Военный вестник

Перестрелки По сообщению 1news.az, 23 марта с 20.00 по 21.40 армянские войска, дислоцированные в селе Айгепар Ноемберянского района Республики Армения, обстреляли позиции азербайджанской армии в Газахском районе. С 18.55 по 22.50 огонь по позициям Национальной армии велся со стороны безымянных высот Физулинского района. С 21.50 по 22.25 огонь по частям Национальной армии велся со стороны безымянных высот Ходжавендского района. 24 марта с 04.00 по 04.15 режим прекращения огня был нарушен со стороны села Гызыл Оба Тертерского района. Согласно агентству, потерь среди военнослужащих азербайджанской армии нет.

АПА сообщает, что в ночь на 26 марта подразделения армянских вооруженных сил вновь нарушили режим прекращения огня. Автоматный и пулеметный обстрел азербайджанских позиций продолжался с 01:40 до 02:10 часов. Обстрел велся с позиций, расположенных близ сел Тагибейли и Юсифжанлы Агдамского района. Согласно агентству, ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

По сообщению Day.Az, 29 марта подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных на безымянной высоте Физулинского района, с позиций вблизи села Чилебюрт Тертерского района обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. Огонь велся из автоматов и пулеметов, потерь нет.

26 марта подразделения Вооруженных сил Армении провели военные учения на территории Узундере Агдамского района Азербайджана. Согласно АПА, учения длились около часа, а толчки от взрывающихся снарядов тяжелой артиллерии ощущались во всех селах по линии фронта. Агентство пишет, что, по словам сельских жителей, от взрывающихся снарядов появились трещины на стенах домов.

В Министерстве обороны Армении назвали ложью сообщение азербайджанских источников о "проведении учений в Агдаме". Как подчеркнул в беседе с АрмИнфо пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян, армянские подразделения никогда не проводили каких-либо учений на территории Нагорного Карабаха либо территориях пояса безопасности. В свою очередь, в беседе с АрмИнфо пресс-секретарь Минобороны Нагорно-Карабахской Республики подполковник Сенор Асратян отметил, что подразделения Армии обороны НКР периодически проводят плановые учебные мероприятия, направленные на повышение обороноспособности армии.

В связи с несоблюдением армянской стороной требований режима прекращения огня нарушение режима приобрело интенсивный характер. Как передает Новости-Азербайджан, об этом на проведенной пресс-конференции заявил глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. По его словам, режим прекращения огня в основном нарушается в Агдамском, Ходжавендском, Тертерском, Физулинском и Товузском направлениях фронта, а в Геранбойском, Газахском и Джебраильском направлениях нарушение режима прекращения огня фиксируется относительно нечасто. "Во всех случаях враг получает достойный ответ, и ему дается должный отпор", - заявил Сабироглу. По словам главы пресс-службы азербайджанского МО, за прошлый месяц было проведено три мониторинга - в направлениях села Юсифджанлы Агдамского района, села Гапанлы Тертерского района и села Гараханбейли Физулинского района. "Во время мониторинга не были зафиксированы какие-либо инциденты. Мы и ранее отмечали, что во время проведения мониторингов армянская сторона не нарушает режим прекращения огня и сразу по окончанию мониторинга подвергает позиции азербайджанской армии огню. Это является уже традицией для них", - сказал Сабироглу.

Министерство обороны Армении категорически опровергает информацию азербайджанских СМИ о якобы обстреле армянскими вооруженными азербайджанских позиций. Как заявил пресс-секретарь министерства обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян, подобная дезинформация обычное явление со стороны азербайджанской пропагандистской машины. По его словам, международная общественность наилучшим образом информируется о ситуации на линии соприкосновения со стороны Личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика и его сотрудников, фиксирующих ситуацию по всему периметру линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон. Шахсуварян также заметил, что ситуация в зоне конфликта в настоящее время остается спокойной. (Armenia Today).

Военнопленные

Армения готова вернуть азербайджанского военнослужащего, задержанного при переходе границы 9 марта, сообщил журналистам в Ереване министр обороны Армении Микаэл Арутюнян. "Сейчас Красный Крест работает в направлении решения этого вопроса, и если азербайджанский военнослужащий пожелает вернуться на свою родину, то мы не будем против", - сказал он. АрмИнфо напоминает, что рядовой азербайджанской армии Ягуб Алаверди-огли Мухтаров 9 марта добровольно перешел армяно-азербайджанскую границу близ села Колагир Тавушской области. Мухтаров рассказал, что 9 марта в очередной раз обратился к командиру взвода с просьбой в связи с болезнью отправить его в медпункт. Получив отказ, азербайджанский военнослужащий попытался обратиться к командиру бригады, однако подвергся жестокому избиению. После этого Мухтаров, оставив оружие на боевом посту, обратился в бегство, перейдя армяно-азербайджанскую границу.

"Возможно, Ягуба Мухтарова ожидает судьба Самира Мамедова, попавшего в плен в 2006 году и переданного в январе 2008 года третьей стране", - заявил на днях руководитель пресс-центра ведомства Эльдар Сабироглу. Такой вывод, по его словам, можно сделать из слов министра обороны Армении Микаэла Арутюняна о том, что Мухтаров может быть передан азербайджанской стороне лишь по его собственному желанию. "Официальный Ереван устраивает политические игры вокруг азербайджанских военнопленных, они прокручивают один и тот же сценарий в их отношении", - заявил Сабироглу. По его словам, несший службу на линии армяно-азербайджанского соприкосновения военнослужащий Мухтаров исчез. "Сразу же были начаты поисковые работы, однако они не привели к положительному результату. А через 2 дня армянская сторона официально заявила о взятии в плен азербайджанского солдата", - сказал глава пресс-центра Минобороны АР. "У нас есть собственная информация об обстоятельствах пленения Мухтарова, - сообщил бакинской "Эхо" военный эксперт, член Союза офицеров запаса Узеир Джафаров. - Мы получили ее по своим каналам. Нам сообщили, что солдат был захвачен армянской разведгруппой. Хотя до сих пор утверждалось, что он сам перешел границу из-за того, что подвергался физическому насилию в части. Что же касается вопроса о том, может ли Мухтаров последовать примеру Мамедова и попросить переправить его в третью страну, отвечаю, что у нас есть точная информация - Ягуб хочет вернуться домой и уже заявил об этом представителям Красного Креста. Естественно, армянская сторона, особенно спецслужбы, пытаются с целью дискредитации Вооруженных сил АР в глазах мировой общественности склонить его, чтобы он тоже написал заявление о нежелании возвращаться назад, поскольку в этом случае будет арестован и осужден на лишение свободы. Наша сторона уже сейчас во всеуслышание должна дать гарантию, что по возвращении Мухтарова в Азербайджан все его права и свободы будут соблюдены, и если подтвердятся факты насилия в его отношении в воинской части, виновные будут наказаны".

Процесс урегулирования

По сообщению газеты "Азг", глава МИД Армении Вардан Осканян в интервью, данном польской газете "Речь Посполита" заявил, что Армения намерена разрешить Карабахский конфликт исключительно путем переговоров. "Однако, если мы убедимся, что Азербайджан не желает компромиссов и намерен военным путем достичь выгодного для себя решения, то армянская стороно использует любые возможности для обеспечения безопасности и права на самоопределение Карабаха. Решить конфликт военным путем не удастся. Они уже дважды пробовали, однако не получалось. Если они снова начнут, то это будет их последняя попытка", - заявил глава армянского МИД. Комментируя то, что новоизбранный президент Армении Серж Саркисян свой первый визит совершил в Москву, Осканян сказал: "Армения избрала крепкий союз с Россией потому, что она способствует укреплению безопасности республики".

Усилия Азербайджана по переносу обсуждения карабахской проблемы из формата ОБСЕ в рамки ООН и его воинственные заявления обязывают Армению и Нагорный Карабах внести определенные коррективы в свои подходы, связанные с урегулированием конфликта и безопасностью Нагорно-Карабахской Республики. Как передает ИА "Де-Факто", Об этом сказал 31 марта в Степанакерте президент Армении Роберт Кочарян, находящийся с рабочим визитом в Нагороном Карабахе. По словам Кочаряна, воинственная риторика Азербайджана толкает обе армянские стороны к определенным шагам. Комментируя недавнее свое заявление о возможности признания Арменией Нагоно-Карабахской Республики, Кочарян отметил, что вместо признания пока можно заключить соответствующее соглашение между Арменией и Нагорным Карабахом для нейтрализации угрозы Азербайджана. Касаясь процесса урегулирования карабахского конфликта, президент Армении подчеркнул, что за эти годы вопрос нахождения Нагорного Карабаха в каком-либо статусе в составе Азербайджана не обсуждался. Кочарян отметил, что содержание подхода к урегулированию - это признание самоопределения Нагорного Карабаха.

На вопрос, в каких условиях Армения пойдет на такой шаг, Роберт Кочарян ответил: "Поскольку мы говорим о будущих шагах, то лучше оставить это следующему президенту и правительству. Конечо, я не исключаю, более того, считаю, что на определенные шаги надо пойти уже сейчас". ("Айкакан жаманак").

Мы надеемся, что во время правления Сержа Саркисяна будет положен конец армянской оккупации территорий Азербайджана, и эта Кавказская проблема будет решена мирным путем и на основе принципов международного права, заявил в интервью российскому "Политическому журналу" посол Турции в России Куртулуш Ташгент. ("Айкакан жаманак").

Разговоры о "сдаче территорий" пояса безопасности вокруг Нагорно-Карабахской Республики являются деструктивными. Об этом, передает АрмИнфо, заявил на пресс- конференции бывший глава МИД НКР Арман Меликян. Отметив необходимость документального закрепления статуса этих территорий, Меликян также высказался за начало процесса признания Арменией Нагорного Карабаха. "Не признать незамедлительно НКР, а начать процесс, скажем, начать переговоры по вопросам границ, безопасности", - отметил Меликян. Комментируя недавнее заявление действующего президента Армении Роберта Кочаряна о возможности признания Арменией НК, Меликян отметил, что было бы более приемлемо, если бы подобные заявления звучали из уст избранного президента Армении Сержа Саркисяна. Если Кочарян считает, что этот вопрос находится на повестке страны, мог бы заняться им в прошлые 10 лет, а не за 10 дней до окончания срока своих полномочий, считает Меликян. Он также напомнил, что Саркисян, напротив, заявлял о том, что Армения в обозримом будущем не намерена признавать НКР.

Избранный президент Армении, премьер-министр Серж Саркисян внесет коррективы в карабахское урегулирование, сказал журналистам председатель общественной организации "Академия политических исследований", политолог Александр Манасян. "Позиция избранного президента уже показывает предпосылки к изменению его подходов в карабахском вопросе, однако все будет зависеть от того, решится ли он пойти на эти шаги", - сказал Манасян. ("Де-Факто").

"Можно констатировать, что Роберт Кочарян передает своему правопреемнику проблему Карабаха, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Агрессивность Азербайджана возрастает с каждым днем, участились военные инциденты на границе, наши соседи вообще угрожают отказаться от посредничества Минской группы, не хотят встречаться с новоизбранным президентом Армении и пытаются перенести рассмотрение вопроса в ООН, где сочувствующие нам государства уж точно не составляют большинство. В ответ, действующий президент Армении грозится признать Нагорно-Карабахскую Республику, то есть окончательно провалить переговоры. Что и говорить, это будет "хорошим" подарком для новоизбранного президента Сержа Саркисяна, который через неделю приступает к исполнению своих обязанностей", пишет газета "Аравот".

Любые шаги, которые могут оказать давление в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, не принесут пользы ни одной из сторон. Как сообщает Armenian Reporter, об этом заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза. По его словам, отношение посредников к резолюции, представленной Азербайджаном в ГА ООН, исходило именно из этого принципа. "Это была односторонняя резолюция, не отражающая справедливый и сбалансированный характер предложения, лежащего на переговорном столе. Если же Армения признает независимость Нагорного Карабаха, то это также нанесет ущерб мирному процессу. Это будет асимметричным ответом на действия Азербайджана в ООН, который может дестабилизировать ситуацию. Если Армения действительно признает независимость Карабаха, то она не оставит места для переговоров", - подчеркнул Брайза. (PanARMENIAN.Net). "Абсолютно неадекватным" назвала газета "Айоц Ашхар" комментарий сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза заявления президента Армении о возможности признания независимости Нагорного Карабаха. По мнению газеты, получается, что Азербайджан может делать "асимметричные шаги" в ООН и не получить однозначное противодействие, а Армения должна вооружиться только лишь "симметричными ответами". Более того, почему-то Брайза стал рассматривать предупреждение Армении в той же плоскости, что и уже предпринятые конкретные шаги Азербайджана", замечает "Айоц Ашхар".

Не удастся запугать Азербайджан, делая заявления о прекращении переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил АПА начальник пресс-службы Министерства обороны Эльдар Сабироглу, комментируя высказывание министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, который заявил о росте вероятности разрыва переговоров между Азербайджаном и Арменией. Говоря о росте вероятности войны при прекращении переговоров, Сабироглу подчеркнул, что заявления Армении о прекращении переговорного процесса, носящие характер шантажа, еще более усложняют ситуацию: "Война нежелательна. Она означает новые побоища, новую кровь. Оккупант Армения должна это понять. Именно по ее вине нагорно-карабахский конфликт до сих пор продолжает оставаться нерешенным и беспокоить регион. Поэтому опасность войны остается реальной, несмотря на создание той или иной ситуации, связанной с конфликтом".

США являются сторонниками мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом, передает "Analitika.az", в интервью ANS TV сообщил заместитель госсекретаря США Дениэл Фрид. По его словам, Вашингтон всегда относился к Баку как стратегическому партнеру: "Мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана, и в то же время прилагаем все усилия для мирного решения нагорно-карабахского конфликта".

"Мы должны были давно наладить если не диалог, то для начала хотя бы контакты с карабахскими армянами", - заявил в интервью "Day.az" азербайджанский политолог Ариф Юнусов. По его словам, отказ от контактов с карабахскими армянами "был самой большой нашей ошибкой". "В конце концов, если Нагорный Карабах наша территория, то проживающие там армяне - наши граждане. Пусть временно отказавшиеся от нашего гражданства и вставшие на путь сепаратизма. Ничто не вечно под луной. Любая позиция может претерпеть изменения со временем и в силу тех или иных обстоятельств. Надо только работать в этом направлении. А мы превратили Нагорный Карабах в какую-то виртуальную зону, о которой мало что нам известно. Мы избегаем контактов и общения с проживающими там армянами, даже информации не публикуем. Странно даже: разве не интересно знать, а как там живут люди? Какие проблемы у них? Ведь это же наша территория, в конце концов!" - отметил политолог. При этом он подчеркнул, что "не надо обманываться, что, мол, вот уйдут войска Армении с оккупированных территорий, и тут же карабахские армяне бросятся нам в объятья". "Мол, надо только добиться ухода войск Армении с наших оккупированных земель. Нет, нам надо уже сейчас думать о налаживании контактов с карабахскими армянами. Ведь уже там появилось новое поколение армян, которые вообще в глаза не видели азербайджанцев, только читали и слышали, и не самое хорошее при этом. Они добровольно согласятся на вхождение в состав Азербайджана? Сомнительно. И что нам делать? Убивать их будем? А может лучше начать работу интеллектуальную? Может, убеждением и диалогом мы добьемся больше?" - сказал Юнусов.

Председателя Национального Собрания НКР Ашот Гулян, комментируя слова президента Азербайджана Ильхама Алиева в интервью агентству Интерфакс "никогда вопрос, что когда-либо через 5 лет, через 10 лет, через 100 лет путем будь то плебисцита, или изъявления какого-то народного голосования, или каким-то другим образом Нагорный Карабах будет отделен от Азербайджана, не стоял и не будет стоять", сказал: "Думаю, что понимание президентом Азербайджана перспектив урегулирования карабахского конфликта, и уж тем более его комментарии, неадекватны реалиям - фактическая независимость, которой наравне с Азербайджаном на законных правах и, в отличие от него, по демократической процедуре достиг Нагорный Карабах, не может быть предметом компромисса. В вопросе последствий конфликта мы с пониманием относимся к волнующим Азербайджан проблемам и ждем от него такого же отношения. В противном случае реализация на практике какого-либо соглашения будет невозможна, и перспектива мира и сотрудничества в регионе останется неопределенной еще долгое время. В отличие от президента Азербайджана, который пытается набросить на свои скромные плечи мантию пророка и предопределить будущее народа Нагорного Карабаха через 5, 10 и, что еще удивительнее, 100 лет, мы реалистично оцениваем ситуацию и считаем, что признание независимости Нагорного Карабаха отвечает государственным и национальным интересам именно Азербайджана. Хочется надеяться, что предвыборная эйфория, которая в последнее время отличает все заявления Алиева, очень скоро уступит место здравомыслию. Тем более что, как показывают последние развития, мягко говоря, нереалистичный тон официального Баку не удостаивается практической поддержки. Приходится лишь сожалеть, что официальный Баку в очередной раз пытается повернуть вспять историю, ссылаясь на те советские реалии, от которых он, пожалуй, справедливо, отказался еще 30 августа 1991 года, провозгласив себя правопреемником Азербайджанской демократической республики 1918-20 годов. Это государство никогда не имело над Нагорным Карабахом никакой юрисдикции, и нет смысла надеяться, что его правопреемник через 5, 10 или 100 лет может получить такое право. Если же в Азербайджане намерены восстановить Советский Союз, поскольку только Азербайджанская ССР имела делегированное полномочие осуществлять государственную власть в отношении Нагорного Карабаха, то в этом случае Алиев будет иметь проблемы с архитекторами постсоветского мироустройства. Будучи напрямую не вовлеченными в переговорный процесс, мы за минувшие годы ни разу не предприняли односторонних шагов, однако никто не должен забывать, что за будущее региона Нагорный Карабах несет ответственность наравне с Азербайджаном, а ответственность предполагает также право прибегать к определенным действиям, если противная сторона пытается сделать главенствующими сугубо свои националистические амбиции и постоянно угрожает реализовать их посредством применения силы". (ИА "Де-Факто").

Несостоявшаяся встреча Саркисян-Алиев

Сопредседатели МГ ОБСЕ проведут очередную встречу в Бухаресте. Об этом сообщили в офисе французского сопредседателя МГ ОБСЕ. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза (США), Бернар Фасье (Франция) и Юрий Мерзляков (Россия) проведут очередную встречу в Бухаресте в рамках саммита НАТО. Ожидается, что они также проведут встречи с главами МИД Азербайджана и Армении. (Analitika.az).

Как сообщает ИА REGNUM, официальный Ереван дал согласие на предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ ускорить встречу избранного президента Армении Сержа Саркисяна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым для проведения очередного раунда переговоров по карабахской проблематике в рамках принципов, представленных министрам иностранных дел Армении и Азербайджана в ноябре 2007 года в Мадриде. Агентство отмечает, что переговоры предполагалось провести в рамках саммита НАТО в Бухаресте 2-4 апреля, однако азербайджанская сторона неожиданно отказалась от встречи.

Как сообщает PanARMENIAN.Net, об отказе азербайджанской стороны от встречи сообщил пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. "Азербайджанская сторона, без какого-либо серьезного обоснования, провалила предусмотренную в апреле в Бухаресте в рамках саммита НАТО встречу новоизбранного президента Армении Сержа Саркисяна и президента Азербайджана Ильхама Алиева", - заявил Балаян.

"Дипломатическим маневром и попыткой обмануть международное общественное мнение" назвал руководитель отдела внешнеполитических связей Аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов заявления армянской стороны об отказе официального Баку провести двустороннюю встречу в Бухаресте в рамках саммита НАТО. Как сообщает "Туран", по мнению Мамедова, армянская сторона должна была объяснить, каковы основания для такой встречи. "Баку считает, что проведение подобной встречи, в первую очередь, нацелено на укрепление внутреннего положения армянского президента. Азербайджанская сторона всегда готова к переговорам, но они должны иметь предмет и конкретную цель", - подчеркнул он.

"Встреча президентов зависит от них самих. Вопрос заключается не в том, чтобы просто встретиться, а в том, чтобы создать основу для переговоров", Как передает "АПА", об этом заявил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он подчеркнул, что территориальная целостность Азербайджана является основой для ведения переговоров: "Если в основе переговоров вновь находятся политические выдумки, то они не могут быть основанием для встречи. Азербайджанская сторона снова заявляет, что территориальная целостность является безальтернативной основой, если переговоры будут вестись на этой основе, мы готовы к диалогу".

"Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян и его новый пресс-секретарь не находят ничего нового, кроме того как в очередной раз обвинить Азербайджан в срыве переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта". Об этом сообщил ИА REGNUM бывший госсоветник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам, политолог Вафа Гулузаде. Он подчеркнул, что документ, подписание которого "пытаются навязать Азербайджану сопредседатели Минской Группы ОБСЕ фактически представляет представленное еще в 1997 году Рамочное соглашение". По его словам, речь "вновь идет о возвращении Арменией Азербайджану 7 оккупированных районов и предоставлении Мегринского коридора в обмен на предоставление Нагорному Карабаху независимости и прямого сообщения с Арменией через Лачинский коридор". "Именно в знак протеста против того капитулянтского соглашения я подал в отставку. Из-за того же соглашения произошел расстрел в армянском парламенте. Окончательно тогдашний президент Азербайджана отказался подписать тот документ в Ки-Уэсте. Конечно же, отказывается подписать нечто подобное и нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев. Вот и всё. А имитация переговорного процесса нашей стране не нужна", отметил он. Бывший госсоветник считает не заслуживающими внимания мессиджи руководителей Армении о возможном признании ею Нагорного Карабаха. Он напомнил, что парламент Армении "еще в советское время признал независимость этого незаконного образования и до сих пор не отменяет своего прежнего решения". "И что от этого изменилось?",- спросил Гулузаде и сам же ответил: "Ровным счетом ничего"! По мнению политолога, нынешняя ситуация на переговорах осложнена еще и нелегитимностью избранного президента Армении Сержа Саркисяна, не остановившегося в начале месяца перед убийством собственных граждан ради удержания более чем сомнительных результатов выборов. В заключение бывший госсекретарь подчеркнул, что "хотя формально Армения - независимая страна, на самом деле она давно превратилась в одну из губерний России". Только, считает Гулузаде, если "к власти в Ереване придут независимые от Кремля политики, появится шанс сдвинуть карабахский процесс с мертвой точки".

"Любая встреча Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева в настоящее время будет пустой формальностью и ничего не даст", - заявил в беседе с PanARMENIAN.Net директор Кавказского института СМИ, политолог Александр Искандарян. По его словам, новоизбранный президент Армении должен решать кадровые вопросы, снять внутриполитическую напряженность в республике. "В Азербайджане осенью состоятся президентские выборы и Ильхаму Алиеву нужно не делать резких шагов. Именно поэтому встреча в Бухаресте не состоится", - считает Искандарян. Он также напомнил, что сопредседатели МГ ОБСЕ сначала говорили о возможной встрече, но потом пришли к выводу, что она пока не нужна.

О чем ведутся переговоры?

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза раскрыл некоторые детали переговоров: первое - признание территориальной целостности Азербайджана; второе - возвращение Азербайджану 7 районов и возвращение на эти территории вынужденных переселенцев; третье - вывод армянских сил; четвертое - создание коридора, обеспечивающего связь Нагорного Карабаха с Арменией; пятое - обсуждение статуса Нагорного Карабаха, который может быть выработан на основе компромиссов в ходе переговоров. "Полный пакет переговоров, обсуждаемый ныне, таков", - подчеркнул Брайза, в интервью радиостанции "Голос Америки". "Мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана. Но в то же время посредством сотрудничества с Азербайджаном ожидаем справедливого, мирного решения карабахской проблемы", - заявил он. Информационный ресурс "Кавказский узел" напоминает, что по итогам встреч сопредседателей Минской группы ОБСЕ с главами МИД Армении и Азербайджана 14-15 марта в Вене и Париже сопредседатели выступили с очередным заявлением, где призвали Азербайджан и Армению возобновить переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Как говорится в заявлении, США, Россия и Франция поддерживают территориальную целостность Азербайджана, не признают независимость Нагорного Карабаха и полагают, что будущий статус этого региона является предметом переговоров между сторонами. В заявлении также говорится, что резолюция "Положение на оккупированных территориях Азербайджана", принятая 14 марта сессия Генеральной Ассамблеи ООН представляет опасность для мирного процесса по урегулированию карабахского конфликта.

Комментируя такую ситуацию, газета "Айк" пишет: "Все это ясно демонстрирует, что даже речи нет о компромиссах - благодаря бездарной политике армянских властей, все уступки ожидаются от Армении. Таким образом, через 14 лет после победы и освобождения Нагорного Карабаха мы стоим перед угрозой провала переговоров и возобновления войны".

На вопросы бакинского агентства АПА отвечает американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза

АПА: Вы обнародовали некоторые моменты переговорного процесса. Все эти пункты отвечают интересам Азербайджана. В таком случае, почему Азербайджан должен быть недоволен деятельностью Минской группы ОБСЕ? Может, воспользовавшись этим интервью, вы обнародуете моменты, которые не принимает азербайджанская сторона. Ведь, только после того, как все увидят обе стороны медали, станет ясно, чьим интересам отвечают базовые принципы урегулирования. Мэтью Брайза: Некоторые мои шаги в Азербайджане могут воспринять как проармянскую позицию. Например, мои мысли по необходимости создания коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией. Этого очень хочет армянская сторона. Основной момент противоположностей в переговорном процессе создает пункт по будущему статусу Нагорного Карабаха. Вопрос статуса нелюбим в Азербайджане и это понятно. Наша позиция состоит в том, чтобы мы признаем территориальную целостность Азербайджана и на голосовании в Генассамблеи ООН это еще раз было заявлено. В то же время правительство Азербайджана на переговорах с Арменией обсуждает судьбу Нагорного Карабаха. Это означает, что Азербайджан вовлечен в процесс обсуждения будущего статуса данной территории. Однако Баку не хочет идти на уступки по будущему статусу Нагорного Карабаха. Дело заключается в этом. Если они не хотят вести переговоры по этому пункту, то тогда, в целом, нет необходимости для проведения переговоров. Не начав переговоров, вы не сможете сказать, каков будет их итог.

АПА:Ведете ли вы переговоры по поводу проведения в будущем референдума или иной формы голосования в Нагорном Карабахе?

Мэтью Брайза: В первую очередь отмечу, что пока не принято никакого окончательного решения. Однако существует тема по проведению голосования. Это может определить будущий статус Нагорного Карабаха. Нет никакой конкретики по дате, месту, форме и участникам проведения голосования. По ним не принято решения. Это очень противоречивый процесс. Трудность заключена в том, что уступки должны быть так реализованы, чтобы территориальная целостность Азербайджана не оставалась под сомнением. А это очень трудно. Основная суть переговоров заключена в этом. Этот вопрос является также главной целью базовых принципов. Поэтому мы были вынуждены проголосовать "против" предложенной Азербайджаном в ООН резолюции.

АПА: Посол Азербайджана в ООН Агшин Мехтиев в ходе выступления на Генассамблеи отметил, что сказанное о нейтральности сопредседателей больше является показателем отсутствия у них позиции...

Мэтью Брайза: Я не знаю, почему Азербайджан придерживается этого мнения. Понятен шаг вашей страны по обращению в ООН и защите своей позиции. Надеюсь, что Азербайджан с уважением отнесется к нашему мнению как члену ООН. Факт нашей дружбы не означает, что в Вашингтоне не думают и не анализируют переговорный процесс. Мы друзья Азербайджану, но также считаем важным и сохранение своего нейтралитета. Хочу обратить ваше внимание на два момента. Если все пункты по урегулированию не согласованы, то это означает, что не согласован ни один пункт. То есть, никто не дал согласия на голосование по определению будущего статуса Нагорного Карабаха. Как и в ООН, если мы хотим вынести на обсуждение общественности принципы, которые еще находятся на столе переговоров, то тогда мы может говорить только о половине этих принципов. Мы должны смотреть на обе стороны одинаково и помочь им найти компромисс. Это первый момент. Второй момент состоит в том, что Азербайджан является таким близким другом США, что наша страна и лично я не совершу шагов, ставящих эту дружбу под сомнение. Считаю, что я близок к руководству Азербайджана и ваша страна по профессиональным и личным причинам мне очень близка. Надеюсь, что мои знакомые в Азербайджане верят в нашу дружбу и уверены, что я не причину этим отношениям вред. Я профессионал, в некоторых моментах при принятии профессиональных решений, это бывает тяжело не только для страны, к которой относится это решение - Азербайджану, но и для меня. Говоря это, хочу отметить, что нам нужно идти вперед. Инцидент в ООН остался позади. У Азербайджана в повестке ООН стоят важные вопросы. Мы должны углубить сотрудничество по последним статьям базовых принципов, энергетической сфере, усилению демократических институтов страны в преддверии президентских выборов 2008 года и вопросам безопасности. Надеюсь, что это наше последнее обсуждение по голосованию на Генассамблеи ООН. Мы должны двигаться вперед.

АПА: Поддерживают ли сопредседатели проведение в Нагорном Карабахе голосования в какой-либо форме и нашло ли это отражение в документе по базовым принципам?

Мэтью Брайза: Мы ничего не поддерживаем. У Минской группы нет никакой позиции по этим вопросам. Наша деятельность заключается в ускорении переговоров между Азербайджаном и Арменией. Я не хочу уделять большое внимание деталям документа по базовым принципам. Необходимо найти компромисс между принципами территориальной целостности и самоопределения. Наша цель - гармонизировать оба принципа. В Азербайджане никто не дал согласия на проведение голосования по будущему статусу Нагорного Карабаха. Стороны ведут переговоры по нахождению компромисса по этим двум принципам, которые на первый взгляд очень противоречивы. Если это было бы легко, то вопрос давно был бы урегулирован. (АПА).

Баку готов обсудить вопрос совместного использования в будущем Лачинского коридора Азербайджаном и Арменией. Об этом заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, сообщает ИА REGNUM со ссылкой на бакинский телеканал ANS. Отметив, что указанный коридор имеет большое значение как для Азербайджана, так и для Армении, замминистра подчеркнул, что официальный Баку предлагает возможность использования коридора в будущем обеими сторонами с условием, что он останется в составе Азербайджана. Азимов отметил, что данное предложение Азербайджана направлено сопредседателям Минской группы ОБСЕ и этот вопрос может стать объектом обсуждения в дальнейших переговорах.

Заявление замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова о совместном с Арменией использовании в будущем Лачинского коридора, при условии, что сам коридор останется в составе Азербайджана, ни что иное, как просто желание Баку. Об этом, комментируя вышеуказанное заявление, сообщил исполняющий обязанности пресс-секретаря министерства иностранных дел Армении Тигран Балаян. (ИА REGNUM).

Азербайджан против МГ ОБСЕ

В знак протеста против позиции сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которой они придерживались во время голосования резолюции под названием "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана" на 62-й сессии Генассамблеи ООН, посольствам в Баку стран-сопредседателей было отправлено заявление, принятое на проведенном по инициативе Партии "Ени Азербайджан" круглом столе. Как сообщает бакинская "525-я газета", в письме протеста была отмечена ответственность за мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, падающая на Минскую группу ОБСЕ, необходимость демонстрирования сопредседателями одинаковых отношений обеим сторонам, прекращение предпринятия шагов, негативно влияющих на процесс решения конфликта. Авторы заявления также отметили, что голосование сопредседателей против резолюции вызвало серьезный резонанс в азербайджанской общественности. Партии, подписавшие заявление, осуждают позицию сопредседателей Минской группы в отношении данного постановления и призывают их действовать в соответствии требованиям посреднической миссии, а также соблюдать рамки международных юридических норм и принципов.

По мнению начальника пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдара Сабироглу, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, "поставив под сомнение справедливую резолюцию "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана", принятую в Генассамблее ООН", дополнительно усложнили процесс урегулирования конфликта". Они открыто выступили в качестве стороны и, таким образом, защитили агрессора, считает Сабироглу. "ООН приняла резолюцию, предусматривающую безоговорочное освобождение азербайджанских территорий и поиск путей урегулирования посредством стран-сопредседателей Минской группы. Именно этот путь является наиболее действенным и справедливым путем, ведущим к предотвращению войны", - заявил Сабироглу. "Однако страны-сопредседатели отбросили документ и выбрали более опасный путь. Вместо того, чтобы погасить очаг конфликта в одной части мира, они подлили в него не воду, а бензин. Как же это получается - когда выгодно, санкции и резолюции ООН становятся нужными и действенными, а известная резолюция по Азербайджану считается неважной? Это ли их справедливость? В лице стран-сопредседателей мы увидели, что такое двойные стандарты. Нас не удастся запугать заявлениями о прекращении переговоров". (АПА).

По сообщению бакинской газеты "Зеркало", в азербайджанском парламенте была обсуждена тема резолюции ООН "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Так, пишет газета, в своем выступлении депутат Гудрат Гасангулиев заявил, что парламент должен выразить протест странам, проголосовавшим против принятия резолюции. Он отметил, что урегулирование карабахского конфликта мирным путем невозможно. По мнению депутата Фазиля Газанфароглу, резолюция ООН стала "тестом" для МИД Азербайджана, и внешняя политика Азербайджана должна быть пересмотрена. Резюмируя итоги обсуждений, пишет газета, вице-спикер Зияфет Аскеров заявил, что лимит доверия к сопредседателям МГ ОБСЕ исчерпан.

Азербайджан направил письмо в секретариат ОБСЕ с целью изучения процедуры отзыва обратно или замены лично сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Как сообщает АПА, об этом сообщил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "Вопрос замены лично сопредседателей осуществляется на основе желания одной из сторон. Официальный Баку интересует, если в будущем Азербайджан, как один из членов Минской группы, будет недоволен каким-либо действием Мэтью Брайза, и если в данной структуре вопросы решаются на основе консенсуса, в таком случае как должен поступить Азербайджан? Если все три сопредседателя выступают с вражескими заявлениями против Азербайджана, позорят Азербайджан, выступают с заявлениями против территориальной целостности этой страны, и сколько бы они не делали заявлений после всего этого - это должно беспокоить", сказал Азимов.

"Азербайджан продолжает вести грязную игру, целью которой является расформирование Минской группы, отказ от документа, находившегося на столе переговоров, и перевод обсуждения вопроса в ООН", - заявил 31 марта в ходе пресс-конференции в Ереване министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По словам Осканяна, передает ИА REGNUM, "единственным решением вопроса могут быть переговоры, а переговоры должны привести к полному самоопределению народа Нагорного Карабаха". "Каким именно будет проявление самоопределения - решит народ Карабаха", - подчеркнул Осканян.

На вопросы бакинского агентства АПА отвечает американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза

АПА: Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов подтвердил факт отправки официального обращения Баку в ОБСЕ с целью изучения механизма смены стран и сопредседателей Минской группы. Какое это окажет влияние на переговорный процесс?

Мэтью Брайза: Я не знаю, как данный шаг окажет влияние на переговорный процесс. Ранее я слышал, что Азимов сделал заявления о смене состава Минской группы. Надеюсь, что замминистра будет больше уделять внимание переговорному процессу. Завершение процесса определения базовых принципов по урегулированию нагорно-карабахского конфликта является делом Азербайджана и Армении. Серьезные дипломаты должны заниматься серьезной деятельностью. В этой связи делать жесты, которые не двигают вперед переговоры по Нагорному Карабаху, является неконструктивным шагом. Полагаю, что мы должны заняться своим делом. Надеюсь, что Азербайджан будет с нами обращаться как с другом и союзником, реализующим большие планы стратегического характера.

АПА: Если, как вы утверждаете, Минская группа является самым оптимальным форматом, то почему Азербайджан был вынужден вынести нагорно-карабахский конфликт на обсуждения в Генассамблеи ООН, как сделал это несколько лет назад в Совете Европы?

Мэтью Брайза: Я не хотел бы спекулировать по поводу мотивации правительства Азербайджана, как минимум одного его представителя, вокруг данного вопроса. Араз Азимов, к которому я испытываю большую симпатию, должен объяснить свои поступки. Обратившись к нашим союзникам в Азербайджане, я рекомендовал бы им придать импульс проводимой нами трудной миссии и совершить последние шаги по согласованию базовых принципов урегулирования.

АПА: За несколько дней до этого в одном из интервью вы озвучили мысли, которые никогда не произносили ранее. Вы отметили, что некоторые силы в Баку заинтересованы в том, чтобы отношения между США и Азербайджаном испортились...

Мэтью Брайза: Я в действительности не могу понять, кто стоит за этими попытками. Могу сказать, что в этом регионе мира американо-азербайджанская дружба и сотрудничество являются одним из удачных примеров. Не могу понять лиц, которые представляют обсуждения в ООН как экзамен на прочность американо-азербайджанской дружбы. Настоящие друзья не проверяют друг друга, они доверяют друг другу. В Азербайджане создалось такое впечатление, что мы не смогли пройти этот экзамен. Однако я не могу представить себе, почему некоторые так думают. Если Азербайджан в противоположность нашей позиции принял решение вынести на обсуждения в Генассамблеи ООН резолюцию, то это является делом официального Баку, и мы уважаем вашу позицию. На наш взгляд, резолюция является односторонней, и у нас не было иного выбора как сказать "нет" документу с базовыми принципами, отражающими только интересы Азербайджана. Если в документ были бы включены наши дополнения, то в ходе голосования мы проголосовали бы "за" или воздержались. Мы не создали эту ситуацию, и я прошу азербайджанских друзей не идти на противостояние.

АПА: Согласно имеющейся у нас информации, в преддверии голосования в Генассамблеи ООН российские и французские дипломаты призывали представителей других стран голосовать "против" принятия резолюции, а дипломаты США проявляли меньшее усердие в этом. Этот факт может утверждать о том, что подходы сопредседателей Минской группы ОБСЕ по многим вопросам отличаются?

Мэтью Брайза: Сопредседатели работают в форме единой команды. Я не знаю, вели ли мои российские и французские коллеги пропаганду против принятия резолюции. Знаю только то, что мой французский коллега представляет в Минской группе ОБСЕ страны Евросоюза. Я могу говорить только о шагах моего правительства. Категорически заявляю, что ни мне и другим представителям правительства США не даны полномочия вести пропаганду с любым государством и в любом месте в целях противодействия резолюции, представленной в ООН Азербайджаном. Напротив, я направил специальную инструкцию, в которой отметил, что этот шаг не соответствует нашей политике. Исходя из принципов сохранения нейтральности, мы проголосовали как сопредседатели. Но это было очень трудное решение. Лично я был в агонии и поэтому не мог уснуть. (АПА, с сокращениями).

В Нагорном Карабахе

31 марта с краткосрочным рабочим визитом в Степанакерт прибыл действующий президент Республики Армения Роберт Кочарян. Согласно сообщению Главного информационного управления при президенте НКР, состоялась встреча Роберта Кочаряна с президентом НКР Бако Саакяном, в ходе встречи были обсуждены вопросы, касающиеся развития и углубления сотрудничества между обеими республиками, социально-экономической ситуации в НКР, а также перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта. (www.nkr.am).

2 апреля в парламенте Нагорно-Карабахской Республики состоялось расширенное закрытое заседание постоянной комиссии по внешним сношениям, на котором обсуждались новые тенденции и ход переговорного процесса по Карабаху. Как сообщает ИА "Де-Факто", после заседания председатель комиссии Ваграм Атанесян и министр иностранных дел НКР Георгий Петросян ответили на вопросы журналистов. Говоря о переговорном процессе, в частности, на фоне признания Косово и последних геополитических развитий, Петросян отметил необходимость пересмотра подходов армянской стороны. По словам Атанесяна, данные обсуждения являются продолжением созванных 2 года назад в парламенте слушаний по карабахской проблеме. "После тех слушаний окончательное заключение принято не было. Учитывая уже изменившуюся ситуацию, а я считаю, что ситуация в переговорном процессе кардинально изменилась, есть необходимость, чтобы представительский орган НКР представил свое окончательное видение по переговорному процессу. Сегодняшние обсуждения носят совещательный характер. В соответствии с необходимостью, такие обсуждения будут проводиться еще, и не исключается, что Национальное собрание проведет новые слушания, по итогам которых будет принято заключение, отражающее консолидированную позицию представленных в парламенте политических сил", - сказал Атанесян. Парламентарий считает, что точно так же, как Азербайджан вправе говорить в международных инстанциях об уважении права на территориальную целостность, НКР вправе, и в первую очередь, на уровне парламента, говорить о своей праве на международное признание провозглашенной независимости. "В определенном смысле мы должны проложить дорогу исполнительным властям, поскольку они могут быть более свободны в своих действиях, имея за спиной мнение членов парламента", - сказал Атанесян. В ходе брифинга было отмечено, что глава МИД поедет в Ереван для проведения консультаций. Намечается также приезд в Степанакерт парламентской делегации Армении, которая примет участие в заседании межпарламентской комиссии.

Как сообщает Karabakh-open.com, в Бердзоре состоялась конференция, посвященная развитию Кашатагского района. В ее работе приняли участие представители армянских правительств, партий, общественных организаций и бизнеса. Участники форума отметили, что армянская сторона не должна говорить о возможной сдаче освобожденных территорий и должна их заселить и благоустроить, и в территориальном вопросе надо раз и навсегда поставить точку. Даже упоминание о такой возможности отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии людей, сказал представитель британской организации "Наследие Арарата". Согласно изданию, было также отмечено, что пора уже говорить о возвращении Северного Арцаха, Нахичевании и других армянских территорий. Депутат парламента Армении, член Бюро АРФД Ваан Ованнисян в свою очередь отметил, что "неосторожные высказывания некоторых официальных лиц о возможности территориальных уступок сыграли негативную роль в решении сегодняшней проблемы". "Да, это разочаровало, убавило веры в душах проживающих здесь людей, и, думаю, ошибка должна быть исправлена", - добавил представитель АРФД. По мнению депутата армянского парламента от партии "Наследие" Ларисы Алавердян, нам следует продемонстрировать, "как мы превратили эту воссоединенную землю в колыбель своей новой страны". Она также подчеркнула, что эти земли воссоединены навеки. "Отныне вокруг Арцахского вопроса не должно быть половинчатых, боязливых формулировок. Население Арцаха, Армении и все армянство должно четко осознать, что компромисс с нашей стороны уже состоит в том, что огромная часть наших земель находится сейчас под контролем Азербайджана. Мы сделали то малое, что можно было сделать ценой столь большой крови", - сказала Алавердян. Депутат, член партии "Процветающая Армения" Вардан Бостанджян убежден, что заселение Кашатага сверхважно для Арцаха и Армении. По его мнению, заселение окажет свое позитивное воздействие и на карабахское урегулирование. На вопрос, относится ли это и к другим районам, депутат ответил: "Другие районы также этого требуют. Однако, учитывая наши ограниченные возможности, мы не можем одновременно решать несколько крупных задач. В этом плане вопрос Кашатага является приоритетным".

Правительство Карабаха одобрило перечень мест по госзаказу, предоставленных Карабаху в государственных вузах Армении. Согласно договоренности между министерствами образования двух армянских государств, число мест по госзаказу составит 60. Как отметил министр образования и науки НКР Владик Хачатрян, перечень составлен в соответствии с заявками государственных ведомств. В частности, министерство здравоохранения представило зявку на 10 мест. Обучение по этим специальностям будет полностью либо частично оплачивать государство. Правительство не рассмотрело перечень специальностей по госзаказу и платных мест в Арцахском государственном университете. По словам премьер-министра Ара Арутюняна, есть еще требующие уточнения вопросы. Согласно предварительному проекту, в Арцахском госуниверситете предусмотрено 250 мест по госзаказу, 525 платных мест на очном и 275 - на заочном отделениях. (Karabakh-open.com).

Как сообщает степанакертская газетая "Азат Арцах", по положению на 15 марта 1086 зарегистрировавших брак семей уже получили причитающиеся им 300 тыс. драмов. Только в Степанакертском ЗАГС-е, начиная с 1 января, был зарегистрирован 731 брак. Если процесс будет идти такими темпами, то уже скоро перейдет предусмотренный госбюджетом лимит в 1500 браков. Газета напоминает, что в этом году брачующимся семьям из государственного бюджета выдается по 300 тыс. драмов. Причем, в бюджете на эти цели предусмотрено 450 млн. драмов - в расчете на 1500 семей.