Говорить о том, что причиной катастрофы самолета Я-42Д стали действия пилота, нажавшего на тормозные педали, пока преждевременно. Такое мнение высказал корреспонденту ИА REGNUM президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

"Не стоит торопиться с выводами, которые сделали летчики-испытатели, - пояснил Смирнов. - Причин крушения определит не их экипаж, а официальная государственная комиссия. Она логично подошла к выявлению причин, поскольку был отметен целый ряд неверных предположений: остановка двигателя, запарка не тем топливом, попадание птицы, невыход закрылков... На данный момент рассматриваются две причины: техника и экипаж".

"Что касается техники, то остатки тормозной системы отправлены в лабораторию научно-исследовательского института для проведения соответствующих экспериментов, и в ближайшее время должны быть результаты, - добавил эксперт. - Параллельно ведется расследование по результатам расшифровки средств объективного контроля - бортовых самописцев. И их расшифровка указывает на наличие некоей тормозящей силы в момент взлета. Но какой - установить пока не удалось".

Тем не менее, подчеркнул Олег Смирнов, именно по этим данным была составлена программа исследования дл летчиков-испытателей, которые и реализовали ее в Жуковском (поскольку там есть взлетная полоса нужной длины, 5 км). "Их полеты точно копировали взлет Як-42, - отметил он. - Когда имитировалась ситуация, когда самолет взлетал, а потом падал, оказалось, что подтверждалась теория комиссии о наличии некоторой тормозящей силы, которая сдерживала разбег самолета... Согласно результатам проведенного эксперимента, когда руль высоты был отклонен на 13 градусов, были неимоверные усилия на штурвал. Его сложно было держать. Динамометр зафиксировал нагрузку в 65 кг. Чтобы удержать такой груз, нужна хорошая опора в ногах, а ноги - на педалях... В том числе и на педали тормоза. Эти выводы летчиков были посланы в комиссию, а она уже и вынесет свое решение. Тогда, кстати, и выводы лаборатории подоспеют".

"Причины аварии нам не очень понятны до сих пор, - резюмировал Смирнов. - Тормозить на взлете - совершенно алогично, ни одного летчика такому не учат! С другой стороны, педали - достаточно сложная система. Для того, чтобы нажать на педаль тормоза, нужно другое положение ног, нежели при рулении - вперед и выше, а не в положении на ребре. Может быть, нога пилота случайно слетела, ведь это доли секунды. Так что пока ситуация до конца неясна никому, нужно ждать выводов комиссии".

Напомним, самолет Як-42 разбился 7 сентября на взлете из ярославского аэропорта "Туношна". Сразу после отрыва от земли самолет завалился на крыло, упал и загорелся. На борту находилось 45 человек, выжили двое: хоккеист Александр Галимов (позже он скончался в больнице от ожогов) и инженер по эксплуатации Александр Сизов, который в настоящее время идет на поправку.