Свобода слова в Армении

Как сообщает ИА REGNUM, в связи со сложной внутриполитической ситуацией в Армении, указом президента Роберта Кочаряна, с 1 марта в столице республики введен режим чрезвычайного положения сроком на 20 дней. Указ предусматривает: запрет на организацию митингов, шествий, собраний и других массовых мероприятий; запрет на проведение забастовок и прочих мероприятий, препятствующих деятельности организаций; возможность ограничения правоохранительными органами передвижения транспортных средств и проведение обысков. Вместе с тем, средствам массовой информации с 1 марта разрешается публикация материалов, касающихся государственных и внутриполитических вопросов, исключительно со ссылкой на источники официальной информации. Введен также запрет на осуществление политической агитации, посредством листовок и других средств; временно приостановлена деятельность партий и иных общественных организаций, препятствующих ликвидации причин объявления чрезвычайного положения. Лица, которые нарушат условия чрезвычайного положения на территории, на которой они не проживают, могут быть выдворены за свой же счет, а в случае отсутствия таковых за счет средств госбюджета Армении, с условием компенсации этих затрат в дальнейшем.

"Чрезвычайное положение не должно использоваться властями с целью лишить общество права на получение новостей из различных источников", - заявил 4 марта, в Вене представитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти, комментируя введение ЧП в Армении. По его словам, "плюрализм в освещении событий помогает обеспечить прозрачность действий властей даже в тяжелые времена". "Несмотря на волну несанкционированных демонстраций и даже насилие, освещение событий независимыми СМИ - это законное право средств массовой информации, обязательство соблюдать которое Армения взяла на себя перед ОБСЕ", - подчеркнул Харашти. "Действующих правовых норм, запрещающих подстрекательство к насилию, должно быть достаточно, чтобы предотвратить любое возможное нарушение свободы слова, и они не должны быть заменены упреждающей цензурой", - уверен Харашти. (ИА REGNUM).

Ограничения на деятельность СМИ в Армении носят исключительно временный характер, это связано с введением чрезвычайного положения, заявил в ходе брифинга пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян. При этом он заявил, что никакие интернет-сайты не блокированы, просто некоторые издания, например, "А1+" сами заявили, что в течение всего периода ЧП будут ставить исключительно материалы по культуре. "Те, кто не может не печатать материалы, содержащие острую критику, набираются сейчас терпения и сразу после отмены ЧП смогут это сделать. Ни о каком ущемлении свободы слова речь не идет, все меры носят временный характер",- отметил Согомонян. ("АрмИнфо").

Вместе с тем, как сообщает российская газета "Новые Известия", уже поздно вечером 2 марта невозможно оказалось открыть сайты azatutyun.am, lragir.am, a1plus.am, aravot.am, armtoday.info и другие, а утром 3 марта интернет-пользователи Армении получили от провайдеров сообщение: "Внимание! Распоряжением правительства Армении некоторые информационные сайты не будут работать". Согласно "НИ", местные радиостанции перестали транслировать "Голос Америки" и "Радио Свобода", заблокирован доступ к ресурсу "YouTube", на котором размещены отличающиеся от официальных кадры событий 1 марта. Вслед за этим были "прикрыты" все печатные оппозиционные издания - "Жаманак-Ереван", "Иравунк", "Аравот", "Айкакан Жаманак", "Чоррорд Ишханутюн", а также их интернет-странички. Газета отмечает также, что пункт ЧП об ограничении СМИ касается лишь оппозиции - Левона Тер-Петросяна и его сторонников, "в то время как никем не сдерживаемые провластные источники - от газетных страниц до телеэкранов - безответно критикуют ее вплоть до площадной брани". Оппозиция же, еще в предвыборный период продемонстрировавшая недюжинные способности в деле ведения информационной борьбы, и в этот раз нашла выход, и теперь можно "окольными путями" ознакомиться с информацией "Armenialiberty.org", "A1plus.come" и "Armtoday.info", просмотреть ролики на YouTube.com, почитать "Zhamanak.com" и даже начавшие выходить в свет, как они сами себя называют, "подпольные газеты" "Payqar.net" ("Борьба") и "Azathayastan.com" ("Свободная Армения").

"Положение о СМИ Указа президента повсеместно нарушается, и никто не обращает на это внимания. Практически все теле- и радиокомпании, газеты, которые мы обычно называем провластными, никак свою деятельность не ограничили", - сказал в беседе с радио "Свобода" председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян. По его словам, передает "Свобода", эти СМИ с момента введения ЧП передают не только официальную информацию, "но и многочисленные анализы, многочисленные политические заявления, многочисленные мнения, интервью и прочее, которые прямо и грубо нарушают положения Указа, в то время как СМИ, которые фактически не нарушили Указ, закрыты. Фактически, в их отношении применяются механизмы предварительной цензуры. А Указ президента цензуру, тем более предварительную, не предусматривает". Таким образом, по мнению Навасардяна, осуществлено одностороннее ограничение деятельности СМИ. Таким образом, отмечает Навасардян, нарушена Европейская конвенция по Правам Человека и важнейший принцип Конституции РА - презумпция невиновности. На вопрос, насколько ограничения в отношении СМИ и свободы слова способствуют смягчению внутриполитической напряженности, Борис Навасардян сказал: "То, чему являемся мы сегодня свидетелями, во-первых, ничем не способствует преодолению ставших основой для введения ЧП проблем... Кроме того, власти заявляли, что желают идти на диалог, достичь согласия и сотрудничества с различными слоями общества, но делается противоположное - в эти дни идет односторонняя агрессивная агитация. И наконец, в эти дни применяются такие способы подавления свободы слова, равенства СМИ, плюрализма, которые применяются лишь в условиях диктатуры".

Редакторы "А1+", "Аравот", "Жаманак-Ереван", "Лрагир", "Айкакан жаманак", "Айк", "168 Жам", "След", "Площадь", "Чоррорд ишханутюн", Тарегир", "АрмениаНау", а также руководители Ереванского пресс-клуба и "Интерньюс" распространили заявление, в котором, в частности, говорится: "Власти РА попросту запретили деятельность нежелательных для себя СМИ. Тем более, что на издающиеся, в условиях чрезвычайного положения, "свои" СМИ абсолютно не распространяется требование публиковать исключительно официальные сообщения. Для того, чтобы сделать информационный террор полноценным, закрылись также интернет-сайты. Более того, выпуски телеканалов CNN и Euronews, в момент передачи сообщений об Армении закрываются рекламными роликами, а трансляция радио "Свобода" попросту прекращена. Мы заявляем, что все это не только не способствует ослаблению напряженности в обществе, но и наоборот, углубляет атмосферу ненависти и вражды. Подавляющее большинство распространяемой СМИ так называемой "официальной информации", в особенности, пресс-секретари своей агрессией лишь распаляют настроения и углубляют недоверие к государству". Как сообщает "Payqar.net", к данному заявлению присоединились также редакторы карабахских газет "Демо" и "KarabakhOpen" Гегам Багдасарян и Наира Айрумян.

США призывают все стороны внутриполитического кризиса в Армении к спокойствию и прекращению насилия. Об этом заявил помощник заместителя Госсекретаря США по странам Европы и Евразии Метью Брайза, в ходе многочисленных встреч в Ереване. Он отметил, что режим ЧП должен закончится и лучший метод для смягчения напряженности является диалог всех сторон. По словам Брайзы, для стимулирования диалога необходимо снять ограничения СМИ и восстановить полную свободу слова. Американский дипломат также подчеркнул, что полицейские и суды должны детально расследовать события 1-2 марта, чтобы не создалось впечатление о политических преследований в отношении оппозиции. Брайза отметил, что двусторонние отношения с США будут зависеть от того, насколько быстро власти Армении смогут сформировать институциональное демократическое поле в стране. (Armenia Today).

В Конституционном суде

Как сообщает "АрмИнфо", 4 марта в Конституционном Суде Армении начались слушания по искам кандидатов в президенты Тиграна Карапетяна и Левона Тер-Петросяна. Оба кандидата требовали от КС признать недействительным решение ЦИК об окончательных итогах выборов президента. В ходе слушаний представители Левона Тер-Петросяна сразу выступили с тремя ходатайствами. По их мнению, военные, охраняющие здание КС, оказывают давление на участников заседания, в связи с чем потребовали решить данный вопрос и устранить вооруженную охрану. Они также потребовали сделать все возможное, чтобы истцу Левону Тер-Петросяну была предоставлена возможность непосредственного участия в судебном заседании, при этом представители экс-президента Армении Тер-Петросяна настаивали на том, что тот фактически находится под домашним арестом. Также представители Тер-Петросяна потребовали обеспечить открытость и прозрачность рассмотрения исков в КС посредством прямой трансляции из КС по Общественному телевидению Армении и телетрансляции на площадях Еревана. Обсудив ходатайства, КС вынес решение: военные выполняют указ президента по введению чрезвычайного положения и удалять или не удалять их из здания не входит в полномочия Конституционного Суда. Что касается трансляций, то, согласно закону о КС, заседания суда можно записывать и транслировать, однако требовать от других ведомств трансляцию заседаний не входит в полномочия суда. КС также поручил Генеральной Прокуратуре выяснить все обстоятельства, связанные с тем, чтобы "в случае необходимости Левон Тер-Петросян также присутствовал и участвовал в заседаниях". Затем суд заслушал представителя Тиграна Карапетяна, который сообщил, что весь предвыборный период, день голосования и процесс пересчета голосов проводился с нарушениями уголовного и избирательного законодательств, что отражено и в отчетах международных наблюдателей. Исходя из этого представитель Карапетяна настаивает на необходимости аннулировать решение ЦИК РА от 24 февраля об окончательных итогах голосования.

"Я не буду давать политических оценок происходящим событиям и остановлюсь только на правовых оценках", - заявил первый президент Армении Левон Тер-Петросян, выступая в Конституционном суде. Тер-Петросян заявил, что согласно статье 78 Избирательного кодекса Армении, являясь кандидатом в президенты, лица, занимающие государственные должности, должны временно быть освобождены от работы, если они не занимают пост исполняющего обязанности президента. В данном случае, по словам Тер-Петросяна, Серж Саркисян, будучи премьером, не исполнял обязанности президента, но, тем не менее, не был освобожден от занимаемой должности. Тер-Петросян также напомнил, что, согласно Конституции РА, в условиях ЧП выборы проводиться не могут, а завершение избирательного процесса подразумевает окончание всех его этапов, вплоть до решения КС. Следовательно, если сейчас введено ЧП, а избирательный процесс не завершен, эти выборы не могут считаться легитимными. Тер-Петросян также указал на тот факт, что нарушено равностороннее освещение разбирательства Конституционного суда, не обеспечено присутствие главных свидетелей, которые ныне находятся в заключении. Он напомнил, что многие из заключенных являются его сторонниками и активистами предвыборного штаба. "Если КС примет иное решение, кроме как признать выборы недействительными, это приведет к дефициту легитимности в стране, что опасно как для самой страны, так и поставит под сомнение авторитет КС", - отметил Тер-Петросян. "Я принимаю все предложения, данные руководством ЕС, и считаю, что это та платформа, на которой можно работать. Первое - отмена ЧП, второе - освобождение всех задержанных, третье - обеспечение освещения процесса КС в равной степени, четвертое - международное расследование событий первого марта и пятое - начало диалога с властями. Все это может стать основой для дальнейшей работы", - отметил он. (ИА REGNUM).

Как сообщает "АрмИнфо", 8-го марта Конституционный суд Армении отклонил принятые в единое производство иски кандидатов в президенты Левона Тер-Петросяна и Тиграна Карапетяна, и оставил в силе решение ЦИК Армении от 24 февраля 2008 года об окончательных итогах президентских выборов в стране. Вместе с тем, КС передал в Генпрокуратуру Армении материалы с почти 2-х десятков избирательных участков об искажениях итогов голосования, а так же об отказе пересчета голосов. Решение КС окончательное и обжалованию не подлежит.

По словам пресс-секретаря Республиканской партии Армении, депутата НС Эдуарда Шармазанова, "решение Конституционного суда в очередной раз доказало, что выборы действительно соответствовали законодательству нашей страны и международным стандартам". (Радио "Свобода").

"Конституционный суд подложил мину под легитимность избрания президентом премьер-министра Армении Сержа Саркисяна", - заявил в ходе пресс-конференции первый президент Армении Левон Тер-Петросян. По его словам, выступая 5 марта в Конституционном суде, Тер-Петросян акцентировал внимание судей на том правовом аспекте, что "действующий премьер-министр только в одном случае может баллотироваться на пост президента, если он является исполняющим обязанности президента Армении". Также, по словам Тер-Петросяна, "согласно Конституции Армении, в условиях военного и чрезвычайного положения выборы президента страны не могут проводиться". Тер-Петросян подчеркнул, что понятие "президентские выборы" включает в себя весь процесс, "начиная от выдвижения кандидатур, до завершения срока, установленного для оспаривания итогов, то есть решения Конституционного суда". "Следовательно, если заседания конституционного суда проходили в условиях ЧП, то выборы не могут считаться законными или действительными", - отметил он. "На поднятые мною вопросы в КС ответил представитель стороны ответчика Давид Арутюнян, и КС имел возможность заслушать как мою позицию, так и позицию ответчика, следовательно, он был обязан высказать свое мнение по этим вопросам и придти к соответствующему заключению, чего не произошло", - отметил он. Это, по словам Тер-Петросяна, означает лишь, что "КС избежал рассмотрения неоспоримых фактов, ставящих под сомнение законность прошедших выборов, стараясь не войти в правовой тупик и неудобную ситуацию". "Однако, предпочитая игнорировать эти факты, КС впал в еще более позорную ситуацию, фактически по умолчанию признав недействительными прошедшие выборы и подложив мину под легитимность Сержа Саркисяна как президента", - подчеркнул Тер-Петросян. (ИА REGNUM).

Хельсинкская ассамблея Армении обратилась в международные организации с призывом не признавать итоги президентских выборов 19 февраля, согласно которым президентом РА избран Серж Саркисян. Правозащитная организая призвала также международную общественность "потребовать у президента Армении немедленно аннулировать Указ от 1 марта 2008 года о введении в Ереван режима чрезвычайного положения". (Радио "Свобода").

Третий промежуточный доклад ОБСЕ/БДИПЧ

Несмотря на "относительно спокойную атмосферу", в которой прошли президентские выборы в Армении, наблюдательская миссия БДИПЧ/ОБСЕ зафиксировала "случаи применения насилия". Об этом, передает "Armenia Today", говорится в третьем промежуточном докладе БДИПЧ/ОБСЕ. В докладе отмечается, что в миссию поступали сообщения о нападении и терроре в отношении некоторых журналистов, доверенных лиц и членов участковых избирательных комиссий, в частности в ряде избирательных участках в Ереване.

В избирательном округе N1 доверенные лица одного из кандидатов получили угрозы о физической расправе. В ОИК №4 и №5 доверенные лица трех кандидатов в президенты подверглись физическому нападению, в двух случаях нападения произошли на избирательном участке, а в одном - на территории, сопредельной с избирательным участком. Кроме того, в округе №4 один из местных наблюдателей подвергся физическому нападению, в результате которого он потерял сознание. В округе №28 один из членов участковой избирательной комиссии насильно был выдворен с участка и больше он не возвращался. В докладе отмечается, что предварительный доклад содержал положения, согласно которым, на 16 % участков, посещенных наблюдателями 111, подсчет голосов был плохим или очень плохим. В частности, на участках: 13/18, 13/30, 13/01, 32/52 и других. В частности, на участке 22/15 наблюдатели зафиксировали, что имело место давление на членов УИК, с целью увеличения числа избирательных бюллетеней в пользу кандидату власти Сержа Саркисяна. На участке 13/18 председатель участковой избирательной комиссии при подсчете голосов не демонстрировал бюллетени, а члены комиссии при подсчете держали в руках ручки, а стопки, в которые складывались избирательные бюллетени, были умышленно смешаны. Было зафиксировано, что на участке 11/32 члены УИК подписались под чистыми протоколами. На участке 32/58 зафиксированы случаи препятствия работе наблюдательской миссии, однако они сумели заметить, что бюллетени, проголосованные в пользу первого президента Левона Тер-Петросяна, были зачтены Сержу Саркисяну. В некоторых ОИК председатели мешали работе наблюдателей. В докладе также отмечается, что ЦИК представляла факты, которые можно охарактеризовать как аномальные. Отмечая, что в Армении были открыты 1923 участка, наблюдатели отмечают, что на 85 из них, число избирателей, участвовавших в выборах, превысило 90% процентов. В том числе на 44 участках это число составило более 95%. В некоторых случаях число бюллетеней в урнах превысило число пришедших и проголосовавших избирателей.

В промежуточном докладе также отмечается, что электронные СМИ Армении распространяли в основном информацию о положительной части предварительного доклада, и не информировало население о той части доклада, которая относилась непосредственно к выборам. Телевидение и радио передавали репортажи, которые отражали точку зрения властей и редко были озвучены противоположные точки зрения относительно выборов, состоявшихся 19 февраля.

За опубликованием доклада, последовала реакция министерства иностранных дел Армении. По мнению МИД, передает ИА REGNUM, "промежуточный доклад наблюдательной миссии БДИПЧ/ОБСЕ по президентским выборам в Армении, состоявшимся 19 февраля, подтверждает оценку, данную миссией в предварительном докладе, согласно которой президентские выборы 19 февраля были в основном проведены в соответствии с обязательствами и стандартами ОБСЕ и Совета Европы". "Власти Армении отмечают, что часть указанных в промежуточном докладе недостатков, связанных с поствыборными процессами, уже находится в центре внимания правоохранительных органов, и в этом направлении предпринимаются соответствующие меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности лиц, ответственных за избирательные нарушения", - отмечается в сообщении МИД РА. "Несмотря на многочисленные настояния властей Армении, до сих пор не представлены номера 13 из 17 избирательных участков, в которых согласно докладу "процесс подсчета голосов был оценен как "плохой" и "очень плохой", а "предоставление этих данных позволило бы соответствующим образом изучить проблему", - считает МИД РА. Более того, по мнению МИД, "промежуточный доклад содержит комментарии, сделанные на основе непроверенных данных". "В частности, в докладе выражается недоумение беспрецедентно высоким участием в выборах на избирательных участках 37/18, 37/29,37/38 и 37/39. До обнародования доклада было выяснено, что на этих участках голосовали воинские соединения, что естественно повышает количество избирателей, и оно может не только приблизиться к 100% избирательных списков, но и превысить его", - заявило МИД Армении. МИД РА подчеркивает, что власти страны детально изучат каждый эпизод приведенных в промежуточном докладе недостатков, включая несоответствия и ошибки, и предоставят по ним всеобъемлющие разъяснения, в том числе о реально предпринятых правовых шагах. Разъяснения будут представлены как армянской общественности, так и БДИПЧ/ОБСЕ "с целью, чтобы окончательный доклад миссии был более беспристрастным и полноценным".

По мнению пресс-секретаря Левона Тер-Петросяна Армана Мусиняна, новый доклад содержит более широкую доказательную базу, в условиях которой выборы не могут не только считаться свободными и справедливыми, но и состоявшимися в целом. "Указаны различные методы фальсификаций, факты вопиющих нарушений и подчеркнуто, что органы, ответственные за проведение выборов во многих случаях, не только не выполняли своих обязанностей, но и целенаправлено мешали работе доверенных лиц Левона Тер-Петросяна". Представитель оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян обращает внимание на то, что в докладе "нет ни одной положительной оценки какого-либо из этапов выборов". "Оценки, по сравнению со вторым промежуточным докладом, ужесточены, вернее - факты более ужасающи". (Радио "Свобода").

Оценки событий 1-2 марта

Генеральная прокуратура Армении опровергает упорно муссируемые в обществе слухи, касающиеся событий 1-2 марта в Ереване. Как сообщила "АрмИнфо" пресс-секретарь Генпрокурора Армении Сона Трузян, количество погибших в результате массовых беспорядков, произошедших 1 и 2 марта, не увеличилось - погибло 8 человек, 1 из которых сотрудник Полиции. "Утром 1 марта во время событий на площади Свободы, когда собравшиеся на площади не подчинились законному требованию Полиции и оказали сопротивление", никто не погиб и слухи об этом не соответствуют действительности. В целом в результате событий 1 и 2 марта ранения получили 180 полицейских и 48 гражданских лиц. В результате следствия по факту попытки узурпации власти и направленным на нарушение конституционного порядка массовым беспорядкам, проводимому специальной следственной службой Республики Армения выяснилось, что во время несанкционированных массовых мероприятий, проводимых в столице, их организаторы умышленно предоставляли собравшимся заведомо ложную, надуманную информацию, в том числе касающуюся деятельности властей, в частности. правоохранительных органов, преследуя цель распространения среди населения ненависти и вражды по отношению к властям и правоохранителям, толкая тем самым население к неподчинению и беспорядкам, что поставило под угрозу конституционный порядок", - заявила Трузян. "Данная психологическая диверсия в отношении населения приняла острые формы 1-2 марта и последующие дни. Среди провокационных слухов - слух об убийстве полицейскими ребенка, который родился 1 марта во время митинга, проходившего недалеко от здания посольства Франции. Цель у этого слуха была только одна - подтолкнуть собравшихся к насилию. Об организованных провокациях свидетельствуют также доказательства, полученные следствием, среди которых есть рассказы очевидцев. По свидетельству гражданина Мкртича Арменакяна, являвшегося активным участником митингов, слухи о якобы убитом полицейскими ребенке на площади Свободы распространяла некая женщина, которая, с целью спровоцировать собравшихся недалеко от посольства Франции демонстрантов на беспорядки, вытащила из находившейся неподалеку кучи мусора детский ботинок, истошно кричала о том, что это - ботинок погибшего на площади Свободы ребенка. Ее действия спровоцировали беспорядки и насилие в отношении полицейских. Предпринимаются меры того, чтобы разыскать эту женщину. Распространение заведомо ложных и провокационных слухов продолжается и сегодня. В частности, следствием установлено, что в эти дни среди населения распространяются слухи о 58 погибших. В результате предпринятых мер выявлены лица, распространяющие эти слухи. Среди них - житель Еревана Давид Айвазян, который при допросе признался, что распространял ложную информацию и сожалеет об этом. "Еще раз официально заявляем о том, что в результате массовых беспорядков погибло 8 человек, имена которых Генеральная прокуратура обнародовала 2 марта", - отмечается в сообщении. В нем также подчеркивается, что "распространение ложных, провокационных слухов в обществе - одно из основных орудий тех, кто пытался узурпировать власть, нарушая конституционный порядок, целью которого является ослабить основы государства". "Просим население быть сдержаннее и не подвергаться воздействию подобных провокационных заявлений", - говорится в сообщении пресс-секретаря Генпрокурора Армении.

На вопросы российской газеты "Коммерсант" отвечает первый президент Армении Левон Тер-Петросян

- Что, на ваш взгляд, стало причиной разгона ваших сторонников утром 1 марта на Театральной площади?

Главным их мотивом было недопущение дальнейшего роста нашего движения. Наше слово с каждым днем получало больший резонанс, больший отклик, открывало глаза людям на то, что представляет собой власть и что произошло в день выборов. Это не выборы были. Это не подходило ни под какие стандарты - ни под европейские, ни под восточные. Даже в Пакистане выборы были проведены лучше. У нас же имело место насилие с использованием всех ресурсов, которыми обладает Роберт Кочарян - административного, информационного, финансового, криминального и силового. Почему мы сидели в палатках? Это был единственный способ сохранить за нами площадь. Если бы мы ушли ночью из этих палаток, то днем мы туда не вошли бы - ее бы закрыли. А потерять площадь - это потерять единственную связь с народом. Потому что у нас нет свободного телевидения, радио, все электронные СМИ под контролем государства. Сейчас у нас отняли и эту возможность. И целью всей этой грубой кампании было лишить нас возможности общаться с народом. Ну и, конечно, важным мотивом для властей было то, что наша жалоба на ход выборов уже находилась на рассмотрении в Конституционном суде. Они боялись, что слушание пройдет в этой атмосфере подъема народного протеста. Вы представляете, что это такое? Вся республика на подъеме, и в это время идет Конституционный суд. Конечно, суд не может не быть под воздействием этой атмосферы. Я вижу прямую связь этих событий - за день до силовой операции мы подали официальное заявление в Конституционный суд, и уже в следующую ночь они провели эту операцию. Теперь они добились своего - 20 дней, в течение которых должен состояться Конституционный суд, мы не имеем права выходить на улицы.

- Вы находились на площади, когда начался разгон ваших сторонников? Как вышло, что вы оказались под домашним арестом?

Я, как обычно, спал в своей машине. Меня разбудили в 6 утра и сказали, что наблюдается движение в сторону площади. Мы разбудили людей в палатках. Стали ждать. Появились полицейские - шеренгами со всех сторон, окружили нас. На площади было 5-6 тыс.- и столько же солдат. Я подошел к микрофону и сказал людям: давайте посмотрим, что нам хотят сказать полицейские и солдаты. Расстояние между солдатами и народом было 5-6 метров. Я предупредил солдат, что на площади есть женщины. Но не успел я это сказать, они без предупреждения, без слов напали и стали избивать людей. Тут уже появились палки, народ сопротивлялся, была драка. Я успел посмотреть на это буквально секунд 15. В это время ко мне подошли плотные ребята и сняли меня с трибуны. Окружили меня. Моя охрана стояла рядом, но это ведь часть того же департамента по защите государственных лиц, который меня и окружил. Потом мне сказали, что руководил операцией в отношении меня командир департамента генерал-лейтенант Гриша Саркисян. Именно он скрутил одну мою руку, а его заместитель другую. Он уговаривал меня покинуть площадь, я отказывался. Я сказал им: "Я площадь не покину, пока вы не наденете на меня наручники. Арестуйте меня, пригласите прокурора". Но через 15 минут все было кончено. Людей не осталось, а полицейские начали крушить палатки, демонтировать динамики и микрофоны. Я своими глазами видел, как они выкладывают на землю палки, арматуру и так далее. Около 15 моих соратников было арестовано. После этого они усадили меня в полицейскую машину и привезли домой. Закрыли меня и объявили, что я не имею права отсюда выйти. Я спросил: я под домашним арестом? Они сказали: нет, мы только охраняем вашу безопасность. Тогда дайте мне выйти и охраняйте дальше мою безопасность. В итоге они мне сказали: я могу выйти из дома, только если официально откажусь от госохраны. Но если они думали о моей безопасности, то зачем же предлагали мне выйти одному?

- Ваше отсутствие на массовом стихийном митинге 1 марта сыграло едва ли не решающую роль в исходе событий. Почему вы не пришли туда?

Да, через два-три часа после разгона на площади Оперы люди стали собираться на улицах. В итоге народ собрался у французского посольства. Примерно через три часа после скопления народа наши ребята вышли из своих убежищ и возглавили митинг. Но весь народ требовал, чтобы я пришел туда. Единственный человек, кто мог взять под контроль всю ситуацию, был я.

- Вы уверены?

Да. Таких ситуаций в 1988-1989 годах у нас было много, и очень быстро мы все брали под контроль. Зная об этом, я обратился к генералу Саркисяну. Я сказал ему, что единственный способ выйти из этого положения - это дать мне возможность прийти на это место и поговорить с народом. Конечно, люди просто так не ушли бы, я должен был дать им какую-то компенсацию - заменить это мероприятие другим. Я предложил генералу: мы спокойно маршем пройдем до оперы или до площади Матенадаран и проведем там митинг. Потом мы обратимся в мэрию за разрешением новых митингов. Генерал доложил о моем предложении Кочаряну. Сначала мне показалось, что они были за. Но Кочарян предложил мне идти маршем до стадиона "Динамо" или к вокзалу. Я сказал: "Нет, вы это делаете специально, чтобы отвести народ далеко от центра". Я настаивал на митинге у Матенадарана. Они еще подумали и в итоге сказали жестко, что не будет никакого компромисса. Таким образом, они продемонстрировали, что мирное решение этой проблемы им не нужно. Власти начали штурм и получили большее сопротивление, чем ожидали. Большее, чем на площади Оперы. И вот тут мои ребята почувствовали, что появились провокаторы, которые уже ничего не слышали. Мы знаем свой народ, я уверен, это были провокаторы от властей. Особенно это было видно по краям митинга и на перекрестке Маштоца, там были совершенно другие люди - в черных куртках, аккуратные, чистые. Они не ночевали на площади, это люди криминальных элементов, которые занимают должности и являются депутатами. Все погромы устроили они. Я смотрел официальное телевидение - когда показывали погромы и грабежи в магазинах, лица этих людей не показывали вообще.

- Для чего властям нужно было устраивать погромы?

Они показали всему миру, будто бы оппозиция нарушила закон и применила насилие. Они достигли своей цели и получили причину для объявления чрезвычайного положения. Потом было второе наступление на народ, и ночью на площади у французского посольства оставалось несколько тысяч человек и несколько наших ребят. Я взвесил все и в 4 утра позвонил и сказал ребятам, что надо оттуда уходить. Они передали людям мой призыв, и почти все с площади ушли.

- Вы говорите, что если бы вы появились на площади, это могло бы изменить исход событий. Так почему же вы все-таки там не появились? Отказались бы от охраны и покинули резиденцию.

Что произошло бы? Убили бы. Им этого и надо было. Повесили бы на каких-то хулиганов. Сказали бы, что несколько человек, которые мной недовольны, меня убили. И это дестабилизировало бы ситуацию еще больше.

- До сих пор имеется разная информация о количестве жертв - от восьми до 20. У вас есть свои данные?

Проверить, сколько жертв, может только государство. Даже грузинская оппозиция не может до сих пор сказать, сколько было жертв 9 апреля. Оппозиция называет одну цифру, власти - другую. То же самое с Сумгаитом. Иногда исчезает человек. Пока нет трупа, не причисляют его к жертвам.

- Вы считаете, что оппозиция не виновата в том, что погибли люди?

Нет. Не только мои сторонники, но и солдаты, и полицейские - все они стали жертвами этого режима.

- Какие выводы вы сделали из случившегося?

Я считаю, то, что мы сейчас получили, это совершенно новая ситуация. Произошла четкая поляризация нашего общества. С одной стороны власть и ее приспешники - криминал, коррупционеры. С другой стороны весь народ. И своими действиями 1 марта Роберт Кочарян и Серж Саркисян настроили против себя уже весь народ. Даже если они останутся у власти, они будут править народом, который их презирает и ненавидит. Вот такая ситуация. И эта ситуация не может не быть в центре международного внимания. Уже есть жесткое осуждение Запада. И я надеюсь, международное давление будет сильным. Международное сообщество уже вынуждено осознать, что в Армении появился режим, который не пользуется доверием народа. И что это будет постоянный конфликт. Будет пять лет насилия - и в экономике, и в сфере права, свободы слова.

- Что будете делать дальше?

20 дней кончатся. Сколько они будут держать это чрезвычайное положение? Мы не отступим. В рамках закона и всех возможностей, предоставленных конституцией, мы будем бороться до конца, до устранения этого ненавистного криминального, бандократического режима Армении. Не боясь тюрем, домашних арестов и их угроз. Они слишком мелкие люди, чтобы нас пугать. Горбачев не смел нас пугать - мы добились своего. Но здесь, конечно, очень важно то обстоятельство, насколько Запад верен тем принципам, которые он исповедует. Это экзамен для Запада.

- Но на одном из последних митингов вы обвинили европейское сообщество в нечестности и даже расизме...

После всех нарушений, что я вам перечислил, мы получили оценку миссии ОБСЕ и ПАСЕ. Они провели простую арифметику полученных результатов и заявили: да, мы не исключаем проявлений насилия и некоторых нарушений, но это мелочи, они не повлияли на результат. Но это издевательство над нашим народом! Издевательство над демократией. Выборы - это не день голосования. Выборы - это целый процесс, который продолжался пять месяцев. А что они сделали за эти пять месяцев? Еще 23 октября тысячи моих сторонников были запуганы, вызваны в полицейские участки, департаменты нацбезопасности, муниципалитеты, налоговые инспекции. Их пугали тем, что их снимут с работы, посадят родственников, лишь бы они не участвовали в моих митингах. Власти закрывали, блокировали дороги в Ереван, чтобы люди не пришли на митинги. Было много арестов, которые являлись сильным психологическим давлением на людей. Все это не могло не повлиять на голосование людей. В день выборов 200 моих сторонников было избито, в том числе полицейскими и уголовными элементами. Это происходило на участках или во дворах участков. После 8 часов вечера многих моих доверенных лиц просто выгнали с участка. Через день после этого начались новые аресты. Каждого, кто выступал в мою поддержку, либо исключали с работы, либо просто арестовывали. Выступил в мою поддержку замгенпрокурора - через 10 минут его сняли с работы, а через день арестовали. Выступили в мою поддержку 10 высокопоставленных дипломатов МИДа - замминистра, три посла и шесть завотделами. Что сделал после этого наш улыбающийся, интеллигентный, говорящий по-английски министр иностранных дел? Он тут же снял своих коллег с работы, а через полчаса президент лишил их дипломатических рангов, хотя конституция не дает ему на это права. Все, что происходило после дня выборов, тоже находилось в рамках электорального процесса. И то насилие, которое власти предприняли на площади Оперы, и бойня 1 марта тоже. Я говорю это, чтобы вы поняли: наблюдатель не может подойти к оценке выборов так формально. Я задам простой вопрос: если бы арестовали 50 сторонников мадам Клинтон или 50 сторонников господина Саркози, что бы произошло в Штатах и во Франции? Там этого нельзя. А здесь можно. Там европейцы этого не допустят. А здесь допускают. Если есть стандарты, то это стандарты для всех. То, что недопустимо в Европе, не должно быть допустимо и здесь. Вот поэтому мы недовольны позицией наблюдателей. И я знаю, что такие же настроения были в Грузии. Потому что получается так - приезжают европейцы и легитимируют нелегитимные власти. ОБСЕ и Совет Европы - это наши организации, мы полноправные их члены. Наши правительства имеют обязательства перед ними, но эти организации имеют обязательства перед нашими народами. И мы требуем, чтобы они их выполняли. И если мировое сообщество примет результаты этих выборов, это будет означать, что они поддерживают режим, которому недалеко до режима Саддама Хусейна.

- Вам не кажется, что оппозиция уже потеряла возможность добиться своего?

Нет, не кажется. Да, не всегда добро побеждает. Ну и что? Это один из этапов нашего общественного развития. Могут быть моменты отступления, затишья, поражения. Может быть и татаро-монгольское иго, и немецко-фашистская оккупация. Главное, что у нас есть новое общество. За пять месяцев нам удалось создать новое, гражданское, смелое общество. И это главное наше достижение. ("Коммерсант")

Отправленные в отставку сотрудники МИД Армении - пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Владимир Карапетян, бывший глава отдела НАТО Марта Айвазян, экс-начальник отдела США и Канады Карине Африкян и экс-советник управления Европы Аракел Семирджян направили послание Комиссару по правам человека ООН, председателю ОБСЕ, директору БДИПЧ/ОБСЕ, послам ОБСЕ, Генсеку СЕ, Генсеку НАТО, аккредитованным в Армении дипмиссиям. Бывшие дипломаты выразили соболезнования семьям погибших в ходе столкновений в Ереване 1 марта. Вместе с тем они выразили возмущение по поводу этих кровавых событий, подчеркнув, что "их можно было бы избежать, если бы власти не применили насилие". "Власти Армении пытаются найти оправдание задействованию вооруженных сил и политическим арестам и обвиняют оппозицию в попытке захвата власти, однако истинной причиной подобных развитий стало проведение и итоги президентских выборов, которые согласно сообщению BBC, "полностью соответствовали старым советским стандартам - голоса покупались, избирателей терроризировали, по телеканалам освещение шло неравномерно", говорится в обращении. "Мы уверены, что избранный только справедливым путем президент может обеспечить мир и стабильность в Армении и восстановить имидж страны", пишут, по сообщению "Armenia Today", бывшие армянские дипломаты.

10 марта первый президент Армении Левон Тер-Петросян имел телефонную беседу со спецпредставителем Евросоюза на Южном Кавказе Питером Семнеби, который находился в это время в Брюсселе и участвовал в обсуждениях, предпринятых Советом министров ЕС по вопросу создавшейся в Армении ситуации. Тер-Петросян представил Семнеби необоснованность чрезвычайного положения, отметил, что никаких позитивных шагов на преодоление политического кризиса властями не предпринято. Наоборот, продолжаются повальные аресты его сторонников, в некоторых областях Армении (в основном в Араратской и Арагацотнской) криминальные элементы совместно с полицией осуществляют насилие как над участниками движения, так и над представителями его предвыборных штабов. (InfoArmenia.org).

Согласно "Ассошиайтед пресс", помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза строго осудил насилие, осуществленное властями Армении в отношении оппозиционных демонстрантов. Он назвал действия "предосудительными" и подчеркнул, что реакция правительственных сил была "грубой и жестокой". Он выразил также обеспокоенность в связи с наложенными на СМИ ограничениями и призвал отменить чрезвычайное положение и прекратить аресты сторонников Левона Тер-Петросяна. ("Радио "Свобода").

Еврокомиссар по внешней политике и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер призвала власти Армении отменить чрезвычайное положение, освободить лидера оппозиции из-под домашнего ареста. Об этом сообщает AFP. "Я призываю власти Армении снять ограничения на свободное передвижение бывшего кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна, и освободить всех лиц, задержанных за реализацию их прав на свободное собрание", - заявила еврокомиссар. ("АрмИнфо").

Министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг выразил обеспокоенность по поводу внутриполитической ситуации в Армении после президентских выборов 19 февраля. Об этом передает "Armenia Today", говорится в заявлении МИД Чехии. В заявлении, в частности, отмечается: "Использование силы против мирных демонстрантов абсолютно неприемлемо. Чешская республика призывает правительство Армении принять меры, чтобы предотвратить дальнейшее насилие в стране и освободить задержанных. Правительство Чехии призывает также участников демонстрации начать конструктивный диалог с целью сократить напряжение и разрешить кризис мирным путем".

Евросоюз призывает власти Армении отменить режим чрезвычайного положения, введенный из-за беспорядков после разгона митинга оппозиции, оспаривающей итоги президентских выборов, осуждает имевшие место в Ереване акты насилия и выражает "глубокую обеспокоенность" ситуацией после выборов президента республики. "ЕС призывает армянские власти освободить любых граждан, задержанных за реализацию права на мирное собрание, и снять чрезвычайное положение, которое вводит ограничения на свободу СМИ, собраний и политические партии", - говорится в заявлении председательствующей в ЕС Словении. Евросоюз рекомендует властям Армении провести независимое расследование беспорядков 1 марта и их причин. "ЕС призывает все политические силы воздержаться от незаконных акций и включится в политический диалог как единственно возможный путь для продвижения вперед", - указывается в заявлении. (РИА "Новости").

По сообщению газеты "Жаманак-Лос-Анджелес", в Вашингтоне, перед посольством Армении в США состоялась демонстрация протеста армян Америки. Демонстранты зачитали заявление состоявшегося в Лос-Анджелесе многотысячного митинга, в котором армяне Америки требуют у властей Армении прекратить политические преследования, выпустить всех задержанных или арестованных демонстрантов, упразднить режим чрезвычайного положения, а также аннулировать результаты президентских выборов. Как сообщил газете представитель коалиции "Во имя демократической Армении" Каро Карапетян, достигнута договоренность о представлении требований армян Америки в Госдепартамент США. "Мы, проживающие в Америке армяне, хотим, чтобы США помогли в том, чтобы тирания была прекращена, а сфальсифицированные выборы - не признаны", - сказал Карапетян.

"Чрезвычайное положение введено на 20 дней. Сегодня я не вижу необходимости ни в продлении, ни в сокращении этого срока. В первую очередь необходимо установить место пребывания и список организаторов беспорядков. Задача в том, чтобы до отмены чрезвычайного положения мы были уверены в том, что незаконные действия не повторятся", - заявил президент РА Роберт Кочарян, добавив, что сейчас нет такой полной уверенности. В то же время депутат НС РА от Республиканской партии Армении Рафик Петросян считает возможным продление срока режима чрезвычайного положения в Ереване. По его словам, оппозиция уже заявила, что намерена возобновить проведение митингов и сидячих акций после 20 марта. "В этом случае, будет необходимо продлить срок режима чрезвычайного положения", - отметил парламентарий. Петросян заметил, что введение президентом Армении режима чрезвычайного положения в столице "было необходимостью, оно позволило сохранить стабильность в стране". ("АрмИнфо").

Аресты

"Armenia Today" приводит список арестованных и задержанных в Армении после президентских выборов 19 февраля по данным на 12 марта.

1. Ерджаник Абгарян - экс-глава таможенного комитета, член правления АОД (находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 325 УК Армении)

2. Гамлет Абрамян - член предвыборного штаба Левона Тер-Петросяна (находится в КПЗ в Артике ст. 225 прим, часть 2 ст.316 УК Армении)

3. Масис Айвазян - член правления АОД, представитель штаба Тер-Петросяна (2 ст.316 УК Армении)

4. Марзпетуни Айвазян - член партии "Республика", член избиркома, брат Смбата Айвазяна (часть 3 ст.188 УК Армении)

5. Смбат Айвазян - член политсовета партии "Республика", координатор штаба Тер-Петросяна, экс-министр госдоходов (часть 1 ст.316 УК Армении)

6. Андраник Авагян - член партии "Республика", доверенное лицо Тер-Петросяна (ст. 225 УК Армении)

7. Гвидон Антонян - доверенное лицо Тер-Петросяна

8. Давид Аракелян - глава избирательного штаба Тер-Петросяна в ереванской общине Центр

9. Владимир Аракелян - активист партии "Республика" (находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 325 УК Армении)

10. Арсен Асатрян - телохранитель депутата Хачатура Сукиасяна

11. Армен Авагян - доверенное лицо Тер-Петросяна

12. Рафик Асрян - глава предвыборного штаба города Капана

13. Аслан Аветисян - член партии "Республика", доверенное лицо Тер-Петросяна (находится в СНБ)

14. Месроп Аветисян - доверенное лицо Тер-Петросяна

15. Александр Арзуманян - глава центрального штаба Тер-Петросяна, экс- глава МИД Армении, член правления АОД (находится в СНБ часть 1 ст. 300 и часть 1 ст. 225 УК Армении)

16. Мкртич Арменакян - активист партии "Республика"

17. Тигран Багдасарян - член АОД, член предвыборного штаба Тер-Петросяна (часть 2 ст. 225 УК Армении)

18. Акоп Багвишян - помощник депутата Акопа Акопяна (находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 325 УК Армении)

19. Арам Барегамян - член АОД, глава одного из предвыборных штабов Тер-Петросяна (часть 1 ст. 300 и часть 1 ст. 225 УК Армении)

20. Сурен Барсегян - активист партии "Республика", (находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 325 УК Армении)

21. Ерванд Бавеян - доверенное лицо Тер-Петросяна

22. Вардгес Гаспарян - находится в СНБ, часть 1 ст. 300 УК Армении

23. Седрак Григорян - активист партии "Республика"(находится в СНБ)

24. Артур Гуроклян - находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 325 УК Армении

25. Григор Геворкян - находится в СНБ, ст. 200 и часть 2 ст. 225 УК Армении

26. Айк Геворгян - член партии "Республика", доверенное лицо Тер-Петросяна (часть 3 ст. 258 УК Армении)

27. Ованес Даниелян - бывший глава следственного отдела Сюникской области

28. Гагик Егиазарян - сведения отсутствуют

29. Гурген Егиазарян - экс-заместитель главы службы национальной безопасности, координатор штаба Тер-Петросяна(находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 325 УК Армении)

30. Ашот Закарян - руководитель ширакской территориальной структуры организации "Еркрапа" (часть 2, ст. 149 УК Армении)

31. Месроп Закарян - участник сидячей забастовки (ст. 225 УК Армении)

32. Арарат Зурабян - глава правления АОД(находится в СНБ, часть 1, ст. 300 и часть 1, ст. 325 УК Армении)

33. Христофор Элазян - бывший полицейский, который отказался давать лжесвидетельства против активистов оппозиции

34. Карен Тарханян - активист оппозиции, участник сидячей забастовки (часть 2 ст. 225 УК Армении)

35. Камо Торосян - активист движения

36. Левик Хачатрян - член правления АОД, координатор штаба Тер-Петросяна (ст. 225 УК Армении)

37. Мелик Хечоян - член партии "Республика", доверенное лицо Тер-Петросяна

38. Арменак Карагозян - член штаба Тер-Петросяна

39. Арам Карапетян - глава партии "Новые времена"(находится в СНБ, ст.333 УК Армении)

40. Вардан Киракосян - водитель Гагика Джангиряна (ст.235 УК Армении)

41. Ованнес Арутюнян - член партии "Республика", доверенное лицо Тер-Петросяна (находится в СНБ, часть 1 ст. 235 УК Армении)

42. Ваагн Айоцян - исполнительный секретарь правления АОД, координатор штаба Тер-Петросяна (находится в СНБ, ст. 300 УК Армении)

43. Самвел Арутюнян - доверенное лицо Тер-Петросяна

44. Мисак Овакимян - активист оппозиции (ст. 235 УК Армении)

45. Акоп Акопян - депутат (находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 225 УК Армении)

46. Гегам Арутюнян - член правления партии "Республика (находится в СНБ, часть 1 ст. 300 и часть 3 ст. 325 УК Армении)

47. Давид Амбарцумян - доверенное лицо Тер-Петросяна (ст. 225 прим и часть 2 ст. 316 УК Армении)

48. Гамлет Айрапетян - доверенное лицо Тер-Петросяна

49. Мигран Ованнисян

50. Ваагн Ароян (часть 2, ст. 225 УК Армении)

51. Ованнес Казарян - член правления АОД, координатор предвыборного штаба

52. Мясник Малхасян - депутат (находится в СНБ, часть 1, ст. 300 и часть 3, ст. 225 УК Армении)

53. Исаак Малхасян - активист партии "Республика"

54. Юра Мамян - зять экс-министра внутренних дел Вано Сирадегяна, член АОД, глава штаба Тер-Петросяна в Ноемберяне (находится в СНБ, ст.235 УК Армении)

55. Давид Матевосян - член центрального штаба Тер-Петросяна (находится в СНБ, ст. 300 УК Армении)

56. Ашот Манукян - глава избирательного штаба Тер-Петросяна (ст. 225 прим и часть 2, ст.316 УК Армении)

57. Хачик Мартиросян - доверенное лицо Тер-Петросяна

58. Петрос Макеян - глава партии "Демократическое Отечество" (часть 2, ст.149 УК Армении)

59. Вемир Мхитарян - глава штаба Тер-Петросяна в Варденисе

60. Овик Мхитарян - доверенное лицо Тер-Петросяна (часть 2, ст.225 УК Армении)

61. Артутюн Мкртчян - член Народной партии Армении

62. Аветик Нерсисян - ст. 225 прим и часть 2, ст.316 УК Армении

63. Нарек Шагинян - участник сидячей забастовки

64. Рубик Восканян - доверенное лицо Тер-Петросяна (тяжело ранен)

65. Григор Воскерчян - член правления АОД, глава штаба Тер-Петросяна в городе Абовян (часть 1, ст. 300 и ст. 225 УК Армении)

66. Гагик Джангирян - экс-замгенпрокурора (часть 1, ст.235 и часть 1, ст. 316 УК Армении)

67. Вардан Джангирян - начальник элсетей Гегаркуникской и Котайкской областей, брат Гагика Джангиряна (ст. 316 УК Армении)

68. Карапет Рубинян - экс-вице-спикер парламента (находится в СНБ, часть 1, ст. 300 и часть 3, ст. 225 УК Армении)

69. Мушег Сагателян - член партии "Республика", глава одного из штабов Тер-Петросяна (часть 1, ст. 300 и часть 3, ст. 225 УК Армении)

70. Шота Сагателян - член партии "Республика", член штаба Тер-Петросяна в Гюмри (часть 2, ст.149 УК Армении)

71. Нвер Саргсян - доверенное лицо Тер-Петросяна

72. Жора Сапеян - член партии "Республика", член штаба Тер-Петросяна в Талине (часть 3, ст.258 УК Армении)

73. Камо Сафразян - член АОД, глава штаба Тер-Петросяна в Сисиане

74. Микаел Серобян - ст.225 УК Армении

75. Цатур Севоян - доверенное лицо Тер-Петросяна

76. Сережа Сирадегян - брат экс-министра внутренних дел Вано Сирадегяна, пенсионер (находится в СНБ, ст. 235 УК Армении)

77. Геворг Симонян - доверенное лицо Тер-Петросяна

78. Хачик Симонян - доверенное лицо Тер-Петросяна, член одного из штабов Тер-Петросяна (находится в СНБ, часть 1, ст. 300 и часть 3, ст. 225 УК Армении)

79. Суренянц Сурен - член правления партии "Республика" (ст. 225 прим УК Армении)

80. Алескан Варданян - доверенное лицо Тер-Петросяна (находится в СНБ, часть 2, ст. 225 УК Армении)

81. Тигран Тигранян - доверенное лицо Тер-Петросяна

82. Арутюн Урутян - член АОД, глава штаба Тер-Петросяна Маралика

83. Николай Кочарян - место пребывания неизвестно.

В основном задержания и аресты проходят по статьям 300 - узурпация госвласти, 225 - массовые беспорядки, 316 - насилие в отношении представителя власти, 235 - незаконное ношение, хранение оружие. ("Armenia Today").

В Армении объявлены в розыск лишенные депутатской неприкосновенности Хачатур Сукиасян и Сасун Микаелян, а также представителя предвыборного штаба первого президента Армении Левона Тер-Петросян, главного редактора оппозиционной газеты "Айкакан Жаманак" Никол Пашинян. Как сообщает ИА REGNUM, оба депутата обвиняются по признакам части 3 статьи 225 (организация массовых беспорядков) и по части 1 статьи 300 (узурпация государственной власти) УК Армении. Пашинян обвиняется по признакам статьи 316 (применение насилия в отношении представителя власти).

Как сообщает "АрмИнфо", на пресс-конференции, посвященной массовым беспорядкам в Ереване 1 марта и предшествовавшим этому событиям, отвечая на вопрос о том, возможно ли санкционирование ареста первого президента РА Левона Тер-Петросяна, генпрокурор Агван Овсепян заявил: "Расследование продолжается, и по его результатам будет вынесено соответствующее решение".

Как сообщает "InfoArmenia.org", все сведения о действиях властей, правоохранительных органов и органов местного самоуправления - о задержаниях, арестах, приводах - можно сообщать по телефону 091-177-114 или по электронной почте repressons08@gmail.com.

"Цветной революции не было"

"Попытка организовать "цветную революцию" в Армении действительно имела место", - заявил в интервью "Российской газете" премьер-министр Армении, лидер Республиканской партии Серж Саркисян. Как передает газета, Саркисян сказал, что эта попытка изначально была обречена на провал. "В отличие от тех стран, где "цветные революции" удались, в Армении существуют факторы, которые организаторы этих волнений не учли", - отметил он. По словам Саркисяна, власть в Армении пользуется очень прочным доверием общества, о чем свидетельствуют результаты президентских выборов. "Большая часть армянского общества желает эволюционного пути поступательного развития, которое имело место за последние семь лет, и в отличие от некоторых радикальных оппозиционеров, на реванш старой элиты эти люди не согласны. В данной ситуации имела место именно попытка реванша тех сил, при которых Армения в 90-е годы пережила самые темные и холодные годы", - подчеркнул Серж Саркисян.

Поствыборные развития в Армении в корне отличаются от ситуации в странах, переживших так называемые бархатные или цветные революции. Об этом в беседе с корреспондентом "Armenia Today" заявил политолог, экс-советник президента Нагорного Карабаха Манвел Саркисян. По его словам, в случае с бархатными революциями имели место исключительно внутриэлитные противоречия, в Армении же случай совершенно иной. "В нашем случае общая недееспособность власти вошла в резкое соприкосновение со сложной ситуацией. Власти просто оказались бессильны, единственным выходом стало применение силовых механизмов, объявление ЧП", - отметил Саркисян. Еще одним отличительным фактором стало полное отсутствие внешнего фактора. "События в Армении носили сугубо внутриполитический характер, каких-либо внешних факторов в борьбе не применялось", - отметил политолог, добавив, что в течение всего периода до разгона митинга международные структуры и сверхдержавы демонстрировали невмешательство, не предъявляя к властям страны особых требований. Он также подчеркнул, что действия протестных сил не носили характер антироссийского характера, как это наблюдалось в иных постсоветских странах. Говоря о дальнейшем развитии событий, эксперт отметил, что, судя по заявлениям властей, по действиям правоохранительных органов, в лагере властей все еще надеются на окончательное подавление оппозиции силовыми методами. Власти страны, заметил он, недееспособны и слабы, в их действиях нет логики, в этой связи для восстановления стабильности руководство страны обязано вернуть доверие общества, иначе ситуация и далее будет усугубляться. Любая форма подавления, считает Саркисян, еще более усложнит положение властей. В этой связи, по оценкам политолога, необходимо установление диалога власти-оппозиция. "Оппозиции есть, что предложить властям. Те предложения, которые недавно озвучил экс-президент Левон Тер-Петросян, были невероятным предложением", - заявил Саркисян, заметив, что в свою очередь власти должны выступить со встречным равноценным предложением. Он напомнил, что президент Грузии для стабилизации ситуации подал в отставку, назначил новые выборы, выступил с предложение о создании коалиционного правительства с оппозицией. "С учетом того факта, что после мартовских событий в Армении радикально усложнилась ситуация, армянские власти должны пойти на более радикальные шаги", - посоветовал Саркисян, заметив, что властям Армении просто необходимо понимание того, что "закручивание гаек бесперспективно".

Борьба только начинается?

Власти, гоняясь за арестами лидеров оппозиции даже не в состоянии понять и оценить совершенно по новому сложившуюся ситуацию, совершенно новые реалии и их неизбежные последствия. Упорное непризнание того, что 1 марта закончилась борьба между властью и оппозицией и началось противостояние между властью и обществом, что оппозиционные лидеры не имеют "заслуг" в молниеносном превращение горстки людей в стотысячную лавину на перекрестке "пяти улиц" перед зданием посольства Франции, не сулит властям ничего хорошего. А в реалии, сама ситуация показала, что общество и сложившиеся вне оппозиционного поля автономно действующие группировки способны принимать автономные решения и осуществлять их при любой ситуации. ("Armenia Today").

Экс-президент Армении Левон Тер-Петросян не намерен отступать и будет использовать все законные методы для борьбы с нынешним режимом. Как заявил Тер-Петросян на пресс-конференции в Ереване, оппозиция продолжит общение с народом, будь то посредством митингов, а если будет возможным и посредством СМИ. Он отметил, что если ему будет предоставлена возможность выступать по телевидению, то необходимость проведения митингов отпадет сама собой. "Будет лучше, аудитория увеличится и составит не 300 тысячи а 3 миллиона", - отметил он, добавив, что если не будет такой возможности, то они найдут способ довести до слушателей свои позиции и вновь прибегнут к методу выпуска DVD. Тер-Петросян напомнил, что за весь период проведения митингов, не произошло ни одного столкновения, "не была поцарапана ни одна машина, так что же произошло 1 марта, и почему народ так изменился". На это Тер-Петросян нашел лишь один ответ - "на народ пошли с дубинками провокаторы". "Это и послужило причиной тому, что процесс вышел из под контроля, хотя блестяще руководился властями", - подчеркнул он. Сам Тер-Петросян не ожидал такого развития событий. "Я думал рационально, считал, что Роберт Кочарян - уходящий президент и не возьмет на себя такую ответственность", - заметил он, добавив, что то же самое думал о Серже Саркисяне, поскольку тот новоизбранный президент. "Я был о них лучшего мнения", - отметил Тер-Петросян. Первый президент проинформировал, что мэрия Еревана была информирована об акции 21 марта, но ответила отказом, хотя по закону отказ не предусмотрен, и столичная мэрия может просто рекомендовать провести митинг в ином месте. Тем не менее, оппозиция намерена еще раз обратиться в мэрию, назначив уже иную дату мероприятия. В то же время Тер-Петросян не исключил, что чрезвычайное положение в Ереване может быть продлено, чтобы исключить митинги в день инаугурации Сержа Саркисяна. Комментируя возможность того, что власти могут разрешить Тер-Петросяну участвовать на митинге при условии, если он откажется от охраны, экс-президент подчеркнул, что это требование само по себе незаконно. "Если я даже выйду без охраны, меня по закону должны привести обратно. Это устанавливает закон, и такая мера предусмотрена нескольким причинам. Во-первых, я являюсь носителем тайн, представляете, если азербайджанская разведка меня похитит, а это уже не шутки. Второе, не знаю, что может случится даже не из политических, а хулиганских побуждений. Это уже вопрос престижа государства, как можно будет прежнего президента вогнать в такую ситуацию", - отметил он. По его словам, аресты оппозиционеров продолжаются, и они носят исключительно политико-репрессивный характер. Тер-Петросян не исключил, что его тоже задержат, однако отметил, что ничего не собирается говорить следствию, и не намерен подписываться под протоколами. В то же время он подтвердил свою приверженность той повестке вопросов, которую представили международные организации, а именно, освобождение всех задержанных, гарантии свободы СМИ, осуществление международного расследования событий 1-2 марта, и после этого начало переговоров. По словам Тер-Петросян, вне зависимости от того, принимает ли он легитимность действующих властей или нет - власть это политический фактор и с ней надо разговаривать. "Мир долгое время не признавал легитимность Ясира Арафата, но вел переговоры с ним. Сегодня мир не признает легитимность президента Нагорного Карабаха, но разговаривает с ним", - отметил он. "Я не буду признавать легитимность Сержа Саркисяна, но не могу не замечать его, и он не может игнорировать меня, поскольку за мной народ", - подчеркнул Тер-Петросян, добавив, что пока Саркисян не считается с этим фактом, но, рано или поздно, ему придется это сделать. Тер-Петросян не исключил также, что если Армения пойдет по пути диктатуры, то международное сообщество может наложить определенные санкции на нее, в частности, ужесточить визовый режим, или исключить из определенных программ.

Председатель поддерживающей Левона Тер-Петросяна Социал-демократической партии "Гнчакян" Людмила Саркисян готовится обратиться в столичную мэрию для проведения 21-го, 22-го и 23 марта митингов на площади Свободы или возле Матенадарана. ("Payqar.net").

Айк Джанполадян