Перестрелки

По сообщению 1 news.az, 22 февраля подразделения армянских вооруженных сил обстреляли из автоматов и пулеметов, находящиеся напротив позиции вооруженных сил Азербайджанской Республики. С 16.10 по 16.25 часов обстрел велся на безымянных позициях и вблизи села Тапгарагоюнлу Горанбойского района, с 23.45 по 0.00 часов - вблизи села Чилебурт Тертерского района, а 23 февраля с 05.00 по 05.05 часов - вблизи села Джевахирли Агдамского района. Во всех случаях противник был подавлен ответным огнем, жертв нет.

Подразделения армян ских вооруженных сил 22 февраля с 15:30 до 15:40 по местному времени с позиций, расположенных неподалеку от села Гойарх Тертерского района подвергли обстрелу противоположные позиции Азербайджанских вооруженных сил. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет. ("525-я газета").

Подразделения вооруженных сил Азербайджана 24 февраля с 22:03 до 23:25 с позиций, расположенных на территории Шаумяновского района Нагорно-Карабахской Республики подвергли обстрелу противоположные позиции Армии обороны НКР. Как сообщили ARMENIA Today в Министерстве обороны НКР, ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

По сообщению "АПА", 27 февраля армянская сторона обстреляла позиции азербайджанской армии близ безымянных высот Физулинского района, а также деревни Гюлюстан и безымянных работ Геранбойского района. Кроме этого, подразделения вооруженных сил Армении с позиций, дислоцированных в Ноемберянском районе Армении, подвергли обстрелу азербайджанские войска, находящиеся в Газахском районе. Согласно информации, огонь велся из автоматов и пулеметов.

Азербайджану не нужен мониторинг?

Бакинская газета "Эхо" задается вопросом - нужны ли мониторинги на линии соприкосновения вооруженных сил? "А что если Азербайджану в одностороннем порядке заявить об отказе от участия в организации мониторингов миссии ОБСЕ ввиду их полной бессмысленности в нынешнем формате? Быть может, этот шаг сможет привлечь внимание руководства ОБСЕ и стран-членов Минской группы к существующей проблеме?" "Вообще отказ от мониторингов, от переговоров, от других подобного рода вещей во всяком случае ничего позитивного для стороны, которая предпринимает подобные шаги, не приносит, - ответил газете азербайджанский политолог Расим Мусабеков. - Поэтому такой шаг был бы бессмысленным. Отказ от мониторинга никакого внимания к сегодняшней ситуации не привлечет, и тем более, не продвинет вперед процесс урегулирования". В свою очередь независимый военный эксперт, руководитель Информационно-аналитического центра "Третий взгляд" Рауф Раджабов заявил "Эхо": "Не думаю, что вообще такие революционные, кардинальные изменения правил игры (тех самых правил, по которым уже многие годы идет урегулирование карабахского треугольника) могут позитивно повлиять на сам ход процесса политического разрешения конфликта. Вообще-то следует не то чтобы отказываться от проведения мониторингов, а поставить перед самой ОБСЕ вопрос об их действенности. Не стоит отказывать миссии Анджея Каспршика в возможности исполнения возложенных на него функций. То есть в данном случае это может негативно сказаться как на имидже Азербайджана, так и на всем ходе переговорного процесса. Я думаю, что мы не окажемся в выигрыше. В выигрыше могут оказаться совершенно другие страны и другие силы. Этот наш шаг может позволить тем или иным государствам, и Армении в том числе, обвинить Азербайджан в срыве идеи мониторинга, и в том, что это доказывает вину именно нашей страны в нарушениях режима прекращения огня. Поэтому во избежание всех негативных последствий подобного одностороннего демарша, более позитивно было бы, чтобы Азербайджан вынес этот вопрос на уровень ОБСЕ. Чтобы именно в формате этой организации было принято решение о заполнении миссии Каспршика более существенными инструментами для проведения мониторингов. Чтобы не только фиксировать информацию (а мы даже этого не видим), а влиять на ситуацию. И чтобы это стало составной частью деятельности всей МГ ОБСЕ. Вот это будет уже очень фундаментально, правильно, своевременно и выверенно".

Сумгаит, Ходжалу и Советский Союз

По сообщению бакинской "525-й газеты", Омбудсман Азербайджана обратилась к международным организациям признать "ходжалинский геноцид". Согласно газете, в обращении выражается надежда, что "виновные в оккупации азербайджанских территорий и в кровавой бойне жителей Ходжалу армянские террористы и их покровители" будут привлечены к уголовной ответственности, что против страны-оккупанта, каковой является Армения, международными структурами будут применены санкции". В тексте обращения, приуроченном к 16-ой годовщине событий в Ходжалу, выражается надежда, что "будет положен конец долговременной армянской агрессии и оккупационной политике, применяемой против Азербайджана, массовым нарушениям прав человека, что будут поддержаны усилия по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, возвращены захваченные территории, сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, ставших жертвами политики этнических чисток, вернутся, наконец, в свои дома, что будут восстановлены их конституционные права". Документ адресован в Генеральный секретариат ООН, Верховному комиссару по правам человека ООН, в ОБСЕ, Совет Европы, Международный и Европейский институты омбудсманов, Ассоциацию омбудсманов Азии и другие международные организации. Справка бакинского издания: "Ночь с 25 на 26 февраля 16 лет назад армянские вооруженные подразделения при поддержке военнослужащих 366-го мотострелкового полка Советской армии совершили против мирных жителей азербайджанского города Ходжалы не имеющие аналогов кровавые преступления, в результате которых были зверски убиты 613 мирных азербайджанских жителей, в том числе 106 женщин, 63 малолетних ребенка, 70 стариков. Более тысячи человек стали инвалидами, получив увечья различной степени тяжести. 1275 человек были взяты в плен, судьба 150 из них до сих пор остается неизвестной".

Армении нужно непременно заново возбуждать уголовное дело по Сумгаиту. Более того, необходимо возбудить уголовное дело против Михаила Горбачева - главного виновника погромов в Сумгаите. Такое мнение, передает ИА "Де-Факто" высказала российская писательница, член комитета российской интеллигенции "Карабах" ("КРИК") Инесса Буркова в ходе состоявшейся 25 февраля в Ереване международной конференции "Проблемы ксенофобии и толерантности в регионе Южного Кавказа". Буркова убеждена в том, что армянские погромы в Сумгаите были заранее спланированной акцией руководства Азербайджана и Советского Союза: "И руководство Азербайджана, и руководство ЦК КПСС, и сам генеральный секретарь Горбачев не только знали про подготовку к погромам в Сумгаите, но и участвовали в организации резни армян в Сумгаите". С точки зрения активиста "КРИК", целью Горбачева было задавить демократию, зарождавшуюся в Арменской ССР и Карабахе: "Сумгаит - стал попыткой кровавого подавления демократических процессов, начавшихся в Карабахе". По словам Бурковой, собран колоссальный материал, касающийся событий тех дней. Она убеждена, что материал, основанный на свидетельствах очевидцев и пострадавших от погромов, необходимо использовать в полной мере для привлечения к ответственности виновных в Сумгаитской трагедии. Справка "Де-Факто": "В этом году исполняется 20-летие Сумгаитской трагедии. 27-29 февраля 1988 года на улицах Сумгаита бесчинствовали озверевшие толпы азербайджанских националистов, поставивших перед собой цель уничтожить армянское население города. Заранее составленные списки квартир, где проживали армяне, отключенные телефоны в домах армян, приготовленное оружие, а также слаженность действий, свидетельствуют о том, что акция по уничтожению армян была заблаговременно и тщательно продумана. Вооруженные металлическими прутьями, камнями, топорами, ножами азербайджанские погромщики врывались в квартиры армян. Ни о чем не подозревающие армяне не смогли дать серьезный отпор. В течение трех дней погромов азербайджанские власти не предприняли ничего, чтобы спасти армянское население, что также говорит об их причастности к этому преступлению. В результате - десятки убитых, значительная часть которых - заживо сожженные после избиений и пыток, сотни раненых. Тысячи людей, чудом спасшиеся, стали беженцами, навсегда покинув родные дома. Погромы в Сумгаите положили начало процессу силового физического искоренения и тотального морального подавления одной из двух государствообразующих наций Азербайджанской ССР - армян".

Процесс урегулирования

Для того, чтобы вернуть Нагорный Карабах, необходимо приложить исключительные усилия. Как передает АрмИнфо со ссылкой на бакинские информагентства, этом в беседе с журналистами заявил азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. По его словам, Азербайджан фактически потерял Нагорный Карабах. "Я вижу, что азербайджанский народ и правительство не готовы к тому, чтобы приложить большие усилия для возвращения Нагорного Карабаха", - отметил Ализаде. Он отметил, что этнический конфликт между Азербайджаном и Арменией существовал еще до 1988 года. "Начиная с 1988 года, СССР переживал период ослабления. В то время игнорировались государственные законы, и этим воспользовались армяне, предъявляя свои территориальные претензии на земли Азербайджана", - считает Ализаде.

Вопросы, связанные с урегулированием карабахского конфликта обсуждались 26 февраля в Ереване на двусторонней встрече президента Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяна с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Финляндии Иллкой Канерва. Встреча носила ознакомительный характер, однако стороны обсудили также вопросы практического плана. В частности, обсуждалась тема осуществления миссией ОБСЕ мониторингов на линии соприкосновения ВС НКР и Азербайджана. Как передает ИА "Де-Факто", стороны выступили с целым рядом предложений, в числе которых карабахская сторона подняла вопрос о выполнении решения Будапештского саммита и восстановлении формата переговоров по урегулированию карабахского конфликта с участием Карабаха в качестве полноценной стороны. По завершении переговоров состоялась совместная пресс-конференция Саакяна и Канерва. Касаясь итогов двусторонних переговоров с карабахской стороной, действующий председатель ОБСЕ выразил удовлетворение по поводу того, что политическое руководство Нагорного Карабаха подтвердило свою приверженность мирному пути урегулирования вопроса, продвижению переговорного процесса по решению конфликта. Канерва отметил, что ему, как председателю ОБСЕ, очень важно было посетить и Армению, и Азербайджан, и посмотреть на ситуацию с позиций обеих сторон. Он заявил, что Финляндия как страна, председательствующая в ОБСЕ, стремится к конструктивному урегулированию этого вопроса и ищет пути его решения. Канерва отметил, что уже провел встречи с президентом Армении, главой МИД РА и другими официальными лицами. "Карабахский вопрос был одним из основных на нашей повестке дня", - заметил ДП ОБСЕ. Он также добавил, что "в интересы ОБСЕ входит не только скорейшее решение карабахского вопроса, но также содействие демократическим процессам на всей территории региона Южного Кавказа". На вопрос, согласен ли Канерва с мнением о том, что Минская группа ОБСЕ себя исчерпала, и необходимо менять формат переговоров по Карабаху, он отметил, что не видит серьезных аргументов, которые бы убедили его в этом. "Минская группа, на мой взгляд, вносит свой дополнительный вклад в процесс урегулирования вопроса, повышает доверие между сторонами и является по своей части гарантом достижения положительного результата. Минская группа - это действенный механизм", - отметил ДП ОБСЕ, добавив, что сейчас переход к другому формату может быть рискованным. Вместе с тем, Канерва подчеркнул важность продолжения контактов, встреч между президентами Армении и Азербайджана. "Я рассчитываю на дальнейшие результаты от этих встреч", - сказал Канерва. Касаясь ближайших перспектив продвижения процесса урегулирования, Канерва заметил: "Когда ситуация с президентскими выборами в Армении станет уже событием историческим, тогда, я думаю, у нас появится больший повод для растущего оптимизма по поводу решения нагорно-карабахской проблемы". Касаясь темы милитаристских заявлений, особенно часто звучащих с азербайджанской стороны, Канерва сказал: "В ходе политических дебатов, до того, как достигнуто решение вопроса, временами используются сильные выражения, однако эти высказывания не лучшим образом могут сказаться на достижении решения вопроса".

Карабахский аналитик Давид Карабекян считает, что в ближайшей перспективе следует ожидать признания Нагорного Карабаха полноправной стороной конфликта в качества средства вывода процесса урегулирования из тупика. Об этом он заявил корреспонденту АрмИнфо в Степанакерте. По словам Карабекяна, "очевидно, что и посредники, и международные организации должны осознавать, что ныне безопасность Армении и Нагорного Карабаха, также как и их экономики не могут существовать и развиваться изолированно, тем более, в условиях скачкообразного увеличения Азербайджаном своих военных расходов и развития региональных и субрегиональных интеграционных процессов". "Следовательно при решении вопроса о статусе, безопасности и границах Нагорного Карабаха посредники должен исходить из необходимости определения безопасных границ Армении и Нагорного Карабаха с Азербайджаном, а не только безопасных границ НК", - резюмировал аналитик.

Евросоюз может стать сдерживающим фактором для пресечения возникновения новой разрушительной войны между Арменией и Азербайджаном. Однако для этого, ЕС сначала нужно будет избавиться от своего безразличия. Об этом, передает АрмИнфо, говорится в статье директора европейских программ Международной кризисной группы Сабины Фрейзер. Как сообщает сайт МКГ, в статье эксперта, в частности, отмечается, что международное сообщество должно приложить усилия, чтобы убедить Армению и Азербайджан в необходимости зафиксировать прогресс в мирных переговорах и перестать игнорировать поддержку урегулирования конфликта. Кроме того, Фрейзер считает, что специальный представитель ЕС на Южном Кавказе должен быть назначен наблюдателем в данном переговорном процессе. "ЕС может посодействовать процессу, пообещав сторонам, что по заключению мирного соглашения, евроструктура станет гарантом, отошлет миротворцев, а также окажет финансовую поддержку по реабилитации региона. Кроме того, финансирование в рамках программы "Нового Европейского соседства" должно быть тесно связано с достижением прогресса в процессе переговоров, а также прогресса в деле формирования атмосферы доверия, уважения прав человека и верховенства закона", - отмечается в статье Фрейзер. Чтыо касается самой войны, то фактором ее возобновления Фрейзер считает растущий бюджет Азербайджана на военные расходы. Анализируя факт увеличения Азербайджаном бюджета на военные нужды, а также обещания президента этой страны Ильхама Алиева сравнять данный бюджет со всем государственным бюджетом Армении, Фрейзер не считает возможным возобновление новых военных действий в ближайшее время. "Правда то, что открытая война не начнется завтра, она может начаться ближе к 2012 году, когда доходы с нефти Азербайджана достигнут своего пика. Это даст возможность руководству страны задуматься о возврате своих оккупированных территорий", - отмечает Фрейзер. "Несмотря на то, что бюджет на военные затраты Армении составляет четверть аналогичного бюджета Азербайджана, в прошлом году Армения закупила оружие на сумму в $280 млн - и это еще один рекорд. Армянские официальные лица считают, что могут достичь большего с меньшим потенциалом, поскольку могут заключить лучшие сделки на приобретение вооружений из России", - отмечается в статье эксперта.

Азербайджан и Армения согласовали вопросы демилитаризации, размещения международных миротворцев, возвращения захваченных земель и беженцев на оккупированные территории Азербайджана. Об этом, передает бакинская "525-я газета", сказала TrendNews по телефону из Брюсселя директор европейских программ Международной Кризисной Группы Сабина Фрейзер. "Стороны не могут согласовать некоторые ключевые аспекты, которые касаются ширины коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией и механизм голосования в Нагорном Карабахе", - сказала Фрейзер. Представитель Кризисной группы считает, что после президентских выборов в Азербайджане, которые пройдут в октябре, можно будет говорить о решении нагорно-карабахского конфликта. "Возможно, что после избрания нового президента в Армении, и после президентских выборов в Азербайджане, стороны будут в состоянии сесть за стол переговоров и решить нагорно-карабахскую проблему", - сказала Фрейзер. По ее словам, Армения и Азербайджан должны предпринять шаги, осведомить население о деталях, которые находится на столе переговоров, и убедить их о необходимости компромисса. "Обе стороны должны снизить воинственную риторику", - считает Фрейзер.

Косовский прецедент

Член азербайджанской делегации в ПАСЕ, политолог Айдын Мирзазаде считает, что признание независимости Косово не может быть прецедентом в вопросе решения нагорно-карабахской проблемы. "Вне зависимости от заявлений руководителей Армении, международное сообщество не признает Нагорный Карабах в качестве независимого государства", - сказал Мирзазаде в интервью бакинскому агентству "Тренд". Как передает "Analitika.az", Мирзазаде отметил что, факт оккупации Нагорного Карабаха со стороны Армении нашел свое подтверждение в соответствующих документах международных организаций и государства мира подтверждают факт оккупации азербайджанских территорий. С этой точки зрения, считает политолог, проводить параллели между косовской и нагорно-карабахской проблемой нелогично. По словам Мирзазаде, будет ли признано Косово в качестве независимого государства еще неизвестно.

"Не совсем корректно считать признание независимости Косово прецедентом для Карабаха, - считает депутат парламента Нагорного Карабаха, член АРФД Армен Саркисян, - это всего лишь интересный факт". Отвечая на вопрос Karabakh-Open.com, он сравнил политику Косово и Нагорногот Карабаха, направленную на признание со стороны международного сообщества. "Нынешняя политика Косово напоминает наши действия в тот период, когда мы были субъектом, а не объектом противостояния и переговоров. Наши главные достижения были именно в тот период. Но затем мы стали объектом переговоров, потеряв наши козыри и возможность проводить самостоятельную политику. Сейчас мы больше привыкаем к ситуации, чем сами создаем ситуацию. В бытность субъектом переговоров нам удавалось сынициировать ситуации, четко обозначив и рассчитав нашу роль",- подчеркнул Саркисян. По мнению депутата, нужно иметь четкую и самостоятельную политику, направленную на международное признание НКР, между тем - отсутствие такой политики является ахиллесовой пятой карабахской. "В первую очередь нам самим нужно признать нашу же независимость во всех ее проявлениях, а затем уже вести целенаправленную политику в отношении международного сообщества, используя весь общеармянский потенциал, в том числе - возможности диаспоры. Вот тогда и будут успехи. Я не наивен, чтобы полагать, будто на следующий день после начала этого процесса начнется парад признаний, но в одном уверен - без этого процесса нам не видать признания нашей независимости".

Член Сената США Сэм Браунбек, в ходе своей встречи с заместителем министра иностранных дел Азербайджана Хафизом Пашаевым, касаясь темы Косовской проблемы заявил, что решение данного конфликта не является прецедентом для решения других конфликтов, в том числе, карабахского. "Решение карабахского конфликта должно найтись. Косово не станет прецедентом для Карабаха", - отметил сенатор. ("АПА").

Несмотря на то, что почти вся международная общественность считает, что предоставление Косово независимости не создаст прецедента для других конфликтов на почве сепаратизма, известный британский аналитик Анатоль Ливен с этим не согласен. "Косово и Нагорный Карабах - разные конфликты, но так как они одновременно являются сепаратистскими конфликтами в автономных областях, это неизбежно приведет к тому, что происходящее в одном регионе, будет оказывать определенное воздействие на другой", - сказал агентству бакинскому "Тренд" глава Отдела международных отношений и терроризма в Kings University (Лондон) Ливен. Он считает, что косовский прецедент можно применить и к нагорно-карабахскому конфликту. "Почему бы и нет? Очень легко сказать, что у всего есть специфические условия, но все зависит от того, кто это говорит", - сказал эксперт. С 1999 года Косово, формально оставаясь частью территории Сербии, находится под контролем ООН. Косовские албанцы настаивают на объявлении независимости этого края. Запад заявил, что готов признать независимость края, однако Белград намерен предоставить лишь автономию этому региону. Россия поддержала позицию Белграда, исключающего передел границ в нарушение устава ООН, что было воспринято как "переговорный тупик" в формате Совета Безопасности, где РФ обладает правом вето. "Я не верю, что русские будут особенно поддерживать армян Нагорного Карабаха - это не будет прямым эффектом независимости Косово. Но, армяне, несомненно, будут ободрены этим", - полагает Ливен. Анализируя трудности, с которыми Запад сталкивается, стараясь сбалансировать призыв людей к независимости с желанием сохранить территориальную целостность существующих государств и региональную стабильность, Ливен сказал, что это отчасти будет зависеть от того, что случится в дальнейшем. По его словам, если путем мирных переговоров Косово получит независимость от Сербии, то политику США в регионе можно будет считать успешной и достигшей цели. "Если же независимость Косово приведет к более серьезным столкновениям с Сербией и возможному распространению албанского сепаратизма в саму Сербию, а потом в Македонию, тогда, конечно, вся политика США в регионе, начиная с 1999 года и с войны в Косово, будет воспринята, как катастрофа. Но мы пока не знаем, что произойдет", - сказал аналитик.

"Я принадлежу к сторонникам того, что каждый конфликт по-своему уникален и что не может быть универсального подхода, этакой панацеи, по крайней мере, при нынешнем миропорядке. Но в одном у меня нет абсолютно никаких сомнений в том, что права человека однозначно универсальны". Об этом заявил АрмИнфо в Степанакерте депутат парламента Нагорного Карабаха Гегам Багдасарян, комментируя факт провозглашения независимости Косово. По мнению депутата, "при нынешнем миропорядке и сложившихся отношениях в конфликтных зонах, при нынешнем грузе истории лучшим и, пожалуй, единственным способом соблюдения прав человека является признание политической независимости народов". "Другое дело, что подходы к признанию независимости, его временные и другие рамки могут быть разными. В этой ситуации все внимание, на мой взгляд, нужно сосредоточить на преодолении постконфликтных проблем и последствий войн, сделав акцент на гуманитарный аспект проблем и опять-таки на права человека", - резюмировал депутат.

После одностороннего провозглашения в воскресенье независимости Косово, которая была признана более чем 20 странами мира, в том числе США, официальный Вашингтон выступил по поводу определения статуса Нагорного Карабаха. "Будущий статус Нагорного Карабаха должен определиться посредством международных переговоров", - отмечается в пресс-релизе посольства США в Азербайджане. В документе говорится, что США признали независимость Косово, но ситуация в крае - это особый случай и не может быть прецедентом для других регионов, в том числе Нагорного Карабаха. США призывают моровое сообщество избегать каких-либо публичных заявлений, которые могут отрицательно повлиять на мирные переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Любые попытки решить конфликт военным или каким-либо другим методом, кроме как переговорным компромиссом, создает угрозу миру и стабильности на Кавказе", - говорится в документе. ("525-я газета").

На вопросы бакинской газеты "Эхо" отвечает российский политолог Сергей Марков

Эхо: Как, на ваш взгляд, последние события вокруг Косова могут как-то отразиться на разрешении армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта? Здесь уместны какие-то параллели, или речь идет об абсолютно разных конфликтах?

Сергей Марков: Конечно же, это разные конфликты, но у них много общего. Речь идет о сепаратистском движении, которое одержало победу. Кроме того, имеются военные преступления с обеих сторон. Победа сепаратистского движения стала возможна благодаря массированной поддержке извне. Так что можно говорит о фактическом отторжении Нагорного Карабаха Арменией у Азербайджана. ЕС в случае с Косовым отторг этот сербский край у Белграда. Случаи очень похожие: сепаратисты будут рассматривать случай с Косовым в качестве прецедента. И сколько бы Запад не повторял, что это не прецедент - аргументов у них нет. В этом смысле можно констатировать, что Вашингтон предал Грузию и Азербайджан. Это должно послужить им уроком.

Эхо: Россия недвусмысленно дает понять, что случай с Косовым может привести к тому, что она скорректирует свое отношение к конфликтам в Грузии и Молдове: проще говоря, Кремль может признать независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. При этом в РФ предпочитают никак не озвучивать нагорно- карабахский конфликт. Как вы считаете, показателем чего это является?

Сергей Марков: Это говорит об очень умной политике Гейдара Алиева и действующего президента Ильхама Алиева, которые смогли построить эффективные отношения с Россией. И сейчас, несмотря на схожесть ситуации в Нагорном Карабахе с другими конфликтами, представители России, тем не менее, исходя из дружеских отношений между Баку и Москвой, исключают карабахский вопрос из этого упоминаемого списка. Это результат позитивной политики руководства Азербайджана в отношении России. Однако в последнее время мы видим, что эта политика подвергается риску: чрезмерное усиление сотрудничества Азербайджана с ГУАМ и излишнее следование в фарватере политики Вашингтона. США в любом случае предадут! Можете в этом не сомневаться.

Эхо: Есть какие-то иные риски?

Сергей Марков: В глобальном понимании изменение отношений между Россией и Западом может привести к изменению позиции Москвы по названному конфликту. ("Эхо"). Признание со стороны международного сообщества и отдельных стран независимости Косово станет еще одним фактором, усиливающим позиции карабахской стороны в процессе урегулирования конфликта с Азербайджаном. Об этом заявил министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Георгий Петросян, комментируя ИА REGNUM факт провозглашения Косово своей независимости. "Мы не являемся сторонниками проведения прямых параллелей между конфликтами. При схожести ряда параметров в конфликтах имеются существенные различия, касающиеся, в частности, истоков и причин возникновения противостояния, формата и динамики конфликта, настроя обществ, механизмов поддержания мира и обеспечения безопасности. Время показало, что Нагорный Карабах в состоянии самостоятельно, без внешней помощи посредством демократически избранных властей осуществлять эффективное управление, проводить внешнюю политику и обеспечивать собственную безопасность", - отметил глава внешнеполитического ведомства НКР. При этом он заметил, что "подходы и решения, зарекомендовавшие себя при урегулировании одной проблемы, могут применяться при решении другой". "Отвергать данное утверждение было бы равнозначно отрицанию природы прецедента и его роли в формировании современных международных отношений. В любом случае, мы не будем оглядываться на Косово или же связывать все надежды с решением косовской проблемы", - сказал Петросян. Отвечая на вопрос, касающийся позиции России в вопросе косовского прецедента, министр ИД НКР отметил: "Будучи одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Россия, по всей видимости, старается избегать заявлений, которые могут поставить под сомнение ее беспристрастность как посредника. В целом необходимо отметить, что международное сообщество выделяет карабахский конфликт из ряда других конфликтов на постсоветском пространстве и рассматривает Карабах в ином контексте. И в этой связи мы не видим повода для беспокойства, так как право НКР на международно-политическое признание в равной мере базируется как на дееспособности нагорно-карабахской государственности, так и безукоризненности политических и правовых основ ее провозглашения и последующего развития".

Курды и Карабах

11 февраля на пресс-конференции в Баку руководитель азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов заявил, что ожидается проведение Азербайджаном "антитеррористических операций" в Нагорном Карабахе. "Если будут доказательства наличия баз курдских террористов, Азербайджан осуществит в Нагорном Карабахе антитеррористические операции", - сказал Бахманов. По сообщению 1news.az, министерство обороны Азербайджана не прокомментировало это заявление.

Заявление руководителя так называемой азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманова является очередной провокацией азербайджанского агитпропа. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил начальник управления пропаганды и информации Министерства обороны НКР, подполковник Сенор Асратян. "Это очередная утка азербайджанских властей, предпринятая с целью дезориентации населения. Данное заявление также противоречит рекомендациям ЕС по установлению мер доверия между Арменией и Азербайджаном", - подчеркнул Асратян. Он также напомнил, что в Нагорном Карабахе нет курдского населения. "Странно, что Низами Бахманов об этом не знает", - сказал Асратян. Агентство напоминает, что в 1928 году в Советском Азербайджане была уничтожена область "Красный Курдистан", примыкающая к Нагорному Карабаху, а курды, изгнанные с родных земель, нашли пристанище в Армении.

По сообщению бакинской газеты "Зеркало", пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим, отвечая на вопрос азербайджанских журналистов о том, какие меры собираются принимать власти Азербайджана в отношении баз РКК на "оккупированных территориях Азербайджана", ответил, что опасность от деятельности данной организации очень реальна, и не только Азербайджан, но и другие страны должны серьезно среагировать на эту угрозу. "Наша страна способна сама бороться против этой опасности, но она также готова сотрудничать с другими странами", - сказал пресс-секретарь.

Информационно-аналитическое управление МИД Нагорного Карабаха дало комментарий по поводу спекуляций азербайджанской стороной "курдской тематики" в контексте азербайджано-карабахского конфликта.

Вопрос: В Азербайджане в последнее время стало модно искать боевиков Курдской рабочей партии (РКК) в НКР. На днях к сторонникам проведения "антитерростической операции" против боевиков РКК, якобы находящихся в НКР, присоединился и Низами Бахманов. Что стоит за этими новыми модными тенденциями в азербайджанской политике?

Ответ: В силу этнического происхождения правящего в Баку клана, "курдская тематика" является одной из наиболее чувствительных внутриполитических тем в современном Азербайджане. Дело не только в том, что представители указанной этнической группы занимают множество ключевых постов в высших эшелонах азербайджанской власти, но и в роли родоначальника "нахичеванского клана", бывшего главы КГБ АзССР Гейдара Алиева в деле создания и обучения врага Турции №1 - Курдской Рабочей Партии (РКК). Именно данному обстоятельству исследователи приписывают традиционно прохладное отношение турецкого руководства к ныне покойному Алиеву-старшему. Еще будучи лидером правящей в Турции партии Справедливости и Развития Реджеп Эрдоган в ходе своего визита в январе 2003 года в Баку заявил, что в Азербайджане, под прикрытием культурных мероприятий, действуют ячейки Курдской рабочей партии. Заявление Эрдогана вызвало настолько бурную реакцию в Азербайджане, что тогдашний министр национальной безопасности Азербайджана Намик Аббасов был вынужден выступить с официальным опровержением. Примечательно, что Намик Аббасов не исключил возможности существования в Азербайджане лиц, симпатизирующих РКК и оказывающих ей финансовую поддержку, но деятельность таких лиц, как заверял Аббасов, находилась "под контролем правоохранительных органов Азербайджана". В данном контексте далеко не случайна оперативность реакции азербайджанской стороны на дезинформацию, опубликованную в турецкой прессе и последовавшие попытки официальных кругов откреститься от "курдской проблемы" в самом Азербайджане и в очередной раз перевести акценты на НКР. Между тем, согласно азербайджанским СМИ, в последние годы курдами активно заселялись, в частности, бывшие армянские села Северного Карабаха.

Вопрос: Какие цели преследует Баку, распространяя подобные инсинуации?

Ответ: Если отложить в сторону специфику "курдской тематики", то, по большому счету, речь идет об очередном использовании Азербайджаном излюбленной пропагандистской тактики "калькирования" актуальных проблем международной политики с их переводом на карабахский конфликт. Так, в разное время, в зависимости от политической ситуации, азербайджанская сторона заявляла, что карабахское движение "инспирировано западными спецслужбами с целью подрыва коммунистического строя и братства народов", после отмечала, что за требованием карабахских армян стоят "имперские амбиции кремлевских властей, объявивших войну суверенному Азербайджану". В рамках информационно-пропагандистской войны в разные годы азербайджанские власти и оплачиваемые ими структуры заявляли о наличии в НКР лагерей Аль-Каиды и целого ряда радикальных исламистских организаций, лабораторий по изготовлению ядерного оружия, захоронений ядерных отходов и т.д. Азербайджанская парламентская делегация в ПАСЕ даже распространила документ об использовании армянской стороной ядерного оружия в ходе боевых действий 1991-94 гг. В зависимости от международной политической конъюнктуры, в Азербайджане обсуждались различные по форме, но одинаковые по сути пути решения карабахской проблемы. Говорилось о необходимости проведения широкомасштабных "проверок паспортного режима", активизации операций азербайджанского ОМОНА, проведения "антитеррористической операции" в НК, осуществлении точечных бомбардировок "террористической инфраструктуры", проведении гуманитарной интервенции "для спасения армян НК от террористов", инициировании военно-полицейской операции для "восстановления в НК законности и правопорядка", осуществления "операции по принуждению к миру с Азербайджаном" и т.д. Таким образом, традиция выставления Азербайджаном себя в качестве жертвы "локальных проявлений международного зла" не нова. Она полностью укладывается в тактику решения карабахской проблемы чужими руками, активно задействованную Азербайджаном в контексте его европейской, американской и российской политики. Однако если в прошлом подобные заявления озвучивались на официальном уровне, то сейчас, понимая всю их абсурдность, официальный Баку выдвигает Низами Бахманова для раскручивания подобных тем. В этой связи вызывает сожаление, что руководство Азербайджана использует Низами Бахманова в провокационных акциях, которые противоречат не только букве и духу процесса урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, но и здравой логике. (Информационно-аналитическое управление МИД НКР).

Выборы в Армении и карабахский конфликт

На вопросы бакинской газеты "Эхо" отвечает российский политолог Сергей Марков

Эхо: Каким будет, на ваш взгляд, итог президентских выборов в Армении?

Сергей Марков: Полагаю, победа будет за кандидатом партии власти Сержем Сарикисяном, представляющим карабахский клан. Кажется, что он пользуется поддержкой определенной части населения. Но в последнее время оппозиция привнесла некоторую интригу, провела массовые акции. Все будет зависть от того, готова ли оппозиция перейти к активным действиям: блокировать основные правительственные здания? Вопрос остается открытым. Помимо этого не до конца ясно, готова ли власть применить силу в полной мере. Практика показывает, что сила в Армении в борьбе различных политических группировок используется.

Эхо: Как этот результат может отразиться на взаимоотношении Еревана и Баку, на урегулировании нагорно-карабахского конфликта?

Сергей Марков: Мне представляется, что армянское общество консолидировано в том, что необходимо сохранить под контролем Еревана Нагорный Карабах и прилегающие районы - так называемый пояс безопасности. К тому же, как известно, армянская диаспора исключительно влиятельна в таких ключевых странах, как США, Франция, Россия. Таким образом, маловероятно оказание давления на Армению со стороны этих государств. Думаю, что решение этой проблемы - вопрос далекого будущего. Ну, если предположим, что в будущем Азербайджан экономически станет мощнее Армении, скажем, раз в 30, то может, все это будет решаться по-другому. ("Эхо").

"Считаю, что встреча между президентом Ильхамом Алиевым и новоизбранным президентом Армении до выборов в Азербайджане в интересах обеих сторон. Ведь oни должны узнать друг друга. Я надеюсь, что встреча состоится". Об этом, передает АрмИнфо, в беседе с журналистами в Страсбурге заявил спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби. Семнеби выразил уверенность в том, что избрание нового президента в Армении послужит толчком в развитии переговорного процесса по Нагорному Карабаху: "Я надеюсь, что стороны найдут общий язык, а президентские выборы в Армении станут толчком для интенсификации переговорного процесса. Очень важно, чтобы переговоры не останавливались в течении избирательных процессов, которые прошли в Армении и будут проходить в Азербайджане во второй половине 2008 года".

Азербайджан не готов к встрече с новым президентом Армении для проведения переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Для проведения встречи требуется подготовка. Для проведения переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта необходима инициатива сопредседателей Минской группы ОБСЕ", - сказал журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Замминистра отметил, что новые инициативы определят последующие шаги, которые предпримет Азербайджан. По его словам, дата визита сопредседателей в регион пока неизвестна. ("Analitika.az").

Надеемся, что президентские выборы не скажутся негативно на урегулировании нагорно-карабахского конфликта и процесс переговоров будет продолжаться. Как передает "АПА", об этом заявил журналистам находящийся в Азербайджане с визитом президент Совета Евросоюза, министр иностранных дел Словении Дмитрий Рупель. По его словам, ЕС готов оказать содействие в урегулировании конфликта: "Нас радует любая договоренность, достигнутая между сторонами. Евросоюз хочет разрешения проблемы мирным путем и готов оказать любую помощь". Комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер также подчеркнула, что структура поддерживает процесс мирных переговоров: "И Азербайджан, и Армения понимают, что урегулирование конфликта положительно повлияет на развитие региона. Мы хотим, чтобы во время предвыборной кампании не звучали негативные высказывания".

Официальный Баку считает, что дестабилизация ситуации в Армении после президентских выборов не могут оказать воздействия на процесс переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Считаю, что мнение министра ИД Армении о том, что происходящие в стране процессы отрицательно воздействуют на решение нагорно-карабахского конфликта, использовано как аргумент, служащий интересам властей и оказанию давления на какие-то круги", - заявил в беседе с "Trend News" заведующий отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян сообщил журналистам, что внутренняя ситуация в Армении может оказать отрицательное воздействие на процесс регулирования нагорно-карабахского конфликта. Мамедов отметил, что Центральная избирательная комиссия Армении объявила о победе на выборах Сержа Саркисяна и это решение не изменится. "Решение нагорно-карабахского конфликта возможно лишь на основе международных правовых норм и в рамках территориальной целостности Азербайджана. Кроме этого нет и не может быть какого -либо иного варианта решения. Если руководство Армении задумается о будущем армянского народа и государства, поймет это и займет конструктивную позицию", - добавил Мамедов.

На вопросы 1news.az отвечает заведующий общественно-политическим отделом аппарата президента Азербайджана Али Гасанов

1news.az: Каким образом может сказаться на армяно-азербайджанских отношениях победа Сержа Саркисяна на выборах президента Армении?

Али Гасанов: Правительство Азербайджана будет вести переговоры с армянской стороной об урегулировании конфликта между двумя странами независимо от того, кто является президентом Армении. Для нас главное - добиться решения проблем в отношениях с Арменией, то есть устранения оккупации Арменией азербайджанских территорий, вызвавшей изгнание сотен тысяч азербайджанцев с родных земель. Мы будем продолжать переговоры с любым правительством Армении в рамках Минской группы ОБСЕ.

1news.az: Однако перед выборами ряд местных и зарубежных экспертов и наблюдателей заявляли, что в случае победы Левона Тер-Петросяна шансы на мирное урегулирование конфликта возрастут. Али Гасанов: Лично я с этим мнением не согласен. Речь идет не более чем о предвыборной борьбе, в которой претенденты используют различные приемы для привлечения избирателей. Кто бы ни стал президентом Армении, им рано или поздно придется вернуть захваченные азербайджанские территории. Если не захотят по доброй воле, Азербайджан сумеет принудить их.

1news.az: Учитывая нежелание сторонников Тер-Петросяна признать официальные результаты выборов, можно ли ожидать в ближайшее время в Армении чего-то похожего на "оранжевую революцию"?

Али Гасанов: Мы такого не прогнозируем. Вообще все это внутреннее дело Армении, и нам не хотелось бы в него вмешиваться. Нас интересует, чтобы Армения отказалась от своей захватнической, деструктивной политики, и мы будем строить свои действия соответственно тому правительству, которое пойдет на это.

1news.az: В первые дни нынешнего года президент Азербайджана на совещании высказал мнение, что 2008 год станет годом окончательного выбора на пути урегулирования конфликта. Каким же будет этот выбор - в пользу мира или войны?

Али Гасанов: Эти слова главы государства выражают официальную позицию Азербайджана. До конца нынешнего года мы должны определиться и прийти к конкретному мнению: намерены ли сопредседатели Минской группы ОСЕ - США, Россия и Франция действительно урегулировать конфликт, предпримут ли они конкретные шаги в этом направлении или нет. Если такие шаги будут сделаны, то мы их соответственно поддержим, следуя по пути мирного урегулирования проблемы. Если же мы убедимся в том, что их действия направлены лишь на затягивание проблемы, тогда Азербайджан прибегнет ко всем средствам, допускаемым нормами международного права, для восстановления суверенитета над своими захваченными землями.

1news.az: Значит, военный вариант вероятен?

Али Гасанов: Видите ли, международное право весьма широкоохватно. Каждое государство вправе защищать свою территориальную целостность, восстанавливать суверенные права. Что касается путей достижения этой цели, то в положенное время правительство Азербайджана примет соответствующее решение и поделится им с общественностью. (1news.az)

20-летие Карабахского движения

Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", в связи с 20-летием решения внеочередной сессии Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области от 20 февраля 1988 года, 20 февраля 2008 г. Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики выступило с заявлением, в котором говорится, что НС НКР

- подтверждает решимость народа Арцаха строить демократическое, суверенное государство, провозглашенное 2 сентября 1991 года на основе права на свободное самоопределение и наделенное независимостью посредством референдума от 10 декабря того же года, что закреплено принятой 10 декабря 2006 года Конституцией НКР; - заявляет о готовности Нагорно-Карабахской Республики разрешить конфликт с Азербайджаном исключительно путем переговоров;

- настаивает на уважении властями Азербайджана обязательств, принятых перед международным сообществом, в том числе - перед Нагорно-Карабахской Республикой, на отказе от бесперспективной политики конфронтации и формировании атмосферы толерантности и взаимодоверия между сторонами, что придаст положительный импульс усилиям по поиску путей всеобъемлющего урегулирования;

- обращается к парламентам всех стран, Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным международным структурам с призывом содействовать диалогу между избранными представителями Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики;

- выражает уверенность, что международное сообщество по достоинству оценивает достижения народа Нагорно-Карабахской Республики в строительстве демократического, правового государства, формировании гражданского общества, с пониманием относится к его стремлению стать полноправным членом сообщества свободных государств. Газета сообщает также, что данное заявление было обнародовано и получило всеобщее одобрение на общереспубликанском многотысячном митинге, состоявшемся на площади Возрождения города Степанакерта. ("Азат Арцах").

"1988 год открыл новую страницу в нашей истории. Главным достижением Арцахского движения стала возрожденная государственность армянского народа. Это абсолютная ценность, которая не имеет альтернативы. И мы снова объявляем на весь мир - Арцах никогда не откажется от завоеванной кровью свободы и независимости. Безопасность НКР никогда не будет предметом торга. Мы являемся хозяевами наших побед и лишений и видим будущее Арцаха светлым, сильным и армянским", - заявил 20 февраля в ходе митинга на площади Возрождения в Степанакерте президент Нагорного Карабаха Бако Саакян. "Наш священный долг - хранить дух 88-го, оставаться приверженными идеям, провозглашенным 20 лет назад нашим народом, и продолжать строить страну, о которой мы мечтали. Страну, где каждый сможет прожить достойной жизнью, быть обеспеченным, гордым своей силой и защищенностью. Вот завет 1988-го, который мы обязаны осуществить", - отметил глава государства. "Детищем 1988-го стала наша армия, которая является главным залогом наших побед. Армия, которая всегда готова дать достойный отпор посягательствам врага. Наша армия сильна, поскольку она принадлежит народу, а такая армия действительно непобедима", - сказал Саакян. "Поколение 1988-го с честью продолжает дело своих предшественников. Это поколение имеет свою специфику: свобода и независимость для него - непреложная реальность. Вот лучший ответ диктаторским устремлениям Азербайджана", - добавил президент Нагорного Карабаха. ("KarabakhOpen.com")..