Эксперт: Экологические проблемы в ходе реализации проекта "Сахалин-2" продолжают накапливаться
Сахалинская область, 15 апреля, 2008, 18:47 — ИА Регнум. Экологические проблемы, возникшие в ходе освоения Сахалинского шельфа и строительства нефтепроводов в рамках проекта
Например, в рамках проекта "Сахалин-2" строительство наземных трубопроводов затягивается на неопределенный срок, соответственно, ущерб нерестовым рекам продолжает наноситься. В то же время в проектных материалах было определено, что строительство займет только 2,5 года, исходя из этих показателей и был рассчитан ущерб и определены меры по его компенсации.
Испытания уже уложенных участков труб в ходе подготовки их к эксплуатации выявляют многочисленные неполадки, считает Лисицын. "Например, при тестировании участков трубопроводов путем пропускания по ним "крота" (средства очистки и диагностики) выявляется много мест, где деформация труб превышает допустимые пределы. Кое-где этот "крот" просто застревает - мы сами встречали на трассе такие места не раз в течение последнего года. Это происходит из-за того, что трубу "ведет" при просадках, морозном выпирании, оползнях, эрозии и т.д. Ущерб налицо, о чем свидетельствует наш последний мониторинговой отчет. Мы опасаемся, что в период активного снеготаяния, которое сейчас на Сахалине только начинается, на многих участках трубопроводов будет идти активная эрозия, что связано с повышенным загрязнением нерестовых лососевых рек. В некоторых местах это уже происходит. Эрозия значительно усиливается из-за продолжающихся работ, которые, как мы считаем, должны быть приостановлены до конца июня, как это было в прошлые годы. Если бы "
Наладка систем управления требует еще много времени, в результате начало поставок продукции откладывается на неопределенный срок. В этой ситуации, считает Дмитрий Лисицын, оператор проекта и акционеры очень спешат, "режут углы", что приводит к новым нестыковкам. Экологи опасаются, что труба будет продолжать испытывать деформации и после начала ее эксплуатации, что может привести в будущем к разливам нефти.
Говоря о проекте "
Кроме того, говорит Лисицын, компания "Эксон" планирует летом 2008 года бурить две разведочные скважины на Аркутун-Дагинском месторождении на шельфе. И для этой программы бурения "Эксон" отступил от широко разрекламированного стандарта "нулевого сброса" для всех буровых отходов, которому компания добровольно обязалась следовать еще в 2001 году и следовала до сих пор. Бурение скважин разбито на четыре интервала, с первых трех интервалов "Эксон" собирается сбросить токсичные буровые отходы в море (всего будет около 1 500 тонн отходов - буровых шламов и растворов). "Сейчас этот проект находится на государственной экологической экспертизе в
Сейчас публично не заметно обсуждения экологических проблем этих двух проектов, признает Дмитрий Лисицын. Он считает, что это происходит из-за того, что Министерство природных ресурсов и Росприроднадзор "перестали делать громкие заявления" в отношении этих проектов, соответственно и внимание прессы резко снизилось: "Конечно, когда министр природных ресурсов высаживается с вертолета на трассу трубопровода, устраивает разнос на месте генеральному директору компании "Сахалин Энерджи" и это показывают по всем каналам, то экологические проблемы трубопровода на Сахалине сразу становятся объектом внимания широкой общественности. И это хорошо. Жаль только, что такие экзотические для государственного контроля меры на сегодня являются более эффективным стимулом для компании-оператора в наведении порядка, нежели обычные средства - такие как штрафы, например. На мой взгляд, это ненормально и для таких мегапроектов надо эти штрафы серьезно повышать, чтобы они стали по-настоящему ощутимы. Мне кажется, такое средство воздействия на нерадивых природопользователей государству станет дешевле журналистских десантов".
Фотография предоставлена "Экологической вахтой Сахалина"