Военный вестник

Азербайджанские СМИ продолжают передавать сообщения о нарушениях армянской стороной режима прекращения огня. Так, согласно сайту Analitika.az, 2 апреля подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня в Агдамском, Гядабейском, Тертерском, Товузском, Физулинском и Ходжавендском направлениях. В этот день, передает бакинское агентство, с 13:25 до 17:15 армянские вооруженные силы с позиций, расположенных в Бердском районе Армении, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу азербайджанские позиции, расположенные в Товузском и Гядабейском районах Азербайджана. А с 09:45 2 апреля до 04:40 3 апреля армянские вооруженные силы с позиций, расположенных близ сел Ашагы Вейселли, Абдулрахманлы, Гервенд и Горган Физулинского района, Юсифджанлы и Джавахирли Агдамского района, на безымянных высотах Ходжавендского района, близ сел Чилябюрт и Гызыл Оба Тертерского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Потерь нет.

По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения Вооруженных сил Армении 3 апреля с 10:35 до 01:35 4 апреля с перерывами по местному времени с позиций, расположенных на территории Бердского района Республики Армения, подвергли обстрелу позиции азербайджанских вооруженных сил на территории сел Мунджуглу и Алибейли Товузского район. 3 и 4 апреля армянскими подразделениями были обстреляны азербайджанские позиции вблизи сел Ашагы Вейсялли и Горган Физулинского района, вблизи села Юсифджанлы Агдамского района и вблизи сел Чиляберт, Сейсулан и Гызыл Оба Тертерского района. Согласно газете, "ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет".

По сообщению Day.Az, 9 апреля армянской стороной были обстреляны позиции азербайджанской армии вблизи села Гервенд и безымянной высоты Физулинского района, села Чилебюрт Тертерского района и безымянной высоты в Ходжавендском районе. Помимо этого, передает агентство, с позиций, расположенных на безымянной высоте Бердского района Армении, были обстреляны позиции азербайджанской армии в селе Коха Неби Товузского района Азербайджана.

Как заявил корреспонденту АрмИнфо пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян, распространенное МО Азербайджана "сообщение" о нарушении режима перемирия на направлении Берд-Товуз не соответствует действительности. Ситуация на линии соприкосновения стабильная, отметил Шахсуварян. Отмечая, что подобная дезинформация стала чаще выбрасываться в СМИ, агентство сообщает, что, по мнению некоторых источников в военных кругах, таким образом Азербайджан подготавливает почву для новой вылазки, аналогичной попытке захвата одного из постов карабахской армии 4 марта текущего года.

Азербайджан тотально заполонил СМИ информациями о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. Как отмечает Armenia Today, практически во всех описанных азербайджанскими СМИ случаях заявляется, что "ответным огнем враг был подавлен, жертв нет". "Если ранее информация о нарушении армянской стороной затрагивала в основном направление Тертерского района, то теперь красочно описывается и поминутно рассказывается об обстрелах по различным направлениям, в том числе Товузского, Физулинского и Агдамского районов. Ранее подобные сведения на высоком и не очень уровне распространялись перманентно, но уже месяц как "информация о злодеяниях армян" появляется каждый день. Частота подобных сообщений увеличилась после попытки азербайджанскими ВС захватить один из постов на карабахском участке линии соприкосновения 4 марта 2008 года. Тогда в результате ответного огня карабахских сил азербайджанская сторона потеряла около 6 военных. Жертв с армянской стороны не было. Как сообщает агентство, Министерство обороны Армении продолжает опровергать каждую распространенную азербайджанской стороной информацию. В Армении расценивают подобную дезинформационную активность приближающейся в Азербайджане президентской гонкой. Причем все это происходит на фоне ужесточения позиции Баку по вопросу карабахского конфликта, желания расформировать Минскую группу ОБСЕ, которая уже 14 лет занимается вопросами поиска путей для его решения.

Саммит НАТО в Бухаресте

2 апреля находящийся в Бухаресте президент Азербайджана Ильхам Алиев принял сопредседателей Минской группы ОБСЕ по их просьбе. Об этом сообщил журналистам после встречи заведующий отделом внешних связей администрации президента Новруз Мамедов. По его словам, в ходе напряженной встречи президент Ильхам Алиев еще раз "решительно и жестко изложил свою позицию" по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Глава Азербайджана потребовал у сопредседателей разъяснений в связи с позицией, которую представляемые ими страны (США, Франция и Россия) заняли при голосовании в ООН по ситуации на "оккупированных территориях" Азербайджана. Пытаясь обосновать и разъяснить свою позицию, сопредседатели подчеркнули, что поддерживают территориальную целостность Азербайджана и выскажут свою позицию в специальном заявлении, которое они собираются распространить. (1news.az).

3 апреля в Бухаресте на саммите НАТО состоялась встреча новоизбранного президента Армении, премьер-министра страны Сержа Саркисяна с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. На встрече присутствовал личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. В ходе встречи была дана общая оценка переговорному процессу по урегулированию карабахского конфликта. Посредники ознакомили Саркисяна с итогами встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Серж Саркисян выразил обеспокоенность последними шагами азербайджанской дипломатии и инцидентами на линии соприкосновения между Армией обороны НКР и ВС Азербайджана. Премьер-министр Армении подтвердил позицию армянской стороны, согласно которой карабахская проблема должна быть решена мирным путем в рамках МГ ОБСЕ и на основе лежащего на столе переговоров документа. "Свои взгляды по поводу процесса переговоров я выскажу после того, как встречусь с противоположной стороной. В любом случае, сопредседатели настоены оптимистично. и я считаю, что они имеют основания для этого. Что касается встречи с Ильхамом Алиевым, то я уже говорил, что я не против встречи в рамках любого саммита, если у Алиева будет такое желание", - сказал Саркисян. (PanARMENIAN.Net).

Выступая перед журналистами, глава МИД Армении Вардан Осканян коснулся последних обострений тактики азербайджанского шантажа, в том числе последнего заявления, согласно которому Азербайджан отверг "просьбу армянской стороны" о встрече Ильхам Алиев - Серж Саркисян в рамках саммита НАТО. "Очень плохо, что Азербайджан отказался от встречи, однако армянская сторона не просила о встрече и не выступала ее инициатором. Предложение было со стороны сопредседателей. Мы ответили: если вы предложите и Азербайджан будет согласен, мы тоже согласимся. Азербайджан играет в грязные игры. То, что эта страна делает сейчас, созвучно всем ее шагам последнего периода. Цель ясна: распустить Минскую группу, а после этого отказаться от документа, который был создан в результате двухгодичной работы сторон. На все принципиальные положения этого документа они дали четкое согласие, так что пусть теперь не фокусничают". По словам министра, пишет газета "Айоц Ашхар", "то, что параллельно с воинственными заявлениями и провоцированием приграничных инцидентов азербайджанская сторона пытается перенести проблему на трибуну ООН, лишний раз свидетельствует, что планы, тактика и стратегия Азербайджана нацелены на провал переговоров, так как в основе мирного процесса не может быть ничего иного, кроме как абсолютного права народа Нагорного Карабаха на самоопределение". "Какую форму примет это право и на что согласится карабахская сторона, вот в чем состоит предмет переговоров. И то, что в основе любого решения должно быть абсолютное право карабахцев на самоопределение, в этом азербайджанская сторона может вообще не сомневаться", - заявил Осканян.

3 апреля сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространили в Бухаресте совместное заявление. Как сообщает АПА, в документе отмечается, что в рамках саммита НАТО в Бухаресте сопредседатели МГ ОБСЕ Бернар Фасье (Франция), Мэтью Брайза (США) и Юрий Мерзляков (Россия) провели встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении, избранным президентом Армении Сержем Саркисяном при участии глав МИД Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна. "Двое лидеров и сопредседатели обменялись мнениями по поиску путей для сокращения разногласий между сторонами и достижению консенсуса по базовым принципам мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - сказано в совместном заявлении. Согласно бакинскому агентству, сопредседатели "заявили о своей поддержке территориальной целостности Азербайджана". Ими также была подтверждена прежняя позиция, заключающаяся в том, что мирное разрешение конфликта потребует переговорного политического компромисса в вопросе статуса Нагорного Карабаха с ожиданием будущего одобрения со стороны его населения. Кроме того, авторы документа подчеркнули, что стороны согласились продолжать переговоры по существующему базису, чтобы далее уточнять предложения, которые лежат на столе переговоров. Для достижения этой цели посредники считают полезным и необходимым как можно скорее провести встречу на самом высоком уровне, т. е. на уровне президентов.

С Минской группой ОБСЕ происходит, по меньшей мере, что-то не то, пишет газета "Азг", откликаясь на заявление сопредседателей. "Во-первых, в ходе перевода вышеупомянутого заявления с английского мы были предельно внимательны в подборе слов, но как понимать такое? Нужно ли понимать так, что для сопредседателей единственной проблемой остался вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха?" - спрашивает газета и заключает: "Как бы то ни было, четкость со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ настолько же необходима и безотлагательна, насколько важны переговоры по урегулированию конфликта".

Бакинская "525-я газета" сообщает, что по завершении саммита НАТО в Бухаресте был принят документ, в одном из пунктов которого выражена поддержка территориальной целостности Азербайджана: "Мы - Североатлантический альянс, обеспокоены конфликтами на Южном Кавказе и в Республике Молдова. Наши народы поддерживают территориальную целостность, незаивимость и суверенность Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы. Учитывая эти принципы, мы поддерживаем усилия в направлении решения региональных конфликтов мирным путем".

Сопредседателями недовольны все

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ призывают президентов Азербайджана и Армении встретиться в кратчайшие сроки. "Главы двух государств и сопредседатели Минской группы решили продолжить переговоры на базе "Основных принципов", внести ясность в обсуждаемые предложения и предпринять дополнительные шаги в поддержку мирных переговоров", - говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые провели встречу с главами Азербайджана и Армении в Бухаресте. Как сообщает бакинская "525-я газета", сопредседатели вновь подчеркнули, что поддерживают территориальную целостность Азербайджана и важность политических компромиссов по статусу Нагорного Карабаха, который должен быть определен населением этого региона.

В Азербайджане и Армении есть силы, готовые найти общий язык. Об этом заявил помощник заместителя госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Мэтью Брайза. "Моя задача как посредника способствовать этим процессам", - сообщил Брайза журналистам в Ереване. Представитель Госдепа США отметил также, что не считает, что Азербайджан пытается распустить Минскую группу ОБСЕ. "Я не знаю, какие желания есть в Баку, но знаю то, что мне сказали там очень высокопоставленные люди. Я не считаю, что они пытаются распустить Минскую группу, они просто задали вопрос, существуют ли какие-то процедуры, если кто-то захочет это сделать", - подчеркнул Брайза. "Мне все равно - будет Минская группа или нет. Я знаю, что моя страна продолжит играть важную роль в урегулировании карабахской проблемы", - добавил Брайза. По его оценкам, Минская группа работает очень хорошо. "До сих пор мы достигли очень многого. Рамочный договор, который лежит на столе переговоров, не завершен. Мы сделали очень многое в течение последних трех лет, и надо продолжить и завершить эту работу в рамках Минской группы", - подчеркнул посредник. Мэтью Брайза отметил, что чувствует желание и готовность Азербайджана продолжить переговоры. "Конечно, у Азербайджана, как и у Армении, есть право искать изменения этого документа. И я, как посредник, должен сотрудничать с обеими сторонами, чтобы найти общий язык", - отметил Брайза. (PanARMENIAN.Net).

"Я лично недоволен позицией сопредседателей, особенно одним из них", - сказал спикер армянского парламента Тигран Торосян, отвечая на вопросы депутатов в ходе обсуждения проекта заявления об урегулировании карабахского конфликта. При этом он добавил, что в одном из интервью напрямую указал, что этим сопредседателем является Мэтью Брайза. По словам Торосяна, формат Минской группы ОБСЕ целесообразен, но перед ней нужно ставить задачи, однако не на уровне шантажа, как это делает Азербайджан. Глава армянского парламента считает, что шантаж возымел некоторое действие на сопредседателей Минской группы, о чем свидетельствуют последние заявления о территориальной целостности Азербайджана. "Можно понять и даже предположить, каким будет их ответ, если напрямую спросить об этом: скажут, конечно, принцип самоопределения лежит в основе урегулирования. Но, очевидно, что мандат МГ ОБСЕ требует непредвзятой и беспристрастной позиции", - сказал Торосян.По его мнению, интервью и заявления для прессы некоторых сопредседателей неприемлемы, так как подобные материалы создают общественное мнение и ложные иллюзии, вводя в заблуждение азербайджанское население и поощряя углубление воинственных заявлений и арменофобии. Торосян добавил, что сопредседатели не могут иметь разных подходов к одной проблеме. "К сожалению, та широкомасштабная информационная атака, которую инициировал Азербайджан, не имеет полноценного ответа со стороны Армении. Конечно, переговоры - это самое главное, и они должны быть тайными, но общественности, в том числе международной, нужно представлять полноценную и точную информацию о происхождении и ходе конфликта", - сказал он. (PanARMENIAN.Net).

Проголосовав против принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "По ситуации на оккупированных азербайджанских территориях", страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ нарушили нейтралитет, заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "Заверения сопредседателей о том, что выступая против принятия документа, они якобы старались сохранить объективность, не отражает реального положения дел", - подчеркнул Азимов. Как сообщает Analitika.az, замминистра также отметил, что запрос официального Баку по поводу замены сопредседателей Минской группы ОБСЕ носит предупредительный характер по ним. "Сопредседатели должны сделать для себя выводы из этого послания. Мы довольны деятельностью Минской группы ОБСЕ, однако предпринятые ими последние шаги вызывают у нас недовольство. Считаем, что не полностью был использован потенциал Минской группы и сопредседатели монополизировали мирные переговоры", - подчеркнул Азимов.

Иными словами, откликается газета "Айоц Ашхар", Азербайджан дает понять, что Минская группа это не только США, Франция и Россия, и представители этих стран должны пересмотреть свои предложения, если хотят остаться сопредседателями. "Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов напомнил о существовании какого-то "пакета" предложений, представленного посредниками четыре года назад, в котором якобы основное внимание уделяется обеспечению территориальной целостности Азербайджана. В то же время замминистра иностранных дел соседней страны весьма своеобразно истолковал вопрос Лачинского коридора, являющийся важной частью документа, представленного сопредседателями МГ ОБСЕ 29 ноября 2007 г. в Мадриде. Ясно, что у армянской стороны просто нет возможности пойти на компромисс как в определении статуса НК, так и в осуществлении контроля над Лачинским коридором. Учитывая это обстоятельство, Азимов в своем последнем заявлении связал эти два вопроса воедино, пытаясь создать впечатление конструктивного настроя Азербайджана".

Руководитель азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов считает, что страны, являющиеся сопредседателями процесса переговоров, на 62-й сессии в ходе голосования за резолюцию должны были оставаться нейтральными. "Страны-сопредседатели, проголосовав против резолюции ООН, опирающейся на международные правовые нормы, допустили серьезную ошибку", - добавил он, отметив, что Минский формат устраивает Азербайджан. Как сообщает бакинская "525-я газета", по словам Бахманова, все 13 стран, являющиеся членами Минской группы, в процессе переговоров должны быть активными, и страны-сопредседатели при вынесении какого-либо решения должны советоваться с ними. Бахманов сказал, что сопредседатели отстранили от деятельности страны, являющиеся членами Минской группы. И поэтому ее деятельность парализована. "Позиция общины заключается в том, чтобы деятельность Минской группы в целом ожила, все страны-члены должны участвовать в процессе переговоров", - добавил он.

На прошедшей неделе около 30 активистов партии "Муасир Мусават" попытались провести пикет перед посольством Франции в Баку. Полиция не разрешила пикетчикам подойти к зданию дипмиссии. Акция прошла с требованием отказаться от деятельности Минской группы ОБСЕ в связи с тем, что страны-сопредседатели ОБСЕ в лице России, Франции и США проголосовали против принятой 14 марта на сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции "О положении на оккупированных территориях Азербайджана". Главными лозунгами акции протеста были: "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны отказаться от проармянской позиции" и "Французский сопредседатель должен быть отстранен от занимаемой должности". В завершение участники акции передали заявление протеста представителю посольства Франции. ("525-я газета").

На вопросы Day.Az отвечает исполнительный директор британской неправительственной организации Links Деннис Саммут

Day.Az: Какое влияние на переговорный процесс по Нагорному Карабаху может оказать принятая недавно ООН резолюция "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана"?

Деннис Саммут: На мой взгляд, Азербайджан должен использовать мирные средства для решения нагорно-карабахского конфликта. В этом смысле резолюция ООН является одним из таких средств. Я не могу критиковать Азербайджан за использование им своего дипломатического потенциала для защиты своей позиции. Это вопрос тактики.

Day.Az: Не считаете ли вы, что голосование странами-сопредседателями против этой резолюции вредит имиджу этих стран как посредников в карабахском урегулировании?

Деннис Саммут: Я был очень удивлен, что страны-сопредседатели проголосовали таким образом. Должен признаться, что я не ожидал от них именно такого решения. Но я так понимаю, что в целом сопредседатели не выступили против этой резолюции, они были недовольны тем, что эта резолюция вообще была инициирована. Я думаю, что такое голосование нужно рассматривать в том контексте, что против резолюции голосовали не страны-сопредседатели, а просто страны - США, Россия и Франция. Так или иначе, им нужно принять то, что произошло в итоге.

Day.Az: Насколько оправданны в таком случае раздающиеся из Баку призывы о необходимости замены стран-сопредседателей?

Деннис Саммут: Минский процесс имеет несколько составляющих. Прежде всего, это само ОБСЕ. Вторая - это Минская группа, третье - сопредседатели Минской группы в лице стран-посредников и четвертая - общественность, представляющая эти страны. Я не совсем четко понимаю, против чего именно направлен этот протест, что является объектом критики: ОБСЕ, Минская группа, сопредседатели или их отдельные представители. Я всегда говорил, что Минский процесс должен быть гибким. Ситуация в Нагорном Карабахе и вокруг него изменилась, и надо понять, что необходимо усовершенствовать Минский процесс. Этот процесс не является чем-то святым и неприкосновенным, а всего лишь инструмент, посредством которого международное сообщество предложило более 10 лет назад Азербайджану и Армении свою помощь в решении карабахской проблемы и который должен меняться в зависимости от текущей ситуации.

Day.Az: Как избрание Сержа Саркисяна новым президентом Армении может сказаться на переговорном процессе по карабахскому урегулированию?

Деннис Саммут: Как раз на прошлой неделе я был в Армении, встречался с различными представителями армянского правительства. На каждой из встреч меня уверяли, что в Армении грядут большие изменения. Будет много новых идей, новой политики. Имеется в виду не только Нагорный Карабах, а в целом политика. Но в любом случае, это коснется и карабахской проблемы. Я считаю, что мы переживаем важный период, когда должен быть более активно задействован механизм переговоров. И я надеюсь, что Азербайджан и Армения воспользуются этим в предстоящие месяцы. ("Day.Az").

Азербайджан и Карабах против Мадридского документа?

Принятый в ноябре совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Мадриде документ о базовых принципах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта послужит хорошим основанием для продолжения переговоров между Азербайджаном и Арменией, сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на заседании Государственной думы РФ. Бакинская "525-я газета" напоминает, что в конце ноября сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ представили главам МИД Армении и Азербайджана документ, содержащий базовые принципы по решению нагорно-карабахского конфликта. По словам Лаврова, переговорный процесс по Нагорному Карабаху никогда не прекращался и будет продолжаться.

По словам заместителя главы МИД Азербайджана Араза Азимова, в пакете предложений, выдвинутом 4 года назад посредниками переговорного процесса, основное место занимала формула обеспечения территориальной целостности Азербайджана. "Если бы это было не так, официальный Баку отказался от переговоров. В этих предложениях говорилось о том, что Нагорный Карабах остается в составе Азербайджана и как азербайджанцы, так и армяне получают право проживать на этой территории. Внесение каких-либо изменений и домыслов в эту формулу является недопустимым. Азербайджан не допустит потери части своей территории и любыми путями обеспечит свою территориальную целостность", - отметил замминистра. Азимов также затронул вопрос о возможном будущем Лачинского коридора. Отмечая, что указанный коридор имеет важное значение как для Азербайджана, так и для Армении, замминистра подчеркнул, что официальный Баку предлагает возможность использования коридора обеими сторонами с условием, что он останется в составе Азербайджана. По его словам, об этом известно и сопредседателям МГ ОБСЕ, и этот вопрос может стать объектом обсуждения в дальнейших переговорах. ("Зеркало").

Как сообщает газете "Азг", отвечая на вопрос журналистов о том, на каком уровне находятся переговоры, Роберт Кочарян сказал, что в этом контексте самое важное заключается в том, что во время всех состоявшихся в прошлые годы переговоров вопрос вхождения Карабаха в состав Азербайджана никогда не обсуждался.

"Для армянской стороны основой для переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта является Мадридский документ", - привел корреспонденту PanARMENIAN.Net слова главы МИД Армении и. о. пресс-секретаря МИД Армении Тигран Балаян, комментируя заявление заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, заявившего, что "в пакете предложений, выдвинутом 4 года назад посредниками переговорного процесса, основное место занимала формула обеспечения территориальной целостности Азербайджана". По словам Балаяна, в Мадридском документе черным по белому написано, что народ Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение. Комментируя слова Азимова о том, что официальный Баку предлагает возможность использования Лачинского коридора обеими сторонами с условием, что он останется в составе Азербайджана, Балаян заявил "Это всего лишь желание Баку".

Мадридские принципы изначально неприемлемы для карабахской стороны, так как некоторые из них не соответствуют Конституции НКР. Об этом заявил председатель парламентской комиссии по внешним сношениям Ваграм Атанесян. В тот же день министр иностранных дел НКР Георгий Петросян заявил, что армянская сторона должна откорректировать свои подходы в переговорном процессе, особенно на фоне изменившихся геополитических реалий. (Karabakh-open.com).

Жирная двойка за внешнюю политику?

Председатель Национального собрания Армении Тигран Торосян заявил 10 апреля в Ереване, что "недавние развития в процессе урегулирования карабахской проблемы не внушают оптимизма". Представляя проект заявления НС Армении относительно урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, Торосян обвинил власти Азербайджана в разжигании ненависти к Армении и армянскому народу в своих милитаристских заявлениях. По его словам, "увеличение нефтяных доходов внушило уверенность официальному Баку в возможности военного разрешения проблемы в свою пользу, хотя и раньше у азербайджанских властей было достаточно возможностей для применения военных средств". Торосян заявил также, что широкомасштабное информационное наступление Азербайджана не получило адекватного ответа с армянской стороны. "Конечно, переговоры имеют важное значение и проводятся в закрытом режиме, однако международному сообществу следует предоставлять полноценную и истинную информацию как о возникновении противостояния, так и о ходе урегулирования. Если мы не предпримем резких шагов по исправлению этой ситуации, то можем столкнуться с опасными тенденциями", - заявил спикер. Он призвал провести "скоординированную и целенаправленную информационную кампанию по представлению справедливости и неуязвимости права на самоопределение Нагорного Карабаха в различных международных организациях". Торосян выразил сожаление, что милитаристские выступления азербайджанских властей не находят адекватной реакции у международных организаций, ограничивающихся общими оценками и суждениями. Он заметил, что "Азербайджан начал также шантажировать различные международные организации, в частности, Минскую группу ОБСЕ". По словам спикера, "эта тактика, к сожалению, уже привела к определенным результатам". "В последних своих заявлениях сопредседатели Минской группы ОБСЕ кажется забыли, что в основе готовящегося документа поставлены два принципа - права на самоопределение и права на территориальную целостность, и все время говорят о территориальной целостности Азербайджана", - заявил Торосян. Спикер подчеркнул, что мандат сопредседателей МГ ОБСЕ требует проявления беспристрастной и объективной позиции и никто не имеет права выходить за его рамки. В этой связи Торосян выразил недовольство миссией американского сопредседателя Мэтью Брайзы. По словам Торосяна, принятие парламентом заявления относительно урегулирования проблемы Нагорного Карабаха обусловлено не тревогой за процесс разрешения проблемы, а направлено на проведение трезвой работы по серьезному сдвигу в ходе переговоров. (данная информация подписана собкором 1news.az в Армении Марком Меркурьевым. - прим. ИА REGNUM).

"Стабильность, темпы развития, непоколебимость Армении являются лучшими гарантиями твердости позиций в вопросе Карабаха, и очевидно, что Азербайджан попытался использовать внутриполитическую ситуацию Армении для влияния на переговорный процесс", - заявил журналистам 4 апреля президент РА Роберт Кочарян, добавив, что это накладывает на армянскую сторону обязательство быть намного более решительной в принципиальных вопросах. "Конечно, никаких уступок и перемен в подходах не может быть. Наоборот, в подобных случаях нужно отвечать исключительно ужесточением позиций", - отметил президент, пояснив, что это касается действий и Карабаха, и Армении. Кочарян не исключил признания независимости НКР со стороны Армении. "Я считаю, что позиция Азербайджана в отношении переговорного процесса и последние шаги этой страны прямым образом обязывают армянскую сторону предпринять более решительные шаги в этом вопросе. Какими будут эти шаги - признание независимости НКР, или подписание договора в сфере обороны, или что-то другое, должны решить следующий президент, следующее правительство",- подчеркнул он. Как сообщает "Ноян Тапан", касаясь вопроса, что подобные шаги могут стать причиной опасности новой войны, президент РА отметил, что за 10 лет его работы в качестве президента страны такие ситуации были. "И если бы тогда не были предприняты конкретные резкие шаги, то это привело бы, вероятно, к тому, что переговорный процесс продолжался бы по неблагоприятному для Армении варианту", - отметил Кочарян, заявив, что даже в случае угрозы войны не нужно идти на какие-то уступки.

Азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу в беседе с бакинской газетой "Эхо" в ответ на "угрозы армянской стороны" заявил, что "Ереван уже выложился по максимуму". "Азербайджан один за другим предпринимает шаги, которые вызывают откровенное раздражение армянского руководства, но даже после всего этого Армения не идет на признание сепаратистского режима Нагорного Карабаха, а это говорит о том, что есть иные факторы", - считает Ахмедоглу. Он утверждает, что Ереван не идет на признание Карабаха из-за боязни перед Россией, которая не дает согласия на такой шаг. "Ереван может пойти на признание Карабаха и в придачу Косова только с разрешения Кремля, а его нет", - заявил Ахмедоглу.

Газета "Чоррорд ишханутюн", касаясь заявления Роберта Кочаряна о возможном признании НКР, пишет: "Сегодня признать независимость НКР означает остановить переговорный процесс. На пользу это пойдет Армении или во вред? Можно будет заявить, что мы одержали очередную "моральную победу", можно будет организовать праздничные мероприятия, однако Армения сразу же очутится в положении Карабаха, то есть, станет де-факто непризнанным государством".

Газета "Аравот" считает, что проблему Карабаха Роберт Кочарян передает своему правопреемнику, "мягко говоря, не в лучшем состоянии". "Агрессивность Азербайджана возрастает с каждым днем, участились военные инциденты на границе, наши соседи вообще угрожают отказаться от посредничества Минской группы, не хотят встречаться с новоизбранным президентом Армении и пытаются перенести рассмотрение вопроса в ООН, где сочувствующие нам государства уж точно не составляют большинство. В ответ действующий президент Армении грозит признать Нагорно-Карабахскую Республику, то есть окончательно провалить переговоры". Что и говорить, это будет "хорошим" подарком для новоизбранного президента Сержа Саркисяна, который через неделю приступает к исполнению своих обязанностей, пишет в своем номере от 3 апреля "Аравот".

По мнению газеты "Тарегир", "победу в первой несостоявшейся партии Алиев - Саркисян одержал азербайджанец". "Если Армения желает возобновить нормальный ход переговорного процесса, то, как бы это ни было досадно, она будет вынуждена стать более уступчивой, нежели прежде. Если, конечно, Серж Саркисян не желает второй карабахской войны". Очевидно одно: невыгодный для нас ход урегулирования может исправить лишь легитимный глава демократического государства, подчеркивает газета. "Один-единственный нормальный избирательный процесс даст Карабаху больше, чем несколько вместе взятых дивизий".

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха www.nkr.am, на днях в Степанакерте состоялось расширенное закрытое заседание парламентской комиссии по внешним сношениям, на котором обсуждались новые тенденции и ход переговорного процесса по Карабаху. После заседания председатель комиссии Ваграм Атанесян и министр иностранных дел Георгий Петросян ответили на вопросы журналистов. Говоря о переговорном процессе, в частности, на фоне признания Косова и последних геополитических развитий, Петросян отметил необходимость пересмотра подходов армянской стороны. По словам Атанесяна, данные обсуждения являются продолжением созванных 2 года назад в парламенте слушаний по карабахской проблеме. "После тех слушаний окончательное заключение принято не было. Учитывая уже изменившуюся ситуацию, а я считаю, что ситуация в переговорном процессе кардинально изменилась, есть необходимость, чтобы представительский орган НКР представил свое окончательное видение по переговорному процессу. Сегодняшние обсуждения носят совещательный характер. В соответствии с необходимостью такие обсуждения будут проводиться еще, и не исключается, что Национальное собрание проведет новые слушания, по итогам которых будет принято заключение, отражающее консолидированную позицию представленных в парламенте политических сил", - сказал Атанесян. Парламентарий считает, что точно так же, как Азербайджан вправе говорить в международных инстанциях об уважении права на территориальную целостность, НКР вправе, и в первую очередь на уровне парламента, говорить о своем праве на международное признание провозглашенной независимости. "В определенном смысле мы должны проложить дорогу исполнительным властям, поскольку они могут быть более свободны в своих действиях, имея за спиной мнение членов парламента", - сказал Атанесян.

В течение последних 10 лет армянские политики время от времени выступали с заявлениями о том, что переговорный процесс по карабахскому урегулированию идет не в том направлении. Отмечалось несколько направлений, где упущения были особенно очевидны. В частности, в негативном смысле судьбоносной была ошибка, связанная с вытеснением Карабаха из переговорного процесса. Это привело к тому, что переговоры из плоскости признания права Карабаха на самоопределение перешли в плоскость территориальных претензий Армении к Азербайджану. Второй основной ошибкой политологи считают обсуждение статуса Карабаха в границах бывшей НКАО, при которой территории вокруг бывшей автономной области рассматриваются как "освобожденные", "оккупированные", но никак не часть НКР. В соответствии с этим программа по восстановлению и заселению ряда районов проводилась пассивно. Третье - политический потенциал диаспоры использовался недостаточно активно, более того, целый ряд армянских организаций утеряли доверие к Армении. Четвертое - отсутствие правовой базы военного присутствия Армении в Карабахе. И пятое - ни Армения, ни тем более Карабах не проводили активную, продуманную информационную политику, направленную на внедрение в сознание мирового сообщества бесповоротности стремления Карабаха к независимости. Власти Армении, которые взяли на себя полную ответственность за переговорный процесс, не признавали этих ошибок и говорили, что переговорный процесс проистекает в выгодном для Армении свете. В качестве основного достижения этих лет министр иностранных дел Армении называет то, что статус Карабаха стал основным вопросом в переговорах. Тем не менее этот вопрос не вошел в последнюю резолюцию Генассамблеи ООН по Карабаху. С сегодняшнего дня, по всей видимости, ошибки начнут признавать. По крайней мере, уже громче стали говорить о необходимости подключения Карабаха к переговорному процессу и даже необходимости отказа Армении от участия в переговорах. Об этом пишет степанакертское электронное издание Karabakh-open.com в статье, озаглавленной "Жирная двойка за внешнюю политику?"

Нагорный Карабах многого ожидает от Армении. Об этом заявил президент Нагорного Карабаха Бако Саакян в ходе инаугурации президента Армении Сержа Саркисяна. Как передает корреспондент ИА REGNUM, Саакян выразил уверенность в том, что в период правления Сержа Саркисяна Армения зафиксирует серьезный прогресс, страна станет более сильной. "Чем сильнее будет Армения, тем сильнее будет Карабах", - подчеркнул Саакян. Относительно же урегулирования нагорно-карабахского конфликта, по словам Саакяна, в ближайшее время состоятся обсуждения на эту тему с президентом Армении и общественность будет поставлена в известность об итогах обсуждений. Президент Нагорного Карабаха пожелал новому президенту Армении Сержу Саркисяну удачи и реализации намеченных программ.

Как сообщает радиостанция "Свобода", около 20-ти поддерживающих первого президента Армении Левона Тер-Петросяна партий выразили свою озабоченность в связи с политикой, проводимой властями Армении в карабахском вопросе. В распространенном партиями заявлении отмечается, что принятие Генассамблеей ООН резолюции Азербайджана "зажгло зеленый свет для принятия в различных инстанциях проазербайджанских документов, чему не в состоянии будет противостоять утратившая авторитет дипломатия Армении". "Азербайджан получил настолько сильный козырь, что уже позволяет себе говорить об отказе от встреч и переговоров. Свидетельством тому явились безнадежные попытки властей РА организовать встречу в ходе состоявшегося в Бухаресте саммита ООН. Несмотря на поддержку Минской группы ОБСЕ, Азербайджан это предложение отклонил", - говорится в заявлении. Авторы заявления уверены, что "политика прошедших 10 лет привела к полному краху переговоров, к падению рейтинга Армении во всех международных инстанциях, что придало новую силу беспрецедентному росту азербайджанских притязаний". "Продолжение такой политики и конвульсивные заявления действующего режима чреваты военными действиями и даже опасностью полномасштабной войны. Всю полноту ответственности за провал переговоров, ослабление армянской позиции несет действующий режим, который в ходе последних выборов не получил мандата на выражение воли народа Армении в мирных переговорах. В деле спасения Нагорного Карабаха у нас есть лишь один путь: превратить Армению в демократическую страну с легитимной властью и обрести достойное место и авторитет на мировой арене. Лишь в таком случае мы сможем стать важным фактором в деле урегулирования карабахского конфликта и достичь утверждения достойного мира", - говорится в заявлении партий.

Жизнь в Нагорном Карабахе

Как сообщает Национальная статистическая служба НКР, в Нагорно-Карабахской Республике объем внешнего торгового оборота в 2007 году по фактическим ценам составил 90000.7 млн драмов, или 277392.9 тыс. долларов США, в том числе экспорт товаров - 24759.7 млн драмов (72549.6 тыс. долларов), импорт - 65240.9 млн драмов (204843.3 тыс. долларов). Торговый баланс отрицательный на 40481.2 млн драмов (132293.8 тыс. долларов) и по сравнению с 2006 годом увеличился на 95.0% (сравнение в долларах США), по сравнению с 2005 годом - в 2.3 раза. По сравнению с 2006 годом в 2007 году объем внешнего торгового оборота увеличился на 75.0%, причем экспорт увеличился на 60.0%, а импорт - на 81.0%. Средний показатель экспорта составил в 2007 г. 35.1%, а импорта - 99.1%. В 2007 году объем внешнего торгового оборота со странами СНГ составил 84636.0 млн драмов (260894.8 тыс. долларов), или 94.1% от общего товарооборота, а с другими странами - 5364.7 млн. драмов (16498.2 тыс. долларов), или 5.9%. Объем внешнего торгового оборота с Республикой Армения составил 83561.6 млн драмов (257735.0 тыс. долларов), или 92.9% от общего товарооборота. В 2007 году 89.5% внешнего торгового оборота НКР было осуществлено в городе Степанакерте, 4.6% - в Мартунинском районе, 3.5% - в Аскеранском районе, 0.8% - в Мартакертском районе, по 0.7% - в Гадрутском и Кашатагском районах, 0.2% - в Шушинском районе - организациями и физическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность. В 2007 году 47.3% от общего объема вывезенных из республики товаров составили минерально-сырьевые продукты, 28.8% - драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изготовленные из них изделия, 10.2% - готовые продукты питания. В импорте 23.8% составили минерально-сырьевые продукты, 17.6% - готовые продукты питания, 10.8% - продукция растительного происхождения, 9.6% - машины, оборудование и механизмы. Для получения более подробной информации о внешней торговле НКР в 2007 году Национальная статистическая служба НКР предлагает пользоваться статистическим сборником "Внешняя торговля Нагорно-Карабахской Республики в 2007 году". При составлении сборника были использованы данные об экспорте и импорте товаров, полученные из Государственной налоговой службы при правительстве НКР и статистических подсчетов. ("Азат Арцах").

Индекс потребительских цен в Нагорно-Карабахской Республике в марте 2008 года сравнительно с показателем за декабрь 2007 года составил 103.2%, в том числе продовольственных товаров (включая спиртные напитки и табак) - 104.6%, непродовольственных товаров - 101.7%, тарифов на услуги - 101.2%. Среди продовольственных товаров рост зафиксирован в следующих партиях товаров - овощи и картофель - 121.9%, хлебная продукция - 107.3%, молочная продукция - 104.7%, мясопродукты - 104.6%, фрукты - 103.3%. Об этом сообщили из Национальной статистической службы НКР. В соответствии с потребительскими ценами наблюдаемых городов индекс в марте 2008 года сравнительно с показателями за декабрь 2007 года составил: в городе Степанакерте - 102.5%, Аскеране - 102.9%, Гадруте - 103.9%, Мартакерте - 104.0%, Мартуни - 104.3%, Шуши - 105.9% и Бердзоре - 103.7%. В январе - марте 2008 года сравнительно с показателями за январь - март 2007 года индекс потребительских цен составил 109.2%, в том числе продовольственных товаров (включая спиртные напитки и табак) - 114.9%, непродовольственных товаров - 101.3%, тарифов на услуги - 102.8%, а в марте 2008 года сравнительно с показателями за март 2007 года - 110.9%. В соответствии с результатами мониторингов цен Национальной статистической службы НКР на потребительском рынке НКР в марте текущего года был зафиксирован рост цен на партии некоторых важнейших продовольственных товаров. При сравнении цены за март 2008 года с ценами за март, сентябрь и декабрь 2007 года выясняется, что: в марте 2008 года цены на хлеб по сравнению с ценами за март 2007 г. выросли на 36.1%, за сентябрь - на 27.9%, за декабрь - на 8.5%, цены на муку - соответственно на 73.9%, 44.4%, 16.4%; цены на макаронные изделия - на 14.2%, 13.8%, 3.1%; цены на рис - 3.6%, 7.4%, 2.9%; цена на говядину - 7.1%, 7.1%, 5.9%; цены на животное масло - 29.4%, 23.7%, 6.8%; цены на растительное масло - 59.6%, 50.9%, а по сравнению с ценами за декабрь сократились на 3.5%. ("Азат Арцах").