Совет Федерации РФ инициирует разработку концепции федерального закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в России и рекомендует правительству РФ рассмотреть целесообразность разработки федерального закона о ГЧП. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом речь шла на заседании круглого стола по теме "Государственное частное партнерстве в инвестиционной деятельности: проблемы, пути их решения, законодательное обеспечение" 23 апреля в Совете Федерации.

По словам управляющего партнера адвокатского бюро "Вегас-Лекс" Альберта Еганяна, в России нет единого закона о ГЧП, и пришло время, когда он мог бы стать базовым. В этой области база уже складывается, хотя и хаотично, заявил Еганян. По его мнению, законодательным органам власти необходимо аккумулировать законодательную базу ГЧП, а затем через год или два создать единый закон. Это необходимо сделать для того, чтобы не причинить ущерб тем инвестиционным проектам, которые уже реализуются посредством ГЧП, считает Еганян. Он отметил, что без корректировки законодательной базы программа ГЧП по модернизации инфраструктуры в России выполнена быть не может.

Участники круглого стола заявили о необходимости подготовить изменения в бюджетное законодательство, которые сняли бы барьеры на пути финансирования ГЧП из Инвестиционного фонда РФ, а также о создании в федеральных округах и субъектах России местных отделений Инвестфонда и Банка развития. По словам Еганяна, региональные инвестиционные фонды уже создаются для одобрения региональных инвестиционных проектов, однако здесь возникают проблемы в региональном законодательстве, причем большинство проблем калькируется с тех проблем, которые существуют на уровне Федерального инвестиционного фонда, отметил Еганян.

По данным Совфеда, к реализации с использованием средств Инвестфонда одобрено 20 проектов, из которых 45% направлены на развитие транспортной инфраструктуры, 30% - на развитие промышленных отраслей, 10% - на реализацию проектов в области ЖКХ и 5% на создание инновационной инфраструктуры. Суммарный объем инвестиций на эти проекты превысит 1 трлн рублей, из которых 30% (341,8 млрд руб.) будут выделены из Инвестфонда, а остальные средства предоставят частные инвесторы. Вместе с тем всего за 2006 - 2007 гг. из средств Инвестфонда было израсходовано 34,5 млрд руб. из выделенных 180 млрд, то есть - 19,1%.

Как отметили участники круглого стола, бизнес не стремится участвовать в проектах ГЧП из-за излишней бюрократизации процедур, потенциальные партнеры заявляют о высоком риске, связанном с проектами ГЧП из-за значительной временной протяженности таких проектов, которая составляет 15-30 лет, и возможного снижения их правительственной поддержки на протяжении этого срока.

Еганян отметил, что созданная межведомственная рабочая группа по совершенствованию законодательного обеспечения ГЧП должна разработать механизм использования ГЧП в тех отраслях, где оно не используется, а также ускорить процедуры реализации этих проектов. Необходимо также решить вопросы разделения полномочий между государственными и частными компаниями, а также опросы прав значительного количества частных компаний - участников ГЧП, считает Еганян.

По мнению участников круглого стола, необходимо внести изменения в федеральный закон об особых экономических зонах РФ в части предоставления полномочий региональным органам госвласти по созданию особых экономических зон регионального значения, а также определить четкие финансово-экономические условия и механизм долевого участия не только субъектов Федерации, но и муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП.

Участники заседания также отметили недостаточность проработки закона о концессионных соглашениях. По данным начальника отдела нормативно-методической работы департамента инвестиционных программ и проектов Министерства регионального развития России Дмитрия Замышляева, правительственной комиссией отобраны семь концессионных проектов, из которых большинство транспортных. Однако участники круглого стола отметили, что договор концессии не предоставляет потенциальным инвесторам дополнительных коммерческих или юридических прав, а также защиты их интересов, накладывая на них существенные обязательства и ограничения. Начальный этап реализации этого закона выявил ряд проблем, тормозящих привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты. Главная проблема состоит в том, что бюджетное законодательство изменилось, но не адаптировалось к совместному вложению государством и частными компаниями инвестиций в объекты концессионных соглашений, говорилось в ходе заседания.

По словам Еганяна, есть около пяти крупных проектов в дорожном хозяйстве, вместе с тем концессия в железнодорожном транспорте не стартует из-за нормативных ограничений. Реконструкция железнодорожных вокзалов без ГЧП невозможна, поскольку РЖД не обладает достаточными ресурсами, частные компании готовы инвестировать эти средства, но уровень рисков при нынешнем законодательстве слишком высок, отмечалось на заседании. По словам Еганяна, такая же ситуация сложилась и с аэропортами, морскими и речными портами.