Открытое письмо петербургских деятелей культуры в защиту архитектурного наследия Санкт-Петербурга уже зарегистрировано в Москве в Совете Федерации и Государственной думе, и имеет свои входные реквизиты. Об этом сегодня, 7 мая, корреспонденту ИА REGNUM сообщил инициатор сбора подписей, житель Санкт-Петербурга Александр Макаров. "Всего письмо подписали около 300 человек, но мы к письму прикрепили 76 подписей наиболее известных граждан Санкт-Петербурга, таких как режиссеры Александр Сокуров и Александр Белинский, поэт Александр Кушнер, музыкант Юрий Шевчук, артисты Олег Басилашвили, Светлана Крючкова и другие", - сказал он. "К письму также прикреплен диск с фотографиями, доказывающими тяжелую ситуацию в сфере сохранения архитектурного и исторического наследия города", - добавил Макаров.

Письмо также подписали трое почетных граждан Санкт-Петербурга - спортсмены Михаил Бобров, Юрий Тюкалов, Любовь Егорова. Однако, по данным некоторых СМИ, позже Бобров направил письмо губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, в котором он "приносит свои извинения от имени почетных граждан, подписавших письмо, и отзывает их подписи". "Мы признаем свою ошибку в подписании письма без тщательного изучения подаваемых фактов", - пишет Бобров. По мнению Макарова, "этот факт вызывает грусть и сожаление, так как почетные граждане продемонстрировали нетвердость духа". Письмо с извинениями Боброва было направлено после ежегодного послания губернатору Законодательному собранию, в котором она осудила недобросовестных граждан, которые "буквально зомбируют население криками и стонами о сотнях памятников архитектуры, якобы потерянных в самые последние годы".

Публикуем открытое письмо деятелей культуры в защиту архитектурного наследия Санкт-Петербурга. Письмо адресовано Общественной палате, Государственной думе, Совету Федераций: "Обращаемся к Вам в связи с крайне тяжелой ситуацией, сложившейся в Санкт-Петербурге в сфере сохранения архитектурного и исторического наследия. Общеизвестно, что ценность исторического центра Санкт-Петербурга как единого целого значительно превосходит ценность его отдельных памятников, даже самых выдающихся. Именно высокая степень подлинности и сохранности территорий послужила основанием для включения всего исторического центра Санкт-Петербурга в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Других городов, сохранивших не отдельные шедевры, а подлинную историческую среду градостроения и архитектуры XVIII-XIX веков, в России больше нет. Между тем современная градостроительная политика правительства Санкт-Петербурга разрушает исторический центр города как неповторимый градостроительный ансамбль.

Каждый год в центре Санкт-Петербурга сносят десятки ценных исторических зданий и ускоряется агрессивное ультрасовременное строительство. За последние два года даже на "неприкосновенном" Невском, где вообще нет "рядовой" архитектуры, разрушено шесть зданий. Снесены замечательные исторические дома на Литейном, Вознесенском, Лиговском, Московском проспектах, на набережных Мойки, Фонтанки, Грибоедова и Крюкова каналов, Большой Морской, Кирочной ул. и других центральных улицах. Десятки домов исторического центра надстроены современными мансардами, радикально изменившими архитектурный ландшафт города. Значительному количеству памятников федерального и регионального значения нанесён существенный, а в ряде случаев и непоправимый ущерб.

Исчезновение или видоизменение исторических зданий стремительно размывает ту уникальную, целостную архитектурно-пространственную среду, благодаря которой центр Санкт-Петербурга получил всемирное признание в качестве грандиозного градостроительного ансамбля, в основном сохранившего внутри современного мегаполиса подлинный город XVIII-XIX веков, блистательную столицу Российской империи.

Мы вплотную приблизились к той грани, за которой количественные изменения в архитектурном пространстве города неизбежно приведут к необратимым качественным изменениям городской среды. Если федеральная власть и правительство города не предпримут в ближайшее время быстрых и решительных мер по защите исторического центра Санкт-Петербурга от бездумной застройки, а набравшие оборот негативные тенденции разрушения не удастся переломить, мы потеряем единственный в своем роде градостроительный ансамбль Санкт-Петербурга, что нанесёт непоправимый ущерб культурному наследию России. Неизбежна негативная реакция и со стороны международного сообщества, в том числе таких авторитетных организаций, как ЮНЕСКО, ИКОМОС, Совета Европы, Всемирного совета по путешествиям и туризму и др. В связи со всем вышеизложенным просим Вас незамедлительно рассмотреть вопрос о создании специальной парламентской комиссии для знакомства на месте с ситуацией в Санкт-Петербурге в области охраны исторического и культурного наследия и о проведении парламентских слушаний по данному вопросу, а также способствовать принятию ряда неотложных мер.

Мы считаем, что для исправления сложившейся ситуации необходимо в срочном порядке:

1) Принципиально изменить отношение к историческому центру Санкт-Петербурга, признать его объектом культурного наследия - достопримечательным местом (в соответствии со ст. 3 федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). Принять для этого специальный федеральный закон об историческом центре Санкт-Петербурга. Границы достопримечательного места установить соответствующими границам объекта Всемирного наследия "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников" (номинация № 540 Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО), принятым в 1990 году. Установить режим охраны достопримечательного места, полностью исключающий снос или реконструкцию исторических зданий, запрещающий новое строительство (в том числе временных объектов), разрешающий только ремонт, реставрацию и приспособление к современному использованию.

2) Полностью прекратить снос "фоновой" (не состоящей под охраной) исторической застройки (в том числе т. н. "аварийной") на всей территории Санкт-Петербурга. Установить для этого законодательную норму, по которой исторические здания, построенные ранее определённой хронологической границы (например, 1917 г. или 1955 г.) должны быть взяты под государственную охрану.

3) Полностью запретить строительство мансард, надстроек и пристроек к зданиям в исторической части города, относящейся к Объединённой охранной зоне, введённой решением Исполкома Ленсовета от 30.12.1988 г. № 1045, действующей в настоящее время, но на практике не соблюдаемой городскими властями.

4) Исключить любое высотное строительство в историческом центре и на территориях, вступающих с ним в визуальное взаимодействие. Сохранить для этого действие норм "Временного высотного регламента" 2004 г. и распространить их на территории, непосредственно прилегающие к историческому центру.

5) Признать предметами градостроительной охраны открытые пространства исторической части Санкт-Петербурга (акватория Невы в центре города, набережные, площади), исторические линии застройки, визуальные направления и панорамы, композиционно завершённые виды и площадки их обзора.

6) Отказаться от изложенной в Генеральном плане Санкт-Петербурга (2005 г.) идеи сократить охранную зону центра, частично заменив её зоной регулируемой застройки. До присвоения историческому центру Санкт-Петербурга статуса достопримечательного места (согласно п.1 данного письма) утвердить в Правилах землепользования и застройки зоны охраны и градостроительные режимы, максимально приближенные к границам и режиму Объединенной охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга, установленной в 1988 г., полностью прекратив практику выкраивания и застройки т. н. "лакун" в Объединенной охранной зоне.

7) Срочно принять подзаконные акты, предусмотренные Федеральным законом № 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в первую очередь: положение о государственной историко-культурной экспертизе; положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ.

8) Восстановить обязательное согласование с органами охраны культурного наследия проектов земляных, строительных и иных работ в зонах охраны памятников истории и культуры. Эта норма содержалась в пункте 1 статьи 35 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", но была отменена статьёй 30 Федерального закона от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ".

9) Восстановить первоначальный, охраняемый ЮНЕСКО, облик исторической части Санкт-Петербурга. С этой целью:

- воссоздать снесённые исторические здания в полном соответствии с их первоначальным внешним обликом;

- снести мансарды, надстройки и пристройки, возведённые на старых домах исторической части города (или примыкающие к ним);

- убрать рекламные щиты и растяжки, уродующие облик фасадов или нарушающие исторические виды и перспективы улиц;

- обеспечить единообразие современных оконных рам по каждому дому в исторической части города и добиться соответствия их цвета и формы историческим образцам;

- изменить размер и стилистику вывесок, размещённых организациями, в соответствие с международными нормами и рекомендациями, касающимися объектов архитектурного наследия.

10) Обеспечить обязательность проведения археологических обследований территорий при проведении земляных и строительных работ в соответствие с международными требованиями.

11) До введения в действие новых нормативных документов, регламентирующих вопросы охраны культурного наследия в Санкт-Петербурге, потребовать от городских властей, в том числе от КГА и КГИОП, неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства в области охраны памятников истории и культуры, включая требования Объединённой охранной зоны, установленной Решением Исполкома Ленсовета от 30.12.1988 г. № 1045 "Об утверждении границ объединённых зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда", Петербургской стратегии сохранения культурного наследия, принятой Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 г. № 1681, а также международных нормативных документов:

- Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 17-й сессии в Париже 17 - 21 ноября 1972 г.;

- Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, принятой Советом Европы в Гранаде 03.10.1985 г.;

- Рекомендаций о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей, принятых ЮНЕСКО на 13-й сессии в Париже 11.12.1962 г.;

- Рекомендаций о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, принятых ЮНЕСКО на 15-й сессии в Париже 19.11.1968 г.;

- Рекомендаций о сохранении и современной роли исторических ансамблей, принятых ЮНЕСКО на 19-й сессии в Найроби 26.11.1976 г.".

К письму деятелей культуры прилагается список наиболее значимых архитектурных объектов Санкт-Петербурга, утраченных или сильно пострадавших в последние годы. Среди них - ансамбль "Новая Голландия", дом князя Лобанова-Ростовского (Военное министерство), дом генерал-полицмейстера Чичерина, дома на углу Невского пр. и ул. Восстания, дома №55 и №59 на Невском пр., порфировая "Эльфдаленская" ваза в Летнем саду, Юсуповский дворец, дом князя Мурузи, лавка Литовского рынка, стадион им. Кирова и другие.

Открытое письмо подписали 33 деятеля культуры, среди которых - архитекторы, историки, философы, преподаватели, писатели, художники и журналисты.