Лидеры Североатлантического альянса не смогли договориться о предоставлении Плана действий по членству в НАТО Украине и Грузии и теперь ищут способы как-то утешить эти страны, пишет Reuters. При этом в Альянсе всячески отвергают все предположения о влиянии России на непринятие Украины и Грузии в НАТО. Представитель Североатлантического альянса Джеймс Аппатураи отмел возможные впечатления, что России удалось заблокировать решение, и подчеркнул, что члены союза единодушно отвергают любое вето или влияние извне.

Утешение, похоже, понадобится и Македонии, членство которой в Альянсе блокирует Греция, требующая сменить официальное название страны. Двойная неудача американского президента Джорджа Буша, выступавшего в обоих случаях за расширение НАТО, затмила достижение соглашения о приеме Хорватии и Албании, а также прогресс в вопросе увеличения численности войск в Афганистане, пишет Reuters.

Однако американский истеблишмент не склонен к пессимизму: "Это не поражение. Я думаю, вопрос в том, сможет ли Альянс собраться и показать, что дверь [для них] открыта", - заявил агентству высокопоставленный американский чиновник. Об этом же, открывая 3 апреля второй день саммита, заявил генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер: "Здесь, в Бухаресте, мы подтвердили ещё раз, что семья НАТО продолжит расширяться".

При этом в первый день саммита участники Альянса так и не смогли договориться о точной формулировке предложений Украине и Грузии. По словам одного из натовских чиновников, одним из обсуждаемых вариантов было установить определенный срок для рассмотрения просьб обоих государств о предоставлении ПДЧ.

Тем временем британская газета The Times рассуждает на тему, почему Буш не прав в в своей поддержке расширения Альянса. "Что более удивительно, это то, что Владимир Путин абсолютно прав и в выводах, и в аргументации своей открытой, даже угрожающей оппозиции Америке по этому вопросу. И это в еще большей степени относится к новоизбранному президенту России Дмитрию Медведеву, который пошел дальше Путина в предположении, что решение Запада удовлетворить просьбы Украины и Грузии о членстве, представленные в Совет НАТО, будут равноценны провозглашению холодной войны", - пишет обозреватель The Times. По мнению издания, опасения России в связи с расширением НАТО на восток вполне обоснованны. Блок Евросоюз - НАТО, согласно доктрине президента Буша о продолжающейся экспансии на восток, становится неостановимым политическим и военным тяжеловесом, который неуклонно движется в сторону российской границы и проглатывает на своем ходу все лежащие на его пути страны, вовлекая их сначала в экономические и политические соглашения Евросоюза, а потом в военную структуру НАТО. Рассуждая с точки зрения России, новый открытый призыв Альянса продолжать расширение до тех пор, пока он не включит в себя каждую "демократическую" страну в Европе и Средней Азии, с уникальным и выдающимся исключением - самой Россией, делает затруднительным найти отличия от предыдущих интервенций на территории на востоке французскими и германскими лидерами, чьи намерения были менее благочестивыми, чем у нынешнего западного руководства, полагает The Times. Для автора статьи очевидна антироссийская мотивация расширения Альянса, особенно в случае с Украиной и Грузией. Основная причина, почему эти страны хотят в НАТО, в том, что их частью являются регионы, настроенные на отделение. Что будет, если НАТО примет в свои ряды Украину и Грузию, чтобы гарантировать их демократическое самоопределение, а Россия потребует проведения референдума об отделении Абхазии или Крыма? Ответ на этот вопрос, полагает автор, зависит не от морали, а от власти. Демократическое самоопределение никогда не было нерушимым принципом геополитики, и этот аргумент никогда не используется для того, чтобы, к примеру, пригласить Тайвань в НАТО. Но Китай слишком силен и важен для Запада, чтобы пойти на риск и провоцировать его, в то время как Россия воспринимается как слабая. Отношение к России как к слабой стране - одна из причин, дающих право России чувствовать себя оскорбленной, и именно поэтому НАТО не должна заходить в своем давлении слишком далеко.