрос более чем на 400 тысяч кубометров: "Такая картина появилась из-за значительного превышения показателей 2007 года по сравнению с предыдущим в первые семь месяцев года. Пик отгрузок пришелся на март 2007. Потом волна начала спадать и уже в августе экспорт деловой древесины стал меньше, нежели помесячные показатели 2006 года (158 275 против 201 112 тонн). К декабрю 2007 года экспорт забайкальского дерева вновь потянулся вверх и составил 219 821 тонну". Однако есть и обнадёживающие показатели: "На 80 тыс. кубических метров в 2007 году по сравнению с 2006-м увеличились поставки деловой древесины на внутренний рынок страны, заметный рост вывоза распиленного леса наблюдался в сентябре-декабре 2007 года".

Заместитель губернатора Читинской области, председатель Комитета промышленности и природных ресурсов Евгений Вишняков говорит о том, что принятый осенью областной закон, регламентирующий работу лесоприемных пунктов, уже даёт результаты: "Документ не просто действует, он приносит результаты. В 2007 году была приостановлена деятельность 109 пунктов отгрузки древесины, на которых дела велись по старинке, а не по закону. На запрещённые пункты прекратили поставку вагонов и отключили электроэнергию. Это одна из мер, благодаря которым руководство области надеется обуздать шквал незаконных вырубок леса на территории Забайкалья. К слову, из 109 закрытых властями пунктов 36 уже возобновили свою деятельность - но только после устранения нарушений областного закона".

Говорит Вишняков и о перспективах развития глубокой обработки древесины: "В планах развития региона на 2008-2012 годы есть проект строительства нового завода по производству шпал на базе железнодорожной станции Карымское. Основным инициатором строительства шпалозавода является Забайкальская железная дорога. Создание этого предприятия должно стать одним из этапов появления в области целого ряда крупных комбинатов по переработке древесины".

А вот проект строительства целлюлозно-бумажного комбината в посёлке Амазар Могочинского района сегодня находится в замороженном состоянии из-за отсутствия инвестора: "Спонсировать строительство собиралась одна из китайских компаний, однако после того, как начались сложности с передачей участка, на котором должен был располагаться Амазарский ЦБК, финансирование прекратилось. Сейчас мы ищем инвестора в России".

"Экстра" берёт интервью у главы администрации Агинского Бурятского автономного округа, который 1 марта вместе с Читинской области войдёт в состав Забайкальского края, - Баиром Жамсуевым.

Выясняется, что у приглашённого на работу в аппарат президента Жамсуева 7 февраля состоялась рабочая встреча в администрации президента: "У меня состоялось собеседование с помощником президента Абрамовым Александром Сергеевичем, секретарем Государственного Совета РФ. Мне предложено перейти на работу помощником руководителя администрации президента. В круг моих задач входит работа в консультативной комиссии Государственного Совета РФ, выполнение поручений руководителя администрации президента. Пока не очень точно представляю свою деятельность, но буду работать дальше в соответствии с полномочиями. Большая ответственность федеральный чиновничий ранг достаточно высок. Постараюсь с учетом моего жизненного, профессионального опыта, знаний, в полной мере, эффективно решать задачи, поставленные передо мной".

Жамсуев желает действующему губернатору Читинской области Равилю Гениатулину, назначенному на должность главы Забайкальского края, выдержать те договора, которые были заключены по особому статусу Агинского округа: "Здесь многое зависит от его политической воли, чтобы в округе все сохранилось местное самоуправление, темпы социально-экономического развития, родной язык, культура, образование. Мною внесено предложение о подписании соглашения между Забайкальским краем и Республикой Бурятия о сотрудничестве в области культуры, языка, образования. Когда перестали существовать Усть-Ордынский Бурятский автономный и Агинский Бурятский автономный округа, центром бурятской культуры остается Республика Бурятия".

По словам Жамсуева, управленцы из администрации округа не будут забыты на краевом уровне: "Есть предложения губернатору края по кандидатуре на пост вице-губернатора. Рекомендованный нами человек много лет проработал со мной, профессиональный, энергичный, умелый руководитель. Не станем опережать события, официальное его назначение произойдет осенью. В структуре Забайкальского края он будет называться вице-губернатором, он же член правительства Забайкальского края, в его полномочия входят обязанности главы администрации округа. Ни один человек не будет забыт из управленцев. На местах они перейдут под краевое управление. На уровне работы в руководстве Забайкальского края я сделал предложение губернатору по более чем 20 кандидатурам".

"Экстра" пытается разобраться в том, как протекает судебная тяжба между Региональной службой по тарифам (РСТ) и владельцами маршрутных такси Читы: "По данным Региональной службы по тарифам, в Чите одни из самых высоких в стране цен на пассажирские перевозки. Но владельцы маршрутных такси считают, что занимаются перевозками себе в убыток: мол, стоимость бензина и запчастей кратно возросла, как и инфляция. Все читинцы помнят декабрьскую эпопею с повышением цен в маршрутках. Несмотря на массу переломанных копий со стороны предпринимателей, цены на проезд удалось удержать от резкого скачка. У бизнесменов - своя правда, у контролирующих органов - своя. Но закон-то для всех один".

Предприниматели считают, что тарифы на пассажирские перевозки должны регулироваться не административными методами, а экономическими: "Нас, частных перевозчиков, реально взяли за горло, считает один из владельцев маршруток Сергей Кожевников. После того, как в декабре нам не дали повысить цену на проезд, 80% наемных водителей уволились: им не выгодно ездить по старой цене, так они зарабатывают копейки. Мы считаем, что, вмешиваясь в установку тарифов, РСТ существенно нарушает наши законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности".

В администрации города считают, что экономических обоснований повышения стоимости проезда в маршрутных такси нет. Соответственно, и повышать цены им не позволяют: "К тому же, индивидуальные предприниматели ссылаются на то, что подорожал бензин, хотя 70% маршруток ездит на газе, цены на который остались прежними. Но, несмотря на это, в нескольких маршрутках были замечены ценники для отдаленных районов - "20 рублей". У РСТ на это самоуправство один ответ наказывать штрафом".

В конце 2007 года восемь индивидуальных предпринимателей, занимающихся маршрутными перевозками по городу Чите, обратились в арбитражный суд с исковым заявлением об оспаривании нормативно-правового акта РСТ. Владельцы маршрутных такси заявили, что у мэрии и РСТ нет полномочий и законных оснований вмешиваться в определение цен на проезд: "Суд посчитал, что регулирование тарифов на основании арбитражно-процессуального кодекса не подсудно арбитражному суду, и принял решение производство по делу прекратить. Но предприниматели не собираются опускать руки и будут обращаться в суды общей юрисдикции".

"Эффект" сообщает, что в Чите возбуждено уголовное дело по многочисленным фактам подделки подписей в поддержку кандидата на пост президента РФ Михаила Касьянова: "В ходе проверки 12 подписных листов выяснилось, что Касьянова "поддержали" четверо давно умерших забайкальцев. Сторонники Касьянова смогли "найти" двух человек, объявленных в федеральный розыск. Кроме этого, несколько забайкальцев открыто заявили, что никогда не ставили своих подписей в поддержку Касьянова, и как они оказались в подписных листах, им неизвестно".

Ещё в начале февраля в правоохранительные органы Читинской области обратились жители Читы, которые уверены в том, что их подписи без их ведома использовались в подписных листах в поддержку Касьянова для заверения в качестве сборщиков: "По словам заявителей, использовалась одна и та же схема незаконного использования подписей. Жители столицы Забайкалья устраивались на работу для сбора подписей, собранных в поддержку Касьянова. Спустя время, видя бесперспективность подобной работы, они отказывались от неё. Однако, читинский предвыборный штаб кандидата в президенты России, без их ведома использовал нотариально заверенные данные читинцев для оформления собранных подписей. Подделка подписей проводилась, по словам одного из заявителей, исключительно в материальных целях, за каждую собранную подпись, выдавалось 15 рублей".

Пытаясь оправдать "откровенную уголовщину", читинский предвыборный штаб Касьянова распространил информацию о том, что проводимая проверка является преследованием за политические взгляды, пишет газета: "Однако читинские СМИ отказались публиковать явную фальшивку. Судя по тому, как в свое время создавалось региональная структура в Чите, ничего другого ожидать и не приходилось. Похоже, глава оппозиционной партии и не подозревает, как плохи дела его соратников в Забайкалье".