ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом по региональным вопросам, кандидатом исторических наук Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим очередную статью автора в этой серии. На этот раз автор затронул проблему греков в Грузии.

На восточном черноморском побережье греки проживали еще с древнейших времен. В течение сотен лет греческие колонизаторы, разбросанные по всему берегу Черного моря, имели большое влияние, как на культурно-экономическое, так и социально-политическое развитие окружающих их народов. Взаимоотношения греков и картвельских племен в течении всей истории сосуществования - яркий пример постепенной элленизации как религиозной, так и культурно-политической сферы картвельских народов. Картвельские племена, чувствуя большое влияние соседних эллинских общин, в начальном этапе развивались по их модели, однако посредством военного и демографического, а также политического преобладания начали постепенно ассимилировать греков. Местные же греки рассматривали процессы политико-демографической и экономической интеграции как явление крайне негативное и вскоре греческие поселенцы начали переселяться в Малую Азию.

Как известно, для греков все другие народы и племена воспринимались как "варварские", и отношения с ними складывались довольно своеобразно. Процессы "варваризации" греков и элленизации грузин продолжались вплоть до окончательного падения Византии, и ее мелких государств-сателлитов.

Византийско-грузинские взаимоотношения активным образом олицетворялись на взаимоотношениях грузинского и греческого народов, что ярко проявилось после окончательного принятия православия картвельскими княжествами.

После падения Армении как государства и частичной ее аннексии, Византия в качестве опоры в регионе начала рассматривать Грузию, но последняя, после стремительных политических и военных удач, из-за непродуктивности своей внешней политики также была покорена. Однако, в отличие от Армении и Кавказской Албании, которые были покорены турецкими племенами, здесь сохранились княжеские роды, соответственно и мелкие княжества.

Именно в эти княжества от тюркских завоевателей начало бежать греческое понтийское население разгромленной Трапизундской империи в XV веке. Греческое население и оставшаяся знать активным образом слились с грузинским обществом и в дальнейшем огрузинившие греки начали играть значительную роль в политических процессах Грузии.

Второй поток переселения греков в Грузию напрямую связан с Русско-турецкой войной 1828-29 гг. По Адрианопольскому договору Россия должна была переселить из Турции большое количество греков в Тифлисскую губернию. В основном, греков поселили на территориях Триалетии и Квемо-Картли, хотя 120 семей еще до этого, в 1813 году, заселили в Цалкский район, где и проживало большинство греков до последнего времени(1). В 1886 году число греков, проживающих в Грузии, достигало 20 тысяч.

Третий поток греческих беженцев в Грузию начался с массовых гонений и Геноцида османского руководства по отношению к христианам империи, в результате которого вместе с армянами, езидами и ассирийцами было уничтожено несколько сот тысяч понтийских греков. Большая часть греков, бежавших в Грузию из Трапезунда, была частично отуречена, говорила на турецком языке, на котором многие из них говорят и сегодня.

У понтийских греков за 400-500 лет язык также подвергся значительным лингвистическим трансформациям. В частности, в быту греки Грузии, наряду с русскими, грузинскими и армянскими словами активно используют турецкие слова, таким образом, создавая трудности в понимании при общении с греками Греции и различных островов средиземноморья.

На сегодняшний день, в Грузии проживает до 2.000 греков, основная часть которых расположена в Цалкском районе Квемо Картли. Согласно официальным данным переписи населения за 1989 год, в 25 селах Цалкского района проживало 47.830 греков, которые составляли около 70% населения всего Цалкского района(2). Кажется невероятным, но по данным 1989 года, по всей Грузии насчитывалась около 100.000 греков, то есть, в течение 17 лет численность греков в стране от 100.000 снизилась до 2000 человек, однако и эта цифра продолжает снижаться. В свою очередь, стремительным образом продолжает подниматься численность этнических грузин в Цалкском районе - аджарцев (80%) и сванов (20%).

Данное исследование на основе событий в Цалкском районе попытается показать политические направления этноконфессиональной политики Грузии по отношению к грекам.

В действительности, в 1990-х гг., Цалкский район представлял собой греческий, частично армянский микроклимат, где взаимоотношения с грузинами носили крайне редкий характер. Несмотря на терпимую политику грузинской стороны по отношению к грекам района, из-за безработицы и общей нищеты, началась миграция, как армян, так и греков в Россию или же в Грецию.

С установлением руководства Э. Шеварднадзе в 1993 г., постепенно начала активизироваться переселенческая политика страны по отношению к "нелояльному элементу", т.е. к аджарцам, которых начали переселять в различные уголки страны.

Миграции греков из региона активно способствовала греческая политика репатриации, которая начала активным образом действовать с конца 1990-х гг. Из-за этого, грузинская сторона по отношению к компактно проживающим грекам начала вести откровенно агрессивную политику скорейшего выдавливания. Греки -понтийцы же, не имея сильных чувств родины по отношению к Цалкскому району, полностью поддались грузинской политике и оставили родной край. В тоже время, в 2000 года парламент Греции принял Закон об обустройстве репатриантов из бывшего СССР, согласно которому грекам зарубежья выдаются греческие паспорта (в странах, где разрешается двойное гражданство) или удостоверения личности (в странах, где это не предусмотрено конституцией). В соответствии с этим законом, этнические греки получили право свободного передвижения между странами, появилась возможность легального трудоустройства. Однако это довольно негативным образом будет воздействовать на общую политику Греции в вопросе геноцида, массового выселения греков -понтийцев из Турции, поскольку, греки -понтийцы в сфере своего микроклимата из-за компактного проживания в Грузии являлись живыми правопреемниками утерянной земли и жертвами турецкой политики. Теперь же, после репатриации греки Цалкского района разбросаны по всей Греции и Кипру, день за днем теряя свою особенность и растворяясь в социуме греческого общества в скором времени забудут свое происхождение, одновременно не будет и реальных основ для вышеуказанной политики Греции по отношению к Понтусу. Что касается политики Грузии по отношению к грекам, то последние 10 лет сопровождались десятками покушений, убийствами, грабежами и насильственным выселением греков из своих домов. Все это осуществлялось руками недовольных аджарцев, поскольку Цалкский регион по сравнению с Аджарией менее развит и беден в земельном смысле этого слова. Более того, переселенцы направлены в Цалку из Хулойского района Аджарии, где население испокон веков являлось замкнутым, религиозным и крайне агрессивным к иноверцам.

За последние годы было создано несколько региональных греческих организаций, которые, получая средства из греческих фондов, занимаются культурно- образовательными вопросами. Несмотря на повседневные попытки выдавливания со стороны новых переселенцев, до 2002-2003 г., греки смогли сохранить хоть какие-то частицы греческого микроклимата в 8 селах, где имелись греческие школы. На сегодняшний день, во всех бывших греческих школах абсолютное большинство составляют аджарцы и сваны, а школы автоматически трансформируются в грузинские.

Начиная с лета 2003 года, то есть с начала строительства нефтепровода Баку- Тбилиси- Джейхан, в Цалкский район был направлен новый поток аджарских мигрантов, которые в начале поселились в селах Квемо Хараба (греки 9%), Кираки (греки 25%), Санта (греков не осталось), Каракоми (греки 5%), Имера (греки 15%), Башкой (греки 20%), Джиниси (греки 15%), Олянка (греки 15%), Авранло (греки 15%), Хадики (греки 20%), город Триалети (греки 10%). Отметим, что это те населенные пункты, которые еще в 2002 г., имели доминирующее греческое население.

С мая 2004 г., сильно обострились взаимоотношения между армянами и грузинами с одной и с грузинскими переселенцами с другой стороны. Спровоцировав драку во время футбольной игры между армянами и аджарцами, во время которой пострадало более 10 человек, грузинские переселенцы Квемо Хараба ограбили и насильно выселили несколько греческих семей (в основном пожилых людей). Тем самым, нападки аджарцев на греков этим не закончились. Согласно подсчетам народного защитника Грузии, в Цалке согласно данным 2005 г., из 1684 греков пожилыми и инвалидами являлись чуть больше 1200 греков(3). Иными словами, оставшееся греческое население района оставалось полностью беззащитным и переселенцы, возможно по указке некоторых государственных чиновников, начали безнаказанно распоряжаться судьбами греков.

В феврале 2005 г., 10 вооруженных аджарцев ворвались в дом пожилого Михаила Чамурлиева, и, поскольку у Чамурлиевых были родственники в Салониках, целью бандитов был грабеж и издевательство над пожилой парой и их 24-летним парализованным сыном. После попытки оказать сопротивление, Михаил Чамурлиев был зверски убит, а его жена и сын сильно избиты.

Бесчинства дошли своего пика после событий 17 марта 2005 г., когда трое вооруженных аджарцев ворвались в дом греческой пожилой пары в селе Авранло, жестко избили чету и отняли 850 долларов США. После очередных издевательств по отношению к другим грекам села, аджарцы скрылись. Узнав об этом, 50 молодых армян из соседнего села Кизилкилиза ворвались в Авранло и избили нападавших аджарцев(4).

После того, как армяне фактически начали защищать своих греческих соседей, в регион из Тбилиси были введены части спецназа, которые после некоторых акций устрашения против армян, позволили переселившихся аджарцам и сванам вершить свой беспредел также в некоторых армянских селах.

Последним методом наказания армян стало убийство 23-х летнего Геворга Геворгяна в начале марта 2006 г., в городе Цалка(5). По утверждению местного населения, убийство произошло исключительно на межнациональной почве. Все это косвенным образом подтвердилось, когда убийца - этнический сван, был освобожден за залог и через пол года убил другого молодого человека - грека по национальности.

Многочисленные жалобы и письма самому М. Саакашвили остались без ответа, из чего можно сделать вывод, что руководство Грузии, пытаясь как можно быстрее избавиться от греков Цалкского района, руками переселенцев осуществляет и поощряет террор над беззащитным греческим населением. Заявления от греческих организаций с подобными высказываниями на сегодняшний день носят повседневный характер(6). Не оправдали себя и выборы в сакребуло (районный совет) в 2006 г., где греки совместно с армянами надеялись хоть как-то решить некоторые вопросы. В результате открытого подкупа некоторых депутатов, руководителем Цалкского сакребуло стал откровенно антиармянски и антигречески настроенный человек.

Греческие общественные организации, совместно с армянскими объединениями Самцхе-Джавахети и Тбилиси неоднократно поднимают вопрос о небезопасном сосуществовании в Цалке греческого, армянского с одной и аджарского, сванского населения с другой стороны.

На сегодняшний день, вопросами греков в качестве "опекуна" занимается Союз греческих общин Грузии, который тесно сотрудничает с руководствами Грузии и Греции в деле дальнейшей репатриации греческого населения в Грецию(7). Реальной же работой по обеспечению нормального проживания греков в Цалкском районе, занимается Союз греков зарубежья (СГЗ), председателем которого является Кирьяк Иорданов. Эта организация уже несколько лет активно участвует в благоустройстве греков в Грузии, организует денежные сборы, способствует развитию малого бизнеса. В феврале 2005 г., греческая община Великобритании, при содействии СГЗ, собрала для малоимущих и нуждающихся в срочной помощи семей, около 12.000 евро, что немного улучшило катастрофически бедную ситуацию в регионе. Греческая церковь Ларнаки (Кипр) также периодически организовывает массовые сборы и помогает нуждающимся понтийским грекам Цалки. В Тбилиси греческая диаспора также активно занимается гуманитарной помощью, создает фонды для лечения тяжелых заболеваний и проведения хирургических операций. Особо преуспел греческий медицинский фонд "Гиппократ". Также из Афин осуществляется ежегодная помощь детям школьного возраста и инвалидам, помощь пенсионерам, организация отдыха пенсионеров в Греции и т.д. Реализуется ряд программ, осуществляется экономическая помощь, которую предлагают греческие бизнес - проекты, семинары в Афинах для греческих бизнесменов из Грузии. Кроме благотворительности, СГЗ периодически поднимает вопросы безопасности греков в Цалке, на что, безусловно, от грузинского руководства никаких ответов или конкретных действий не следует.

Другим бедствием для понтийских греков в Цалке является ситуация с их имуществом и домами. Сотни семей не сумев продать хотя бы за гроши свои дома, просто оставили все и уехали в Грецию. Грузинское же руководство понимая, что рано или поздно добьются полной деэтнизации греческих сел, просто дожидается кульминационного конца. Во многих селах новые поселенцы из Аджарии и Сванетии просто ворвались и живут до сих пор, не имея право на собственность недвижимости и имущества. Все это можно назвать ни чем иным как государственное массовое нарушение прав собственности, или просто - государственный грабеж. Этот вопрос не имеет решения, поскольку фактически жилища греков не только не покупают, но при желании многих греков даже просто выселяют.

Кроме того, есть фаты целенаправленного уничтожения со стороны новых переселенцев имущества понтийских греков. Одним из таких фактов является событие двухлетней давности, когда группа молодых аджарцев сожгла более 15 домов и хлевов, принадлежавшим грекам. Поджоги, массовый угон скота продолжаются до сих пор, одновременно с процессом освоения различных жилищ. Довольно интересным является заявление председателя Союза греков Грузии Киряка Иорданова по вопросу поджогов, в частности он заявил следующее: "...Об имевших место инцидентах поставлены в известность все - от руководителя Цалкского района до президента республики, однако, до сих пор никаких шагов не предпринято". Он также добавил: "...греки боятся жить в своих домах. "В любой момент аджарцы и сваны могут навредить оставшимся здесь грекам. Никто их не накажет"(8).

Таким образом, мы видим, что греческое общество, находясь в тяжелом моральном положении, не имея гарантий безопасности лишь надеется на различные фонды и на руководство Греции, для того что бы хоть куда-то уехать - подальше от Цалки и Грузии.

Еще в 1980-х гг., грузинские греки называли Цалкский район "маленькой Грецией" и даже "последним бастионом Понтуса", теперь же оставшиеся греки, потеряв свой микроклимат и прежнюю жизнь надеяться на благотворителей из Греции и на греческое правительство. Цалкские греки на сегодняшний день мечтают уехать в Грецию, окончательно потеряв свою греческую особенность и Цалку, которая стала для них родиной в течение сотни лет.

После 3-5 лет можно будет констатировать следующую демографическую картину Цалкского района: этнические грузины станут доминирующим населением и, имея большую рождаемость, перевесят численностью и армян региона, а понтийские греки просто станут историей, как и славное средневековое государство Трапезунд.

1. http://www.newregion.info/print.php?i=2213

2. http://www.russiangreece.gr/index.php?option=com_content&task=view&id=748&Itemid=42

3. http://www.regnum.ru/news/569444.html

4. Уитли Джонатан, Пути к разрядке напряженности в Цалкском районе Грузии: роль международного сообщества и государства, декабрь 2006, стр. 16.

5. http://www.newsgeorgia.ru/geo1/20060311/41594106-print.html

6. http://www.russiangreece.gr/index.php?option=com_content&task=view&id=731&Itemid=1

7. http://www.open.ge/01/ellidia/3-4/3-4-4.htm

8.http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/761415.html