25 марта, в День культуры, в Москве прошла пресс-конференция, посвященная проблеме рейдерских захватов столичных домов творчества. В пресс-конференции приняли участие представители интеллигенции, творческих профессий, общественные деятели, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как отметил председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов, "поводом для этого собрания является наше одиночество. Каждый дом в отдельности решает свои проблемы, дома выживают - или не выживают - в одиночку. И это явление не только московское". Хотя наибольшую огласку получили конфликты вокруг московских домов творческих союзов, но аналогичные сигналы поступают и из регионов. "В Москве и провинции, очевидно, плохо с жилищными условиями и очень большие проблемы с торговыми помещениями и помещениями для различных государственно-общественных органов, - продолжил Симонов. - Мы в этом плане устраиваем меньше, так как не всегда выполняем указания министерства и даже порой проявляем инициативу". Он выразил надежду, что результатом пресс-конференции станет объединение домов творческих союзов, пусть не на юридической основе, но, по крайней мере, в форме ассоциации для того, чтобы каждый дом в отдельности чувствовал бы поддержку других, что особенно важно в ситуации незащищенности, а порой и агрессии со стороны властных структур.

На пресс-конференции выступили руководители ряда домов, сообщившие о конкретных конфликтах и проблемах. По словам председателя правления Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) Зинаиды Кириенко, сейчас ЦДРИ ведет свою деятельность только в одной части здания, восстановленного членами творческого объединения еще в 1930-х годах, своими силами и за свои средства. В старой, основной части крыша рухнула еще в 1988 году. Работает только первый этаж, отремонтированный организациями-субподрядчиками. Арендная плата Москомимуществу выплачивается регулярно, но город никакой поддержки ЦДРИ не оказывает.

Понимая, что провести сложный ремонт своими силами уже не удастся, правление ЦДРИ обратилось к мэрии Москвы с предложением преобразовать автономную некоммерческую организацию в муниципальное учреждение культуры. Встреча с первым заместителем мэра Москвы Людмилой Швецовой была, по словам Кириенко, "обнадеживающей": Швецова с энтузиазмом откликнулась на просьбу ЦДРИ и попросила подготовить соответствующие документы. Поддержал просьбу о ремонте и руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин. Но выяснилось, что здание ЦДРИ не принадлежит городу, хотя арендная плата выплачивалась Москомимуществу. После этого, констатировала Кириенко, все застопорилось: выяснить, кто же является владельцем здания, не удается. 6 марта в адрес правления поступил документ, согласно которому ЦДРИ передается не все 4 тысячи кв. м, а только около 1650 кв. м. Но разделить здания невозможно; они связаны коммуникациями, нуждаются во взаимодействии, так как и сама пристройка возводилась для того, чтобы расширить возможности старого здания. Сегодня ЦДРИ находится в подвешенном состоянии: пока не определен собственник, неизвестна и его дальнейшая судьба.

Как отметила директор Центрального дома актера Маргарита Эскина, вопрос с ЦДА, казалось бы, был решен уже зимой, после пресс-конференции, собравшей множество видных представителей российской театральной общественности; в то время на необходимость оставить Дом актеров в покое указал и первый вице-премьер Дмитрий Медведев. "Тем не менее мы продолжаем судиться, бесконечные суды, на которые приходят и представители Росимущества, и Россвязьохранкультуры, которые надеются, что они все-таки здание отвоюют, - констатировала Эскина. - Получается, что мы как бы соединены с властью... нам приходят регулярные письма от господина Зубкова, в которых он уведомляет, что обязывает Росимущество или Россвязьохранкультуру в кратчайшие сроки решить наши проблемы. Затем приходит следующее письмо; потом приходит письмо от Сергея Нарышкина с той же формулировкой: "в кратчайший срок"... Вместе с тем от чиновников приходят такие письма, как будто они вообще живут в другой стране: они продолжают требовать договора, и они будут решать, можем ли мы сдавать помещения.... Как будто ничего не изменилось". И все же, уверена директор ЦДА, такая "гражданская война" не может продолжаться бесконечно; и сегодня домам творческих союзов в самом деле, как никогда, нужно объединиться и бороться методом переговоров и юридическими методами.

Председатель Международной конфедерации союзов художников Масуд Фаткулин, представлявший на пресс-конференции ЦДХ, напомнил, что над Домом художников с некоторых пор нависла угроза сноса с тем, чтобы на его месте появился элитный жилой комплекс. "Но мы является законными собственниками Дома художника, так как он был построен силами Союза художников СССР, и это оформлено в законном порядке", - подчеркнул Фаткулин. Помимо этого, в здании находится коллекция русского искусства ХХ века, принадлежащая Третьяковской галерее. Ее земельные отношения оформлены в виде бессрочного пользования земельным участком. Таким образом, в юридическом плане статус ЦДХ безупречен, подчеркнул Фаткулин. Тем более странны слухи о возможном сносе дома, в которым ежегодно проходит до 300 выставок самых разных направлений и уровней.

Скульптор Галина Грозина, представлявшая Московский дом скульптора, заявила, что теперь скульпторы уже намерены судиться с чиновниками, претендующими на их здание. Первый этаж усадьбы Вяземских, где на протяжении 30 лет находился культурный центр МДС, по-прежнему занят посторонними, захватившими его еще в конце января. А секретарь Союза журналистов Павел Гутионтов сообщил о продолжающихся не первый год попытках изъять у союза их помещения на Зубовском и Никитском бульварах. На пресс-конференции выступили и представители Дома кино, Дома-музея Рериха и других.