Российская политика в Приднестровье не состоялась, заявил 11 марта корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова Богдан Безпалько, комментируя высказывания президента Молдавии Владимира Воронина о том, что между Кишиневом и Москвой существуют договоренности, согласно которым Россия поддерживает включение Приднестровья в состав Молдавии на правах автономии в обмен на невступление Молдавии в НАТО.

"Исходя из косовского прецедента, после которого все непризнанные республики начали активно декларировать свое стремление к независимости, бросилось в глаза то, что Россия, поддерживая Южную Осетию и Абхазию, полностью обходила стороной Приднестровье. Поэтому неудивительно, что президент Воронин утверждает, будто у него с Россией есть ряд договоренностей, по которым Приднестровье будет инкорпорировано в Молдавию на тех или иных условиях. Это говорит лишь о том, что политика России в приднестровском регионе не состоялась", - считает эксперт.

"Для России добиваться независимости Приднестровья было бы еще более выгодно, чем обеспечивать интересы других непризнанных республик. Приднестровье - это стратегически важный анклав в регионе, который сейчас гораздо ближе к НАТО и ЕС, и, соответственно, он гораздо более приоритетен в стратегическом отношении. Но сколько-нибудь значительных успехов России на приднестровском направлении замечено не было. Россия, к примеру, не смогла добиться экономического деблокирования ПМР. Такое впечатление, что в Москве на Приднестровье просто махнули рукой. Договоренности, о которых упоминает Воронин, действительно могли иметь место. Хотя точно об этом сказать ничего нельзя, потому что кулуарные соглашения на деле редко становятся достоянием общественности", - полагает аналитик.

"Что касается возможного сохранения Приднестровьем автономии в составе Молдавии, мне кажется это странным. Не совсем понятно, как в составе унитарного государства может существовать автономия, тем более с такими широкими правами. Молдавская государственность строится на националистическом принципе. Не ясно, как это государство будет иметь в своем составе 2 большие автономные территории - гагаузскую и приднестровскую", - отметил Безпалько. По его мнению, неизвестной величиной в этом вопросе является, прежде всего, позиция самого Приднестровья. "ПМР, в отличие от Молдавии, имеет достаточно много рычагов для того, чтобы не входить в это унитарное государство. Естественно, его может принуждать к этому российская позиция, так как у Москвы гораздо больше инструментов воздействия на Тирасполь, чем у Кишинева. Но Тирасполь все равно может проявить большую самостоятельность и не войти на вышеуказанных позициях в состав унитарного молдавского государства", - сказал эксперт.

Комментируя высказывания Владимира Воронина о том, что дальнейшее нахождение Молдавии в составе ГУАМ может оказаться под вопросом, Безпалько заявил: "Что касается намёков на выход из ГУАМ, то это, во-первых, лишь возможный вариант, а во-вторых, ГУАМ как организация является совершенно виртуальной структурой. Она носит больше символический, нежели действенный характер, особенно после того, как из нее уже вышел Узбекистан. Поэтому выйдет ли Молдавия из ГУАМ или нет, эта организация останется достаточно символической и маломощной. Молдавия, в свою очередь, тоже не самая мощная страна, и ее выход из ГУАМ никак не скажется на этой структуре".

Напомним, что 11 марта в интервью газете "КоммерсантЪ" президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что Россия готова гарантировать восстановление территориальной целостности Молдавии в обмен на отказ республики от вступления в НАТО. По его словам, необходимые документы могут быть подписаны в ближайшее время. Воронин также не исключил, что Молдавия может выйти из ГУАМ.