Двое волгоградских журналистов, приехавшие собирать информацию об экономических преобразованиях в глубинке, оказались в самом очаге гангстерской войны. Конец февраля 1998 года - время "второго передела собственности". Уже тогда местные сельхозпроизводители и промышленники ощутили свою значимость и ценность предприятий, оказавшихся в их руках. А многие были из казаков и не терпели, когда им по-хозяйски указывают приезжие.

Особенность Урюпинска и других традиционно казачьих городов еще и в том, что казачьи организации взяли под свой контроль многие виды чисто городского, мелкого бизнеса, а среди жителей обладали огромным авторитетом и уважением, так как оградили их от бандитского рэкета. Не станем дискутировать на тему о том, что методы казаков часто выходили за рамки закона, если их дело подвергалось угрозе со стороны криминальных авторитетов и воров. Однако время было суровым, и "борзых" жуликов могли остановить только крепкий кулак или двустволка с картечью.

Товарищ атамана Хоперского округа Александр Симонов занимал тогда должность заместителя директора рынка "Казачий", расположенного в самом центре города. Нрав имел решительный, спуску обидчикам не давал. В криминале замечен не был, хотя имел деловую хватку. И дела на рынке шли неплохо. А надо сказать, что значительную часть доходов здесь давала торговля пуховыми платками из козьей шерсти, которой Урюпинск издавна славится. Вот к концу 97-го года и стали подкатывать к Симонову местные "деловые люди" с предложением отдать долю в бизнесе. Но тот заупрямился.

Честно говоря, мы тогда об этом не знали. Как не знали и многого другого. Накануне нашего приезда была сожжена квартира атамана Урюпинского юрта - директора крупного предприятия АПК. Бандиты устраивали разборки с пальбой прямо в центре города. Тогда-то и произошло дерзкое покушение на Симонова, всколыхнувшее не только Урюпинский район, но и руководство Войска Донского. Только вот поиск преступников тогда ничего не дал и затянулся на целых пять лет.

26 февраля 1998 года, примерно в 23 часа Александр Симонов вышел из дому и поехал к своему гаражу на автомобиле "ВАЗ-21099". Он въехал в гараж, вылез из машины и собрался выходить, как вдруг прогремел взрыв. Приехавшая на место бригада скорой помощи срочно доставила Симонова в реанимацию, где ему сделали несколько операций, после которых он вскоре пришел в сознание и дал показания следователям прокуратуры. Поистине богатырское здоровье было у Симонова, если после множественных осколочных ранений ног, грудной клетки, брюшной полости, рук остался жив. Граната взорвалась практически рядом с ним! Но чуда не произошло, и через три недели Симонов скончался. Однако он назвал друзьям и оперативникам несколько вероятных заказчиков покушения на него.

Пока милиционеры и прокуроры искали преступников следственным путем, кто-то стал расправляться с местными криминальными авторитетами. В течение 1998 года были убиты такие влиятельные деловые парни, как Баранов, Губин и Зубов. Причем Василий Баранов назывался как человек, наиболее подходящий на роль заказчика. Все знали, что у Симонова и Баранова неприязненные отношения, и однажды Симонов даже сильно побил Баранова на публике.

После покушения Баранова несколько раз допрашивали. Но неизменно отпускали: не было улик. Не нашли и исполнителя, так что дело грозило остаться "глухарем".

Однако, как утверждают в прокуратуре области, только настойчивость нового прокурора района Сергея Козореза, переведенного из Николаевского района, помогла переломить ситуацию спустя пять лет, когда казалось, что преступление уже не будет раскрыто. Козорез стал изучать старые дела, которые наделали много шума, и дал поручения продолжить расследования по ним. Уже сейчас говорят, что раскрыты убийства Баранова, Зубова и других. Но, самое главное, был найден исполнитель убийства атамана Симонова - Андрей Солодков, а также возможный заказчик расправы.

Солодков "нашелся" в колонии строгого режима, где отбывал 11 лет за грабеж. Его доставили в прокуратуру района, где он дал признательные показания и поведал, как все было на самом деле. По его словам, нанял его некто Альберт Кашаев, друг Василия Баранова, хозяина бара "Юность". Он-то и снабдил Солодкова гранатой Ф-1, показал, где живет Симонов и где находится его гараж. А за работу пообещал 30 тысяч рублей и автомобиль. Нищий Солодков, работавший в баре грузчиком за 100 рублей в неделю, судимый за изнасилование, с легкостью согласился на убийство. Но после выполнения "заказа" денег он своих так и не увидел. А машину, которую ему дал Кашаев, тот впоследствии и отнял, мотивируя тем, что у Солодкова нет водительских прав. В 2000 году Солодков сел на 11 лет за вооруженный грабеж, так что нужда в автомобиле отпала. Кашаев же уехал в Краснодарский край и постарался забыть об урюпинских делах.

Но отдохнуть на Кубани ему не дали. Недавно туда съездили следователи областной прокуратуры и при поддержке СОБРа задержали Кашаева. Говорят, что Альберт Рифатеевич, обладающий могучим телосложением, весьма растерялся, когда увидел бойцов СОБРа, и сразу же выдал пистолет ТТ, которым владел незаконно.

Тем не менее, по мнению старшего следователя прокуратуры Волгоградской области Владимира Павлова, пока рано давать оценку действиям обвиняемых. Если Солодков свою вину признал полностью, то Кашаев говорит, что лишь присутствовал при том, как Баранов просил Солодкова убить Симонова. Солодков же утверждает, что заказчиком был непосредственно Кашаев. 19 марта Кашаеву было предъявлено обвинение в преступлении, предусмотренном статьей 105 ч. 2 п. 3 УК РФ "Организация убийства по найму".