Приднестровское урегулирование: "После неудачной попытки изнасилования Кишинев торопится овладеть приднестровской "невестой" по "взаимному согласию". Молдавия - Румыния: "Защищая право молдаван Румынии на самоидентификацию, Кишинев и слышать не хочет об аналогичном праве для приднестровцев". Национальный вопрос: "Цель русофобов в Молдавии и их "благодетелей" из Вашингтона и Брюсселя - оторвать Молдавию от России и уничтожить молдавскую государственность".

Приднестровское урегулирование: "После неудачной попытки изнасилования Кишинев торопится овладеть приднестровской "невестой" по "взаимному согласию"

И Кишинев, и Тирасполь рассчитывают, что Россия встанет именно на их сторону в процессе урегулирования 18-летнего приднестровского конфликта, и каждая из сторон при этом совершенно по-разному видит будущий статус сегодня непризнанного, но де-факто независимого региона, пишут "Молдавские ведомости". Такой вывод можно сделать из заявлений официальных лиц Молдавии и Приднестровья, которые звучат в последние недели. После того, как 7 апреля президент Молдавии Владимир Воронин позвонил своему тираспольскому коллеге Игорю Смирнову, а спустя несколько дней провел с ним первую за семь лет личную встречу, Кишинев стал высказывать оптимизм по поводу того, что проблему можно решить до очередных парламентских выборов 2009 года.

Но Тирасполь не верит в гарантии Воронина, который после двух президентских сроков должен будет уйти с поста главы государства, и неизвестно, какими будут новые молдавские парламент, правительство и четвертый президент, продолжают "Молдавские ведомости". Представители Тирасполя говорят, что Смирнов согласился разговаривать с Ворониным только после телефонного звонка министра иностранных дел России Сергея Лаврова из Москвы. Кишинев не отрицает, что именно Россия подтолкнула стороны к переговорам. Ключевую роль Москвы в происходящих процессах признал и сам Воронин, и главный кишиневский переговорщик, министр реинтеграции Василий Шова. Воронин и Смирнов договорились, что рабочие группы экспертов обсудят меры укрепления доверия и развития инфраструктуры в регионе. Тирасполь обещал снять запрет на поездки молдавских руководителей в Приднестровье, а Кишинев готов просить Европейский союз и США отменить визовые ограничения на поездки приднестровских лидеров на Запад. Но точной даты возобновления политических переговоров по статусу Приднестровья пока никто не знает.

Переговоры, зашедшие в тупик два года назад, проходят в формате "5+2" с участием России, Украины, США, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского союза, пишут "Молдавские ведомости". Посредники и наблюдатели ведут себя довольно вяло, особой инициативы не проявляют. Россия полагает, что после того, как написанный при ее участии пять лет назад Меморандум Козака был отвергнут, ей сегодня больше подходит роль "читателя" документов, которые могли бы написать другие. Украина, выдвинув три года назад технический "План Ющенко", сегодня тоже ничего не делает. Про какие-то инициативы ОБСЕ также ничего не слышно. У США и ЕС во всем этом процессе, вообще, чисто декоративная роль. Их статус наблюдателя говорит сам за себя - наблюдают себе со стороны, и ничего больше. Посредники и наблюдатели не спешат лезть на рожон и говорят, что они согласятся с любым решением, по поводу которого договорятся сами стороны, то есть Кишинев и Тирасполь. На таком фоне поведение сторон сильно контрастирует друг с другом. Официальный Кишинев напоминает объевшегося виагры старого ловеласа, который, после неудачной попытки изнасилования, торопится "по-быстренькому" овладеть приднестровской "невестой" по "взаимному согласию". Тирасполь же никуда не торопится и готов до бесконечности имитировать переговорную активность, чтобы в конечном итоге, очень может быть, эту самую "невесту" отвергнуть.

Кишинев утверждает, что положил на стол переговоров пакет из четырех документов - о гарантиях населению Приднестровью, об особом правовом статусе региона, "дорожную карту" по реализации первых двух документов и заявление о сохранении конституционного нейтралитета Молдавии, продолжают "Молдавские ведомости". Молдавская сторона верит в то, что партнеры по переговорам в той или иной степени поддерживают эти пакетные соглашения, и что при "позитивной динамике" парламентские выборы 2009 года можно будет провести на всей территории Молдавии, включая Приднестровье. В администрации президента Молдавии придумали сказку о том, что Москве якобы выгодно урегулировать приднестровскую проблему, чтобы продемонстрировать свой конструктивизм на фоне деструктивности Запада в Косово. В эту сказку поверили даже некоторые западные дипломаты. На самом деле, у Москвы нет какого-то особого интереса решить этот конфликт, отмечает издание. Если Кишинев не хочет договариваться с Тирасполем, если ОБСЕ, Украина, ЕС, США ничего по существу не предлагают, то зачем Москве бежать впереди паровоза? Зачем ей давать козыри в руки Владимиру Воронину перед парламентскими выборами и Виктору Ющенко перед очередным саммитом НАТО? Чтобы получить славу добросовестного миротворца? Но все равно западные партнеры этого не оценят. И Воронин, стоит ему только удержать хоть частицу власти в 2009 году, тоже на второй день забудет про Россию. Гарантии человека, который в 2003 году развернул в небе направлявшиеся в Кишинев самолеты президента России, гроша ломаного не стоят.

В самом Тирасполе убеждены, что до выборов нет смысла договариваться с Кишиневом по принципиальным вопросам, потому что никто не может гарантировать эти договоренности, пишут "Молдавские ведомости". В то же время, Тирасполь не отказывается от переговоров. Он откровенно издевается и над Кишиневом, и над западными посредниками и наблюдателями. Недавно он даже предложил Европейскому союзу распространить действие пограничной миссии EUBAM с приднестровского участка украинско-молдавской границы на всю территорию Приднестровья. В Брюсселе думают.

Тирасполь прекрасно освоил все уловки "европейского и демократического переговорного процесса", продолжают "Молдавские ведомости". Научился наполнять красивую форму пустым содержанием. Лидеры Приднестровья поняли, что если процессу нельзя сопротивляться, его нужно возглавить. Задушить партнеров в своих объятиях. Сегодня лидеры Тирасполя в первых рядах сторонников переговоров, консультаций, заседаний экспертных групп и т.п. Они замечательно имитируют конструктивизм, добрую волю, толерантность и открытость к диалогу. Они могут заниматься всем этим еще лет сто. Недавно президент Воронин заметил, что "в приднестровском урегулировании начался обратный отсчет времени". Президент, наверное, сам не понял, насколько точно он выразился. Прямой отсчет - это 18 лет, значит, обратный отсчет - это еще 18 лет. То есть где-то к 2025 году, по версии Воронина, может быть, что-то прояснится, подводит итог издание.

Вот уже скоро двадцать лет как Молдавия и Приднестровье живут раздельно, пишет "Ника-пресс". Все эти годы мировые державы проявляют весьма большую заинтересованность в урегулировании этого конфликта. Россия, США, Украина, страны ЕС попеременно предлагают свои пути решения проблемы. Все помнят "план Примакова", "меморандум Козака", "план Ющенко" и т.д. На днях свой "план" разрешения конфликта на берегах Днестра озвучила Румыния. Президент соседней страны Траян Бэсеску считает: "Украина должна вернуть Молдавии Южную Бессарабию и Северную Буковину, если хочет забрать себе Приднестровье". План румынского президента вызвал неоднозначную реакцию в мире, хотя он, по сути своей, от других планов мало чем отличается. Каждая страна, предлагающая свой вариант урегулирования, исходила из своих интересов. Просто эти интересы были более тщательно закамуфлированы, в то время как Бэсеску предпочел назвать вещи своими именами.

Председатель альянса "Молдова ноастрэ" Серафим Урекян считает встречу президента Воронина с приднестровским лидером Смирновым неудачной во всех отношениях и не имеющей никаких перспектив по части возобновления полномасштабного переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. В интервью "Ника-пресс" Урекян отметил, что после длительного перерыва в контактах между двумя деятелями, наполненного взаимными обвинениями, надежды на так называемый прорыв в диалоге конфликтующих сторон представляются призрачными. Кроме того, считает собеседник агентства, за этот период Воронин показал себя крайне ненадежным партнером и не только для Смирнова, но и для всех тех, кто делал на него ставку как на ведущего политика страны. Урекян напомнил, что президент обманул всех - от отечественных избирателей до зарубежных союзников РМ: то он обещал вступление Молдавии в союз России и Белоруссии, то объявлял федерализацию страны главным рычагом в решении ее болезненного территориального вопроса, то начинал реформы по европеизации государства... Ничего из намеченных планов у Воронина не получилось, сказал председатель АМН, но зато получилось удержаться у власти, что, очевидно, и являлось главной его целью.

Недавнюю встречу Воронина со Смирновым Урекян также отнес к действиям, направленным на сохранение ведущей роли ПКРМ и после выборов 2009 года и демонстрирующим ее исключительные и единоличные способности урегулировать приднестровскую проблему, продолжает "Ника-пресс". Такую манеру отношения к важнейшей государственной проблеме следует считать абсурдной и бессовестной, сказал Урекян, поскольку неоднократные предложения оппозиционных партий создать парламентскую комиссию с полномочиями обсуждать текущее состояние отношений Кишинева и Тирасполя и, как минимум, получать информацию о деятельности Министерства реинтеграции получали молчаливый отказ, причем безо всяких объяснений. В этой связи председатель АМН заявил, как он сам выразился, с полной ответственностью, что в различных европейских структурах с удивлением задают вопросы о причинах, по которым высший законодательный орган РМ отстранен от участия в урегулировании. Урекян высказал сомнения в эффективности работы молдавских экспертных и отраслевых групп, создаваемых для реализации различных проектов, сближающих стороны, поскольку это также происходит без участия парламентариев, а сами группы собраны непонятно по каким принципам и с учетом каких кадровых качеств их участников. К перечню неудач Воронина, кичащегося своим статусом инициатора встречи, Урекян прибавил и, на его взгляд, целый ряд технических промахов, допущенных командой президента РМ, что продемонстрировало недостойную торопливость молдавского лидера и подтвердило наличие скрытых целей диалога. Среди промахов председатель АМН назвал проведение встречи в Бендерах, т.е. на территории Смирнова, а также промелькнувшую в большинстве телевизионных отчетов о событии приднестровскую государственную символику.

Замечание Урекяна о технических промахах можно было бы отнести к ворчанию оппозиционера, вечно недовольного властью и не желающего за пустяшными деталями видеть главных достижений, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". В самом деле, президент обещал, что пожмет руку хоть кому, хоть самому Смирнову (понятен был намек) ради объединенного счастья жителей Молдавии. Так что же обращать внимание на пустяки... За подсказку, конечно, спасибо. И в следующий раз, если очередная встреча состоится опять на "территории Смирнова", Воронин привезет на нее символы молдавской государственности, чтобы ни у кого не было поводов упрекнуть его в суетливости и пренебрежении к деталям.

Сегодня кажется, что все основные аспекты "исторической встречи на Днестре" рассмотрены, оценки расставлены энергично, как и определены основные контуры и даже механизмы приднестровского урегулирования, продолжает "Ника-пресс". Но все ли? И нет ли оснований, когда затихли восторги (особенно с молдавской стороны и со стороны тех, кого называют международными экспертами), еще раз присмотреться к сюжетам встречи и спокойно, без фанфар, их оценить. Оба президента сказали, что теперь (уже теперь-то!) молдавские чиновники будут без проблем посещать Приднестровье, а приднестровским чиновникам будет разрешен не только въезд на территорию Молдавии, но, благодаря хлопотам Кишинева, и по всему Евросоюзу. Они же сказали, что будут работать над упрощением режима пересечения де-факто существующей молдавско-приднестровской границы в обе стороны. Что же здесь? А много всего. Очереди в приграничных зонах как стояли, так и стоят, условия их пересечения как были довольно строгие, так и остаются. И нет никаких признаков того, что ситуация изменилась. Да она и не может измениться: до тех пор, пока не будет решен главный политический вопрос о статусе ПМР, соответствующие органы будут действовать на границе согласно своим обязанностям, т.е. защищать интересы независимой (пусть и непризнанной) республики. И отсюда вывод. Когда "паны дерутся", то у холопов, согласно пословице, должны "чубы трещать". А когда они объявляют о том, что собираются, ну, как бы на время и, типа, помириться, но у холопов опять чубы трещат, то это что? В лучшем случае, это означает, что ничего паны в своих отношениях не поменяли и не собираются менять. В худшем случае, если "чубы трещат" во время перемирия, то что же будет, когда паны вернутся в свои окопы? Что Воронин и Смирнов в свои окопы вернутся, сомнения никакого быть не может - каждая сторона фактически стоит на своем (читайте основные документы Тирасполя и Кишинева, относящиеся к подходам в урегулировании конфликта) и отступать с завоеванных высот пока не собирается.

Сюжет второй: заявление Воронина о том, что он предложит Евросоюзу отменить запрет для большой группы приднестровских чиновников на въезд в страны ЕС, должно вызвать следующие вопросы и выводы, пишет "Ника-пресс". Ранее объявленный и периодически продлеваемый запрет - это дело рук и Воронина? Если Воронин оказывал свое влияние на такое решение ЕС, то что же это за контора такая, которая прислушивается и слушается президента государства - не члена Союза? Если же ЕС принял решение приднестровцев "не пущать в свою зону" и если решение основано на каких-то евросоюзных нормах, то отмена его должна как минимум означать, что "сепаратисты исправились" и что стали вдруг хорошими. Что это за нормы, и как они исправились? Прежде чем разрешить приднестровскому чиновничеству "выход в европейский свет", надо будет ЕСу объясниться. Если он не соизволит это сделать, то опять вернемся к выводу: ну и контора! И если ЕС все-таки даст пресловутое разрешение и сделает это втихую, то надо будет об этой конторе говорить как о месте, где позволяют себе манеры, плохо совместимые со здравым смыслом. Вообще, лучше бы Воронин не заикался о европейском запрете и своем участии в его снятии - он крепко подставил ЕС. Что там теперь будут с этим делать - трудно понять, отмечает агентство.

Сюжет третий: в день встречи Воронина и Смирнова в Приднестровье появились два высокопоставленных дипломата, представляющих США и Великобританию, продолжает "Ника-пресс". Очень может быть, что это случайное совпадение. А может, и нет... Как-то уж очень их визит напоминал некую поднадзорную акцию - даже если вы, господин президент, выедете в Приднестровье, то мы все равно рядом, хоть и дорога туда непростая. Западники, очевидно, не могут забыть своего ноябрьского (2003 года) успеха, когда они оказались рядом с Ворониным и вовремя предостерегли его от подписания "меморандума Козака". Если это случайное совпадение, то оно все равно возвращает к временам, когда эксперты размышляли о возможных вариантах развития событий ноября 2003 года. Допустим, предполагали они, Воронину, тогда уже готовому к подписанию "федерализационного документа", московские чиновники нашли такое увлекательное и приятное занятие, что западные партнеры по урегулированию не нашли бы президента РМ, как ни старались, в его рабочем кабинете и что самолет Путина все-таки приземлился бы в Кишиневе и события развились бы по намеченному сценарию? Им даже страшно себе такое представить. Ох, не верят западники Воронину... Хотели бы поверить, но не могут, подводит итог агентство.

Главной новостью этого месяца для Молдавии, вне всякого сомнения, стала встреча президентов Молдавии и Приднестровья, пишет "Коммерсант Plus". Многие эксперты и политики заговорили о возможности скорого объединения берегов. С точки зрения экономистов, достигнуть экономического примирения Республики Молдова и ПМР будет еще сложнее, чем политического. За прошедшие годы на двух берегах Днестра сложились две экономические системы, совместить которые будет не так уж и просто. Самыми "горячими" в процессе реинтеграции станут, несомненно, вопросы собственности, приватизации, таможни, регистрации предприятий, внешних долгов. Укрепление доверия между Кишиневом и Тирасполем в экономическом плане не будет происходить без столкновения интересов, что усложнит процесс, который продлится дольше, чем предполагается. Хотя, если политические переговоры неоднократно прерывались, экономические и деловые связи между двумя берегами - более или менее активные - никогда не прекращались.

Есть много факторов, которые усложнят сближение двух экономик, в течение 15-ти лет существовавшие по отдельности, продолжает "Коммерсант Plus". Значительные расходы потребуются для принятия единой валюты. Для этого необходим ряд мер административного, финансового и экономического характера, а также огромные затраты. Международные и местные эксперты пока воздерживаются оценивать этот процесс. "Экономическая реинтеграция невозможна без политического урегулирования конфликта", - утверждают они. Другое "яблоко раздора" - приватизация собственности в приднестровском регионе, поскольку она никогда не была признана Молдавией, и даже объявлена незаконной. 1 января 2005 года вступил в действие Закон о приватизации предприятий левого берега Днестра, которым отменялись результаты приватизации в Приднестровье. Закон предусматривал передачу компаний в собственность трудовых коллективов. Правительство потребовало от иностранных инвесторов изъять свои капиталы из приднестровского региона. Будет ли узаконена эта приватизация после возобновления экономических отношений? Молдавские власти будут вынуждены это сделать, поскольку никто не захочет уступить свою собственность, даже если после реинтеграции будет произведен передел собственности и рынка между влиятельными группами. Неизбежен пересмотр самой системы и принципов управления экономикой. В приднестровском регионе не была осуществлена аграрная реформа, а продажа земли запрещена. И это не единственный пример.

Очень чувствительной проблемой является внешний долг, пишет "Коммерсант Plus". Как известно, внешний долг Республики Молдова в 2007 году достиг 3 миллиардов 300,29 миллиона долларов, согласно данным Национального банка Молдавии. У ПМР также есть внешний долг перед "Газпромом", но он значительно меньше. Согласится ли Тирасполь, чтобы эти долги были выплачены и налогоплательщиками с левого берега Днестра? Захочет ли, в свою очередь, население приднестровского региона платить больше за газ или станет ли "Газпром" более снисходительным к "реинтегрированному государству-другу России"? Последние два года Молдавия платит дороже за газ, чем Тирасполь. В первом квартале "Газпром" поставлял РМ природный газ по цене $191 за тысячу кубометров, а во втором - $213, в то время как Тирасполь будет платить в этом году $195 за 1000 м3. Есть и проблемы инфраструктуры, которая в течение полутора десятков лет развивалась автономно, а экономическое пространство, бывшее единым, разделилось после 1991 года на две самостоятельные функциональные системы.

Параллельное развитие экономик Республики Молдова и приднестровского региона имели как следствие разные законодательные и нормативные рамки, а также разные механизмы, на которые опираются, хотя экономические отношения между РМ и приднестровским регионом никогда не прекращались, продолжает "Коммерсант Plus". Движение товаров между двумя берегами Днестра анемично и колебалось в зависимости от "температуры" политических отношений. Сейчас "торговый обмен" составляет около 100 миллионов долларов США, однако далек от уровня, достигнутого в 1998 году - 169,1 миллиона долларов США. И это не единственные проблемы, которые должны быть решены в процессе "укрепления доверия" и на последующем этапе реинтеграции. Еще не закончилась "железнодорожная война", вынудившая Кишинев пойти на огромные расходы для перенаправления железнодорожного транспорта. Могут вмешаться и амбиции экономических элит, которыми пренебрегать нельзя, подводит итог издание.

Никто не спорит с тем, что российская дипломатия способствовала возобновлению переговоров Воронина и Смирнова посредством дипломатических усилий, пишет Info-Prim Neo. В действительности же реальный импульс этим переговорам был дан Европейским союзом, утверждает агентство. Именно ЕС изменил положение дел, вынудив Тирасполь вести переговоры. Впервые с 1992 года Республика Молдова выступает уже не как сторона, выпрашивающая воссоединения у Приднестровья, а как партнер, ведущий переговоры в определенной степени с позиций силы и имеющий, что предложить. И это - благодаря ЕС, который располагает стратегией содействия реинтеграции Республики Молдова, которая продвигается на трех уровнях.

План заключается в оказании давления на Приднестровье, продолжает Info-Prim Neo. Визовые ограничения для приднестровских представителей и, в особенности, запуск Пограничной миссии EUBAM и введение нового таможенного режима в 2006 году - это результаты участия Европейского союза в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Именно ЕС оказал давление на Украину, чтобы побудить ее внедрить новый таможенный режим, и именно действия ЕС на границе косвенно заставили приднестровские компании регистрироваться в Кишиневе. Сочетание нового таможенного режима и миссии EUBAM создает значительную социальную и политическую напряженность в Приднестровье. Элиты обладают меньшим доступом к незаконным преимуществам трафика и контрабанды. Население страдает от инфляции и экономического кризиса. Только Россия посредством своей помощи могла смягчить для Тирасполя последствия действий Европейского союза. Возобновление молдавско-российского диалога способствовало прекращению поставок российской помощи в Приднестровье. Однако именно Европейский союз создал эту ситуацию вокруг Приднестровья и заложил основы реинтеграции единого экономического пространства Республики Молдова.

Второй элемент стратегии ЕС касается европеизации Молдавии, что должно сделать ее более привлекательной для жителей Приднестровья, пишет Info-Prim Neo. План действий, соглашение об облегчении визового режима, экономическая помощь, помощь пограничной и таможенной службам - все это вписывается в соответствующую стратегию. Однако важнейшим элементом стала либерализация торговли посредством Обобщенной системы преференций GSP+, а с марта 2008 года - и с помощью автономных торговых преференций, режима торговли, который был предоставлен только странам Балкан и Республике Молдова. Кроме того, Молдавия стала одним из лидеров по объему полученной европейской помощи на душу населения. Сегодня Европейский союз выделяет Молдавии финансовую помощь, объем которой практически сопоставим с размером помощи балканским странам, у которых есть перспектива вступления в ЕС. Каковые результаты этих мер? В ноябре 2007 года в ходе встречи с представителем Европейского союза в Республике Молдова Кальманом Мижеем в Торгово-промышленной палате Тирасполя приднестровские бизнесмены ходатайствовали о предоставлении и им облегченного визового режима - как гражданам Республики Молдова. А еще важнее - рост приднестровского экспорта в Европейский союз. В 2006-2008 годы экспорт региона в ЕС вырос на 59 процентов, это больше темпов увеличения экспорта в Россию. Сегодня Европейский союз - основной рынок сбыта продукции приднестровских экономических агентов. И чем дальше, тем более зависимой будет становиться приднестровская экономика и от ЕС, и от статуса компаний, зарегистрированных в Кишиневе. Настолько же важно желание приднестровских университетов получать аккредитацию в Кишиневе, обеспечивая, таким образом, доступ к проектам международного сотрудничества и европейским стипендиям для студентов. Это лишь несколько примеров, с помощью которых Европейский союз делает Молдавию привлекательней и еще более незаменимой для ряда важных сегментов приднестровского общества.

Третий элемент стратегии касается обещания определенных еще больших экономических преимуществ в случае воссоединения страны, продолжает Info-Prim Neo. В воссоединенной Молдавии и жители Приднестровья будут получать помощь Европейского союза. Еще более важны переговоры о международном финансировании ряда инфраструктурных проектов трансъевропейских коридоров, которые могут в будущем пересечь Молдавию, в том числе и Приднестровье. Финансировать соответствующие проекты будут не Россия и не Молдавия, а именно Европейский союз и США. В этой связи необходимы разумные дискуссии о преимуществах и цене воссоединения Молдавии. Существует определенный компромисс в плане преимуществ: создание единого экономического пространства, контроль на границе, восстановление территориальной целостности и др. Однако цена этих достижений обсуждается намного меньше. Важно рассмотреть и это. Например, какими будут последствия урегулирования приднестровского конфликта на процесс европейской интеграции Молдавии? Каким будет эффект воссоединения страны на политическую и партийную систему Молдавии? Достаточно ли созрела политическая система Кишинева, чтобы поглотить и преобразовать систему Приднестровья, не "приднестровизовавшись"? Готова ли Молдавия назначить Валерия Лицкая заместителем министра иностранных дел, Евгения Шевчука - спикером или премьер-министром, а Елену Черненко - министром экономики? Что выйдет из слияния министерств внутренних дел Кишинева и Тирасполя? А из объединения СИБ и МГБ? Какой будет судьба 1,8-миллиардного долга Приднестровья перед Россией? Будет ли он возложен на Молдавию? Как в таком случае расплатится Молдавия? Уступив железные дороги, газопроводы и электроцентрали "Газпрому"? Или Россия простит часть долга, а Республика Молдова, Европейский союз и США компенсируют остальную часть?

Реальное воссоединение Молдавии не произойдет на основании подписания документа, который будет назван конституцией, соглашением или меморандумом, пишет Info-Prim Neo. Кипр был воссоединен в 1964 году на основании новой конституции, однако в 1974 году это соглашение потерпело фиаско, в результате чего вспыхнул еще более серьезный, чем прежде, конфликт, который не был урегулирован до сих пор. И воссоединение Молдавии станет провальным, если не впишется в европеизацию страны. В том числе государственных институтов Кишинева, которые остаются нереформированными и глубоко неевропейскими. Европейский союз может помочь Молдавии решить некоторые из перечисленных выше дилемм, однако все зависит от желания официального Кишинева внедрять на практике политические и экономические реформы. До настоящего времени с помощью давления на Приднестровье, укрепления Молдавии и обещаний о помощи для реинтегрированной Молдавии ЕС создал определенную почву, которая делает возможной не только возобновление переговоров, но и реализацию перспектив воссоединения страны. Это не сможет произойти в 5-6-месячный срок. Только еще большее сближение Республики Молдова с Европейским союзом позволит Молдавии стать еще более функциональным и привлекательным государством, приблизив перспективу реального, а не декларативного урегулирования приднестровского конфликта, подводит итог агентство.

Молдавия - Румыния: "Защищая право молдаван Румынии на самоидентификацию, Кишинев и слышать не хочет об аналогичном праве для приднестровцев"

Румынский президент Траян Бэсеску 17 апреля сделал очередное заявление, пишет "Независимая Молдова". Он считает, что в Киеве "есть претензии по поводу возврата Украине Приднестровья... но там забывают, о возврате Кишиневу Южной Бессарабии и Северной Буковины - территорий, которые бывшая Украинская ССР получила после второй мировой войны". В ответ на это недавний гость Кишинева, министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил в интервью газете "Зеркало недели", что "вопросы границ, территориальной целостности государств не являются предметом обсуждения". Он отказался комментировать высказывания Бэсеску до тех пор, пока Румыния, по требованию украинского МИДа, не даст официальных разъяснений по этому поводу.

Начнем с того, что не совсем понятно, с чего это президент Бэсеску решил, что Украина требует возврата в ее лоно Приднестровья, продолжает "Независимая Молдова". Если он основывается на чьих-то высказываниях и настроениях, то ведь и в самой Румынии высказываний и настроений по поводу той же Трансильвании более чем достаточно, однако же они не являются официальной политикой государства. Официальный Киев никаких подобных заявлений по поводу Приднестровья не делал. Более того, буквально на прошлой неделе, комментируя на пресс-конференции в Кишиневе встречу Владимира Воронина и Игоря Смирнова, глава украинской дипломатии Владимир Огрызко в очередной раз подчеркнул, что Украина выступает за суверенитет, целостность и неделимость Молдавии и соблюдение всех международных норм при урегулировании приднестровского конфликта. Куда уж официальнее?

А вообще-то, существуют и современные международные документы, определившие границы государств после второй мировой войны, пишет "Независимая Молдова". Конечно, факт самоотделения Косовского края и признание его независимости рядом крупных держав, как говорится, дает флаг в руки тем, кто спит и видит перекройку Европы на свой вкус. Не с этим ли связаны и заявления Бэсеску о том, что Румыния не намерена сегодня подписывать с соседней Молдавией документ о границе, и тем самым, по его словам, "вновь подтверждать последствия пакта Молотова-Риббентропа"? - задается вопросом издание.

Словом, на повестке дня снова маячит идея "Великой Румынии", продолжает "Независимая Молдова". Настолько великой, что она уже сегодня рассматривает Молдавию как свою часть и торгует ее территориями, нисколько не заботясь о том, как это будет воспринято в Кишиневе. Один украинский политик, комментируя последние заявления Бэсеску, назвал их "абсурдом и маразмом", однако они отражают точку зрения не только лично румынского президента, но и, увы, определенных политических кругов в Молдавии. Так, в Кишиневе периодически озвучивался вопрос возврата Молдавии ее исторических территорий, вошедших в сталинские времена в состав Украины. Но эти единичные и неофициальные требования ничто по сравнению с тем, как активно продвигается сегодня идея "воссоединения с матерью-Румынией" политиками, дорвавшимися до структур власти на местах, в той же кишиневской мэрии. Достаточно вспомнить, что первое лицо столицы - мэр Дорин Киртоакэ - так и не встречался на официальном уровне с первым лицом государства - президентом Владимиром Ворониным. Зато дважды побывал с визитом у Траяна Бэсеску - первый раз сразу после местных выборов летом прошлого года и второй раз недавно, когда возил румынскому президенту чашу с молдавской землей. Весьма показательный факт.

Примечательно, что столь милые сердцам кишиневских унионистов заявления румынского президента прозвучали как раз на фоне оживления в приднестровском урегулировании, пишет "Независимая Молдова". И в Кишиневе и в Бухаресте прекрасно понимают, что именно сегодня дано предугадать, как слово отзовется. Поэтому, кроме всего прочего, заявления румынского президента можно рассматривать, как палки в колеса проблеме урегулирования. Странно, что это позволяет себе глава государства, недавно только ставшего членом ЕС, который, как известно, является одной из сторон в переговорном формате "5+2", подводит итог издание.

Высшее руководство Молдавии считает, что оно одержало важную дипломатическую победу в длящемся уже более года международном споре с Румынией, властные структуры которой вдруг стали отрицать право Молдавии на суверенное развитие, а ее народа - на самоидентификацию в качестве самобытного молдавского этноса, пишет "Коммерсант Plus". На очередном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы этот вопрос поднял председатель постоянной комиссии по внешней политике и европейской интеграции, в недавнем прошлом комсомольский вожак Григорий Петренко и, представьте себе, нашел полное понимание среди значительной части представителей высокого панъевропейского собрания. Его инвективу в адрес соседней страны, в частности, полностью поддержал действующий председатель Комитета министров иностранных дел ПАСЕ, глава внешнеполитического ведомства Словацкой Республики Ян Кубиш.

Самое время ликовать и трубить в фанфары, продолжает "Коммерсант Plus". Румыния, статус которой в Европе и мире значительно выше, чем у Молдавии (она является членом ЕС и НАТО), посрамлена и поставлена на место. В специальном заявлении Парламентской ассамблеи ей указано на недопустимость подобного поведения в отношении суверенной страны, признанной более чем 130 странами мира. В Кишиневе уверены, что такое внушение приведет к позитивным результатам, и в Бухаресте, наконец, остепенятся и выберут правильный (в смысле - равноправный) тон в общении со своими "братьями" по эту сторону Прута.

Стоит однако отметить, что все резолюции и прочие исходящие от Парламентской ассамблеи документы с самыми гневными и решительными формулировками рассчитаны на доверчивых, считающих, что их личные проблемы могут быть решены единым росчерком пера, пишет "Коммерсант Plus". И это есть, по сути, заблуждение, которое впоследствии может привести к горькому разочарованию. За более чем полувековую историю своего существования как общеевропейского института по защите прав и свобод человека ПАСЕ извел не одну тонну бумаги, одергивая кого-то и обязывая его выполнить определенные требования.

Молдавию с ее своеобразным подходом к соблюдению национальных интересов сегодня принято относить к так называемым государствам с ограниченным суверенитетом, пишет "Коммерсант Plus". По сути, они являются не независимыми субъектами, а протекторатами или кондоминиумами, поскольку параллельно с законно избранными правительствами здесь заправляют внешние факторы, в основном, международные гражданские и военные структуры, причем не обязательно, чтобы они располагали при этом специальными мандатами. В Молдавии, например, их настоятельные рекомендации выполняются беспрекословно, несмотря на то, что они зачастую наносят вред имиджу республики. Для таких стран Парламентская ассамблея Совета Европы - это единственная трибуна, где они могут сегодня открыто выступать, демонстрируя образцы примерного доносительства на своих ближайших соседей. Еще год-другой тому назад молдавские делегаты в ПАСЕ, вне зависимости от своей политической ориентации, упорно акцентировали внимание высокого собрания на поведении России, которая якобы потворствует приднестровскому сепаратизму, являющемуся абсолютным политическим и нравственным злом не только в европейском, но и в мировом масштабе. Окопавшийся в Левобережье Молдавии кровавый антинародный режим является одним из главных центров наркомафии, современной работорговли, незаконного производства и распространения в горячих точках планеты различных видов вооружений, в том числе и запрещенных международными конвенциями. Всех своих противников он загоняет в застенки местной охранки, где подвергает нечеловеческим пыткам. В то время лукавая коммунистическая власть не гнушалась пользоваться услугами одного из таких "мучеников" - досрочно освобожденного из тираспольской тюрьмы главаря террористической группы Илие Илашку, который обосновался в Бухаресте, не "цивилизованной" территории Европейского союза, является румынским сенатором и считается в Страсбурге дорогим гостем. Тогда он помогал господам-товарищам из Кишинева шельмовать Россию, но теперь оказался по другую сторону баррикады, поскольку молдавская власть все через те же структуры Совета Европы пытается ставить на место Румынию.

Не стоит отрицать очевидного факта: политика правящих кругов за-прутской державы в отношении отторгнутой "от тела матери-Родины" "исторической румынской земли" Бессарабии носит высокомерный характер, продолжает "Коммерсант Plus". Политический класс соседней страны еще крепился, не делая резких выпадов в адрес Молдавии, пока Румыния находилась на стадии приема в два важнейших в мире евроатлантических института - НАТО и ЕС, которые, согласно бытующей легенде, выступают за нерушимость международно-признанных границ и выступают за право каждого этноса на собственную идентичность. Но как только все для нее на этих интеграционных направлениях завершилось успешно, она - как с цепи сорвалась. Вопрос существования суверенной Республики Молдова был тут же поставлен под сомнение. Из-за Прута ей последовало милостивое предложение стать полноправным членом Европейского союза в качестве восточной провинции Румынии. В прошлом году Бухарест провел что-то вроде разведки боем, в ходе которой проевропейски озабоченная молдавская публика осаждала в Кишиневе, других градах и весях Молдавии отделения связи, желая приобрести румынское гражданство по почте. Тогда заказные письма с прошениями во внешнеполитическое ведомство Бухареста отправили свыше полумиллиона молдавских граждан, продемонстрировав тем самым свое истинное отношение к "радужным" перспективам "возрождающейся" под властью коммунистов страны, в том числе и на евроинтеграционном направлении.

Поводом для слушаний в Страсбурге стали последние инициативы президента Траяна Бэсеску и некоторых членов Кабинета министров Румынии о совершенствовании трансграничного визового режима на рубеже двух государств, пишет "Коммерсант Plus". Согласно этим предложениям, по обе стороны Прута устанавливается 50-километровая приграничная зона, и все люди, проживающие в ней, могут пересекать границу по упрощенной схеме допуска на сопредельные территории. Если этот бухарестский прожект будет воплощен в жизнь, то в зону облегченного допуска, включающую одиннадцать административных районов Молдавии и частично - еще восемнадцать плюс муниципалитет Бельцы, хлынут молдавские гастарбайтеры, что может положить начало евроинтеграции по-румынски. В связи с ожидаемой в Бухаресте скорой перекройкой границ в данном европейском регионе здесь уже начали отдавать рекомендации Украине. Мол, хотите заполучить Приднестровье - верните в состав Республики Молдова Северную Буковину, уезды Херца и Хотин, входящие ныне в состав Черновицкой области, и Южную Бессарабию.

Подобная прыть вызвала возмущение в Киеве, который, как известно, имеет свои территориальные интересы в Молдавии, но пока их не озвучивает, поскольку соседняя незалежная стоит на пороге все тех же интеграционных процессов, финалом которых может стать вступление в НАТО и Европейский союз, поэтому здесь также пока проявляют сдержанность, продолжает "Коммерсант Plus". Но, несмотря на это, можно с абсолютной уверенностью сказать, что Бухарест от своих намерений не откажется. Невзирая ни на какие резкие резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы. Румыния с недавних пор входит в важнейшие интернациональные институты, а членство в Североатлантическом альянсе и ЕС - что бы там ни говорили о приверженности базовым нормам и принципам международного права, - это для нее своего рода индульгенция на любые, во всяком случае, словесные действия в отношении третьих стран.

Вернемся к недавней сессии в Страсбурге, пишет "Коммерсант Plus". Кого же там защищал Григорий Петренко? Молдаван, проживающих в запрутской Молдавии - исторической области в составе современного Румынского государства. Эти люди, утверждается в докладе председателя парламентской комиссии по внешней политике и европейской интеграции, сегодня подвергаются жестоким репрессиям со стороны официального Бухареста. Факт, безусловно, вопиющий, если бы он не был несколько приподнят. Из десяти миллионов "представителей этноса", населяющих по ту сторону реки историческую территорию средневекового Молдавского княжества, примерно полторы тысячи решили самоорганизоваться в Общество молдаван - организацию не политическую, а скорее, этнокультурную. Как и положено, она была зарегистрирована в судебных органах Румынии, и это давало право ее членам беспрепятственно осуществлять свою деятельность на территории страны. Однако, побывав в Кишиневе, в гостях у Владимира Воронина, возглавляющие ее молодые и, судя по всему, не совсем искушенные в политике люди, сделали ряд легкомысленных политических заявлений, выгодных молдавскому президенту, после чего на родине у них начались проблемы. В частности, суд более высокой инстанции отменил решение о регистрации. Это дало повод в высоких кишиневских инстанциях говорить о том, что в Румынии преследуют молдаван. Сессия ПАСЕ на фоне последних инициатив Траяна Бэсеску стала удобным поводом для того, чтобы вывести проблему "угнетения" на международный уровень. Возмущению ближайшего воронинского окружения нет предела: как это может быть в цивилизованной демократической Европе? Люди ощущают себя молдаванами, а им отказывают в праве на самоидентичность. Оказывается, молдавский президент и преданные ему люди глубоко убеждены в том, что любой гражданин сам вправе определять себе национальность, даже если ее нет в международных реестрах. Странно, но те же самые люди ничего и слышать не хотят о массовом желании жителей Левобережья записывать себя в документы, удостоверяющие эту самую свободную личность, как приднестровцы. Воронин и его приближенные свято уверены, что нет такого народа и быть не может, а в Приднестровье на самом деле живут такие же, как и в бессарабской части Республики Молдова, молдаване, украинцы, русские, только отравленные враждебной пропагандой, а, следовательно, на более низкой ступени социально-политического развития и, следовательно, не имеющие право выбора собственной национально-государственной принадлежности.

Заступаясь за молдаван Румынии, степень репрессий в отношении которых весьма преувеличена, молдавским руководителям следовало бы крепко задуматься о том, насколько соблюдаются сегодня в Молдавии права - политические, экономические, социальные, этнокультурные - тех же молдаван или представителей этнических меньшинств, продолжает "Коммерсант Plus". Возможно, их далеко не сладкая участь также заслуживает предметного обсуждения с высокой трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы. Или им дано свыше право в установленные дни приходить на избирательные участки для того, чтобы в едином порыве голосовать за Партию коммунистов - единственную последовательную "защитницу" их исконных интересов, в том числе в священной борьбе против очередной румынской экспансии. В окружении президента Молдавии Владимира Воронина после целой серии неудачных экспериментов, подорвавших авторитет ПКРМ в массах, почему-то уверены, что, бросив клич "Румыны идут!", они обязательно добьются электорального успеха в 2009 году. Этой заветной цели подчинено все, что происходит сегодня во взаимоотношениях Кишинева и Бухареста, в том числе протаскивание через ПАСЕ резолюции, громогласно осуждающей действия Румынии на молдавском направлении, подводит итог издание.

Национальный вопрос: "Цель русофобов в Молдавии и их "благодетелей" из Вашингтона и Брюсселя - оторвать Молдавию от России и уничтожить молдавскую государственность"

Политическая, экономическая и социальная ситуация в Молдавии отнюдь не свидетельствует о том, что страна идёт по пути прогресса и процветания, пишет интернет-издание Ava.md. Напротив, несмотря на все громкие декларации представителей власти о каких-то невиданных "успехах" и "достижениях", Молдавия продолжает оставаться самой бедной страной Европы, неспособной обеспечить элементарные права своих граждан. Поэтому людей, которые поверили обещаниям о том, что обретшая суверенитет и независимость Молдавия, которую больше не будет "обирать и объедать" эта "жадная имперская Россия", немедленно разбогатеет, очень волнует вопрос о том, почему же ничего этого до сих пор не произошло и не происходит, и кто именно в этом виноват? Ведь многие из них ещё очень хорошо помнят, что в те времена, когда Молдавия была интегрирована в единое с Россией политическое, экономическое и социальное пространство, жизнь в стране была неизмеримо лучше. Они к тому же видят, что Россия, которую "перестала кормить" Молдавия, не только не умерла от голода, но, напротив, живёт день ото дня всё лучше.

Однако получить честный и внятный ответ на свои вопросы ни от власти, ни от оппозиции молдавский народ не может, продолжает Ava.md. В этой патовой ситуации ответ на остающийся открытым вопрос услужливо подсказывают молдавскому обществу политики-экстремисты из ультраправого лагеря. Ответ, естественно, насквозь лживый, но преподносимый ими в качестве высшей истины в последней инстанции. Молдавские русофобы утверждают, что Молдавия долго и тяжко страдала от "русских оккупантов", а сегодня, когда, наконец, появилась возможность вернуться в лоно Европы, эти "страшные русские" вновь не хотят её туда пускать. Вот именно в этом, утверждают они, и кроются все беды и невзгоды Молдавии. Например, Петру Богату в своей статье "Русский, от которого не могу избавиться" (газета Jurnal de Chisinau) без обиняков заявил, что во всём виноваты именно русские, которые мешают "бессарабским румынам" идти в ногу со всем цивилизованным миром. По его словам, "русские держат молдаван повязанными по рукам и ногам к их реваншистскому и антизападному проекту. Практически, они взяли нас в заложники, чтобы использовать нас, как щит, в новой холодной войне, которую они развязали против свободного мира". Богату вторит газета Flux, принадлежащая лидеру Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрию Рошке, опубликовавшая статью "Надоели эти русские!", автор которой, тоже пораженный острым приступом русофобии, заявил, что "нам негде жить, потому что русские живут в наших домах. Нам негде работать, потому что русские заняли наши места. Не знаю, куда деться от их наглости. Знаю, что нет смысла прятаться, но, Боже мой, они всегда суют свой нос и действуют мне на нервы. Не хочу больше их видеть!". А в январе 2008 года, уже в интерактивном эфире кишинёвской радиостанции Radio Noroc, вообще прозвучали открытые оскорбления в адрес русских жителей Молдавии. Один из радиослушателей, позвонивший в утренний эфир программы, утверждал, что собаки, нападающие на его ребенка, как правило, "принадлежат русским, которые не любят детей", добавив, что "у них (русских) собаки упитаннее любого ребенка".

Дабиже, Рошке, Богату, Константину Тэнасе, который заявил на митинге Союза журналистов, что "страна должна избавиться не только от Воронина и коммунистов, но и от русских", и им подобным русофобам, абсолютно чужда также идея реинтеграции Молдавии, пишет Ava.md. Им совершенно не нужно Приднестровье, потому что там живёт слишком много не только нелюбимых ими русских, но и молдаван, не желающих идти вместе с ними в Румынию. Давно уже замечена интересная закономерность: как только появляются хотя бы малейшие признаки сближения между Молдавией и Россией, либо подвижки в решении затянувшейся приднестровской проблемы, сразу же активизируются русофобы, наперебой призывающих "спасти и очистить Молдавию от русских". Русофобия сегодня является опасной политической болезнью части молдавских политиков, более того, стала их политическим кредо. Во всём и везде им мерещится "рука Москвы", которая якобы пытается любыми средствами удержать Молдавию в сфере своего влияния, опираясь на "пятую колонну" в лице местных россиян.

Свою лепту в это неприглядное дело, то ли специально, то ли в силу своего непрофессионализма, вносит, к сожалению, и нынешняя власть, продолжает Ava.md. Она своими необдуманными и зачастую неграмотными действиями в области внутренней и внешней политики расколола гражданское общество Молдавии, без сплоченности которого не представляется возможным консолидировать силы, выступающие за дальнейшее укрепление молдавской государственности. Недоумение вызывают, например, заявления отдельных представителей власти о русской армии в Приднестровье, как "армии оккупационной". А чего только стоит устроенная молдавскими властями в 2005 году "облава" и "дикая охота" на всюду мнившихся им русских "шпионов и диверсантов", которые якобы намеревались сорвать "демократические выборы" в Молдавии. Нельзя считать нормальным и тот факт, что представители русской диаспоры страны практически не представлены в органах государственной власти. В правительстве, в органах внутренних дел, в спецслужбах, в прокуратуре, в судебной системе сегодня, как и в начале 90-х годов, представителей "нетитульной" нации днем с огнем не сыщешь. Складывается впечатление, что власть в Молдавии не доверяет своим русским согражданам.

Так кто же они такие, все эти молдавские русофобы? Кто их поддерживает и направляет? - задается вопросами Ava.md. Русофобы, скорее всего, это ущербные люди, вечные неудачники, которые никак не могут найти себя в этой жизни. Они не хотят признаваться даже себе в том, что главная вина их неудач кроется в них самих. Куда легче ведь, сослаться на то, что во всём виноваты "проклятые враги", обозначив таковыми всех тех, кто в силу разных причин не может или просто не хочет вступать с ними в полемику по этому вопросу. Есть ещё одно заблуждение, которое мешает местным русофобам выйти из болезненного состояния, в котором они пребывают. Им почему-то кажется, что их антироссийская полемика позитивно воспринимается США и западными странами, а также Румынией. На самом деле, это далеко не так. Да, безусловно, есть небольшое количество маргинальных политиков в Румынии, в том числе и во власти, которые поддерживают подобную позицию. Есть они и в США, и в Евросоюзе. Но это люди вчерашнего дня. Их время уходит. Сегодня в демократическом мире не только не модно поддерживать какие-либо фобии, в том числе и русофобию, но и весьма опасно в этом публично признаваться. Поэтому русофобы в Молдавии являются изгоями не только внутри страны, но и за её пределами. И именно осознание этой истины их особенно озлобляет, пишет издание.

Если кому-то и нужны сегодня русофобы, так это, в первую очередь, небольшой части приднестровских политиков из числа "ястребов", продолжает Ava.md. Увлеченно цитируя бредни молдавских русофобов, они убеждают граждан ПМР в том, что, дескать, "все они там, в Молдавии такие, а потому с ними кашу не сваришь". Спекулируя на проявлениях русофобии на Правобережье, они исподволь сколачивают на этом свой собственный политический капитал. Так нужно ли сегодня оппонировать русофобам, вступать с ними в полемику? Или надо ждать, когда они сами по себе уйдут с общественной арены? Думается, что молчать и делать вид, что ничего не происходит, ни в коем случае нельзя. Это очень опасно. Во-первых, русофобы подчиняют своему влиянию молодежь, которая, из-за отсутствия жизненного опыта и знаний, не может самостоятельно во многом разобраться.

Во-вторых, русофобы нагнетают напряженность в обществе, мешают укреплению молдавской государственности, тормозят процесс решения проблемы Приднестровья и объединения страны.

Разъяснительную работу по этому вопросу могут и должны проводить все здоровые силы во власти совместно с конструктивной частью оппозиции, пишет Ava.md. Чрезвычайно важно, довести до самых широких слоев общественности, до всех молдаван, что их русские сограждане - это, прежде всего, самые активные сторонники сохранения и упрочения молдавской государственности, убежденные патриоты Молдавии, а Россия - её верный исторический друг и стратегический партнер, самый надежный гарант ее независимости, подводит итог издание.

Нелюбовь к русским стоит, надо полагать, недешево, и если она так ярко и открыто выражается, значит, есть те внешние силы, которые готовы щедро её оплатить, потому что именно с приступов острой русофобии в Кишиневе начинался приднестровский конфликт, а усиленное противопоставление "злой" России "доброй" Румынии привело к расколу страны, пишет "Коммерсант Plus". Конечная же цель русофобов в Молдавии и стоящих за их спиной "благодетелей" из Вашингтона и Брюсселя вполне понятна: оторвать Молдавию от России, лишить её покровительства Москвы, а затем просто уничтожить молдавскую государственность как таковую, стереть с политической карты мира эту маленькую страну, попавшую в сферу геополитических интересов больших западных держав. Отсюда и постоянные требования убрать с её территории русских солдат, присутствие которых сдерживает США, НАТО и Румынию от более активного вмешательства для продвижения своих собственных интересов в этом регионе.

Как только доверие между молдавской и российской сторонами восстанавливается и начинает расти, активизируется сотрудничество по всем направлениям, тут же активно начинают вести себя организаторы и инициаторы провокационных акций и высказываний со стороны воинствующих русофобов всех мастей, которые никоим образом не заинтересованы в том, чтобы Молдавия развивала отношения стратегического партнерства с Россией, интегрировалась в политические и экономические структуры на Востоке, продолжает "Коммерсант Plus". К сожалению, на руку этим антимолдавским силам сегодня как "маятниковая" внешнеполитическая линия правящей команды Воронина, так и её странное нежелание "власть употребить" там и тогда, когда надо жёстко и однозначно дать отпор проявлениям смертельно опасной для будущего молдавской независимой государственности русофобии и её носителям и вдохновителям.

Давно пора понять, что, поддерживая и поощряя русофобов в Молдавии, Вашингтон и Бухарест преследуют свои собственные корыстные цели, пишет "Коммерсант Plus". Причём если Румыния просто хочет вернуть под своё крыло якобы "украденную" у неё Россией "Бессарабию", упорно продолжая так называть Республику Молдова и отказываясь по этой причине подписать с ней договор о государственной границе, то США решают куда более важную для них задачу, стремясь вырвать Молдавию из-под влияния и защиты России только для того, чтобы затем использовать её в качестве плацдарма для дальнейшего продвижения военной машины НАТО на Восток, поближе к российским границам, а также для возведения "санитарного кордона" вокруг России, подводит итог издание.