Экологические проблемы, возникшие в ходе освоения Сахалинского шельфа и строительства нефтепроводов в рамках проекта Сахалин-2 не решены, они продолжают накапливаться. Более того, возникают и новые проблемы. Об этом 15 апреля корреспонденту ИА REGNUM заявил руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын.

Например, в рамках проекта "Сахалин-2" строительство наземных трубопроводов затягивается на неопределенный срок, соответственно, ущерб нерестовым рекам продолжает наноситься. В то же время в проектных материалах было определено, что строительство займет только 2,5 года, исходя из этих показателей и был рассчитан ущерб и определены меры по его компенсации.

Испытания уже уложенных участков труб в ходе подготовки их к эксплуатации выявляют многочисленные неполадки, считает Лисицын. "Например, при тестировании участков трубопроводов путем пропускания по ним "крота" (средства очистки и диагностики) выявляется много мест, где деформация труб превышает допустимые пределы. Кое-где этот "крот" просто застревает - мы сами встречали на трассе такие места не раз в течение последнего года. Это происходит из-за того, что трубу "ведет" при просадках, морозном выпирании, оползнях, эрозии и т.д. Ущерб налицо, о чем свидетельствует наш последний мониторинговой отчет. Мы опасаемся, что в период активного снеготаяния, которое сейчас на Сахалине только начинается, на многих участках трубопроводов будет идти активная эрозия, что связано с повышенным загрязнением нерестовых лососевых рек. В некоторых местах это уже происходит. Эрозия значительно усиливается из-за продолжающихся работ, которые, как мы считаем, должны быть приостановлены до конца июня, как это было в прошлые годы. Если бы "Сахалин Энерджи" продолжала просто точечные работы в отдельных местах типа строительства переходов через тектоничесакие разломы, но ведь они в этот крайне чувствительный весенний период по всей трассе пытаются ремонтировать и устранять свои недоделки. Мы также опасаемся активизации оползневых процессов, а инженерная защита на оползнеопасных участках выполнена неверно или вообще не выполнена".

Наладка систем управления требует еще много времени, в результате начало поставок продукции откладывается на неопределенный срок. В этой ситуации, считает Дмитрий Лисицын, оператор проекта и акционеры очень спешат, "режут углы", что приводит к новым нестыковкам. Экологи опасаются, что труба будет продолжать испытывать деформации и после начала ее эксплуатации, что может привести в будущем к разливам нефти.

Говоря о проекте "Сахалин-1", Лисицын напомнил, что "Эксон" планирует уже в конце года начать строительство нового 79-километрового трубопровода с месторождения Одопту до БКП Чайво. При этом десять километров трубопровода пройдут через залив Пильтун траншейным способом, что угрожает как богатейшим рыбным и вообще биоресурсам залива, так и кормовому району серых китов, обитающих в море вблизи залива. "Эта угроза существует потому что из залива идет постоянный вынос органического материала, являющегося основой формирования донных биологических сообществ, которые служат кормом для китов. "Эксон" же намерен зимой 2008-2009 годов соорудить ледовую переправу через залив для ведения строительства перехода трубопровода, при этом переправа будет такой толщины, что осядет на дно и перекроет водообмен между частями залива. В результате его северная часть будет в значительной степени изолирована от притока богатой кислородом воды с моря. Также будут перекрыты пути миграции рыб в северную часть залива. Это может вызвать тяжелейшие последствия", - полагает руководитель "Экологической вахты Сахалина".

Кроме того, говорит Лисицын, компания "Эксон" планирует летом 2008 года бурить две разведочные скважины на Аркутун-Дагинском месторождении на шельфе. И для этой программы бурения "Эксон" отступил от широко разрекламированного стандарта "нулевого сброса" для всех буровых отходов, которому компания добровольно обязалась следовать еще в 2001 году и следовала до сих пор. Бурение скважин разбито на четыре интервала, с первых трех интервалов "Эксон" собирается сбросить токсичные буровые отходы в море (всего будет около 1 500 тонн отходов - буровых шламов и растворов). "Сейчас этот проект находится на государственной экологической экспертизе в Росприроднадзоре и мы опасаемся, что будет дано положительное заключение на бурение со сбросом в море. При том, что Охотское море - одно из самых чистых и богатых рыбой морей России и все другие компании уже перестали сбрасывать туда буровые отходы. Например, этим летом "Роснефть" собирается бурить четыре скважины на Западно-Камчатском шельфе и практически весь объем буровых отходов они будут вывозить на берег, а не сбрасывать в море, как это планирует делать "Эксон", - отмечает эколог.

Сейчас публично не заметно обсуждения экологических проблем этих двух проектов, признает Дмитрий Лисицын. Он считает, что это происходит из-за того, что Министерство природных ресурсов и Росприроднадзор "перестали делать громкие заявления" в отношении этих проектов, соответственно и внимание прессы резко снизилось: "Конечно, когда министр природных ресурсов высаживается с вертолета на трассу трубопровода, устраивает разнос на месте генеральному директору компании "Сахалин Энерджи" и это показывают по всем каналам, то экологические проблемы трубопровода на Сахалине сразу становятся объектом внимания широкой общественности. И это хорошо. Жаль только, что такие экзотические для государственного контроля меры на сегодня являются более эффективным стимулом для компании-оператора в наведении порядка, нежели обычные средства - такие как штрафы, например. На мой взгляд, это ненормально и для таких мегапроектов надо эти штрафы серьезно повышать, чтобы они стали по-настоящему ощутимы. Мне кажется, такое средство воздействия на нерадивых природопользователей государству станет дешевле журналистских десантов".

Фотография предоставлена "Экологической вахтой Сахалина"