Причиной трагедии, случившейся при строительстве Президентского кадетского училища в Севастополе 18 августа, могла стать одна из трех допущенных ошибок, считает представитель общественного движения "Защитим Севастополь" Александр Карлюк. Об этом он заявил 20 августа, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Первая ошибка - это ошибка конструкторов, производивших расчет нагрузок. Вторая - нарушение строительных норм и правил при производстве работ. Третью можно рассматривать под условным названием "диверсия".

"Начнем с рассмотрения официального заявления генподрядчика ОАО "Оборонстрой" и и.о. губернатора Севастополя Сергея Меняйло: "Кровля кадетского корпуса в Севастополе обрушилась в результате ливней и нарушения складирования стройматериалов", - отметил Карлюк. Это заявление было сделано в тот же день, когда произошла трагедия, 18 августа. "Виновника" установили сразу - это дождь. Естественно, на него сразу же постарались списать произошедшее.

"В ночь перед трагедией действительно был ливень, поэтому мы связались с севастопольской Гидрометерологической обсерваторией и получили от них информацию о том, что количество осадков в Севастополе составило 8,3 мм, а на Херсонесском маяке - 11,5 мм. Перекрытие, которое обрушилось, в том числе состояло и из 5 см цементной стяжки. Нам предстоит решить задачу, на сколько увеличилась нагрузка на несущие элементы перекрытия, если плотность стяжки в два раза больше плотности воды. После нехитрых расчетов получаем, что менее чем на 10%. Поэтому заявление о том, что во всем виноват дождь, является не состоятельным. Скорее, был неправильно произведен расчет предела прочности несущих конструкций. Если бы перекрытие не упало в этот день, то это обязательно произошло бы на следующий или любой другой, когда рабочие стали заниматься кровлей, и жертв было бы намного больше", - подчеркнул Карлюк.

По его словам, строительство кадетского корпуса велось без согласованного рабочего проекта, прошедшего экспертизу, и без разрешения на начало работ. Он отметил, что 8 августа, то есть за десять дней до трагедии, была только проведена экспертиза проекта, и выданы замечания на нескольких страницах, одно из самых существенных - привести проект в соответствие с требованиями для 8-балльной сейсмической зоны, хотя все расчеты по Севастополю должны делаться из расчета устойчивости при землетрясении в 9 баллов: "Эти замечания устранены не были. Получается, что все это время строительные работы велись по проекту, который не был пригоден для строительства в зоне повышенной сейсмической опасности. И таким образом построено все здание. Если бы проект был доработан, то перекрытие должно быть монолитным, а не представлять из себя слоеный пирог из армирующей сетки, цементной стяжки и минеральной ваты, которые опираются на алюминиевый профиль, как видно по фотографиям".

Карлюк уточнил, что в самом проекте указан срок выполнения - 262 дня, это почти 9 месяцев, но была поставлена задача закончить строительство под ключ за 5 месяцев с учетом всех подготовительных работ и перерезать красную ленточку к 1 сентября: "Эта спешка сказалась на качестве выполнения работ. Например, со слов рабочих, вечером бетон заливали, а утром опалубку уже разбирали, хотя по технологии она должна выстаиваться три дня".

Еще одна из возможных причин, по мнению общественника, это "диверсия". Он полагает, что это могло произойти в том случае, если рабочие не получают заработную плату, как это было при строительстве кадетского корпуса: "В этом случае они могли специально сделать так, что конструкция перекрытия не была закреплена должным образом. Мы неоднократно обращалось во всевозможные инстанции с сообщением о том, что ведется незаконное строительство. Два раза мы отправляли обращение президенту РФ Владимиру Путину, оба раза его перенаправляли сначала в городскую администрацию, а потом в правительство Севастополя. Согласно ответу, подписанному заместителем и.о. губернатора Малоземовым И.В., разрешительная документация на строительство Президентского кадетского училища есть, но земельные участки под строительство еще предстоит выделить, то есть сделать это в будущем времени. Ответ от Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы (Севгосстройнадзор): "Согласно Положения об Инспекции, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя, в полномочия и функции не входит выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию". Таким образом, этот орган полностью самоустранился от надзора за проведением строительных работ. Ответ от Главного управления природных ресурсов и экологии очень длинный и туманный, но в конечном итоге он сводится к тому, что экологическая экспертиза проекта еще проведена".

Приведенные факты, по словам Карлюка, позволяют сделать несколько предварительных выводов: "Первое. Генподрядчик "Оборонстрой" приступил к работе без согласованного рабочего проекта, без устранения замечаний экспертизы, без разрешения на начало строительства. Это грубейшее нарушение, и за это предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, так как речь идет о гибели людей. Второе. Строительство велось согласно типовому проекту без учета того, что Севастополь расположен в районе повышенной сейсмичности. Все, что построено, скорее всего, не предназначено для эксплуатации в зоне с повышенной сейсмичностью, и эта трагедия может оказаться не последней. Третье. Государственные контролирующие органы знали, что работы ведутся незаконно, без проекта и разрешения, но не предпринимали никаких мер. Ответственные лица должны, как минимум, лишиться своих должностей, как максимум - сесть в тюрьму. Четвертое. И.о. губернатора был в курсе, что стройка, которую он лично курирует, ведется незаконно. С морально-нравственной точки зрения он ответственен за гибель людей и за то, что пытался ответственность переложить на "дождь".