Приднестровское урегулирование: "Украина всерьез подумывает о том, как бы заполучить Приднестровье". Экономический кризис: "На грани нищеты около 50% работающего населения республики". Сельское хозяйство: "Мелкие и крупные фермеры возмущены невозможностью получения российских кредитов".

Приднестровское урегулирование: "Украина всерьез подумывает о том, как бы заполучить Приднестровье"

"Сегодня многие мировые державы проявляют весьма большую заинтересованность в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Россия, США, Украина, страны ЕС попеременно предлагают или предлагали свои пути решения проблемы. Свой "план" разрешения конфликта на берегах Днестра озвучила Румыния. Как считает президент Румынии Траян Бэсеску: "Украина должна вернуть Молдавии Южную Бессарабию и Северную Буковину, если хочет забрать себе Приднестровье". По мнению Бэсеску, в Киеве "есть претензии по поводу возврата Приднестровья Украине", но при этом там "забывают о возврате Кишиневу Южной Бессарабии и Северной Буковины - территорий, которые бывшая Украинская ССР получила после Второй Мировой войны". Сложно сказать, какие сведения просочились в Бухарест, на основании которых Бэсеску сделал заключение о том, что Украина заинтересована в возврате приднестровских земель, однако, как известно, дыма без огня не бывает. Тем более что Приднестровье и в самом деле было составной частью Украинского государства до 1924 года. А затем до 1940 - автономной республикой, опять же в составе УССР".

"Именно факт того, что Приднестровье являлось частью Украины, и к Молдавии, в общем-то, никакого отношения не имело, за исключением 50 лет совместного проживания в рамках Молдавской ССР, которые и ПМР, и Республика Молдова (признавшая Пакт Молотова-Риббентропа незаконным) считают неоправданными действиями сталинских властей, и взят Бэсеску в качестве довода о принадлежности приднестровских земель Украине", - отмечает информагентство.

"Сам по себе этот факт весьма примечателен. Пусть косвенно, но все же Румыния подтверждает необоснованность притязаний Молдавии на Приднестровье. Мало того, румынский президент признает юридическое право Приднестровья на возврат в лоно Украины. При этом, следуя своей логике, он призывает Украину вернуть Молдавии ее бывшие земли в Южной Бесарабии и Северной Буковине, которые опять же Сталиным и его окружением были оторваны от молдавских земель. Нужно сказать, что маниакальная страсть советских генсеков резать политическую карту СССР на лоскутки, сегодня вылилась в настоящую мину со сработавшим часовым механизмом. Причем, такая "нарезка" не имела никакой логики. К примеру, еще можно объяснить объединение Северной и Южной Буковин, но как объяснить разделение Южной и Северной Осетии? Можно объяснить передачу Крыма Украине, но сложно объяснить отрезание от Украины Приднестровья. Да, создание МАССР мотивировалось тем, что эта автономная республика станет примером для бессарабцев, борющихся против оккупации страны румынами, своеобразным маяком, к которому они должны стремиться. Дескать, мы готовы принять молдаван в лоно Советского государства, мы уже создали ваше государство МАССР в рамках Советского Союза, и оно превратится в полноценную Советскую республику, едва вы сбросите с себя румынское ярмо... В 90-х годах ХХ века эта мина замедленного действия сработала на все сто и до сих пор пожинает свой кровавый урожай", - пишет информационное агентство.

"Разумеется, предложение румынского президента - это утопия, - отмечает ИА "Ольвия-пресс". - Украина никогда не согласится отдать часть своих земель Молдавии, хотя вряд ли некоторые политические лидеры этой страны отказались бы получить Приднестровье, правда, без всяких условий. Поэтому и реакция на высказывания Бэсеску однозначна. К примеру, депутат Верховной Рады, экс-министр МЧС Украины Нестор Шуфрич расценил слова Бэсеску как "абсурд и маразм".

"Отношения Украины и Румынии достаточно сложны из-за перманентно возникающих территориальных споров между двумя государствами, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Как бы то ни было, слово - не воробей. Есть основания предположить, что Украина всерьез подумывает о том, как бы заполучить Приднестровье. Ведь ни с того, ни с сего, Бэсеску не стал бы озвучивать свои мысли по этому поводу".

"В нынешней ситуации, когда основные политические игроки в молдавско-приднестровском урегулировании настойчиво твердят о территориальной целостности Молдавии, возврат Приднестровья в состав Украины не кажется такой уж нелепицей. По крайней мере, это гораздо лучше, чем возврат в молдавскую национал-шовинистическую действительность, хотя и на Украине своих "тараканов" хватает. Впрочем, речи об этом на каком-либо украино-приднестровском уровне не идет, так что сама тема не имеет под собой никакой реальной подоплеки. К тому же, Приднестровье четко и ясно заявило, что оно готово дружить со всеми, будучи при этом независимым и суверенным государством. Неуважительное отношение к мнению приднестровцев, неоднократно высказанному на референдумах, ни к чему хорошему не приведет. Пора бы это понять и Молдавии, и США, и Евросоюзу и, разумеется, Румынии", - подводит итог информагентство.

"Новая газета" пишет: "События последнего времени показывают, что приднестровские власти используют идеи реальной оппозиции, которые ещё некоторое время назад считались крамольными. Власть начала делать это после того, как убедилась: признавать ПМР на международном уровне никто, включая Россию, официально не собирается. Правда, первые шаги делаются еще робко, но, надеемся, смелость их будет расти. Так, президент ПМР Игорь Смирнов заявил, что внешняя политика ПМР должна быть многовекторной, что не означало бы сокращения связей с российским стратегическим союзником. Смирнов и глава МИД Валерий Лицкай даже назвали эти векторы: Россия, Украина, Евросоюз. Но именно это уже много лет и говорит оппозиция".

"Министр Лицкай открыто заявляет, что признания ПМР россиянами ожидать не стоит, - отмечает издание. - Позвольте, но оппозиция говорит это уже свыше 10 лет. Неужели министру это не было ясно до сих пор? Какой тогда смысл нападать на оппозицию за эти же слова?!". "Кстати, ранее нами многократно напоминалось, что сама Россия рискует, официально признав ПМР, получить "контрудар" в виде усиления антифедеральных элементов в Чечне, Башкирии, Татарии, Якутии и т.д., теперь же сам В. Лицкай говорит, что Россия по своему внутреннему устройству - "сложное государство", - подчеркивает газета.

"А сколько раз оппозиция напоминала, что, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, Приднестровье не имеет общих границ с Россией. Следовательно, трудно оказывать помощь, да вдобавок, если вмешиваться во внутренние дела Украины (что мы последовательно делали на украинских выборах 2004-2007 гг.), эта соседка запросто заблокирует ПМР. Оппозицию никто не слушал. А Лицкай все-таки признал: раз общей границы нет, то "подпитка" под угрозой - в частности, украинцы не пропустят новые российские части на усиление своего контингента в ПМР. Стоило ли нападать на тех, чьими идеями, в конце концов, и воспользовались?" - пишет "Новая газета".

"Сейчас стало очевидно: власть фактически открыто признала, что её прежняя политика оказалась безуспешной. Так, по ряду внешнеполитических вопросов точки зрения власти и реальной оппозиции сблизились, что уже хорошо, поскольку государство у всех одно. Хочется надеяться, что руководство ПМР начинает осознавать необходимость нового, основанного на здравом смысле курса. А оппозиция, если у власти возникнет в этом потребность, готова помочь, поделившись, в частности, своими идеями", - заключает издание.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Встреча президентов Молдавии и Приднестровья дала новый импульс для диалога. Первый шаг сделан. Официально его пока не комментируют. Встреча двух президентов предоставила массу возможностей размышлять и обсуждать тему возобновления диалога между Тирасполем и Кишиневом. Как отмечает спецпредставитель МИД РФ по молдавско-приднестровскому урегулированию Валерий Нестерушкин, "на Западе, ссылаясь на отсутствие каких-либо этнических, религиозных противостояний в регионе, считают, что приднестровский конфликт может быть решен просто и быстро". "На самом деле, накопилось много объективных и субъективных завалов, которые требуют серьезной и кропотливой работы прежде, чем мы начнем двигаться к конечному результату, всеобъемлющему и справедливому, которое будет воспринято населением в Молдавии и Приднестровье", - считает Нестерушкин.

После встречи президентов эксперты в области экономики и экологии собрались в Одессе на закрытый семинар для обсуждения возможных совместных проектов. Семинар проходил под эгидой ОБСЕ. Встречались приднестровские и молдавские эксперты под чутким присмотром европейских и международных миссий. Собирались обсудить возможные проекты в области экологии и экономики между Приднестровьем и Молдавией. Получилось несколько иначе. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) ПМР Юрия Ганина, "после встречи президентов стало понятно, что это начало переговоров, которые будут продолжены в рамках рабочих групп и меры доверия могут быть достигнуты без нарушения принципов, а в рамках позиций, то есть, не нарушая требований сторон".

"На Одесском семинаре был составлен список из 16 проектов для реального решения проблем в рамках восьми рабочих групп. Теперь будут вырабатываться меры доверия. Список вопросов для рабочих групп не легок. Есть несколько проектов и предложений, которые затронут и политическую, и экономическую сферы. Это, конечно же, разблокирование железной дороги и международных автоперевозок по территории Приднестровья. И все это сводится к изменению таможенного режима. На этих пунктах интересы групп и столкнутся. Хотя уже сейчас европейцы заявили, что готовы выделить деньги на реконструкцию международных автотрасс М-14 и М-21, которые проходят через Приднестровье. По мнению международных организаций, автомобильные перевозки через ПМР невозможны из-за плохих дорог, а отнюдь не из-за таможенной схемы Молдавии для Приднестровья. Юрий Ганин говорит о том, что "с 2004 года Молдавия исключила ПМР из зоны Тиркарнета, то есть приднестровские печати не могут открывать и закрывать разрешение на грузы". "Молдавская сторона аргументировала это тем, что логистика нарушена из-за того, что ЕС предоставила массу преференций и поток на европейский рынки вырос - это компенсирует потери. Но на самом деле потери ПМР от отсутствия железнодорожных перевозок и от международных автоперевозок ежегодно - $25 млн, а преференции дают прибыль в $19 млн. Другими словами, $6 млн ежегодно - это цена европейской демократии для приднестровских предприятий", - заявляет вице-президент ТПП.

В том, что объездная и разорительная таможенная схема для импорта и экспорта приднестровских грузов и товаров будет изменена, сомневаются все. Отбирать у самой себя миллионные поступления в бюджет Молдавия конечно не будет. То же касается и железнодорожных перевозок. Но как первый шаг к договоренностям в транспортной сфере, Приднестровье предложило возобновить движение через Тирасполь дизеля "Кишинев-Одесса". Он поможет соединить три стороны и здесь менее всего таможенных проблем. Схема, по которой регулярно ходит московский поезд, вполне может быть примером. Даже ЕС и ОБСЕ понимают, что без решения этих вопросов, меры доверия между сторонами построить будет невозможно. "Какие стратегические цели у сторон? У молдавской стороны - это интеграция ПМР в Молдавию и на это нацелена работа рабочих молдавских групп. У Приднестровья стратегическая цель - это построение добрососедских отношений с Молдавией", - отмечает Юрий Ганин.

"Итак, позиции сторон по-прежнему абсолютно противоположны - Молдавия будет следовать принятому закону об особом правовом статусе восточных районов, Приднестровье - требовать равноправных полномочий. К чему это приведет? - задаются вопросом аналитики. Возможно, это очередной пиар-ход лидера молдавских коммунистов в преддверии парламентских выборов, а может искреннее желание разобраться с наболевшей проблемой", - заключает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

Экономический кризис: "На грани нищеты около 50% работающего населения республики"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Если проводить сравнительный анализ механизмов социальной защиты граждан в России и Приднестровье, то можно отметить, что, начиная с 2000 года, в России проводится целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни населения. В результате, за прошедшее время число граждан с доходами ниже прожиточного минимума сократилось с 29% до 14,4%. В 2007 году прожиточный минимум в РФ составил для трудоспособного населения - $169; средняя зарплата $528. Средняя пенсия -$119. В Приднестровье ситуация другая. Для сравнения, в ПМР прожиточный минимум для трудоспособного населения на конец 2007 года составлял $87; средняя зарплата - $218. Проблемой в ПМР является и уровень социальной защиты пенсионеров. Так, при общей численности населения в 550 тыс. человек, работающими являются 160 тыс., пенсионерами - 133,5 тыс. (соотношение 1:1,2). Достойные пенсии государство сможет обеспечить, когда на одного пенсионера будет приходиться примерно 3-4 работающих".

"Львиная доля расходов граждан (более 73%) приходится на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг, - отмечает информагентство. - Таким образом, уровень развития рынка продтоваров - один из показателей качества жизни населения страны". "В Приднестровье потребность населения в основных видах продовольствия не обеспечивается даже минимально, в свою очередь, этот факт ставит республику в прямую зависимость от импорта продукции этого вида", - подчеркивает ИА "Ольвия-пресс".

"В 2007 году, с учетом небывалой летней засухи и вследствие этого значительных потерь урожая, ситуация лишь усугубилась. При общем существенном спаде объемов производства, цены на продукты питания увеличились на 122,8%. Решить проблему можно за счет расширения ассортимента предоставляемой населению продукции, а также путем наращивания объемов производства продовольственных товаров", - резюмирует информационное агентство.

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "В Приднестровье цены на многие продукты питания, начиная с 2008 года, растут, не останавливаясь. По сравнению с февральскими ценниками, цифры на мартовских увеличились в среднем на 20-25%, и продолжают расти в апреле. Цены растут, и это значит, что доходы и сбережения (у кого есть) "подешевели" ровно на столько, на сколько выросли цены. Еще пару лет назад, имея $30 в кармане, можно было смело пойти на рынок и закупить продукты для семьи на неделю. Сегодня с такими деньгами на рынке делать нечего, цены за килограмм на "классические" мясо, колбасу и сыр приближаются к $10. Уровень заработных плат не поспевает за ростом цен. Население вынуждено экономить на всем, отказывая себе в качественных продуктах питания, медикаментах, полноценном отдыхе и оздоровлении". "В Минэкономики сообщают, что "государство уже отрегулировало все и в настоящий момент ничего не регулирует", - отмечает газета. - Действительно, по закону государство взяло на себя ответственность по фиксированию цен на социально значимые товары. В 2008 году были определены максимальные отпускные цены на муку, хлеб и хлебобулочные изделия - и все. Еще пару лет назад к категории социально значимых относилось гораздо больше наименований продуктов. Видимо, в этом году государство решило: лишь хлеб поедим, да водицей запьем! Основной части населения - пенсионерам - на большее денег все равно не хватит!".

"Еще государство спрогнозировало макроэкономическое развитие в 2008 году. Причем, Минэкономики разработал два варианта прогноза: реальный и оптимистичный. Согласно обоим, ожидается стабильная экономическая ситуация в республике, повышение стоимости товаров и услуг в течение года будет колебаться в пределах 13,2-18,84%. Факты говорят о том, что прогноз не выдержал даже 3-месячного испытания ценами на продукты питания. Как обычно, с изрядной долей оптимизма, Минэкономики ожидает "рост производственной активности экономических агентов Приднестровья и, как следствие, дальнейшее расширение экспортно-импортных потоков в условиях значительной ориентированности отечественной промышленности на импортное сырье", - пишет издание.

"Однако председатель парламентского комитета по экономике Михаил Бурла в своей работе "Экономическая динамика и обеспечение прав человека в условиях внешних ограничений" излагает несколько иные мысли, - отмечает газета. - Не отрицая наличия внутреннего потенциала, способного решить социально-экономические, экологические и военно-политические проблемы, Бурла говорит о том, что реализация намеченного ограничивается внешними факторами и специфической особенностью Приднестровья - отсутствием признанного международным сообществом политико-правового статуса региона".

"В своей работе Бурла говорит о том, что "экономические и политические ограничения приводят к сокращению или препятствуют максимальному росту экономических показателей, как следствие, уменьшаются ресурсы, необходимые для реализации принятых программ, что отрицательно сказывается на уровне жизни населения, способствует его эмиграции". Конечно, народ будет вагонами уезжать и самолетами улетать туда, где платят больше. Очень хочется спросить тех, кто практически ничего уже не регулирует, только оптимистично рассуждает: как при средней зарплате в $120, оплатив коммунальные услуги, квартплату и проезд, еще и прокормить, одеть, обуть, выучить двоих детей матери-одиночке, чей муж безвозвратно растворился в мире гастарбайтерства? Или как пенсионерке, честно отработавшей 40 лет учителем, получающей пенсию в 480 рублей ПМР (1 российский рубль = 0,36 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM), купить лекарства на 380 рублей в месяц, умудриться оплатить коммунальные услуги и при этом ноги не протянуть (случаи реальны, взяты из писем читателей)? Это - задачки посложнее написания прогнозов!", - пишет газета "Профсоюзные вести".

"Многие приднестровские цены на продукты не уступают европейским, но то, что среднестатистический европеец зарабатывает за месяц, наш бюджетник заработает за 3,5 года! Неудивительно, что цены в Приднестровье складываются с учетом того, что почти все продукты питания мы импортируем. Наша республика сегодня импортирует даже яблоки, которые прекрасно экспортировала еще в 80-е годы ХХ века", - подводит итог издание.

Газета "Человек и его права" пишет: "Проводимые в Приднестровье экономические реформы и преобразования привели к негативным последствиям, подтверждением чему является инфляция, снижение уровня минимальных государственных социальных гарантий и, как следствие, падение жизненного уровня населения. Изматывающая гонка цен на социально значимые продукты питания, тарифы на коммунальные услуги поставила на грань нищеты около 50% работающего населения республики. За 2007 год номинальная средняя заработная плата одного работающего в ПМР составила 1625 руб. и выросла по сравнению с 2006 годом на 28%, реально же с учетом инфляционных процессов рост средней заработной платы составил всего 7%, в то время как цены на основные социально значимые продукты питания и коммунальные услуги выросли на 30-35%". "В ПМР считается нормальным объявленное движение к мировым ценам на все, кроме цен на рабочую силу", - отмечает издание.

"Так, среднемесячная заработная плата работающих в сельском хозяйстве составляет 830 рублей ПМР, работники почтовой связи получают заработную плату 780 руб., средняя заработная плата работников бюджетной сферы 1068 руб., что на 22% ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством ПМР, а работники сквозных профессий бюджетной сферы получают заработную плату 385-400 руб., что в два раза ниже прожиточного минимума, т.е. находятся за чертой бедности. Органам власти необходимо обратить внимание на существующую неурегулированность в вопросах оплаты труда в республике. Оплата труда работников бюджетной сферы (учителей, врачей, работников культуры, лесного хозяйства и др.) формируется не по их вложенному труду, а по наличию денежных средств в бюджетах всех уровней на эти цели, что нарушает 35 статью Конституции ПМР, где указано, что вознаграждение за труд не может быть менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда", - пишет газета "Человек и его права".

"Снижение жизненного уровня граждан ПМР вызывает серьезную обеспокоенность профсоюзного актива республики, по роду своей деятельности призванного отстаивать права и интересы членов профсоюза, - отмечает издание. - Власть должна быть заинтересована в сильной, эффективной экономике, дающей новые рабочие места, производящей большее количество товаров, дающей возможность человеку труда не надрываться ради того, чтобы только выжить".

"Необходимо разработать комплекс мер, направленных на восстановление сельского хозяйства, развитие производства товаров, в том числе и для внутреннего рынка. Провести мониторинг работы предприятий, особое внимание обратив на выполнение инновационных программ, договорных обязательств. Нужно оказывать практическую помощь развитию малого бизнеса. Также необходимо рассмотреть возможность сокращения управленческого аппарата, исключить излишества в оформлении офисов государственных организаций, кабинетов, приобретении транспортных средств за счет средств бюджетов различных уровней. Должно быть перераспределение сэкономленных средств на увеличение зарплаты наиболее незащищенным категориям работающих и в бюджетной сфере. Нужно регулировать цены на основные социально значимые продукты питания, тарифы на коммунальные услуги, увязывая их с доходами населения. Также необходимо ужесточить спрос и ответственность с руководителей министерств и ведомств, администраций городов и районов, а за результаты работы по итогам квартала, полугодия, года, при необходимости проводить кадровую замену", - пишет газета. "В случае продолжения снижения уровня жизни населения и непринятия решений по стабилизации социально-экономической ситуации в республике люди могут начать применять присущие им методы борьбы - митинги, пикеты, акции протеста, забастовки", - заключает издание.

Сельское хозяйство: "Мелкие и крупные фермеры возмущены невозможностью получения российских кредитов"

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Споры вокруг льготных сельскохозяйственных кредитов из финансовой помощи России продолжаются. Мелкие и крупные фермеры возмущены невозможностью получения кредитов, выделенных Россией для преодоления последствий засухи - говорят, чтобы что-то собрать в нынешнем году, необходимы посевной материал и горюче-смазочные материалы, а не новая техника и закладка долголетних насаждений. Верховный Совет, контролирующий распределение средств, настаивает на том, что это кредиты на долгосрочную перспективу, а не на преодоление конкретных трудностей. Эти дискуссии мало, что решат, кредиты все равно получают и будут получать только крупные хозяйства. Большинство, конечно, на закупку новой техники. Некоторые заложат новые сады и виноградники. По итогам двух банковских советов кредиты будут выделены пятнадцати агрофирмам. Не распределенными осталось $3 млн 452 тысяч. Средства уже перечисляются на счета коммерческих банков. Аграрии и общественники считают, что необходимо упростить механизм и пересмотреть условия выделения кредитов. Так как за бортом этой программы остались малые сельхозпроизводители, которым нужны средства не на основные фонды, а на оборотные, то есть семена, удобрения, ГСМ. Общественники считают, что приоритеты необходимо менять, и в первую очередь учитывать интересы производителей. Но проблема не только и не столько в кредитовании, она шире. По мнению председателя политсовета Приднестровской республиканской партии по социально-экономической работе Виктора Бельченко, "проблема не в кредитовании, а в том, что нет эффективной программы, которая могла бы вытащить сельское хозяйство из кризиса, республика живет за счет экспортеров крупных предприятий малого бизнеса, сельского хозяйства нет, в таких условиях выжить нельзя".

"Всех проблем сельского хозяйства только за счет средств гуманитарной помощи не решить, нужны серьезные инвестиции и комплексный подход. Проблем у сельхозпроизводителей немало: и рынки сбыта, и постоянный рост цен на дизтопливо, посевной материал и средства защиты растений. К тому же погода вносит свои коррективы. Сейчас состояние зерновых хорошее, а вот прогнозировать урожай, а значит и прибыль, пока рано. Даже высокие цены на продукты не всегда покрывает затраты на выращивание. По мнению ведущих аграриев, чтобы сельское хозяйство было рентабельным, необходимо внедрять новые технологии, которые позволят снизить себестоимость продукции, а значит и цены на рынке, а они требуют серьезных капиталовложений. Универсальных путей нет, но искать их надо совместно, с привлечением всех заинтересованных сторон", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Межпартийный консультативный совет подготовил ряд рекомендаций по распределению сельскохозяйственных кредитов. В заявлении отмечается, что сельскохозяйственным предприятиям был предоставлен "крайне сжатый срок на разработку и предоставление проектов для получения кредитов". Партийцы посчитали целесообразным: уменьшить ставку по техническим кредитам до 2-3% годовых (вместо 5%), поскольку помощь Приднестровью была выделена Россией безвозмездно; установить, что погашение суммы основного долга осуществляется не ранее, чем через шесть месяцев (учитывая сезонный характер сельскохозяйственного производства); при распределении кредитов не менее 50% от общего фонда выделять крестьянским и фермерским хозяйствам; указать, что заседания Банковского Совета ПРБ по распределению кредитов должны проводиться в открытом режиме".

"Исполнительным и законодательным органам власти Консультативный совет предлагает разработать согласованную стратегию развития агропромышленного комплекса республики и в процессе её реализации "более активно взаимодействовать" друг с другом, а также с институтами гражданского общества, - отмечает информагентство. - В свою очередь Комитету по промышленности, аграрной политике и природным ресурсам Верховного Совета ПМР рекомендуется провести публичное обсуждение вопросов, возникших при реализации существующего порядка распределения гуманитарной помощи".

"Опасения у общественников и партийцев вызывает и то, что механизм распределения гуманитарной помощи был разработан без участия самих аграриев, которым она предназначена Россией. Члены межпартийного Консультативного совета убеждены, что формула "законы, регулирующие жизнь общества не должны приниматься без учета общественного мнения" распространяет своё действие и на порядок предоставления кредитов приднестровским фермерам, а потому нужно четко расставить акценты: чьи интересы соблюдаются в первую очередь - аграриев или финансово-кредитных организаций", - подводит итог информационное агентство.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, по итогам двух заседаний Банковского совета ПРБ было удовлетворено 15 заявок от сельхозпроизводителей ПМР на общую сумму $5 555 000, в резерве находится еще $3 452 000. Кредиты выдаются на 5 лет под 5% годовых, каждый получатель финансовой помощи вправе рассчитывать на сумму до $500 тысяч.

В декабре 2007 года в ответ на обращение депутатов Верховного совета ПМР Россия выделила гуманитарную помощь в размере 640 миллионов российских рублей, в том числе 220 млн 500 тыс. на поддержку развития сельского хозяйства. 27 февраля 2008 года ВС ПМР принял постановление о порядке распределения финансовой помощи РФ для оказания технической поддержки организациям агропромышленного комплекса.

Базовые принципы распределения технической помощи разрабатывал Верховный Совет ПМР. По требованию Центробанка России деньги, направленные на кредитование сельского хозяйства, должны получить многократное обращение, то есть после возврата кредита средства должны быть вновь направлены на поддержку других сельхозпроизводителей.

Первоочередное право на получение кредитов предоставляется сельхозпредприятиям, ранее не имевшим субсидий государства в виде покрытия 3/4 ставки рефинансирования, без задолженностей перед бюджетами всех уровней по начисленным за 2006 год платежам. Также кредит не могут получить предприятия, руководителями которых являются депутаты Верховного Совета, члены Кабинета министров, главы госадминистраций, их супруги и близкие родственники. Таким образом, парламент Приднестровья принял решение о том, что в первую очередь кредиты будут выдаваться предприятиям, ранее не получавшим государственных субсидий и не имеющих задолженностей перед бюджетами всех уровней. Данное решение было принято с целью гарантировать возврат денег.

Согласно решению ВС ПМР, финансирование за счёт кредитов заявленных бизнес-проектов будет производиться на 80%, 20% станут долей самого заявителя; отсрочка платежа по кредиту допускается на один год с начала программы кредитования; кредиты будут выдаваться в российских рублях, чтобы избежать возможного негативного влияния инфляции; бизнес-планы станут достоянием общественности.

По данным министерства экономики потери урожая от засухи лета 2007 года исчисляются в сумме порядка $46 млн. На восстановление потерь необходимо около $35 млн. Помимо этого значительные финансовые средства требуются также на восстановление мелиоративной системы республики - порядка $70 млн.

Также по данным, приведенным в обращении Верховного совета ПМР к Государственной думе Российской Федерации с просьбой об оказании республике финансовой помощи для ликвидации последствий засухи отмечается, что "для поддержания экономики Приднестровью необходимо около $94 млн, в том числе на восполнение потерь сельхозпроизводителей - около $45 млн, на воспроизводство посевных культур в 2008 году - около $30 млн; свыше $10 млн Приднестровью необходимо на компенсационные выплаты в связи с ожидаемым повышением предельных цен на продукты первой необходимости, а также свыше $8 млн дополнительных средств в случае отсутствия в республиканском бюджете средств на покрытие дефицита для выплаты пенсий в 2007-2008 годах".