Перестрелки

Как сообщает АрмИнфо, в ночь с 6 на 7 марта азербайджанские вооруженные формирования нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в Гадрутском направлении. Согласно оперативным данным Министерства обороны Нагорно-Карабахской Республики, по позициям Армии обороны НКР был открыт интенсивный огонь с использованием различных видов оружия - автоматов, пулеметов и снайперских винтовок. Согласно агентству, оставаясь приверженными режиму прекращения огня, подразделения Армии обороны НКР ответного огня не открыли.

По сообщению Armenia Today, В ночь 10 на 11 марта с.г. азербайджанские вооруженные формирования нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в Тертерском и Агдамском направлении. Согласно агентству, по позициям Армии обороны НКР был открыт интенсивный огонь. Подразделения Армии обороны НКР ответный огонь не открывали.

Бакинская "525-я газета" сообщает, что подразделения армянских Вооруженных сил 11 марта, с 20:55 до 02:55 12 марта с перерывами, с безымянных высот на территории Бердского района Армении, и с позиций, расположенных неподалеку от сел Мосесгех и Чинарлы, подвергли обстрелу противоположные позиции Азербайджанских вооруженных сил в селах Коха Няби и Агбулаг Товузского района, с 20:05 до 20:25 с позиций, расположенных на безымянных высотах на территории Физулинского района, 12 марта с 04:25 до 04:30 с позиций, расположенных неподалеку от села Джавахирли Агдамского района подвергли обстрелу противоположные позиции Азербайджанских вооруженных сил. Согласно газете, ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

В ночь 13 на 14 марта азербайджанские вооруженные формирования в очередной раз нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в Тертерском и Агдамском направлении. Подразделения Армии обороны НКР ответного огня не открывали. (Armenia Today).

Подразделения армянских Вооруженных сил 13 и 14 марта нарушили режим прекращения огня. Согласно Day.Az, были обстреляны позиции азербайджанской армии вблизи сел Гервенд, Гараханбейли и Ашагы Абдулрахманлы Физулинского района, села Сейсулан Тертерского района, села Тапгарагойунлу и безымянной высоты Геранбойского района, села Джавахирли Агдамского района. Потерь нет.

Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики полностью контролирует ситуацию на линии соприкосновения ВС НКР и Азербайджана. Об этом в беседе с АрмИнфо заявил пресс-секретарь Министерства обороны НКР подполковник Сенор Асратян. По его словам, ситуация в настоящее время спокойная, режим перемирия периодически нарушается с азербайджанской стороны. "Стреляют в основном из мелкокалиберного стрелкового оружия", - отметил Асратян. Комментируя сообщения азербайджанской стороны о "продолжении нарушения режима перемирия с армянской и карабахской сторон", в результате чего, по утверждению азербайджанских СМИ, якобы есть жертвы, в том числе среди гражданского населения, Асратян отметил, что руководство Азербайджана, скрыв большое число жертв во время инцидента с попыткой захвата одного из постов ВС НКР, теперь пытается приписать жертвы "новым нарушениям режима перемирия". Асратян также сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры о проведении кризисного мониторинга ОБСЕ. Агентство отмечает, что запланированный на конец прошлой недели кризисный мониторинг не состоялся по вине азербайджанской стороны. В Министерстве обороны Армении также сообщили, что ситуация на линии соприкосновения ВС РА и Азербайджана стабильная. "Ситуация нормальная", - отметил пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян.

Комментарии к ситуации на линии соприкосновения ВС Азербайджана и Нагорного Карабаха

На вопросы ИА REGNUM отвечает начальник Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, генерал-майор, доктор политических наук Гайк Котанджян

ИА REGNUM: Комментарии армянской и азербайджанской сторон недавнего нарушения режима огня 4 марта 2008 года в Карабахе радикально противоположны. Как бы Вы прокомментировали недавний инцидент на линии соприкосновения в Карабахе?

Гайк Котанджян: Факты таковы. Утром 4 марта диверсионная группа азербайджанских ВС, нарушив режим прекращения огня, заняла один из постов Армии Обороны НКР. В результате было ранено двое военнослужащих Армии обороны. По данному факту руководство ВС РА по просьбе карабахской стороны уведомило представителя ОБСЕ г-на Анджея Каспршика, а также с целью незамедлительного восстановления статус-кво и режима прекращения огня попыталось войти в прямой телефонный контакт с руководством Азербайджанских ВС. Минобороны Азербайджана уведомило, что министр Сафар Абиев по занятости не может вступить в телефонные переговоры. Армянская сторона по всем правилам военного искусства предприняла соответствующие ответные шаги и выбила азербайджанских военнослужащих с захваченного ими поста, восстановив статус-кво на линии соприкосновения. По результатам успешных боевых действий подразделений Армии Обороны НКР армянское военное руководство в ответ на обращение руководства Азербайджанских ВС уведомило о готовности предоставления возможности для эвакуации тел погибших азербайджанских военнослужащих с территории боестолкновения. Достоверность данных фактов известна ОБСЕ.

ИА REGNUM: В СМИ циркулирует политическая интерпретация азербайджанских специалистов, суть которой в том, что якобы армянская сторона инициировала инцидент, чтобы отвлечь внимание армянского населения от объявленного в Ереване чрезвычайного положения. Какова, по Вашему мнению, политическая подоплека этой оценки?

Гайк Котанджян: Бакинские правительственные, общественные круги и отдельные специалисты в СМИ активно обсуждают неудавшуюся вылазку азербайджанской армии, навязывая азербайджанскому и международному общественному мнению свою версию случившегося. Провалившаяся попытка азербайджанской армии проверки армянских позиций боем в сложный период восстановления внутренней стабильности в Армении бакинскими источниками истолковывается с прямо противоположной стороны. Авторство и вина в кровавом приключении с азербайджанской стороны перекладывается на армянскую сторону. Баку приводит ложные цифры о якобы погибших армянских военнослужащих, отмечая боевую доблесть азербайджанской армии. Вопреки верифицируемым фактам, данное искажение фактов нацелено на сокрытие провала азербайджанской кровавой авантюры и снабжение международной общественности и экспертного сообщества интерпретацией случившегося, выгодной политическим интересам властей Баку, стоящих перед испытанием вызовами президентской избирательной кампании. Интерпретация азербайджанской стороны, построенная на грубой фальсификации фактов и эксплуатации введенным в Армении чрезвычайным положением, представляет собой попытку манипулирования общественным мнением армянского и азербайджанского народов, а также международного сообщества, заинтересованных в поддержании мира и стабильности на Южном Кавказе. (ИА REGNUM).

Письмо бывшего российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Владимира Казимирова Karabakh-Open.com (с сокращениями). "Вслед за серьёзным осложнением внутриполитической обстановки в Ереване и ожесточённым армяно-азербайджанским столкновением в районе Тер-Тера широко дебатируются обе почти взаимоисключающих версии сторон о причинах возникновения 4 марта более крупного, чем обычно инцидента. Одна из особенностей карабахского конфликта состоит в том, что прекращение огня в мае 1994 г. достигнуто не только без размещения международных наблюдателей или миротворческих сил, но и без обычно применяемого при перемирии обоюдного развода сил сторон (особенно тяжёлого вооружения) от линии их соприкосновения на день остановки боевых действий. Такого рода военно-технические меры необходимы для более надёжного соблюдения сторонами прекращения огня. Обыкновенный симметричный вариант развода войск был отклонён министром обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедовым, однако и ассиметричный вариант, разработанный российским посредником специально с учётом озабоченностей азербайджанской стороны, также не был принят ею. Из-за этого дистанция между боевыми позициями сторон осталась с 1994 г. небольшой, что лишь усилило опасность инцидентов, а позднее одна из сторон в ряде мест даже продвигала свои позиции вперёд. Таким образом, стороны практически целиком взяли на самих себя особую, гораздо большую, чем обычно ответственность за поддержание режима прекращения огня. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ в начале 1995 г. предложили сторонам заключить Соглашение об укреплении режима прекращения огня. В нём определён порядок улаживания инцидентов, поддержания прямых контактов между всеми сторонами на трёх уровнях: 1) политического и 2) военного руководства, 3) между командирами на местах вдоль линии соприкосновения. Соглашение обязывает стороны в случае инцидента незамедлительно вступать в контакт с противостоящей стороной, а также с посредниками. Должны быть указаны точное место и время происшествия, его характер и последствия и предложено принять меры против нарушителей и для восстановления "статус-кво-анте". Другая сторона обязана немедленно провести расследование и в течение 6 часов дать ответ по факту инцидента, а также сообщить о принятых ею мерах по устранению его последствий. Предусмотрены также меры против пропагандистской раскрутки инцидентов и нагнетания взаимного недоверия и неприязни. Текст соглашения проработан с высшими руководителями сторон - Гейдаром Алиевым, Левоном Тер-Петросяном и Робертом Кочаряном и по их указанию подписан военачальниками - министрами обороны Азербайджана и Армении и командующим армией Нагорного Карабаха. Стороны официально обменялись номерами телефонов правительственной связи политического и военного руководства. Это соглашение одно-единственное в активе ОБСЕ по Карабаху, однако давно не выполняется сторонами. Ещё в 2005 г. на парламентских слушаниях в Ереване тогдашний министр обороны Армении Серж Саркисян публично ответил, что армяне готовы вернуться к выполнению этого соглашения, если так же поступит азербайджанская сторона. Ту же позицию занял Степанакерт. Затем он предложил Баку и Еревану договориться о выполнении соглашения. Ответа из Баку до сих пор нет. Если какая-то сторона не удовлетворена соглашением, то могла бы предложить дополнить его или изменить, в конце концов, заключить новое. Почти каждый день сообщается о нарушениях другой стороной прекращения огня, а иногда и жертвах среди военнослужащих и мирных жителей, однако никаких конструктивных предложений для нормализации обстановки нет. Элементарная логика требует от сторон не только выражения озабоченности происходящими инцидентами и человеческими потерями, но и принятия конкретных мер для исправления положения. Иначе ставится под сомнение состоятельность государственных образований, официально взявших на себя ряд обязательств, но не выполняющих их. Пора заранее спросить: будет ли выполняться то соглашение по урегулированию карабахского конфликта, над "базовыми принципами" которого идёт работа, или его ждёт та же судьба? Вызывает удивление подход ОБСЕ, не предпринимавшей усилий для выполнения соглашения, подписанного под её эгидой и нацеленного на оздоровление обстановки в регионе конфликта. МИД России 5 марта с.г. предложил сторонам задействовать все возможности, предусмотренные в этом соглашении. За это высказались теперь и все сопредседатели МГ ОБСЕ". (Karabakh-Open.com).

На вопросы Day.Az отвечает директор кавказского проекта Международной кризисной группы Магдалена Фричова

Day.Az: Как Вы прокомментируете вооруженное столкновение на линии соприкосновения огня, произошедшее 4 марта, в результате которого обе стороны понесли потери в живой силе? Магдалена Фричова: Международная Кризисная Группа очень обеспокоена нарушением перемирия 4 марта на линии соприкосновения огня. Оно стало наиболее крупной вооруженной конфронтацией на линии фронта в Нагорном Карабахе с момента подписания соглашения о перемирии с 1994 года. Наиболее прискорбно то, что стороны понесли потери. Помимо этого, 8 марта сообщили также о гибели двух гражданских лиц с азербайджанской стороны. Стороны также сообщали об использовании в ходе вооруженного столкновения 4 марта тяжелых орудий, чего не делалось во время предыдущих столкновений на линии фронта, начиная с момента перемирия. Тот факт, что стороны в столкновении использовали артиллерию, указывает на существенное ухудшение ситуации на линии соприкосновения огня. Мы уверены, что альтернатива мирному решению конфликта отсутствует, и потому мы обращаемся к сторонам с просьбой уважать соглашение о перемирии.

Day.Az: Как Вы думаете, связано ли вооруженное столкновение в Нагорном Карабахе 4 марта с послевыборным политическим кризисом в Армении?

Магдалена Фричова: Из-за противоречивых сообщений, исходящих с обеих сторон, трудно установить, как и почему произошло вооруженное столкновение. Армянская сторона утверждает, что Азербайджан, используя внутренний кризис в Армении, предпринял попытку захватить ряд армянских позиций. Официальный Баку, в свою очередь, обвиняет Ереван в провокации, нацеленной на отвлечение внутреннего и внешнего мира от послевыборного кризиса в Армении. Стороны могут сколько угодно обвинять друг друга в провокации, приведшей к потере людей. Сегодня главное - быстро принять меры, чтобы уладить ситуацию на линии фронта и не допустить в будущем повторения конфронтации.

Day.Az: Насколько реально возобновление военных действий в Нагорном Карабахе в 2008 году?

Магдалена Фричова: Пока конфликт не улажен и две армии стоят друг против друга, мы не можем полностью исключать возможность возобновления полномасштабных военных действий. Инциденты, подобные тем, что произошли на днях, очень опасны. В интересах же обеих сторон избегать инцидентов. И в Армении, и в Азербайджане в центре внимания - внутренняя политика. Кроме того, кажется, что и Армения, и Азербайджан играют на время, полагаясь на то, что военно-стратегический баланс изменится в их пользу со временем. Это пагубная стратегия, захватывающая конфликт в его безвыходном положении. В тоже время это может говорить о том, что не стоит ждать крупномасштабных военных действий в ближайшем будущем. Говоря об этом, Crisis Group уверена, что в данный момент просто необходимо искать позитивное разрешение конфликта. Мы используем наши доклады для того, чтобы повлиять на правительства Азербайджана и Армении, а также общественности этих стран и международное сообщество и доказать, что цена своевременного мира в Нагорном Карабахе гораздо меньше цены затянувшейся конфронтации.

Day.Az: Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы не допустить возобновления военных действий?

Магдалена Фричова: Прежде всего стороны должны уважать соглашение о перемирии. Армения и Азербайджан должны осознать, что возобновление крупномасштабных военных действий может иметь бедственные последствия для обеих стран и региона в целом. Во-вторых, ОБСЕ должна усилить свой контроль на линии соприкосновения огня. (Day.Az).

На вопросы бакинской "Эхо" отвечает глава Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук, член Общественного совета при Министерстве обороны России Анатолий Цыганок

Эхо: Вы знаете о последнем всплеске напряжения на линии фронта в регионе Нагорного Карабаха. Имеются существенные потери с обеих сторон. По вашему мнению, что стало причиной произошедшего, какой может быть ситуация в будущем?

Анатолий Цыганок: Я полагаю, что если по данному конфликту будут договариваться только президенты Армении и Азербайджана без вовлечения армян Карабаха, то достичь результатов не удастся. Обязательно надо учитывать мнение Нагорного Карабаха.

Эхо: В связи с резкой эскалацией ситуации на линии фронта можно ожидать, что в скором времени Россия увеличит объем военной помощи Армении?

Анатолий Цыганок: Давайте говорить откровенно, если Россия приступит к дополнительным военным поставкам в Армению, то Азербайджан и Грузия просто перекроют этот процесс и не допустят, чтобы это вооружение попало в Ереван. Так что, считаю, что сейчас в Армении достаточно оружия и не думаю, что речь будет идти о дополнительных поставках.

Эхо: Этот момент касается самой Армении, но в этой стране еще есть российская военная база. Станет ли РФ наращивать свой военный контингент в Армении для оказания давления на регион?

Анатолий Цыганок: Думаю, после вывода войск из Грузии ситуация там стабилизируется. Из Грузии переправлено достаточное количество военной техники. К тому же состав контингента полностью удовлетворяет, сотрудничество в этой области между Арменией и Россией продолжает оставаться на высоком уровне. Поэтому, полагаю, наращивания не будет.

Эхо: Насколько эффективна военная база РФ в Армении с точки зрения защиты безопасности России? По сути сегодня эта база, как островок, не имеющий прямой связи с Россией...

Анатолий Цыганок: Дело вот в чем, Россия не исключает одиночные пуски ракет с возможного южного направления. Надо говорить в этом случае о таких странах, как Пакистан, Иран, а также Израиль. РФ заинтересована в том, чтобы на возможно большем удалении от своей территории исключить возможность одиночного пуска ракет, нацеленных на Россию.

Эхо: Вы хотите сказать, что на территории военной базы РФ в Армении имеется вооружение, которое может справиться с этой задачей? В данном случае речь должна идти о системы ПВО, которая должна уничтожать баллистические ракеты?! Анатолий Цыганок: Вполне возможно. Мы же не говорим о том, что там существуют ракеты наподобие американских, где применяются лазерные технологии. Ракеты "воздух - воздух", которые имеются, вполне могут уничтожать не только самолеты, но и те баллистические ракеты, которые летят на достаточно большом удалении. Это то, о чем идет речь.

Эхо: Обратите внимание, вы говорите: "Россия заинтересована в том, чтобы на возможно большем удалении от своей территории исключить возможность одиночного пуска ракет, нацеленных на Россию". Военная база РФ в Армении находится практически у южных рубежей России. О каком большем удалении (!) здесь может идти речь? К тому же вы с сомнением говорите о наличии эффективного вооружения на российской базе в Армении? Как в этой ситуации база в Армении может защищать безопасность России? Анатолий Цыганок: Я уже высказался по этому поводу. Речь идет о возможности пуска одиночных ракет.

Эхо: Кстати, вы назвали такие страны, как Пакистан, Иран, Израиль. Вы ждете от них реальной угрозы в отношении России? Можете продолжить список?

Анатолий Цыганок: Кроме этого нас беспокоит армия, которая находится в Синьцзян - Уйгурском автономном регионе Китая. Об этом обычно не говорят, но эта обеспокоенность существует. Возможности китайской ракетной армии, расположенной в этом регионе, позволяют ей достигать Санкт - Петербурга. Мы рассматриваем все как большую угрозу. Было неправильно здесь называть только одну или две страны.

Эхо: Вы затронули вопрос вывода российских войск из Грузии и их передислокации в Армению. В Баку неоднократно выражали озабоченность тем, что, возможно, данное вооружение не задерживается в Армении и далее перенаправляется на оккупированные территории Азербайджана, в Нагорный Карабах. Что вы думаете на этот счет? Могло ли такое случиться?

Анатолий Цыганок: Я считаю, что это вооружение туда не поступит. По крайней мере, у меня нет такой информации.

Эхо: В связи с последним напряжением на линии фронта все чаще высказывается мнение о возможности начала широкомасштабных военных действий в районе конфликта. Как поведет себя Москва, в случае если между Азербайджаном и Арменией начнется новая война? РФ встанет на сторону своего форпоста и выступит против Азербайджана?

Анатолий Цыганок: Азербайджан и Армения сами могут не допустить перехода конфликта в активную фазу, начала серьезные боевых действий. Кстати, как известно, мир в регионе нагорно-карабахского конфликта поддерживается без миротворческого контингента третьих стран. Россия в свою очередь заинтересована в Армении, Азербайджане и нам бы хотелось, чтобы последующее развитие ситуации не привело к началу войны.

Эхо: Возможно, это и так, но иногда приходится делать выбор. Пожелание сохранения мира в регионе конфликта - это как бы универсальный ответ для многих. Но все же, какой будет позиция России?

Анатолий Цыганок: Мне кажется, в случае возобновления широкомасштабных боевых действий, до того момента, пока азербайджанские войска не будут соприкасаться с армянскими вооруженными силами, видимо, РФ не сможет вмешаться. ("Эхо").

Для решения карабахского конфликта нужен прорыв, причем прорыв должен произойти в обществе. Об этом заявил редактор по странам Кавказа Института войны и мира (IWPR, Великобритания) Том де Ваал. "Разумеется, как в армянском, так и азербайджанском. В Баку думают, что уступить должны армяне, а в Ереване говорят, что на уступки должен пойти Азербайджан. Для реального решения же конфликта нужны взаимные уступки, нужно предпринимать реальные шаги. Например, люди должны получить возможность вернуться домой и при этом чувствовать себя в безопасности. А для этого нужны международные гарантии. Я думаю, что международное сообщество готово направить сюда миротворцев",- отметил он. По мнению британского эксперта, войны не будет. "Перестрелка 4 марта была опасным инцидентом последних лет. Об этом говорят и в ОБСЕ. Это тоже симптом того, что режим прекращения огня на линии фронта является очень хрупким и опасным, там нет миротворцев, там всего лишь в одиночку действуют посол Анджей Каспршик и пять его полевых помощников. Видимо, было политическое решение о прекращении перестрелки, но я думаю, что все еще существует опасность его возобновления. К сожалению, общество в обеих странах живет теми же идеями, что и 20 лет назад. Есть много сложных вопросов - размещение миротворцев, раздел границы, возвращение беженцев и т.д. По-моему, руководители конфликтующих сторон не готовы к их решению. Нынешний статус-кво их устраивает. Например, Армения на переговорах ведет серьезный разговор о готовности возврата 7 оккупированных районов. Это Агдам, Физули, Джебраил и другие. Но почему об этом не говорят публично в обществе? Почему стороны не начинают дискуссию о возвращении районов? Это значит, что на переговорах говорят одно, а обществу подают другое. То есть не желают подготовить общество к мирному процессу. Я знаю, что азербайджанские власти говорят о готовности предоставления Нагорному Карабаху автономии с очень высоким уровнем самостоятельности, даже о некоем промежуточном международном статусе. Но и здесь общество держится в неведении. Например, до сих пор в Азербайджане говорят Ханкенди, а в итоговых документах он будет называться Степанакерт", - считает Том де Ваал. ("Зеркало").

Вечером 7 марта президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян принял Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ посла Анджея Каспршика. Как сообщает АрмИнфо, собеседники обсудили случаи нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, а также ряд вопросов, связанных с предстоящим мониторингом Минской группы ОБСЕ на линии соприкосновения. С обеих сторон была подчеркнута важность сохранения режима прекращения огня и недопустимость попыток дестабилизации ситуации. Участники встречи коснулись также нынешней ситуации и перспектив процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Президент в очередной раз подтвердил позицию властей НКР, состоящую в том, что конфликт должен быть решен исключительно мирным путем.

Как сообщает АрмИнфо, сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков, Бернар Фасье и Мэтью Брайза выступили с совместным заявлением. В заявлении, в частности, говорится: "Сопредседатели МГ ОБСЕ глубоко сожалеют о трагических человеческих потерях 4 марта вдоль линии соприкосновения в зоне нагорно-карабахского конфликта. Сопредседатели призывают стороны восстановить доверие вдоль линии соприкосновения и воздержаться от дальнейшей конфронтации, эскалации насилия и милитаристской риторики". В документе также отмечается, что по состоянию на сегодня режим перемирия восстановлен и ситуация на линии соприкосновения спокойная. "Сопредседатели призывают обе стороны строго придерживаться положений договора об укреплении режима перемирия в зоне нагорно-карабахского конфликта от 4 февраля 1995 года", - отмечается в заявлении. Сопредседатели повторили, что нагорно-карабахский конфликт не имеет военного решения. Вспышка вражды дестабилизирует весь регион с непредсказуемыми последствиями для всех вовлеченных в конфликт сторон. Недавние человеческие потери только подчеркивают срочную необходимость для обеих сторон достичь мирного соглашения путем продолжающегося переговорного процесса при посредничестве МГ ОБСЕ. Сопредседатели призывают Армению и Азербайджан удвоить свои усилия в деле соблюдения базовых принципов по мирному урегулированию конфликта, представленных сторонам в преддверии встречи глав МИД ОБСЕ в Мадриде в 2007 году. Кроме того, сопредседатели призвали стороны как можно быстрее начать процесс разработки мирного соглашения на основе этих принципов. Сопредседатели подтверждают свою поддержку территориальной целостности Азербайджана, а также тому, что статус Нагорного Карабаха является предметом переговоров.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ

"Последний наш визит в регион был в январе, и пока мы не намерены посещать регион. Все будет зависеть именно от результатов наших встреч с министрами, от того, как будут восприняты наше предложения о конкретных шагах. Пока я не могу определенно сказать, когда именно будет наша поездка в регион", - заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. По его словам, в Вене состоялся брифинг Минской группы, который проводится примерно раз в квартал. "Мы рассказываем о том, что было сделано за предыдущие три месяца. Мы также говорим о наших планах на ближайшее время. Но вот этот брифинг носит конфиденциальный характер и предназначен только для членов Минской группы. А планы наши очень, так сказать, конкретные и главное - они на ближайшую перспективу. Предложения эти я вам сейчас по понятным причинам сказать не могу", - отметил Мерзляков. Он также сообщил, что в начале этого года, в январе, когда сопредседатели были в Ереване и Баку, было предложение президентам подумать о встрече. "Мы узнали, что Роберт Кочарян не намерен участвовать в бухарестском саммите, а Серж Саркисян - будет. И такая идея тогда была нам предложена. Мы бы хотели, чтобы она реализовалась", - сказал российский посредник. (PanARMENIAN.Net).

Перспективы возобновления переговоров по урегулирования карабахского конфликта, а также вопросы, связанные с возможной встречей нового президента Армении Сержа Саркисяна с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым обсуждались 14 марта в Вене на встрече министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна с сопредседателями минской группы ОБСЕ. Как сообщает агентство "Де-Факто", в начале встречи Осканян выразил обеспокоенность армянской стороны в связи с напряженной атмосферой на линии соприкосновения ВС НКР и Азербайджана. Глава внешнеполитического ведомства Армении обсудил также с посредниками попытки Азербайджана перенести процесс урегулирования карабахского конфликта в другие инстанции, в частности, усилия по проведению в ГА ООН резолюции о карабахской проблеме.

"Если такое предложение поступит от сопредседателей, и президент Азербайджана примет участие в саммите НАТО, то глава государства может рассмотреть его, сказал в пятницу Trend News заведующий отделом по международным связям Исполнительного Аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. Как сообщает бакинская "525-я газета", свое принципиальное согласие продолжить переговоры с Арменией президент Азербайджана заявил американскому сопредседателю Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза во время его последнего визита в регион, сказал завотделом.

13 марта сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция), а также представитель офиса американского сопредседателя Мэтью Брайзы Майк Карпентер провели встречу в Вене. Как сообщил в беседе с "АПА" Бернар Фасье, участники встречи обсудили усложнившуюся ситуацию в регионе и возможности ее разрешения, а также будущие планы по нагорно-карабахскому урегулированию. Фасье отметил, что вопрос очередного визита сопредседателей в регион обсуждался, однако пока точная дата не обозначена: "Возможно, визит состоится в апреле, но это не точно. Мэтью Брайза только недавно побывал в странах региона, кроме того, ситуация сейчас несколько сложная".

Азербайджанский сайт Analitika.az провел опрос среди пользователей по поводу деятельности Минской группы ОБСЕ в деле мирного урегулирования карабахского конфликта. Как отмечает исследовательский центр "Южный Кавказ", в своем большинстве пользователями нашего сайта являются обладатели IP из Азербайджана и Армении. Голосование проводится по схеме: одно IP - один голос в сутки. Всего в голосовании приняли участие 772 человека. На вопрос: "Нужно ли отказаться от посреднической деятельности Минской группы ОБСЕ?" - 441 пользователя (57%) ответили утвердительно. 40% или 306 человек ответили отрицательно. 16 человек (2%) затруднились ответить на вопрос.

Когда будет урегулирован конфликт?

Размещение международных миротворческих сил в зоне нагорно-карабахского конфликта может разрешить этот замороженный конфликт, считает британский журналист Томас де Ваал, автор посвященной данному конфликту книги "Черный сад". "Армяне готовы вернуть оккупированные земли при гарантии безопасности, и только при наличии безопасности армян можно заставить вернуть эти территории", - сказал Ваал в интервью TrendNews. Ваал считает, что Азербайджан должен начать переговоры с армянами Карабаха по вопросу безопасности. "Мне кажется, что мы попросту тратим время, не начиная диалог между Азербайджаном и армянами Карабаха о безопасности", - сказал журналист. Ваал отметил, что это также поможет возвращению "полмиллиона азербайджанских переселенцев" и обеспечению их безопасности. "Конечно же, должна быть обеспечена безопасность и азербайджанцев Карабаха, и единственная сила, которая может обеспечить эту безопасность - это международная", - сказал Ваал. Он также отметил, что нельзя допустить начало войны для решения конфликта в Карабахе. "Я знаю, что в азербайджанском обществе уже обсуждается идея военного варианта. Война означает полное разрушение, как для Азербайджана, так и для важных энергетических проектов", - отметил Ваал, выражая уверенность, что у армян Карабаха сложилось представление об Азербайджане, как об угрозе для них. Он отметил, что год за годом, армяне Карабаха все больше становятся гражданами Армении. Многие из них получают армянские паспорта. "У них нет контактов с Азербайджаном, и они де-факто становятся гражданами Армении", - сказалТомас де Ваал. ("525-я газета").

Госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс не верит в решение нагорно-карабахского конлфикта в ближайшем будущем. Об этом, передает бакинская "525-я газета", она заявила, выступая 12 марта в Палате представителей США. Говоря о перспективах урегулирования конфликта Райс сказала: "Я не знаю, решится ли в ближайшем будущем карабахский вопрос. Мы были близки к решению несколько раз и продолжим работать над этим. Но я должна отметить, что существуют проблемы, исходящие от обеих сторон, мы стараемся, чтобы обе стороны действовали с ответственностью". Госекретарь отметила, что США пытаются помочь сторонам в этом вопросе.

Основным моментом, усложняющим нагорно-карабахскую проблему, является контроль в настоящее время этой зоны со стороны Армении. Как передает "АПА", об этом на форуме BBCRussian.com, заявил советник по национальной безопасности экс-президента США Збигнев Бжезинский. По его словам, только по этой причине существует необходимость в последовательном и терпеливом посредничестве: "Со временем эта политика позволит снизить степень враждебности и ненависти, которыми руководствуются обе стороны этого конфликта".

Аналитический центр США "Stratfor", учитывая рост количества фактов нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении, подготовил аналитический материал. В материале отмечено, что после завершения в 2006 году проекта строительства Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан Азербайджан превратился в еще более сильную и богатую с экономической точки зрения страну: "Проект БТД еще более приблизил официальный Баку к Западу. Одновременно, полученные Азербайджаном доходы позволили за последние пять лет увеличить военный бюджет со 175 млн. долларов до 1 млрд долларов. Эта реальность поставила Армению в очень сложное положение. Однако очень бедная, по сравнению с Азербайджаном, Армения, хоть и с большим трудом, но старается увеличивать свои расходы, чтобы конкурировать с Баку". Аналитики "Stratfor" отмечают, что официальный Ереван смог увеличить оборонные расходы лишь на 20%, то есть, со 125 млн до 150 млн долларов. Большая часть этих средств направлена на повышение обороноспособности. Учитывая сказанное, "Stratfor" приходит к выводу, что шансы на возвращение оккупированных территорий Азербайджана военным путем возросли. В качестве третьей силы, заинтересованной в усилении напряженности вокруг Нагорного Карабаха, называется Россия: "Во-первых, для того, чтобы предотвратить независимость Косово, Россия заявляет, что это воодушевит другие сепаратистские режимы. Накаляя обстановку в Нагорном Карабахе, Москва постарается доказать Западу свою правоту. Во-вторых, усиливая напряженность в Азербайджане, официальная Москва преследует цель отдались Запад от этого региона. В-третьих, возобновление войны за Нагорный Карабах усилит потребность в посреднической миссии Москвы, и русские, пользуясь этим, введут в Нагорный Карабах своих миротворцев". В конце аналитического материала говорится о том, что если Азербайджан одержит победу в войне с Арменией, это нанесет серьезный удар по интересам русских: "Победа Азербайджана поставит под серьезное сомнение силу и возможности русских в регионе. В то же время, после победы официальный Баку будет продолжать прозападную политику, уже не опасаясь давления со стороны России". (Analitika.az).

Карабахский конфликт может быть решен только в рамках территориальной целостности Азербайджана и при условии возвращения перемещенных лиц в родные места. ОБСЕ должна открыто сказать, что Нагорный Карабах никогда не будет независимым, и конфликт будет решен в рамках территориальной целостности Азербайджана. Об этом, передает Turan заявил журналистам президент Азербайджана Ильхам Алиев по окончании встречи с главой Болгарии Георгием Пырвановым.

Армения не пойдет на односторонние уступки в вопросе карабахского урегулирования. Об этом заявил в среду премьер-министр Армении Серж Саркисян в ходе встречи со студентами. "Считаю, что мы имеем большие возможности для решения карабахского конфликта мирным путем", - сказал Саркисян. При этом он назвал несомненным тот факт, что произошедшие 1-го марта в Ереване беспорядки не принесли пользы процессу урегулирования, и естественно, ограничили возможности президента Армении, вне зависимости от того, кто несет ответственность за произошедшее. "Нашему имиджу нанесен ущерб, однако это никак не скажется на переговорном процессе. Более того, мы будем придерживаться более принципиальной позиции, и не пойдем против собственных интересов", - сказал Саркисян. Он подчеркнул, что армянская сторона будет добиваться желаемого со стороны народа результата. "Народ Нагорно-Карабахской Республики должен иметь право на самоопределение вне зависимости от того, примет это Азербайджан, или нет", - сказал Саркисян. Он отметил, что международные развития свидетельствуют о том, что "народы должны жить там, где хотят". "Через 1-2 месяца, после того как я вступлю в полномочия президента, у меня будет более четкий ответ относительно дальнейших шагов в переговорном процессе. Тем более, что я пока лично не встречался с президентом Азербайджана, и надеюсь, что после пары встреч смогу понять - готов ли он идти путем мирных переговоров", - сказал Серж Саркисян. (PanARMENIAN.Net).

Признание непризнанных...

Степанакертская газета "Азат Арцах" распространила заявление депутатских фракций Национального Собрания Нагорного Карабаха в связи с принятой парламентом Косово Декларации о независимости. В заявлении, в частности,

говорится: "Фракции Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики,

- поддерживая право свободного самоопределения,

- приветствуя позицию международного сообщества в вопросе уважения прав человека и гражданских прав большинства населения Косово,

- констатируя, что на протяжении десятилетий власти Азербайджана последовательно проводили в отношении коренного армянского населения Нагорного Карабаха политику дискриминации, ограничения гражданских прав, этнических чисток и насильственной депортации, трагические последствия которой можно было предотвратить исключительно посредством организованной самообороны,

- считая, что тем самым Азербайджан с момента юридического оформления распада Советского Союза утратил все правовые и моральные основания осуществлять в отношении Нагорного Карабаха государственную власть,

- выражая сожаление в связи с человеческими потерями и лишениями в ходе конфликта и особенно на этапе вооруженного противостояния,

- надеясь, что посредством переговоров можно достичь такого взаимоприемлемого для сторон решения, которое гарантирует международное признание факта свободного самоопределения Нагорного Карабаха,

призываем парламенты стран мира быть последовательными в вопросе признания государств, образовавшихся на основе права самоопределения наций, и воздержаться от двойных стандартов.

"Парламента Нагорного Карабаха не существует, и следовательно решения лиц, называющих себя депутатами подобной незаконной структуры не могут иметь юридической силы". Так представитель МИД Азербайджана Хазар Ибрагим прокомментировал агентству Turan заявление парламента Карабаха. В заявлении содержится призыв к мировому сообществу "воздержаться от двойных стандартов в вопросе непризнанных государств". "Сепаратисты полагают, что путем переговоров можно достичь международного признания факта свободного самоопределения Нагорного Карабаха. Однако конфликт найдет свое позитивное разрешение, если армяне Нагорного Карабаха будут действовать в соответствии с законами Азербайджана и вернутся в правовое поле", - заявил Ибрагим.

Процесс признания "непризнанных" начался. Это уже не отрицают даже те, кто в свое время говорил о том, что Косово не может быть прецедентом. Причем, процесс проистекает по всем направлениям так активно, что сложно расчитать, кто будет следующим. Напоминая о том, что на днях на слушаниях в Госдуме российские депутаты рассмотрели обращения властей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья о признании независимости этих непризнанных республик, KarabakhOpen пишет, что "однако Сухуми, Цхинвали и Тирасполь не нашли поддержки парламентариев", и у присутствующих сложилось впечатление, что депутаты собрались только для того, чтобы сделать предупреждение Западу. "В остальном депутаты рекомендовали исполнительной и законодательной власти России блюсти интересы российских граждан в трех указанных регионах, развивать с ними экономические и гуманитарные связи, а также добиваться сохранения в этих конфликтных зонах существующих форматов миротворческих операций. Другими словами, заниматься всем тем, чем они и без того занимались все эти годы. Самым же вызывающим пунктом документа стала рекомендация МИД РФ рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории непризнанных республик. Впрочем, что это за миссии, не конкретизируется", - цитирует KarabakhOpen газету "Коммерсант". Вместе с тем, электронное издание отмечает, что этим дело о призании непризнанных не закончилось. "В Иерусалиме начинается трехсторонняя встреча, посвященная урегулированию ближневосточного конфликта. В ней примут участие представитель Соединенных Штатов по наблюдению за претворением в жизнь так называемой "дорожной карты" генерал Уильям Фрэзер и премьер-министр Палестинской автономии Салам Файяд. Встреча в трехстороннем формате будет первой с ноября 2007 года, когда в Аннаполисе (США) стороны договорились возобновить переговоры с целью достичь соглашения до января 2009 года".

Как сообщает АрмИнфо, комиссия по внешним сношениям парламента Армении еще на 30 дней отложила включение в повестку заседаний НС законопроекта о признании независимости Нагорного Карабаха. Предложенный депутатом Раффи Ованнисяном проект закона содержит всего одно предложение - "Республика Армения признает Нагорно-Каабахскую Республику". С предложением отложить проект выступил депутат Армен Рустамян (АРФД). В октябре та же комиссия отложила рассмотрение вопроса на 90 дней. Министр иностранных дел Вардан Осканян, представляя позицию правительства, в конце сентября 2007 г. отметил, что в настоящий момент считает нецелесообразным обсуждение и принятие проекта. На этой неделе премьер-министр Серж Саркисян на встрече со студентами отметил: "По карйней мере в ближайшем будущем мы не готовимся призанть независимость НКР".

В Карабахе перестали брать взятки?

По данным Национальной статистической службы Нагорного Карабаха, в январе-феврале 2008 года рождаемость в Карабахе выросла на 31%. Как говорится в сообщении статслужбы, за два месяца 2008 г. родилось 375 детей, что на 89 больше показателя того же периода 2007 года. Причем, 37,6% новорожденных приходится на Степанакерт, 16,8% - на Мартунинский район. Выросло также и число умерших - 284, что на 63, или 28,5% больше прошлогоднего показателя. Таким образом, естественным прирост населения составил 91 и вырос на 26. Механический прирост составил 132. Причем, число убывших составило 47, прибывших - 179 (без внутренней миграции). Симптоматично, что за два месяца было зарегистрировано 414 браков - вместо 97 в прошлом году. Если это связывается с законом о поощрении браков, то чем вызван рост разводов, непонятно. За два месяца был зарегистрирован 21 развод - вместо 4 за тот же период прошлого года. ("KarabakhOpen").

"Что-то в стране происходит. Во всех магазинах, не успеешь купить товар, сразу же отбивают чек. Медсестры не берут взятки. В тот день пыталась заплатить за укол - не взяли", - то ли сетует, то ли выражает свое удовлетворение немолодая женщина. Ее соседка по маршрутному такси, не отрицая факт, отвечает, что если "правильно дать - возьмут". Уже очевидно, что в Карабахе стали бояться брать взятки. Это, правда, не значит, что их вовсе не берут, но главное - процесс начался. Причем, начался на всех уровнях. По нашим данным, президент провел закрытые совещания с "основными игроками" различных сфер, которые традиционно считаются наиболее коррумпированными. Главной сферой, куда можно "угрохать" миллионы, является, наверное, строительство. За последние несколько недель высшее руководство страны провело встречи с руководителями строительных организаций и государственных органов, координирующих капвложения. О подробностях встреч неизвестно, но, согласно официальным сообщениям, участники совещания были предупреждены о том, что с нарушениями надо кончать. Такие же встречи были проведены с руководителями крупных коммерческих организаций, которым строго-настрого было указано, чтобы они "показывали" реальный оборот. Более того, опять же по неофициальным данным, к некоторым крупным оптовикам были применены существенные налоговые санкции. И сделано предупреждение, что применят еще. Борьба с коррупцией затронула и правоохранительные органы. Участковые отказываются от взяток, усердно выписывают протоколы и очень заботливо работают с нарушителями.

Борьба пока не коснулась судебных органов - по крайней мере, нет громких сигналов. Антикоррупционное движение во всех сферах очевидно. Законопослушные граждане одобряют шаги властей. "У меня не очень крупная строительная организация. Я принципиально выплачиваю все налоги. Правда, дохода остается меньше, чем хотелось бы, но это мое убеждение - нельзя идти против закона. Как же я удивился, когда недавно прочитал в "Азат Арцах" список самых крупных налогоплательщиков. Моя организация оказалась в первой двадцатке! А компании, огромные обороты которых можно увидеть даже невооруженным глазом, оказались где-то в хвосте", - говорит владелец частной строительной организации. "Я считаю, что при нынешней налоговой системе сложно работать без нарушений. Если "показывать" все, можно остаться в накладе. Надо сначала привести в порядок систему, а потом требовать с людей. Чуть что - штраф, миллион отчетов, бухгалтер не знает, у кого спрашивать, как правильно писать отчет. Законы меняются каждый месяц. Пока все это не будет приведено в порядок, ничего не изменится", - говорит владелец сети магазинов. "Это здорово, что власть начала борьбу с коррупцией. Видимо, все очень серьезно, раз об этом не пишут в газетах. Если бы президент делал это напоказ, он просто устроил бы какой-нибудь "показательный процесс", и на этом все кончилось бы. Но нет - все делается "во внутреннем порядке". Правда, хотелось бы знать, кого и за что увольняют, кто нарушает и что ему за это бывает. Хотя я понимаю - город у нас маленький, наверное, не хотят позорить людей", - сказал в беседе с газетой сотрудник одного из государственных органов. ("KarabakhOpen").

В последнее время в Карабахе наблюдается рост цен на продовольственные продукты, что вызывает естественное недовольство населения. "Цены на продукты растут уже не по дням, а по часам. Пенсии повышают раз в месяц, а цены на продукты - каждый час. А жить-то как? Ведь дорожают даже продукты первой необходимости - хлеб, бакалея", - говорит пенсионерка Рая Саркисян. "Больше всего меня беспокоит рост цен на муку. В последние несколько лет мы покупаем муку и сами печем хлеб - так экономнее. На прошлой неделе мы покупали муку за 12500 драмов, а сейчас уже - за 14-15 тыс.", - говорит 42-летний мужчина, у которого четверо несовершеннолетних детей. "Не понимаю, что происходит: все за раз подорожало, даже кофе, рис, чечевица. Неужели нельзя ничего сделать?" - сказала 32-летняя неработающая женщина. Как отмечает KarabakhOpen, подорожание продуктов коммерсанты связывают с повышением цен на армянском рынке. "Мы в основном завозим продукты из Армении, где цены резко подскочили. И поэтому мы также вынуждены продавать задорого", - говорит владелец небольшого продуктового магазина в Степанакерте.