Прокурор Мурманской области направил в суд исковое заявление о признании ряда положений закона "О государственных должностях Мурманской области" недействующими с момента принятия нормативного правового акта, поскольку изначально они приняты с превышением компетенции субъекта Российской Федерации. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе прокуратуры региона.

Как показала проверка, законом в качестве гарантий трудовых прав лицам, замещавшим государственные должности не менее 12 месяцев подряд и уволенным в связи с истечением полномочий, в связи с прекращением полномочий по состоянию здоровья, препятствующему продолжению исполнения полномочий, а также в связи с досрочным прекращением полномочий по иным основаниям, до устройства на новое место выплачивается средняя заработная плата, но не свыше 12 месяцев со дня увольнения. В случае, если на новом месте работы указанные лица получают заработную плату ниже размера оплаты труда, который они получали на государственных должностях, им производится доплата до уровня ранее получаемой ими средней заработной платы с учетом последующей индексации, но не более 12 месяцев со дня увольнения.

К государственным должностям Мурманской области отнесены должности губернатора Мурманской области, первого заместителя и заместителя губернатора Мурманской области, членов правительства Мурманской области, руководителей Мурманской областной Думы и депутатов Мурманской областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, председателя Мурманской областной Думы, заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии Мурманской области, аналогичные должности в территориальной избирательной комиссии, председателя Контрольно-счетной палаты и его заместителя, Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области. Как указала прокуратура области, отношения, связанные с правовым статусом лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, регулируются федеральным законом. В то же время положения Трудового кодекса РФ предусматривают предоставление гарантий работникам, как правило, в период исполнения трудовых (служебных) обязанностей. Установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора (служебного контракта) в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В настоящее время отсутствуют положения федерального законодательства, предоставляющие субъекту Российской Федерации право выплаты денежной компенсации лицам, замещающим государственные должности, после прекращения исполнения профессиональных обязанностей.

В июне 2011 данные положения закона были опротестованы прокуратурой области. Однако, не смотря на то, что со дня принесения протеста состоялось 3 заседания Мурманской областной Думы, протест прокурора по существу не рассмотрен. Необходимые изменения в нормативный правой акт, предусматривающий расходные обязательства бюджета Мурманской области, внесены не были и незаконные нормы продолжали действовать и применяться на территории региона.

Выплата денежной компенсации по указанному закону в связи с предстоящим прекращением полномочий депутатов Мурманской областной Думы 4-го созыва может повлечь серьезный ущерб областному бюджету и негативным образом отразиться на реализации программ социального развития области. Суд, рассмотрев заявление, согласился с позицией прокуратуры области и признал пункт 3 ст. 9 закона Мурманской области "О государственных должностях Мурманской области" недействующим как противоречащий федеральному законодательству с момента принятия решения суда, то есть с 16 ноября 2011 года.