12,9 миллиона рублей выделено из бюджета Курской области на реконструкцию и ремонт памятников воинской славы к 65-летию Победы на Курской дуге, рассказал корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя комитета по культуре Курской области, начальник отдела охраны культурного наследия и технического развития учреждений культуры Анатолий Бартенев.

Торжества пройдут в регионе в конце лета 2008 года. Все же мероприятия и траты, рассказали корреспонденту ИА REGNUM в комитете по культуре, были запланированы и просчитаны еще полтора года назад. На данный момент выполнены все проектно-сметные документы. Два аукциона определят подрядные организации.

К юбилею Победы на Курской дуге комитет по культуре обозначил фронтом работ северную часть области. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне аналогичные работы пройдут на мемориальных объектах юга области.

Первое обследование памятников, а их только стоящих на госохране в регионе 507, провели сотрудники администраций муниципальных образований. Они сами должны были оценить, какие памятники воинской славы нуждаются в наиболее затратном ремонте и реконструкции. В комитет по культуре каждый район представил список из 7-10 таких памятников. После этого проводились выездные комиссии, которые уже профессионально оценивали масштаб работ. К юбилею Победы на Курской дуге работы по реставрации и ремонту памятников пройдут в Золотухинском районе (Командный пункт Центрального фронта, братское захоронение), Железногорском районе (Мемориальный комплекс "Большой дуб"), Пристенский район (Командный пункт Воронежского фронта), Фатежском, Мантуровском, Октябрьском, Черемисиновском, Щигровском, Дмитриевском, Хомутовском, Льговском, других.

6 миллионов будет израсходовано на существенные преобразования КП Центрального фронта в местечке Свобода Золотухинского района. Здесь будет заложена еще одна площадка под военную технику. К музею пристроят кинозал на 64 места, появится газовая котельная, раздевалка и теплый санузел.

На КП Воронежского фронта продолжается, начатая еще в 2005 году, реконструкция. За это время отремонтирована гранитная стела, кровля музея, начата установка нового ограждения. В этом году также заменят асфальтовое покрытие на брусчатку.

3,2 миллиона рублей в рамках юбилейных мероприятий выделено на ремонт и обустройство братских могил. Так на захоронении воинов 140-й дивизии в Понырях появятся новые буквы из современных пластиковых материалов с покрытием под металл, так как буквы из цветных металлов, из которых было выложено на плите полное название дивизии, постоянно крадут.

Однако такие масштабные траты, признаются в комитете, все-таки дань великим победам, а не каждодневное вложение в охрану и ремонт. Проблема в том, что большинство памятников никому не принадлежит и даже федеральным законом не прописано никаких оснований для субъекта федерации тратить деньги на воинские памятники. Более того, такой категории памятников в федеральных законах нет.

Большинство памятников Курской области, связанных с Великой Отечественной войной, это братские захоронения. Многие надгробия в данном случае - типовые постройки. Как рассказал начальник инспекции охраны памятников Николай Башкатов, в 50-е годы был выпущен альбом типовых братских захоронений, на который все и ориентировались. Есть, однако, и авторские проекты: стелы с именами, скульптурные композиции, фигуры солдат.

Первые памятники в Курской области появились еще в 1943 году: по личному приказу Рокоссовского был поставлен памятник артиллеристам. Представлял он собой деревянный постамент, на котором стояла пушка, реально участвовавшая в боях. В 60-е годах был сделан новый монумент по проекту архитектора Марка Теплицкого. В 50-е годы ХХ века началось активное строительство памятников, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны. Затем возведение памятных объектов приурочивали к 20-30-40 годовщине победы. Стали проводиться и конкурсы архитекторов. Иными словами, большинству памятников воинской славы в Курской области уже очень много лет и они требуют пристального и профессионального внимания. "На пятерку уже нельзя оценить ни один памятник, в лучшем случае между тройкой и четверкой" - ответил Николай Башкатов на вопрос о состоянии мемориальных объектов.

Реально сейчас ухаживают за всеми памятниками, рассказывает начальник инспекции охраны памятников Николай Башкатов. Как минимум раз в год к 9 мая они ремонтируются силами муниципальных образований, сельских советов, городов. Все равно в инспекции считают, что памятники нужно за кем-то закреплять. Такая работа инспекцией проводится совместно с главами администраций. Начиная с прошлого года, в адрес каждого главы инспекция уже направила по 3-4 обращения, с просьбой привлечь к этой работе глав сельских советов. "В некоторых районах у глав есть понимание того, что необходимо оформлять права собственности, необходимо ставить их на баланс каким-то предприятиям и организациям, некоторые же пока всю серьезность этого вопроса не поняли", - рассказал Николай Башкатов.

Здесь необходимо отметить, что если все делать правильно, по закону, то этот процесс очень долговременный, потому как на памятник, как на любой объект недвижимого имущества, нужно оформить инвентарный номер, землю закрепить, оценку произвести. Причем все эти действия не проводятся бесплатно.

Николай Башкатов рассказал, что существуют два закона РФ - о местном самоуправлении и об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ - где четко прописано, какие памятники могут быть собственностью государства, субъекта и муниципального образования. Вот только там нет ни слова об объектах мемориального характера. Большинство из них в Курской области - это памятники, посвященные событиям и участникам Великой Отечественной войны. Законодательством не урегулирован вопрос о том, кто обязан осуществлять права и обязанности собственника по отношению к объектам мемориального характера. Есть норма в Гражданском кодексе, касающаяся признания имущества бесхозяйным. В таком случае муниципальные образования должны признать памятник через суд бесхозяйным, включить в реестр своей собственности и осуществлять уже всю полноту прав и обязанностей по отношению к объекту. Однако, заставить их это делать нельзя.

Закон же об охране памятников, как уже рассказывал Николай Башкатов, изначально был мертворожденным: он описывает действия по охране памятников, на 90% опирающиеся на подзаконные акты, ни один из которых не принят. Это компетенция федерального правительства. А потому местные власти не могут принять практически ни одного собственного документа, который бы не шел в разрез с федеральным законом. Так, на местном уровне были приняты два постановления губернатора о финансировании охраны и ремонта памятников. Один из контролирующих финансовых органов региона, опираясь на это, пробовал доказать, что расходы на реставрацию памятников носили нецелевой характер. Комитет по культуре в арбитражном суде смог отстоять свою правоту.

Не прописывает закон и собственно механизма работ по поддержанию состояния памятников.

Несколько лет назад в Курске обсуждался вопрос о создании некой организации по реставрации и ремонту памятников культурного и исторического наследия. Отрабатывался даже устав и два варианта основной деятельности: учреждение, самостоятельно проводящее комплекс реставрационных работ, и контора по организации производственных работах. Идея так и осталась на бумаге. 5 частных организаций региона, имеющих лицензии на реставрацию памятников истории и культуры, занимаются только крупными заказами: храмы, здания культуры, где возможно серьезные финансовые влияния. 10 тысяч на ремонт памятника их не прельстят, говорит Николай Башкатов, тем более, если памятник находится где-то на окраине области.

Вся проблема бесхозности и безответственности, считает Николай Башкатов, от несовершенства законодательства России: памятник реально только построить, а вот принять его на баланс, отнести к категории охраны, обязать кого-то его содержать, охранять и наказывать вандалов - нет законных прав.