Поступило сообщение о заявлении сопредседателей Минской Группы ОБСЕ о признании ими территориальной целостности Азербайджана и непризнании независимости Нагорного Карабаха. Одновременно отмечается, что вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха является пунктом переговоров между сторонами и любое мирное и справедливое решение конфликта потребует неизбежных компромиссов с обеих сторон. Аналогичную позицию примерно год назад озвучил американский сопредседатель Мэтью Брайза после разгоревшегося скандала по поводу ежегодного доклада Госдепартамента США по правам человека.

На мой взгляд, заявление сопредседателей - весьма двусмысленное и нет никаких оснований для ликования. В нём заложена одна еле заметная глазу ловушка. Последующая фраза "будущий статус Нагорного Карабаха должен быть выработан в ходе переговоров, которые невозможны без компромиссов с обеих сторон" фактически нейтрализует первую часть заявления, в которой говорится о признании целостности Азербайджана и непризнании Нагорного Карабаха.

Это очень тревожно. Если территориальная целостность Азербайджана признаётся однозначно и её изменение не является темой переговоров, то зачем, в таком случае, превращать вопрос о будущем статусе Нагорного Карабаха в один из пунктов переговоров? Ведь если отделение Нагорного Карабаха в той или иной форме - будь-то независимость или объединение с Арменией, будь-то немедленное отделение или поэтапное в течение долгих декад путём различных ухищрений - в принципе не исключается, a остаётся одним из вариантов его будущего статуса, то как в таком случае данный сценарий состыковывается с первой частью заявления о признании посредниками территориальной целостности Азербайджана? Не получается ли, что Минская Группа признаёт целостность Азербайджана только на данный момент, на сегодня, но, возможно, не в будущем, не ограничивая абсолютно никакими рамками будущий статус Нагорного Карабаха и не исключая даже его отделение?

Выходит, территориальная целостность Азербайджана наделяется лимитами (в данном случае, временными), в то время как не устанавливаются никакие лимиты будущего статуса Нагорного Карабаха! Не территориальная целостность ограничивает будущий статус региона, а переговоры по статусу очертят в будущем модифицированные контуры Азербайджана. Если это так (а из сегодняшнего заявления так и выходит), то фраза о признании территориальной целостности Азербайджана - это всего лишь контрольная доза успокоительного больному, обречённому на ампутацию одной из конечностей, причём в ситуации, когда врачами не сделано абсолютно всё, чтобы спасти эту конечность. Извините, но таких эскулапов нам не надо!

Азербайджан сегодня предлагает любую форму самоуправления (или "самоопределения" - назовите, как угодно) двухобщинного Нагорного Карабаха при одном единственном условии - неизменение государственных границ Азербайджана. Всё, больше ему ничего не надо. Т.е., делайте, что хотите, при условии хождения в регионе азербайджанского маната, единой в стране таможенной и пограничной системы и наличия в карманах жителей региона азербайджанского паспорта. В остальном живите, как хотите. Одним словом, любой статус Нагорного Карабаха при условии неизменения карты Азербайджана.

Это самый большой компромисс, особенно если учесть, что Баку сегодня не требует от Еревана возвращения в Армению изгнанных оттуда 212 тысяч азербайджанцев и предоставления им аналогичных прав. И если сопредседатели называют недавнюю резолюцию ООН по Нагорному Карабаху "несбалансированной", то отчасти они правы, так как не может быть сбалансированной ситуация, когда Армения полностью изгоняет со своей территории всё азербайджанское меньшинство, а Азербайджан в ответ благодушно предоставляет своим гражданам армянского происхождения самую высокую в мире автономию!

И если после этого сопредседатели продолжают рассчитывать на какие-то дополнительные компромиссы и уступки со стороны Азербайджана, то это неминуемо начинает затрагивать вопрос территориальной целостности страны - основу основ международного права и сердцевину претензий Армении - той самой целостности, которая вроде как и признаётся посредниками, но при этом как-то по-особенному, оставляя возможность для такого будущего статуса Нагорного Карабаха, который, в итоге, и подрывает ту самую целостность.

Территориальную целостность надо либо признавать, либо нет. Она либо есть, либо её нет, как невозможно быть "немножко" беременной. Если целостность государства признаётся, то признаваться она должна не на определённый промежуток времени, а однозначно, на всё время и без условий.

На самом деле, недовольство Азербайджана работой Минской Группы сводится к отказу сопредседателей признавать основополагающий постулат: статус Нагорного Карабаха может быть решён только в рамках территориальной целостности, которая не должна иметь никаких временных ограничений. А сопредседатели хотят навязать Баку другое: мол, вашу территориальную целостность мы "пока" признаём, а после того, как вы пойдёте на компромисс и определится будущий статус Нагорного Карабаха, тогда мы опять признаем вашу теперь уже видоизменённую целостность, то есть, возможно, и без Карабаха. Т.е. говоря математическим языком, территориальную целостность Азербайджана сопредседатели рассматривают не как постоянную величину, а как переменную.

В этом заключается весь этот трюк с сегодняшним заявлениeм. В планах сопредседателей - выведение обсуждения статуса Нагорного Карабаха НАД вопросом территориальной целостности (сперва статус, потом ваша целостность), а в планах азербайджанской дипломатии - обсуждение статуса исключительно в РАМКАХ территориальной целостности (сперва целостность, потом обсуждение всего остального, в том числе и статуса Нагорного Карабаха). Сопредседатели ограничивают целостность территории Азербайджана временными рамками, а Баку огранчивает статус Нагорного Карабаха рамками целостности Азербайджана.

Если же сопредседатели до конца последовательны в своих заявлениях, а самое главное, честны в своих намерениях, то к своему заявлению они должны добавить следующее: "Франция, Россия и США поддерживают территориальную целостность Азербайджана и не признают независимости Нагорного Карабаха, отмечая при этом, что вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха как части Азербайджана является пунктом переговоров между сторонами."

или же: "Франция, Россия и США поддерживают территориальную целостность Азербайджана и не признают независимости Нагорного Карабаха, отмечая при этом, что вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха является пунктом переговоров между сторонами, при условии сохранения территориальной целостности Азербайджана."

Если же отделение Нагорного Карабаха в принципе не исключается сопредседателями, то пора Азербайджану ставить крест на имеющемся сегодня на столе переговоров документе и начинать всё с чистого листа. Но это уже будет последним шансом Минской Группы проявить, наконец, свою дееспособность, особенно учитывая, что мировое сообщество в другой части света приняло резолюцию, которая не так расплывчатa и двусмысленна, как заявления сопредседателей МГ.