Обзор СМИ Республики Казахстан за 28 апреля - 4 мая

О визите Медведева. Казахстанско-грузинские экономические отношения. Казахстан форсирует создание казахстанской каспийской системы транспортировки нефтепродуктов. Казахстан и Китай построят магистральный газопровод. Вновь снижен суверенный рейтинг Казахстана. Рост цен на продовольствие. О возможном запрете на экспорт ГСМ.

Внешние связи

В начале мая Казахстан должен посетить новый президент России. В казахстанских СМИ регулярно появляются публикации относительно предстоящего визита Дмитрия Медведева. В "Литере" политолог Досым Сатпаев, рассуждая о визите "продукта Путина", предполагает, что "...многое будет зависеть от того, какие личные отношения Медведев выстроит с Назарбаевым, так как здесь уже присутствует существенная разница в возрасте, в ментальности и в политическом опыте. Если Владимира Путина еще приняли как ставленника опытного советского аппаратчика Ельцина, которого хорошо знал сам Назарбаев, то Медведев совсем из другого поколения. Поэтому какое-то время уйдет на притирку в их отношениях". При этом автор статьи напоминает, что "...особенно в странах Центральной Азии приоритеты внешней политики определяются президентами нередко исходя из личных симпатий и антипатий". Политолог полагает, что "...трения с Западом у России, по мере роста ее геополитических амбиций, будут усиливаться" и в связи с этим "потребность в сохранении партнерских связей с Казахстаном у Москвы сохранится. В этом случае с Кремлем легче будет договариваться. А договариваться есть о чем". В качестве примера политолог, в частности, приводит "резиновую проблему с увеличением объема прокачки нефти по КТК". В целом, по мнению Сатпаева, с точки зрения прагматизма, "конфронтация России с Западом принесет больше выгод, чем потерь".

Между тем, как сообщают "Известия-Казахстан", в преддверии визита Дмитрия Медведева в Казахстан министр иностранных дел РК Марат Тажин побывает с рабочим визитом в Российской Федерации. "В ходе визита планируется обсуждение вопросов предстоящего визита вновь избранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Казахстан". Кроме того, пишет газета, "главы внешнеполитических ведомств обсудят текущее состояние и перспективы дальнейшего развития двустороннего сотрудничества Казахстана и России. Это касается реализации плана совместных действий на 2007-2008 годы, в котором, напомним, зафиксированы конкретные направления двустороннего сотрудничества, сроки их реализации, а также взаимодействие двух стран в рамках ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, СВМДА и других международных организаций и форумов".

"Экспресс-К" обращает внимание на визит министра экономического развития Грузии Екатерины Шарашидзе, которая приехала в Астану следом за министром экономического развития Азербайджана Гейдаром Бабаевым. "Кавказские визитеры обсуждали в казахстанской столице возможности транзита нашей нефти и газа на мировые рынки через территории своих стран", - отмечает издание. В эксклюзивном интервью газете грузинский министр рассказала о перспективах сотрудничества двух республик. Как сообщила Шарашидзе, в ходе встреч в Астане обсуждались "возможности транзита казахстанских грузов, в основном нефти и нефтепродуктов, через Грузию, то есть через наши порты в Батуми и Поти. Кроме этого, рассматривали возможности использования имеющихся трубопроводов - это Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Супса... Речь также шла о транзите грузов посредством железной дороги через Кавказ". По словам грузинского министра, "...сегодня Грузия активно проводит политику открытости", и руководство страны делает все для того, чтобы грузы пересекали Грузию без препятствий: "...Устраняем все тарифные и административные барьеры. Сегодня многое предпринимается для того, чтобы страна стала более привлекательной для транзита. Строятся дороги, необходимая инфраструктура, мы начали инвестировать в развитие морского порта Поти. И стремимся к тому, чтобы региональные транзитные тарифы не были выше, чем по другим направлениям, и грузы не уходили через Иран или Россию. И мы работаем над тем, чтобы сделать кавказский коридор привлекательным. Высокие тарифы по железной дороге имеют место на участке Баку - Тбилиси. И мы ведем переговоры по этому вопросу с азербайджанской стороной. И знаем, что Казахстан и Азербайджан обсуждают эту тему. Главная наша задача - чтобы Казахстан, Азербайджан и Грузия были едины в своем стремлении. Мы считаем, что выработка единой согласованной политики - это на сегодня стратегически важная цель для всех трех стран", - сообщила Шарашидзе.

"Визит грузинского министра в Казахстан состоялся буквально на следующий день после того, как наши парламентарии ратифицировали договор с Азербайджаном о поддержке и содействии транспортировке нефти посредством системы БТД, - отмечают, продолжая тему, "Известия-Казахстан". - Договор, который, как напомнил Сауат Мынбаев (министр энергетики и минеральных ресурсов РК - прим. ИА REGNUM), подразумевает форсированное создание казахстанской каспийской системы транспортировки нефтепродуктов". Как поясняет издание, "эта новая система предусматривает создание на казах­станском побережье Каспийского моря новой нефтетранспортной инфраструктуры - нефтепровода "Ескене - Курык". Морской порт Курык в рамках проекта предполагается расширить, одновременно Казахстану предстоит создать свой танкерный флот. При этом суда должны быть водоизмещением более 60 тысяч тонн. На них из Курыка по Каспию на первом этапе предполагается транспортировать 23 миллиона тонн нефти в год в начальный пункт БТД - Баку. Оттуда по БТД нефть будет направляться в Европу". По данным казахстанской стороны, "концептуальная часть создания системы в правовом смысле полностью урегулирована, и сейчас мы форсированно будем добиваться исполнения технических договоренностей на уровне национальных компаний". Как дополняет газета, "заполнять новую систему предполагается за счет месторождений Тенгиз, разрабатываемого ТШО, и Кашагана, разработчиком которого является консорциум иностранных инвесторов Agip KCO".

"Экспресс-К" сообщает об еще одном международном проекте с участием Казахстана: Казахстан и Китай приступают к реализации совместного проекта по строительству магистрального газопровода. По информации газеты, в Южный Казахстан прибыла рабочая группа для решения вопроса по отводу земель. Как поясняет "Э-К", "строительство магистрального газопровода Казахстан - Китай будет производиться в две очереди. Первая нитка, начало прокладки которой запланировано на июнь нынешнего года, пройдет от казахстанско-узбекистанской границы через поселок Кереит, Алма-Ату и Хоргос. Магистраль обеспечит транспортировку газа из Туркменистана в Китай. Начало второй нитки - участок Бейнеу Атырауской области, через поселки Саксаульский, Кереити Самсоновку. К его строительству совместная казахстанско-китайская компания "Азиатский газопровод" приступит в третьем квартале будущего года".

"Панорама" сообщает о соглашении, подписанном между Счетным комитетом Казахстана и Счетной палатой. Как поясняет издание, "в рамках обновленного соглашения высшие органы финансового контроля двух стран будут обмениваться актами национального законодательства, профессиональной информацией и методиками, которые относятся к вопросам осуществления государственного финансового контроля. Планируется проведение совместных проверок по оценке эффективности таможенных процедур. Кроме того, стороны намерены сотрудничать по вопросам классификации финансовых нарушений, оформления форм цифровых отчетов и составления годового отчета. Счетный комитет и Счетная палата также будут взаимодействовать в сфере профессионального обучения и повышения квалификации кадров". Подписание документа состоится в рамках очередного заседания правления ЭКОСАИ (организация высших органов финансового контроля стран экономического сотрудничества) в июле 2008 года в Бишкеке.

Экономикс

Одной из обсуждаемых тем минувшей недели стало снижение суверенного рейтинга Казахстана международным рейтинговым агентством, а также реакция властей на это решение. Между тем, специалисты Международного валютного фонда считают, что власти Казахстана правильно и обоснованно управляют ходом событий, связанным с "кризисом на международных рынках капитала", - сообщают "Известия-Казахстан". Такое мнение, рассказывает издание, специалисты МВФ высказали во время встречи с министром экономики и бюджетного планирования (МЭБП) РК Бахытом Султановым. Как пишет газета, "мнение МВФ по перспективам развития Казахстана в целом совпадает с точкой зрения официальных источников республики. По прогнозам МВФ, в текущем году рост ВВП в реальном выражении составит 5%, рост ненефтяного сектора - около 4,4%. Также, по их расчетам, произойдет улучшение положения по дефициту счета текущих операций и ожидается его снижение до 2% от ВВП. По мнению миссии, уровень инфляции к концу года составит не более 9,5%, что также совпадает с прогнозами МЭБП". По мнению МВФ, сейчас руководству страны необходимо поддерживать текущий экономический рост, при этом снижая уровень инфляции.

Что касается рейтинга страны, рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало решение о пересмотре прогноза по суверенному рейтингу Казахстана, изменив его со "стабильного" на "негативный". Как пишет "Панорама", в комментарии к этому решению "приводятся слова руководителя группы, оценивающей суверенный рейтинг Казахстана, Бена Фолкса, который отметил, что пересмотр прогноза отражает увеличение рисков, связанных с тем, что "ухудшение активов банковской системы в сочетании с трудностями привлечения нового финансирования приведет к ослаблению налогово-бюджетных показателей и показателей внешнеторгового баланса и негативно отразится на финансовой гибкости и перспективах экономического роста".

Г-на Фолкса цитирует и "Деловой Казахстан". В агентстве отмечают, что "напряженность на мировых финансовых рынках усилилась и, вероятно, будет более продолжительной, чем ожидалось в октябре 2007 г., когда долгосрочный рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной валюте был понижен с "ВВВ" до "ВВВ". Ожидается, что выплаты банков по основной сумме внешнего долга в этом году достигнут 14 млрд долларов. Большая часть этого долга не будет рефинансирована вследствие роста процентных ставок и проблем с контрагентами банков. Это, вероятно, приведет к замедлению темпов роста внутреннего кредитования, несмотря на программу правительства по предоставлению краткосрочных кредитов и размещению средств на банковских депозитах с целью частичного решения проблем с внешним финансированием. Следовательно, в 2008 г. экономический рост, вероятно, резко снизится и будет ниже 4%, что приведет к ухудшению качества банковских активов". В S&P ожидают, что "...решение о том, понижать или подтверждать рейтинг, будет принято в течение 12-18 месяцев".

"Интересно, что жесткость рейтингового агентства никак не была смягчена состоявшимися в апреле двумя крупными сделками фондирования казахстанских банков "Халыка" и АТФБ, - пишет "Панорама". - Это произошло несмотря на то, что аналитики самого рейтингового агентства, курирующие банковское направление, называют выпуск еврооблигаций "Халык банка" знаковым событием не только для Казахстана, а для всех развивающихся рынков, и банк заявил о намерении не ограничиваться только одним заимствованием, а о наличии планов привлечения в этом году на внешних рынках суммарно $1,2 млрд". В этих условиях, считает издание, слова о полной закрытости внешних рынков для казахстанских банков выглядят все же неким "сгущением красок".

"Деловая неделя" напоминает, как в начале октября прошлого года Standard & Poor's понизило долгосрочный суверенный рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной валюте, что отражало проблемы с фондированием в финансовой системе страны. "При этом аналитики агентства не исключали вероятности того, что давление на рейтинги усилится, если проводимая правительством политика не сможет остановить растущее недоверие со стороны населения, способное усугубить проблемы банковской сферы и нанести более долгосрочный ущерб реальному сектору экономики. Похоже, эти опасения оправдались". Как отмечает газета, "в какую сторону может быть пересмотрен рейтинг Казахстана... будет определяться развитием ситуации в экономике и банковском секторе страны, что в свою очередь в значительной степени будет зависеть от действия властей. Вместе с тем, пересмотр прогноза по рейтингам свидетельствует о том, что оценки аналитиков рейтингового агентства и казахстанских властей по поводу текущей ситуации и перспектив дальнейшего развития экономики и банковского сектора по-прежнему расходятся". Со своей стороны "ДН" считает, что "пересмотр прогнозов по рейтингам Казахстана - серьезный удар по позициям Астаны, которая сосредоточила усилия на том, чтобы доказать, что кризис уже миновал нашу республику. Впрочем, обвинить рейтинговое агентство в предвзятости, злонамеренном желании насолить молодому и независимому государству мы не можем. Наоборот, в своих оценках эксперты Standard & Poor's просто суперосторожны".

Между тем, Министерство экономики и бюджетного планирования Казахстана распространило пресс-релиз-ответ на пересмотр агентством Standard & Poor's суверенных кредитных рейтингов Казахстана. Как сообщает "Панорама", министерство "категорически не согласно с позицией Агентства по пересмотру прогноза суверенного рейтинга и обсудило свою позицию с аналитиками Standard & Poor's во время проведенных переговоров". Как выяснилось, в ходе переговоров казахстанское ведомство обратило внимание на то, что "агентство исходит из самых скептических ожиданий краткосрочного развития ситуации, не учитывая среднесрочные факторы, свидетельствующие о потенциале дальнейшего устойчивого роста экономики Казахстана". Как отмечает министерство, "риск ухудшения качества активов банковской системы находится под постоянным наблюдением соответствующих уполномоченных органов, которые не предполагают возникновения проблем у казахстанских банков с выплатой внешней задолженности в этом году". Кроме того, уверены в министерстве, Казахстан "неизменно демонстрирует высокую фискальную дисциплину, стабильную денежно-кредитную политику и укрепление внешнего баланса правительства". А "начиная с 2005 года, рост ненефтяного сектора опережает рост сырьевого сектора благодаря улучшению бизнес-среды, росту внутренней покупательной способности и усилий правительства по диверсификации экономики".

"Столь разные оценки экономической ситуации одного государства не могут не поражать, - пишет "Новое поколение", сообщая о решении и оценке ситуации в РК экспертами Международного валютного фонда. - В этой ситуации порой даже экономисты затрудняются: какому эксперту больше верить - представителю всемирной бочки с золотом (МВФ) или независимому оценщику (Standard & Poor's)". Издание приводит слова министра финансов РК Болата Жамишева о том, что "все рейтинговые агентства оценивают ситуацию с банками как вполне прогнозируемую и не вызывающую каких-то особых сложностей"... Как философски заметил глава Минфина, "любые решения независимых рейтинговых агентств нужно воспринимать такими, какие они есть". Плохо лишь то, что эти оценки - ориентиры для инвесторов. Но, как полагает Жамишев, "рейтинги по Казахстану уже в краткосрочном периоде существенно изменятся, поскольку макроэкономическая ситуация в Казахстане в целом достаточно стабильная. И нет никаких оснований говорить о том, что ситуация может иметь какую-то тенденцию к ухудшению".

О том, как решение международного агентства Standard&Poor's (S&P) о понижении прогноза по суверенному рейтингу Казахстана до "негативного" может отразиться на финансовой сфере страны, пишет "Бизнес и власть". Как отмечает издание, это решение S&P - "неважная новость для отечественных банков, ожидающих открытия международных рынков капитала и снижения цен на заемные ресурсы. Банкиры надеются, что этот негативный прогноз не сбудется и суверенный рейтинг не будет понижен, так как в противном случае начнут падать рейтинги и самих финансовых институтов". С одной стороны, газета отмечает, что "недавнее размещение Народным банком еврооблигаций на сумму $500 млн стало хорошим сигналом для рынка, и отдельные игроки стали полагать, что долговые двери на международных рынках капитала приоткрываются", однако понижение S&P прогнозов по суверенному рейтингу страны на "негативный" "затруднит массовое возвращение казахстанских заемщиков на международные рынки капитала. Представители некоторых банков опасаются, что в случае понижения суверенного рейтинга за этим последует снижение рейтингов самих компаний финансового сектора". Аналитик Института экономических стратегий - Центральная Азия Бахтияр Бакас уулу уверен, что снижение странового рейтинга повлечет за собой снижение доверия к экономике Казахстана в целом и к финансовому сектору, в частности. При этом в данном институте разделяют "все аргументы, приведенные Standard&Poor's в качестве обоснования для снижения прогноза суверенного рейтинга - снижение ненефтяного сектора, падение темпов финансирования обрабатывающей промышленности, застой реальной зарплаты на фоне высокой инфляции, снижение темпов импорта. В таких условиях трудно не дать негативный прогноз". В то же время аналитик подчеркнул, что "...агентство ясно дало понять, что "рейтинги могут быть понижены, если значительная часть средств Национального фонда будет использована для рекапитализации банков". При этом говорить о том, что снижение прогноза по суверенному рейтингу автоматически захлопнуло перед казахстанскими банками дверь на финансовые рынки, - неверно. Они как были труднодоступными, так и остались", - считает эксперт.

В "Панораме" аналитик Standard & Poors Екатерина Трофимова, отвечая на вопросы издания, поделилась, что озабоченность агентства рисками ликвидности и выплат по внешним обязательствам казахстанских банков заметно снизилась. В то же время, по ее словам, на первый план выходит вопрос качества активов, и именно на этом сейчас сконцентрировано внимание агентства: "В своей работе мы ориентируемся, главным образом, на четыре основных показателя: фактическая просрочка, кредиты "под стрессом", оценка ожидаемого уровня потерь и объем реструктурированных кредитов. К сожалению, в последние месяцы по всем этим показателям прослеживается негативная динамика". Как отметила Трофимова, "проблема качества активов в значительной мере уже проявилась в четвертом квартале 2007 г. и первом квартале этого года, хотя она и не отражена в полной мере в официальной отчетности", и "общий тренд в развитии экономики Казахстана, по нашим оценкам, все равно остается положительным, а рост ВВП в 2008 г. превысит показатели многих других развивающихся стран, хотя и будет ниже, чем в прошлом году".

"Бизнес и власть" поднимает тему предстоящего роста цен на продовольствие в Казахстане. Как пишет издание, наблюдающийся на мировом рынке ценовой рост, "докатится до Казахстана в мае-июне этого года". Так, "пищевики уже не в состоянии удерживать стоимость своей продукции в прежних пределах. Подсолнечное масло с начала года подорожало на 32%, комбикорм - на 25%, кукуруза, как уверяют участники рынка, станет дороже на 63% до сбора урожая", - констатирует газета. По ее предположению, при всем старании правительству Казахстана "не удастся удержать тренд в заданном президентом русле перед началом лета - сезон сам по себе критичный с точки зрения запасов, и общемировая конъюнктура не обнадеживает, а казахстанский рынок продовольствия плотно привязан к глобальному. С одной стороны, с местного рынка уходят большие потоки сельхозсырья из-за высоких цен в мире, с другой - стремительно увеличиваются объемы импортного продовольствия, которые мы пока не можем компенсировать собственным производством".

Издание приводит прогнозы аналитиков, которые считают, что цены на продукты в среднем поднимутся на 1,5%. При этом "ответная реакция не заставит себя долго ждать. Российский импорт продовольственных товаров в Казахстан в 2007 году перешагнул отметку в $1 млрд, хотя в 2005-м, например, он не превышал $500 млн. Того, что страна попадает в продовольственную зависимость на фоне бурного экономического роста, власти до последнего времени не замечали. Между тем, с 2003 г. объемы импортного продовольствия увеличивались в среднем на 30% ежегодно и к 2007 году достигли $2,2 млрд. В свою очередь, экспорт казахстанского продовольствия в прошлом году достиг рекордной суммы в $2,04 млрд за счет высокого урожая стремительно дорожающего зерна. В итоге в сухом остатке мы получили отрицательное сальдо в товарообороте этой отрасли в $200 млн. При 40% сельского населения Казахстан проедает больше, чем производит".

Как считает "Бизнес и власть", казахстанским "властям предстоит решить весьма непростую задачу: с одной стороны, необходимо сдерживать рост цен на продукты питания, с другой - срочно помогать отечественному пищепрому выжить в условиях глобального рынка". Но для того, чтобы "конкурировать с мировыми и даже российскими производителями, казахстанскому пищепрому потребуются инвестиции в сотни миллионов долларов. Что же касается населения страны, издание приводит данные информационно-аналитического центра BRCA, согласно которым "...расходы на еду среднестатистической казахстанской семьи с августа прошлого года по февраль нынешнего увеличились с 46% до 58% от всех расходов. При дальнейшем росте цен потребительский рынок непродовольственных товаров может войти в тот же штопор, что и строительный сектор. У населения не останется денег ни на что, кроме самого насущного". Между тем, отмечает газета, "правительство пока публично не прогнозирует витка цен, но в то же время меры на самый критический случай уже обнародовало прессе": так, "министр по ЧС РК Владимир Божко 22 апреля выступил перед журналистами с речью, в которой подчеркнул значимость своего ведомства в условиях резкого повышения цен на продовольствие в мире. По его словам, министерство уже закупило большой объем товаров. Но когда МЧС начнет распечатывать склады, главный чеэсник страны уточнять не стал. Обычно это происходит тогда, когда начинают бороться с голодом".

Власть

Правительство Казахстана намерено сократить бюджетные расходы. Это поручение было дано президентом Нурсултаном Назарбаевым в очередном послании народу в феврале нынешнего года. На минувшей неделе о возможном секвестровании бюджета 2008 года в парламенте сообщил министр финансов Болат Жамишев.

Предположительно, будут урезаны расходы на ряд "неприоритетных" программ на общую сумму в 84 миллиардов тенге (текущий курс 120,36 KZT за 1 USD - прим. ИА REGNUM). Как рассказывает "Литер", министр финансов напомнил мажилисменам о состоявшемся 7 апреля заседании бюджетной комиссии, на котором было принято решение приостановить финансирование неприоритетных программ. Но, как отмечает газета, "министр не смог уточнить, каких именно".

По словам министра, пишет "Казахстанская правда", "пересмотр показателей экономического развития республики, а темпы роста экономики нынче прогнозируются на уровне пяти-семи процентов, существенное уменьшение поступлений в казну от налогов по внешнеэкономической деятельности и корпоративного подоходного налога, ставят Кабинет перед необходимостью уточнения республиканского бюджета текущего года. Причем даже несмотря на то, что часть выпадающих бюджетных расходов в сумме порядка миллиарда долларов позволит компенсировать введенная пошлина на экспорт нефти. К тому же обсуждается вопрос о назначении аналогичной пошлины на твердые полезные ископаемые. В сложившихся условиях перед Минфином была поставлена задача приостановить до второго полугодия, то есть до времени внесения в парламент законопроекта об уточнении бюджета, расходы и регистрацию обязательств по ряду программ на 84 миллиарда 96 миллионов тенге. В дальнейшем республиканская бюджетная комиссия рассмотрит упомянутые программы, но финансирование будет продолжено только по тем, где уже заключены договоры с поставщиками и подрядчиками. Остальные же будут оцениваться с позиции сокращения расходов бюджета".

Между тем, депутаты выразили недовольство тем, что министр не знает, финансирование каких именно программ будет сокращено. Так, депутат Тито Сыздыков заявил, что "правительство просто обязано внести хоть какую-то конкретику. Сыздыков напомнил, что Нурсултан Назарбаев в своем послании говорил о том, что ни в коем случае режим жесткой экономии не должен был касаться социальных расходов. Но сейчас, по данным мажилисмена, свернуто финансирование по 110 объектам питьевого водоснабжения. Поэтому депутаты весьма скептически относятся к предложению правительства о секвестровании, или, по версии Жамишева, - "уточнении бюджета", принятого осенью прошлого года", - пишет "Литер".

По информации "Литера", бюджет страны на 2008 год "выражался в следующих цифрах: поступления - 2 трлн 694 млрд 732,3 млн тенге, и расходная часть на 210 млрд 503,9 млн тенге больше доходной (2 трлн 905 млрд 236,2 млн тенге). По сути, 84 миллиарда - это не такая уж и большая сумма на этом фоне. Но только в том случае, если доходная часть останется неизменной", - считает издание.

"Новое поколение" отмечает, что кабинет министров вынужден секвестровать бюджет впервые за последние 9 лет. "Когда правительство придет в парламент с секвестром бюджета, пока не известно. По словам Жамишева, это может произойти как в первой половине года, так и осенью. И все это несмотря на то, что официально в Казахстане финансового кризиса нет". Издание вспоминает, что "фактическое урезание расходов бюджета по всем статьям в Казахстане не проводилось с 1999 года. Все изменения, которые происходили в бюджете страны в последние годы, касались исключительно перераспределения расходов". Однако "...сложная текущая экономическая ситуация, резкое сокращение доходной части бюджета вынуждает государство теперь именно урезать свои расходы".

"Литер" напоминает, что при секвестровании бюджета 1999 года под "нож хирурга" попали образование, оборона, здравоохранение. Также по "вечно обиженным" била и "оптимизация" 1997 года, приведшая в итоге к появлению городов-призраков и неуправляемых миграционных потоков". "Безусловно, сокращение бюджетных ассигнований в ключевые сферы государственной деятельности, включая сферу социальную, является показателем ухудшения экономической ситуации в стране, - резюмирует "Новое поколение". - Как известно, правительство Казахстана разработало План первоочередных действий по выходу экономики из сложившегося кризиса (хотя его, если верить официальным источникам, у нас не было и не ожидается). И секвестр, как это ни прискорбно, одна из крайних мер. Хотя, с другой стороны, это ожидаемая мера при снижении макроэкономических параметров бюджета, в частности, уровня роста ВВП".

Правительство озабочено ростом цен на топливо. Как пишет "Литер", ссылаясь на официальную статистику, в апреле текущего года стоимость дизельного топлива выросла на 6,5 процента, бензина - на 3. Во время обсуждения сложившейся ситуации Сауат Мынбаев, министр энергетики и минеральных ресурсов, предположил, что таким образом на казахстанском рынке сказываются мировые тенденции: "В апреле цена за 1 баррель нефти выросла в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом, а цены на нефтепродукты в России гораздо выше, чем в Казахстане, так что вывозить нефть за кордон выгоднее, чем продавать местным потребителям", - цитирует газета. В свою очередь премьер-министр Карим Масимов "резонно заметил, что населению не объяснишь, что, мол, цены на мировых рынках растут, значит, и у нас должны, и предложил переломить нехорошую тенденцию. Неделя - именно в такой срок премьер поручил разработать комплекс мер по регулированию экспорта нефтепродуктов. А пока министр энергетики и минресурсов может ответить только за спецпрограмму по сельскому хозяйству. Из 330 тысяч тонн дизтоплива, которые министерство обязалось поставить для проведения весенних полевых работ, 190 тысяч тонн уже поставлено".

"В течение недели правительство должно решить: запрещать или нет экспорт ГСМ, - сообщает "Бизнес и власть". Как отмечает издание, по данным независимых трейдеров, Россия обеспечивает более 25% потребностей Казахстана в ГСМ. Поэтому рост отпускных цен на российских НПЗ непременно отражается на розничных ценах в Казахстане. Однако у нас цены растут не так быстро, как в России и в странах Средней Азии. Между тем, Коитбек Камбаров, председатель Ассоциации владельцев АЗС Южно-Казахстанской области поделился, что "среди владельцев АЗС циркулировали упорные слухи, что правительство запретит экспорт топлива с 1 мая. Эта дата уже прошла, но слух о запрете экспорта не прекратился...". Независимый трейдер, пожелавший остаться неназванным, заявил изданию, что правительству пора ввести полный запрет на экспорт. Аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров считает, что рост цен на бензин в Казахстане в течение мая навряд ли превысит 8%, поскольку рынок так или иначе контролирует один крупнейший игрок - нацкомпания "КазМунайГаз". "Поэтому цены на ГСМ хотя и будут расти, но все-таки меньшими темпами, чем цена на нефть. "С другой стороны, в Казахстане, как и в России, никогда при снижении мировых цен на нефть не происходило снижения цен на ГСМ. Фактически это показатель наличия ценового сговора производителей", - подчеркнул аналитик. Кроме того, на ценах будет сказываться нестабильность ситуации на рынке в связи с недавним введением в Казахстане пошлины на экспорт нефти.

В "Литере" Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем, предполагает, что для удешевления цен на нефтепродукты "правительство пытается найти виновников роста цен уже за пределами страны и, возможно, предпримет и дополнительные меры по регулированию оборота топлива в республике. Во-первых, заключит соглашения о социальном партнерстве, во-вторых, постарается ввести экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо, по аналогии с экспортной пошлиной на нефть". Однако, по мнению эксперта, "эти меры вряд ли будут эффективными в долгосрочной перспективе. Скорее всего, можно ожидать, что перманентный рост цен будет продолжаться в связи с ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты. В этой связи регулирование цен на стратегически важные товары и услуги является просто необходимым и является общепринятой практикой". Однако, отмечает Берентаев, "...наше правительство государственное регулирование цен не признает, считая, что эта мера является антирыночной. На самом же деле цены на стратегические товары, к которым относятся бензин, дизельное топливо, хлеб и другие продукты питания, государство просто обязано регулировать, чтобы не допустить кризиса. Эти товары, как товары первой необходимости, неэластичны по цене". Также экономист считает необходимым устранение лишних посредников: "Опыт США показал, что устранение лишних посредников почти в два раза снижает цены на отдельные товары". Главным фактором экономист считает "развитие собственного производства, т.к. имеющиеся мощности используются не более чем на половину". Кроме того, считает автор издания, "для стимулирования поставок нефти отечественным предприятиям нужно отменить НДС, а на экспортируемую нефть, наоборот, ввести этот налог. Нулевая ставка НДС на экспорт применяется для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке. Казахстанская нефть и так пользуется устойчивым спросом на внешнем рынке, и поощрять ее экспорт при дефиците на внутреннем рынке не имеет смысла. Следует также пересмотреть ставки налогов на сверхприбыль на стратегические товары и разработать механизм оперативного введения его в действие в случае неоправданного повышения цен под предлогом роста мировых цен".