Предусмотренный российским законодательством упрощенный порядок приобретения гражданства тормозит возвращение в Россию соотечественников. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 20 марта заявил член комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин (КПРФ) на заседании комета, на котором обсуждалась практика приобретения российскими соотечественниками гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке и пути законодательного решения возникающих проблем. По данным, которые привел Никитин, число соотечественников, получивших российское гражданство, с каждым годом уменьшается. В частности, в 2005 г. российское гражданство получили 484 тыс человек, в 2006 - 372 тыс., в 2007 - уже 260 тыс. Много вопросов вызывает и практика квотирования, отметил депутат. По словам Никитина, в 2008 г. по квоте в Россию приедут 2 млн трудовых мигрантов, в то время как российское гражданство смогут получить 141 тыс человек. Причем, по словам Никитина, вопросы вызывает и квотирование выдачи разрешений на временное проживание. Он напомнил, что каждый субъект РФ сам устанавливает квоты, в частности, Москва установила квоту в 1,5 тыс человек на 2008 г.

По словам Никитина, закон "О гражданстве РФ" был принят 2002 г. "под впечатлением обострившейся борьбы с международным терроризмом". Этот закон, отметил депутат, отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства по признанию (по происхождению). "А ведь именно это основание является приоритетным в законодательстве Германии, Израиля, США, Венгрии, Турции, Румынии", - сказал Никитин, отметив, что в Грузии разрабатывается закон, по которому грузины, проживающие в Турции, при желании автоматически получат грузинское гражданство, а их там более 3 млн. Никитин напомнил, что по действующему в России закону получить гражданство можно по трем основаниям - по рождению, в результате приема и в результате восстановления. Для получения гражданства в общем порядке, отметил депутат, нужно прожить в России 5 лет и пройти сложную процедуру. Никитин подчеркнул, что предлагается внести поправки в закон "О гражданстве РФ", в соответствии с которыми гражданство РФ приобретается "в результате признания".

По словам Никитина, предполагалось, что облегчение процедуры для российских соотечественников обеспечит упрощенный порядок, изложенный в ст. 14 закона "О гражданстве РФ", состоящей из шести частей. "Частично он выполнил свою функцию. За два года - 2005 и 2006 - российское гражданство получили 850 тыс человек, из них 76% в упрощенном порядке и 23% согласно международному соглашению между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией", - сказал он.

"Эффективно работает только часть 4 статьи 14", - сказал депутат, отметив, что благодаря ей гражданство в упрощенном порядке смогли получить соотечественники, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Россию и зарегистрированные по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. или получившие вид на жительство.

Никитин заявил, что в правоприменительную практику вошло такое нарушение конституционного права, как непризнание уроженцев России, не утративших российского гражданства, гражданами РФ. Это, по словам депутата, привело к созданию трех "проблемных" групп соотечественников. Во-первых, лица, признанные гражданами России законом 1991 г., но по разным причинам не оформившие гражданство до вступления в силу закона о гражданстве 2002 г. Во-вторых, военнослужащие Советской Армии и члены их семей, служившие за пределами СССР и бывших союзных республик. В-третьих, это уроженцы России, на период распада СССР проживавшие в государствах Балтии и СНГ и вынужденные при обмене советских паспортов получить национальные паспорта государств проживания. "В выдаче паспорта гражданина Российской Федерации таким лицам отказывается по причине приобретения гражданства другого государства, что при отсутствии с этим государством договора о двойном гражданстве ошибочно считается утратой гражданства РФ", - заявил Никитин. Он также отметил, что российскими органами власти не учитывается, что на момент вступления в силу законов о гражданстве государств СНГ и Балтии уроженцы России не были лицами без гражданства, так как были гражданами РФ по рождению, но их записывали в гражданство других государств лишь по факту проживания в них, без выхода из российского гражданства. "Отказами в выдаче российских паспортов уроженцам России, письменно не отказавшихся от российского гражданства, нарушается ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, согласно которой гражданин России ни при каких обстоятельствах не может быть лишен своего российского гражданства, а также закон о гражданстве, где указано, что "приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ", - сказал Никитин.

Также Никитин отметил невозможность воспользоваться правом на приобретение гражданства в упрощенном порядке иностранным гражданам из числа бывших граждан СССР, постоянно проживающим в России, но не имевшим регистрации по месту жительства на 1 июля 2002 г. и не обладающим условиями, необходимыми для получения разрешительного документа на проживание - вида на жительство, разрешения на временное проживание. "Соотечественники, проживающие в России после принятия закона о правовом положении иностранных граждан 5 октября 2002 г., попали в разряд временно пребывающих или обязанных покинуть территорию страны по истечении 90 суток с момента вступления в силу закона или получения миграционной карты. "Новое регулирование лишило их возможности легально работать и вытеснило в серый рынок труда. В результате на территории России появилась многочисленная группа нелегалов. Эта проблема не решена до сих пор", - сказал Никитин. Он отметил, что при фактическом проживании в России от них требуют получать разрешение на временное проживание и лишь после этого обращаться за приобретением гражданства. Не принимается во внимание даже наличие судебного решения, подтверждающего факт постоянного проживания.

Никитин отметил, что подготовлены поправки в действующее законодательство, в частности, по словам депутата, предлагается в закон "О гражданстве РФ" включить новую статью "Признание гражданства Российской Федерации", где конкретно будут указаны не только вышеперечисленные категории желающих получить гражданство, но, например, лица, независимо от места рождения, у которых оба родителя или единственный родитель признаны гражданами РФ по рождению, ветераны Великой отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ, бывшие граждане РФ, лишенные гражданства или утратившие его без свободного волеизъявления.

В ходе заседания комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками было высказано предложение ввести в законодательном порядке документ, удостоверяющий личность лица без гражданства в Российской Федерации. По мнению экспертов, основанием для его получения должно быть фактическое нахождение в России на момент обращения за документом, а также предоставление справки из посольства страны исхода (предполагаемого предыдущего гражданства) по форме "О непринадлежности к гражданству". Такие справки выдают в установленном порядке посольства всех стран, в том числе и ранее входивших в состав СССР, отмечали специалисты. На заседании эксперты отмечали, что удостоверение позволило бы проводить на законных основаниях процедуры постановки на миграционный учет, выдачи разрешений на работу, получения разрешения на временное проживание, не говоря уже о рассмотрении вопросов о гражданстве с большей долей ответственности. "Без этого документа человек и его семья просто находятся в социальном тупике", - сказал Никитин.

На заседании комитета были также приведены данные, в соответствии с которыми на территории России постоянно проживают до 5 млн соотечественников, прибывших из бывших союзных республик, которые не могут получить российский паспорт из-за ограничений части 4 ст. 14 закона "О гражданстве РФ". Никитин напомнил, что первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественникамиКонстантин Затулин ("Единая Россия") ранее внес на рассмотрение палаты поправки, которыми предлагалось заменить формулу "имеющих регистрацию" на "постоянно проживающих" и снять ограничение по сроку действия статьи. В итоге вмешалась Федеральная миграционная служба, и Госдума приняла только одну поправку - продлевающую действие статьи еще на 1 год, до 1 января 2009 г. "Правки Затулина необходимо учесть в предстоящей коррекции закона "О гражданстве РФ", - заявил Никитин.

Никитин отметил, что разработаны поправки, в соответствии с которыми получить гражданство в упрощенном порядке смогут, в частности, те, кто имел гражданство СССР, родился на территории РСФСР и впоследствии изменил гражданство РФ по добровольному волеизъявлению. Кроме того, по словам Никитина, поправки, облегчающие получение гражданства, предлагается ввести в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ".