Наиболее сложным, но "умным" и эффективным механизмом привлечения средств в расширение компаний является IPO - выпуск и размещение акций на фондовых рынках. Чтобы выпустить акции, а тем более, чтобы они котировались и продавались необходимо решить длинный ряд задач. В первую очередь, это прозрачность и эффективность корпоративного управления, а также подотчетность обществу об изменениях финансового состояния компании.

Национальный авиаперевозчик Армении, компания "Армавиа" дабы привлечь средства в свое развитие намерена выйти на фондовый рынок со своими акциями. Об этом несколько месяцев назад заявил собственник компании Михаил Багдасаров. При этом ни много, ни мало, а сразу на Лондонской фондовой бирже. По словам Багдасарова, дело за Центробанком, который должен решить кто из трех компаний ("Армавиа", "АрмРосгазпром", "Электрические сети Армении") первым выйдет на IPO. Предприниматель при этом не сообщил о сроках, равно как и том, что с текущими методами управления и прозрачностью "Армавия" не пустят даже на порог Лондонской биржи.

На протяжении последних лет, как только Багдасаров перекупил у российской авиакомпании "Сибирь" контрольный пакет акций "Армавии" и стал единоличным собственником национального авиаперевозчика, с налоговыми обязательствами компании началось твориться что-то малопонятное. При стабильном из года в год росте пассажиропотока "Армавии" объем выплаченных компанией налогов стал таять. Последние данные Государственной налоговой службы лишь подтверждают эту тенденцию.

Так, по итогам 2007 года в списке крупнейших налогоплательщиков "Армавиа" опустилась на 155 строчек и прочно обосновалась на 291 месте. Налоговые отчисления в госказну в 2007 году сократились на 125 млн драмов, в то время, как за "неудачный год" компания обслужила почти на 50% больше пассажиров - 570 тысяч. Выплаченные в 2007 году "Армавией" 205 млн драмов налогов сопоставимы с 218 млн Государственного инженерного университета Армении или с 204 миллионами производителя мороженного и сметаны - компании "Тамара". В то время как "Армавиа" увеличивает летный парк новыми лайнерами, ее таможенные отчисления никак не увеличиваются по линии НДС.

Разворошив бухгалтерию "Армавиа" налоговики перед выборами выписали штрафов на 75 млн драмов. Другую компанию Михаила Багдасарова, производство минеральной воды "Дилижан фролова" оштрафовали на 1 млн. Наряду с компаниями "Мика" налоговая перед выборами перетрясла все крупные компании. Ближайшие четыре года выборов больше не будет. Так, что до новых проверок и штрафов пока далеко. За все эти годы "Армавиа" ни разу не опубликовала финансовых отчетностей. О намерении получить в компании такие данные, как оборот, чистая прибыль, убытки, уровень доходности, в пресс-службу "Армавии" может обратиться лишь начинающий журналист, страдающий определенными романтическими устремлениями профессии. Никак не способствует формированию имиджа компании и качество кадров, призванных обеспечивать связи с общественностью. Ну а о сокращении налоговых выплат на 50% при 50%-ном росте пассажиропотока говорить и не приходится. С таким багажом да в Лондон на IPO. Засмеют. Но ради прикола могут и принять. Но кроме самого Багдасарова акции от черной дыры покупать никто не будет. Степень ответственности компании перед государством является ярким свидетельством того, с какой ответственостью компания в будущем будет обслуживать миноритарных акционеров. О реальных размерах чистой прибыли вообще невозможно будет заикнуться. А выпускать акции, чтоб самому покупать, резона нет. Кстати, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM источники в Центральном банке, никакой заявки для проведения IPO банк от компании "Армавиа" не получал. В настоящее время ЦБ рассматривает заявку "АрмРосгазпром", и то на выпуск облигаций, а не акций. Думается, что, поразмыслив, руководство компании "Армавиа" приняло решение не "открывать" компанию, а просто отказаться от невозможной идеи выпуска акций или даже хотя бы корпоративных облигаций.

Артур Искандарян - экономический обозреватель