Первое в этом году возгорание Пихтулинской свалки в Чебоксарах вновь напомнило жителям о давней проблеме: помимо традиционного в теплое время года зловония, горожане наблюдали и ощущали дым, который ветром уносило даже к центру столицы. В течение шести дней - с 11 по 16 апреля - ее безуспешно пытаются потушить и погасить "очаги задымления", свозя землю и песок из карьера соседнего, Чебоксарского, района. Свалка горит периодически из-за химических реакций, протекающих в результате разложения мусора. Власти республики и города не единожды выступали за рекультивацию Пихтулинской свалки и строительства полигона по переработке отходов. Первоначально предполагалось, что он разместится близ деревни Верхний Магазь Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района. Однако 2 марта 2008 года жители поселения проголосовали против размещения на их территории полигона. О двух проблемах экологии - Пихтулинской свалке и Чебоксарского водохранилища - председатель правительства Чувашии Сергей Гапликов в интервью ИА REGNUM.

Что касается голосования по свалке, должен сказать, что на сегодняшний день правовых основ для проведения подобного рода референдумов нет. Они оспорены в суде прокуратурой и признаны незаконными, так как решение вопросов экологической безопасности и захоронения мусора - компетенция муниципальных образований. Если мы боремся за чистоту наших лесов и оврагов, водоемов, то муниципалитеты обязаны такие полигоны создавать. А население протестует. Причем люди готовы жить рядом с мусором, сваливая его за собственные огороды, в соседние овраги, а согласиться со строительством современного безопасного полигона поблизости - не хотят! Пихтулинскую свалку однозначно надо закрывать. Это вопрос №1 на сегодня. Планируется закрыть свалку к концу нынешнего года. Со строительством нового полигона и резервированием дополнительных земельных участков мы решим проблему отходов на 100 лет. Администрации г. Чебоксары уже передан земельный участок под полигон. Выделены 8 млн. рублей на работы по проекту, первоначальное обустройство зоны, ограждение участка. Участок будет освоен в три этапа.

Поскольку после захоронения отходов и их обваловки, на этом месте нельзя производить никаких работ от 30 до 50 лет, для полигона выбрали зону в районе "Химпрома", почвы которой уже сами по себе непригодны для иной производственной деятельности из-за зараженности. Строительство полигона в районе "Химпрома" имеет еще и другие плюсы. Во-первых, рядом с большим производством уже есть все, чтобы построить недорогой завод по глубокому прессованию. Во-вторых, полигон находится на близком расстоянии от всех трех муниципальных образований, которые будут свозить мусор - Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарский район.

К вопросу методов переработки мусора. Было предложено несколько проектов. Некоторые инвесторы были готовы освоить площадку для строительства завода по сжиганию мусора. Но воплощение такого проекта требует долгого времени. В новых экономических условиях могут появиться новые технологии в области переработки, с глубоким процессом сжигания - тогда будем заинтересовывать структуры, которые могут решить вопросы с точки зрения сбыта энергии. Но на сегодняшний день оптимальное экологическое решение проблемы найдено. Из множества предлагаемых проектов по уничтожению мусора был выбран метод глубокого прессования, то есть брикетирование и захоронение мусора в безопасных местах с обустройством котлована от проникновения стоков в грунтовые воды.

Новый полигон по переработке отходов будет построен по типу предприятий Европы и США. В США, например, нас возили в поселок, который построен на свалке. И люди селятся там, покупают дома. Цены на дома и коммунальные услуги там в два раза ниже, а экологические условия не отличаются. Эта схема сама себя оправдывает. Мы, конечно, до такого уровня еще не дошли, но идем к этому.

REGNUM: Еще одна долгоиграющая проблема, связанная с экологией, - это вопрос по поднятию уровня воды в Чебоксарской ГЭС. Что происходит на данном этапе?

В настоящее время подготовлен проект о повышении уровня воды в Чебоксарском водохранилище. Согласования с заинтересованными федеральными органами, в том числе Минсельхозом, Минпромом, Минэкономразвития, которые отметили состоятельность данного вопроса, прошли уже давно. Причем абсолютно все признали корректность оценки инвестиций, проведенной экспертизой. Препятствия возникают на уровне регионов, находящихся в акватории Чебоксарского водохранилища. Против подъема уперто выступают Нижегородская область и Марий Эл, поскольку это влечет затопление их территорий.

Вызывает недоумение их нежелание к согласованным действиям в решении этого сложного вопроса. Как будто мы узурпировали водохранилище, будто оно только наше, чувашское, а Волга - не великая русская река. И вопросы экологии, качества питьевой воды не касаются других регионов. Впрочем, позиция властей Нижегородской области и Марий Эл очень ясна: раз Чувашия так лоббирует, так пусть она и решает проблемы. Да, изначально инициатива исходила от Чувашской Республики - мы так живем и таково кредо президента. Но это не значит, что мы тянем одеяло на себя.

Это общероссийская задача, задача федерального уровня. И мы, как территория Российской Федерации, отвечаем за все эти процессы. Мы пытаемся все федеральные ресурсы собрать и привлечь к решению проблем и Марий Эл, и Нижнего Новгорода. Но так получается, будто только мы обязаны нести всю ответственность, как будто другие регионы это не волнует.

Мы на территории нашей республики получаем самый минимальный объем средств. Причем - парадоксально - мы видим положительный результат от подъема только с точки зрения экологии. Экология - основополагающий для нас фактор. Все остальные вопросы - вопросы чисто экономические - решить проще. На это есть законодательство, есть заказчики федеральные, есть соответствующие государственные контракты. Все могут участвовать на равных условиях. У Нижегородской области альтернативное решение вопроса - дайте плотину, а Горьковской ГЭС - подпорку. Марий Эл рассчитывает на компенсацию за затопляемые земли, если, конечно, республика имеет их кадастровую оценку. Все это - вопросы соседних регионов и работы их правительств. Я просто за объективность подхода. Сколько было различного рода писем и цифр...и ни одна цифра официально не подтверждена - ни со стороны Нижнего Новгорода, ни со стороны Марийской республики. И пока два региона демонстрируют железобетонную упертость в собственном заблуждении.

Впрочем, согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, утвержденной правительством РФ, Чебоксарская ГЭС должна выйти на проектную мощность 1404 МВт в 2016-2020 годах. Такая мощность предполагает подъем уровня воды в Чебоксарском водохранилище до проектной отметки 68 м. Чебоксарская гидроэлектростанция изначально проектировалась исходя из расчета уровня воды по 68-й отметке. И хотя в советские времена берегоукрепительные работы не довели до конца, сам проект, над которым ученые работали десятилетия, в его окончательном варианте никто не отменял. Уровень напора создается уровнем подъема водохранилища, который изначально был принят. И надо модернизировать ГЭС, чтобы довести ее до соответствующей отметки. Уже более четверти века Чебоксарская ГЭС не может работать на полную мощность. Из-за этого - страна испытывает колоссальные потери. При подъеме уровня воды до 68-й отметки экономический эффект не заставит себя ждать. И это не только увеличение производства электроэнергии, но и улучшение судоходства, нормализация экологической обстановки на Волге, которая с каждым годом все больше мелеет, разрушая экосистему, а качество воды ухудшается.