В 2012 году в России в полном объеме начнет действовать служба вызова оперативных экстренных служб через единый номер 112, подобная американской 911 и европейской 112. В конце 2007 года правительство России одобрило проект концепции создания системы обеспечения вызовов оперативных экстренных служб через единый номер 112. "Созданная концепция - уже официальное добро на разворачивание работ, - прокомментировал ИА REGNUM председатель Госкомсвязьинформа Чувашии Сергей Захаров. - В ней уже определен курс движения". Российская система "112" будет координировать работу всех экстренных служб: пожарной охраны, милиции, скорой помощи, службы газа, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях и службы антитеррора.

Во время переходного периода звонить в экстренные службы можно будет как по привычным номерам - 01, 02, 03, 04, так и по новому - 112. Уже сегодня, набрав с мобильного телефона 112, вы попадете в диспетчерскую службу "01". Напомним, что последние несколько лет функции единой службы спасения несет этот номер МЧС. Дозвониться можно в экстренных случаях при нулевом балансе и при отсутствии SIM-карты.

На первом этапе реализации программы - внедрение системы "112" в пилотных регионах. Критерием выбора пилотов стало не только желание региона, но и его готовность, говорит Захаров. Так, федеральными структурами было отмечено, что в Чувашии хорошо развита инфраструктура связи, работа служб здравоохранения и МЧС поставлены на должный уровень, а значит, есть уверенность в положительном результате по реализации проекта. Опыт, полученный региональными пилотами, среди которых Тверская область, Мордовия и Чувашия, будет внедрен во всей России. Согласно концепции, финансирование в регионах будет проходить по следующей схеме: федеральные средства будут выделяться на оборудование, монтаж и разработку технических решений системы "112", республика совместно с муниципалитетом будет оплачивать аренду помещений и каналов связи. В роли внебюджетного источника выступит оператор связи, за счет которого предполагается создание и эксплуатация узлов обеспечения вызовов оперативных экстренных служб.

Для построения модели службы "112" в Чувашии года выбран город Канаш. "Узловая станция с большим пассажиропотоком по количеству населения - до 50 тысяч человек - наиболее типичный пример и для Чувашии, и для Росси в целом, - пояснил Сергей Захаров. - На сегодняшний день уже в стадии завершения рабочий проект - разработка схем размещения оборудования, подключение каналов связи. Рабочая группа, куда вошли представители всех служб, задействованных в проекте "112", работают над составлением нормативно-правовых актов, которые будут регулировать межведомственное взаимодействие. И, возможно, создание таких нормативных документов - наиболее трудная часть, ведь аналогов подобных актов пока нет". Во втором полугодии канашская модель пройдет апробацию, будут отрабатываться схемы и исправляться выявленные недочеты.

Система, подобная "112", давно апробирована в странах Евросоюза и доказала свою эффективность. Человеку гораздо проще запомнить один "спасительный" номер, который пригодится ему на все случаи жизни. По утверждению специалистов, время эффективного реагирования на вызов сократиться с 1 часа до 30-40 минут. А значит, количество спасенных граждан увеличится чуть ли не вдвое.