Отмену спектакля о "Норд-Осте" в Русском драмтеатре в Махачкале президент Дагестана Муху Алиев на пресс-конференции 7 апреля назвал "либо чьей-то провокацией, либо головотяпством министра культуры республики", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Драматические события вокруг спектакля "В твоих руках" о трагедии в театральном центре на Дубровке, который был захвачен террористами осенью 2002 года, развернулись после премьеры 4 апреля, хотя должны были состояться показы 5 и 6 апреля, билеты на которые уже были проданы. На следующий день спектакль был отменен "по причине болезни актрисы, исполнявшей главную роль". Но, по словам режиссера спектакля и художественного руководителя театра Скандарбега Тулпарова, к нему обратились люди, которые сослались на президента Дагестана и сказали: "спектакль больше не играть".

Как сказал журналистам Муху Алиев, он такого распоряжения никому не давал. На премьере он побывал и спектакль ему, действительно, не понравился, показался неэтичным. "Я высказал свои соображения и ушел", - отметил президент. Но, тем не менее, он посоветовал на следующий день посетить постановку руководителю своего информационно-аналитического управления, чтобы понять мнения общественных, религиозных деятелей о спектакле.

"Для чего отменять спектакль, который люди хотели смотреть, уже и билеты были проданы. Ни этой даме - автору сценария, ни режиссеру я не навязывал свою точку зрения, хотя считаю, что не совсем правильным, что в Дагестане эту тему поднимают в таком ключе", - подчеркнул на пресс-конференции Муху Алиев.

Он заметил, что спектакль, автор сценария которого, гражданка Великобритании Наталья Пелевайн, впервые был поставлен не в России, а в Англии. И в сценарии, если быть такими уж честными, ничего не говорится о роли Березовского в поддержке боевиков в Чечне, ведь всем уже известно, что именно он спровоцировал нападение международных террористов на Дагестан в 1999 году. А такой сценарий, по его мнению, выставляет террористов чуть ли не героями, а по сути, может помочь им вербовать молодежь в свои ряды.

Президент напомнил, о том, сколько трагических событий произошло в Дагестане за последние пятнадцать лет. Это и взрывы домов пограничников и военных в Каспийске и Буйнакске, и захват боевиками Радуева больницы в Кизляре, и события в соседней Чечне, которые не могли не отразиться болью в сердцах дагестанцев. Алиев поставил вопрос об этичности такого спектакля в республике, пережившей все это. "Попробуйте, покажите такой спектакль в Беслане!", - для пояснения своей позиции добавил он.

Президент сказал, что дал поручение министру внутренних дел по Республике Дагестан Адильгерею Магомедтагирову выяснить у Скандарбека Тулпарова, кто именно рекомендовал ему отменить спектакль от имени президента и вместе с этими людьми прийти для разговора. "Но режиссер ни назвал имен этих людей, ни пришел сам", - заявил Алиев.

И выразил сомнение, что такое распоряжение от кого-то вообще было. Затем он опроверг позицию режиссера, который по его же собственным словам "вне политики", но ему интересна реакция людей на действие спектакля, дословно повторяющего события на Дубровке. "Это идеология, значит, политика", - заявил президент и упрекнул Тулпарова в двурушничестве.

Действие спектакля "В своих руках" разворачивается вокруг общения в захваченном террористами театре шахидки и оказавшейся в заложниках журналистки. В течение всего спектакля на выходах из зрительного зала находятся актеры, изображающие вооруженных террористов в камуфлированной форме и женщин-смертниц. Изначально спектакль ставился на английском языке в Лондоне, показ в Махачкале стал первой постановкой на русском. На премьере присутствовала сама Наталья Пелевайн и представитель общественной организации "Норд-Ост" Дмитрий Миловидов, потерявший во время захвата заложников дочь.

В Русском драмтеатре им. Максима Горького все-таки собираются отстаивать спектакль "В твоих руках", хотят пригласить в Махачкалу экспертов из Министерства культуры России для оценки спектакля. У режиссера были планы показать его в Лондоне и в Нью-Йорке.

Мнения зрителей о постановке тоже разделились. Одни с восторгом отзывались о смысле спектакля, бурными овациями провожали актеров после окончания действия. Другие отмечали, что ни один крупный театр в центре России не захотел ставить эту пьесу. Но, как бы то ни было, скандал вокруг запрета спектакля после премьеры в Махачкале послужил ему хорошей рекламой.