В Марий Эл последователи традиционной религии национальный аналог Пасхи - Кугече. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Центре марийской культуры, этот праздник приходится на конец пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле.

Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца.

До христианизации Марийского края черемисы-язычники отмечали свой праздник, связанный с весенним равноденствием.

Исконное название былого языческого праздника сейчас уже утеряно, но некоторые обряды остались и с далекого прошлого. Главный из них - изгнание злых духов - келтымашей (у горных мари), или шайтанов. По данным историков, последнее название, появилось под влиянием соседей-мусульман - татар и чувашей.

Накануне деревенские жители заготавливают рябиновые прутья (у многих финно-угорских народов рябина считается оберегом от зла), которыми затем хлещут ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме, чтобы изгнать таким образом нечистую силу.

По окончании обряда изгнания шайтана устраивается праздник с обильным угощением.

Еще одна традиция правздника Кугече - катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня.

Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Будто бы влюблённые стали прародителями марийского народа. В честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях. Согласно данным опросов, в 2007 году среди коренного населения республики насчитывалось около 5-7% "чистых" язычников, 60% "двоеверов" (двоеверы ходят в церковь и в священные рощи, считая, что по-разному поклоняются одному Богу).

Всего в Марий Эл 43% от общего числа населения - мари.