Политика

"Новая газета" в Воронеже" в статье "Неприкасаемые" задается вопросом: почему было прекращено коррупционное "дело руководителей автодорнадзора". Речь идет о, пожалуй, самом громком коррупционном деле прошлого года. "Дело было возбуждено шестнадцатого октября по статье "получение взятки группой лиц по предварительному сговору в крупном размере". Фигуранты - два руководителя отделов Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) Владимир Резниченко и Борис Базовкин, а также директор ПАТП №8 Николай Чистяков. Следствие сразу же "прогремело", обнародовав сумму взятки - свыше двух миллионов рублей. Такого рода информация поначалу шокировала и наводила на определенные размышления. Слишком давно в руки местных силовиков не попадали персоны подобной величины, да еще с взяткой в цифрах с шестью нулями", - пишет "Новая".

"С 2005 года группа неизвестных частных автоперевозчиков "бомбила" все воронежские инстанции насчет того, что чиновникам УГАДН нужно платить "взятки за осуществление предпринимательской деятельности" и что заботит их "не развитие городского транспорта, а личное обогащение". В анонимных заявлениях фигурировало имя Владимира Резниченко. Это начальник ключевого отдела УГАДН Воронежской области, в компетенции которого контроль и надзор за транспортным комплексом, лицензирование перевозчиков и их периодические проверки. Однако уличить должностное лицо удалось только в 2007 году, когда появился конкретный человек, написавший заявление начальнику УФСБ по Воронежской области. История владелицы двух маршрутов Лидии Макеевой (имя и фамилия изменены) наглядно раскрывает схему отношений обычных перевозчиков, муниципальных транспортных предприятий и чиновников автодорнадзора. Но сначала предыстория, которая зафиксирована в материалах уголовного дела.. Согласно этим материалам, в 2001 году Владимир Резниченко (будучи еще заместителем начальника отдела), его коллега Борис Базовкин и еще трое сотоварищей, сбросившись по семь тысяч долларов, создали фонд для дальнейшей совместной деятельности. Средства пошли на новорожденное ООО "ПАТП №8". В его состав была введена жена Резниченко. По словам Макеевой, в начале 2004 года к ней обратился Владимир Резниченко с предложением передать ее маршрут в ООО "ПАТП №8". Резниченко обещал, что тогда маршрут не закроют и предпринимательница будет продолжать работать, как и работала. В случае отказа чиновник пообещал проблемы. Как рассказала Лидия Макеева, вскоре после передачи маршрута на территории ПАТП №8 к ней подошел Борис Базовкин и сказал, что она должна выплачивать ему и Резниченко по 50 тысяч рублей ежемесячно и что сумма обсуждению не подлежит. Так в мгновение ока над предпринимательницей установилось чиновничье иго. Следствие назвало Базовкина пособником Резниченко, потому что в его полномочия не входили городские пассажирские перевозки. Роль посредника отводилась Чистякову. В своих показаниях директор предприятия отмечал, что именно Базовкин сообщил ему о том, что Макеева будет вносить в бухгалтерию ПАТП №8 наличными ежемесячно по две тысячи рублей с каждого автобуса (выходило 50 тысяч). Николай Чистяков показывал на допросах, что передавал деньги, внесенные Макеевой, Базовкину. Он же пояснил, что был вынужден действовать в интересах Базовкина и Резниченко, так как от них зависел: именно они оказались фактически владельцами ООО "ПАТП №8". Конфликтная ситуация между предпринимательницей и чиновниками возникла летом 2007 года. Незадолго до этого, в январе, у Макеевой возникли финансовые трудности. Поэтому она уже не могла выплачивать дань за ежемесячный "золотой билет" на пассажирские перевозки воронежцев и отдавала лишь по 25 тысяч рублей. К осени ее долг, по мнению автодорнадзорщиков, колебался по разным подсчетам от 125 до 160 тысяч рублей. Чтобы доказать свою неплатежеспособность, женщина даже представляла Базовкину отчетные документ по его требованию. "Войдя в положение", чиновники решили забрать у нерадивой Макеевой половину автотранспорта в ООО "ПАТП №8". Та отказалась от такой "перспективы", согласившись платить "долг" частями - по 35 тысяч. Первую часть взятки предпринимательница передала 16 октября. Под контролем оперативников УФСБ по Воронежской области и следователя отдела по особо важным делам Следственного управления СК при прокуратуре РФ по Воронежской области".

"По словам оперативников УФСБ по Воронежской области, в ходе разработки речи о двухмиллионной взятке не было. Зато были зафиксированы разговоры чиновников о долге Макеевой в размере 125 тысяч рублей, и взят с поличным Николай Чистяков. Чего только стоит фраза Владимира Резниченко, оброненная им в беседе с Базовкиным, о том, что Макеевой были созданы все условия для работы, что за три года у нее не было ни одного инспектора..." - пишет издание.

По информации "Новой", до начала марта расследование коррупционного дела шло ровно и уже готовилось для передачи в суд. "Но вдруг с ним начали происходить удивительные метаморфозы. Двенадцатого марта дело по серьезной статье "получение взятки группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере" (срок лишения свободы от 7 до 12 лет) прекратили. И тут же возбудили новое - "покушение на взятку". Что само по себе две большие разницы. Из "особо тяжкого" оно превратилось в преступление "средней тяжести". Фигурантам предъявили иные обвинения. И уже 14 марта дело было прекращено "в связи с деятельным раскаянием". Стоило ли поднимать осенью столько шума вокруг автодорнадзоровской коррупции, полгода расследовать, чтобы так бесславно его "закруглить"? А раскаяние чиновников оказалось самым что ни на есть деятельным. Оба признали свою вину в преступлении, какое им вовсе не инкриминировалось. В злоупотреблении должностными полномочиями. Из наших источников известно, что на "покушение на взятку" они не соглашались до последнего. Чиновничья версия событий едва ли совпадает с тем, что показывали Макеева, Чистяков и другие свидетели - то есть с версией следствия. Например: Резниченко и Базовкин утверждают, что они всего лишь советовали Чистякову, как получить деньги с нерадивой Макеевой, задолжавшей ПАТП №8. Отсюда и "провокационные" записи, которые оказались, по словам чиновников, неправильно истолкованы. По их мнению, они виноваты лишь в том, что вмешивались в хозяйственные вопросы ПАТП №8 и фирмы Макеевой. Якобы только в этом выражалась их личная заинтересованность и никакого корыстного мотива не было".

"19 марта Следственное управление СК по Воронежской области направило в адрес начальника воронежского автодорнадзора представление. Там изложены материалы уголовного дела. 28 марта начальник УГАДН по Воронежской области Жозеф Еркнапешян ответил на документ. Приказами от 19 марта Резниченко и Базовкин уволены по собственному желанию (на основании заявлений от 18 марта). "Каждый сотрудник Управления был ознакомлен под роспись с федеральным законом РФ "О государственной гражданской службе РФ..." и главой 30 "Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" Уголовного кодекса РФ", - уведомил Жозеф Жараевич следственный орган.

"Российская газета-Черноземье" в номере от 4 апреля публикует статью "Мантия на вырост". "Совет судей Воронежской области принял постановление упразднить девять районных судов общей юрисдикции путем присоединения к другим судебным округам. Чем вызвано такое решение? Не скажется ли "укрупнение" на доступности правосудия, как предполагают жители некоторых районов, оказавшихся в списке "неперспективных"?" - пишет издание.

Как отмечает газета, предложение упразднить в области ряд малосоставных районных судов прозвучало впервые еще в феврале прошлого года. Формально инициатива принадлежала начальнику управления Судебного департамента в Воронежской области Геннадию Щербатых, но фактически - Москве. Областное управление разработало схему, предполагавшую ликвидацию десяти районных трехсоставных судов. Однако совет судей области идею тогда не одобрил и она так и осталась до сих пор нереализованной.

"В связи с чем вообще возник этот вопрос? Сколько существует нынешнее административное деление, столько - и районные суды общей юрисдикции в каждом районе. Правда, такие суды состояли как правило из одного судьи - объем работы в сельских районах такой, что большего и не требовалось. Но вот в стране вступает в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс и с ним возникает непростая задача: обеспечить, как то предусмотрели законодатели (п.3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ), рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, если на то будет ходатайство обвиняемого, коллегией из трех профессиональных судей. Но как собрать такую коллегию, если, скажем, в Терновке, Репьевке или Воробьевке изначально было по одному судье? Возникла даже мысль о создании окружных судов, объединяющих пять-семь районных, председатели которых получили бы право перераспределять дела в пределах своего округа, а также формировать, когда в том возникнет необходимость, коллегии из трех судей. Идея забуксовала. Районные суды в тот период были загружены сверх меры сотнями "типовых" дел о невыплаченных зарплатах и социальных пособиях, индексациях пенсий. И потому было принято простое и, как казалось, эффективное решение: во всех районных судах увеличить численность до трех судей. Так бывшие "односоставные" суды превратились в "трехсоставные". Между тем поток серийных исков в районах стал иссякать. Норма же нового УПК о коллегиальном рассмотрении некоторых дел оказалась практически невостребованной: без малого за три года в области было подано всего два заявления этого рода. В результате федеральные судьи в некоторых районах оказались, что называется, не у дел, с минимальной нагрузкой. Подобное положение, типичное и для других регионов страны, побудило Судебный департамент вновь поставить перед регионами вопрос об укрупнении некоторых районных судов. В соседней Липецкой области на такой шаг пошли еще в марте прошлого года - здесь было упразднено семь райсудов. А вот, скажем, тамбовчане от реорганизации пока воздерживаются; белгородцы и вовсе заявили, что не будут упразднять "малые суды". Судейское сообщество Воронежской области по этому вопросу пока не пришло к единому мнению. Те, кто считает укрупнение вынужденной, но тем не менее необходимой мерой, ссылаются на "недопустимо низкую нагрузку" судей в малочисленных по населению районах по сравнению с судьями городскими, на то, что реорганизация позволит судейской системе более равномерно и рационально распределить силы и средства. Противники сокращения говорят, что они защищают доступность правосудия для граждан. Все малосоставные суды находятся в сельской местности, где порой и сейчас жителям, в пределах одного района, бывает нелегко добраться до них из-за бездорожья или отсутствия регулярного транспортного сообщения. Что же говорить о поездке в другие райцентры? И почему не считаются с мнением самого населения, как это предписывается законом об организации местного самоуправления? Ведь и так, не спросив жителей, из некоторых районов "увели" налоговую инспекцию, военкоматы, и теперь для постановки на регистрационный или налоговый учет приходится ехать в соседний район".

Как отмечает издание, упразднение может привести к множеству организационных проблем в самой судейской системе.

У мэра появится девять заместителей, об этом пишет еженедельник "Моё!" 4 апреля. "В минувшую среду воронежские депутаты утвердили новую структуру мэрии. У главы Воронежа вместо шести заместителей появится девять. Первый заместитель, обязанности которого в настоящее время исполняет Алексей Котенко, будет курировать самые "проблемные" сферы: градостроительство и городское хозяйство. Остальные восемь заместителей поделят между собой социальную сферу, экономику, финансы, транспорт и т. п. Ещё одно важное новшество - вместо департаментов и комитетов в администрации появятся управления и отделы. Как объяснили нам в информационно-аналитическом отделе мэрии, сделано это для того, чтобы привести структуру администрации городского округа в соответствие с законом".

Экономика

О том, что Воронежская область стоит на пороге инвестиционного бума, рассказывает областная газета "Коммуна" в номере от 1 апреля. Так можно обозначить лейтмотив пресс-конференции заместителя руководителя Главного управления экономического развития Воронежской области Сергея Последова, которая состоялась в обладминистрации.

"Помимо характерной в последние годы устойчивой динамики наращивания инвестиций в экономику региона, мы планируем в этом году достичь коренного качественного перелома инвестиционной политики в отношении Воронежской области, - отметил Сергей Последов. - Эти планы имеют весомое основание и реальную перспективу. И связаны прежде всего с проведением в Воронеже в июне этого года международного инвестиционного форума, который и должен стать толчком к ускорению развития экономики области".

"Уже сам факт проведения этого крупного, по российским меркам, мероприятия говорит о значении региона в плане перспективы развития экономики России. Во-первых, за последние годы областная администрация наработала большой опыт проведения презентаций Воронежской области на мероприятиях внутреннего и международного уровня. Во-вторых, не менее значимый фактор - стабильный рост экономики региона и повышение его инвестиционной привлекательности. Немаловажным моментом явилось и то, что у нас создана хорошая нормативно-правовая база в целом ряде сфер социально-экономической и финансовой деятельности. Нам удалось доказать, что инвестиции в экономику Воронежской области несут перспективную выгоду для инвесторов и окажут позитивное влияние - как на развитие других регионов, так и экономики страны в целом", - цитирует издание Последова.

С 9 апреля в Воронеже перестанут ходить троллейбусы, пишет "Комсомольская правда". "1 и 2 апреля троллейбусы не выходили на городские улицы. А все из-за долгов фирмы, которая их обслуживает. Она вовремя не выплатила Воронежской энергосбытовой компании 1 млн. 700 тыс. рублей".

"Еще 11 марта мы отправили ЗАО "Воронежский троллейбус" уведомление об отключении, - объяснили нам в пресс-службе энергосбытовой компании. - И если они не рассчитаются по долгам до 8 апреля, то с 9-го мы снова ограничим поставки электроэнергии. По закону мы имеем на это право. Вы поймите, электроэнергию мы покупаем на оптовом рынке. За неисполнение обязательств нас оттуда просто могут исключить".

Вместе с тем, как прокомментировал газете ситуацию начальник управления транспорта Воронежа Тимофей Панфилов, "сейчас завершается процесс подготовки документов для расчета. А оплата будет произведена со дня на день".

Одной из самых актуальных тем этой недели стал вопрос повышения цен на хлеб и растительное масло в регионе. Об этом пишет и "Воронежское обозрение" в номере от 4 апреля, статья "На хлеб с маслом уже не хватает". "На этой неделе воронежские производители хлеба и растительного масла объявили об увеличении цен на свою продукцию на 15-18% соответственно". Однако, подчеркивает издание, в регионе по-прежнему действует договоренность между администрацией области и крупными торговыми сетями о том, что торговая надбавка на товары первой необходимости, в том числе на хлеб, не будет превышать 10%.

Общество

"Мэрия Воронежа запретила уличную торговлю в центре города. Есть ли результат?" - задается вопросом областная газета "Коммуна" в номере от 4 апреля. "Под запрет подпали улицы Пушкинская, Кольцовская, Энгельса и площадь Заставы. Корреспонденты "Коммуны" обошли эти места и убедились: "блошиной" торговли здесь больше нет. Исчезли горы мусора, помех транспорту тоже нет. Но для пешеходов "народилась" новая проблема: там, где располагались со своим товаром торговцы, стали обосновываться автовладельцы. Они заезжают прямо на тротуары, ставят на сигнализацию свои машины и исчезают в известном только им направлении. Такая ситуация напоминает неискоренимую, похоже, картину: возле Кольцовского сквера с поразительной настойчивостью "паркуют" свои авто одни и те же студенты ВГУ. Причем ставят "железных коней" по обе стороны и без того узкой дороги. Уж сколько раз писала на эту тему местная пресса! Но прежняя мэрия и ухом не вела. Вообще-то, несанкционированные стоянки - сущий бич для Воронежа. Десятки читателей звонят по этому поводу в "Коммуну", газета периодически рассказывает о протестных акциях молодежи, экологов. Вот и недавно был проведен митинг у роддома №3, где малыши с рождения дышат угарным газом. Здесь то и дело срабатывает сигнализация "крутых тачек". По мнению участников митинга, гордума и мэрия должны ввести жесткие штрафные санкции по отношению к водителям, которые думают только о собственном комфорте".

Как отмечает издание, судя по тому, как быстро был решен вопрос с уличной торговлей, вопрос с несанкционированными парковками, ночными стоянками транспорта у жилых домов, больниц она тоже может решить.

Криминал

Об очередном случае милицейского произвола рассказывает "Комсомольская правда" 4 апреля. "Я ехал к девушке на свидание, - вспоминает 22-летний Дмитрий Перунов. - Повернул на своей "семерке" с Колесниченко на Петрозаводскую. Остановился во дворе и набрал номер любимой".

Затем, как рассказывает Дмитрий, дверь его машины открыли четверо пьяных парней и принялись его избивать. "Они кричали: "Ты не знаешь, перед кем проехал! Мы из уголовного розыска! Твоя машина теперь в розыске! Мы сейчас тебе наркоту подкинем", - вспоминает Дмитрий".

"Разборки" молодые люди устроили из-за того, что Перунових "подрезал" на автомобиле. "Меня били ногами по ребрам, по голове, по лицу... - вспоминает Дима. - Надели наручники. Только когда во двор выскочили родители девушки и соседи (все это время звуки ударов и крики они слышали по телефону Перунова), меня отпустили. Потом я вызвал милицию, подъехал наряд, и мы отправились в отделение".

Расследование этого дела идет с 20 декабря: дело сначала закрыли, затем возобновили, передали другому следователю, в настоящее время его передают в суд. За превышение должностных полномочий милиционерам грозит от трех до 10 лет тюрьмы. Медэксперты установили у Дмитрия сотрясение мозга, разбито лицо, на руке след от наручников.

"Двое милиционеров уже признались, что избивали Диму. Однако управление собственной безопасности ГУВД области отправило ему такую отписку: "Причастность сотрудников оперативно-розыскной части ГУВД и сотрудника ОВД по Центральному району Воронежа в причинении вам телесных повреждений не установлена. В их действиях есть нарушения служебной дисциплины, за что к ним будут применены соответствующие меры воздействия". Вот так. Как в одном грустном анекдоте, "нечаянно ударился лицом об асфальт 17 раз"...", - пишет издание.