Гражданка России Александра Фомина надеется с помощью российских властей вернуть себе свою 10-летнюю дочь, которую у нее изъяли в Финляндии. Как заявил 12 ноября корреспонденту ИА REGNUM финский правозащитник Йохан Бекман, официальный повод для изъятия не называется, но неофициально известно, что девочка сказала подружке, как мама однажды шлепнула ее по попе.

Девочку забрали еще 7 ноября, прямо из школы в финском городе Вантаа, а уже в выходные ее отправили в приемную семью. «Никаких доказательств для изъятия ребенка из семьи в Финляндии не требуется, — пояснил корреспонденту ИА REGNUM Бекман. — Основанием для этого может послужить просто беспокойство, возникшее у сотрудников социальных служб. Судьбы детей зависят от крайне субъективных мнений часто не очень образованных и некомпетентных людей».

Причем «шлепок по попе» выступает в качестве основания для беспокойства не первый раз. Других доказательств и даже доказательств самого шлепка не требуется, потому что решения об изъятии детей в Финляндии принимают не суды.

В числе других «причин для беспокойства» Бекман назвал то, что мама ребенка — русская: «Считается, что русская мама с русским ребенком может уехать в Россию, что она представляет опасность. Даже в рекомендациях Минздрава Финляндии от 2010 года написано, что российское законодательство якобы поддерживает системное избиение детей…»

Правда, в немалой степени на ситуацию влияют еще и большие деньги, считает Бекман: «В Финляндии существует около 700 частных детских домов. Их оборот, по некоторым оценкам, составляет порядка 900 млн евро в год. Это большие деньги и большая коррумпированная система торговли людьми».

По данным российского Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, Александре Фоминой теперь разрешают лишь один раз в день разговаривать с дочкой по телефону, видеться они не могут. Хотя еще три года назад мать и дочь, обе до сих пор имеющие российское гражданство, жили в Санкт-Петербурге и не могли даже представить ничего подобного. И даже финский папа, с которым Александра в разводе, пребывает в шоке от всей этой ситуации, сообщил канал НТВ.

Впрочем, 13 ноября финские органы опеки планируют рассмотреть возможность возвращения девочки в семью. «В четверг будет встреча с инспектором соцслужб по городу Вантаа, на ней буду присутствовать я, мои юристы и, вероятно, кто-то из российского консульства», — сообщила СМИ сама Александра Фомина.

В российском посольстве в Финляндии подтвердили, что «разбираются с ситуацией».

Отметим, что это далеко не первый случай изъятия в Финляндии детей из семей, где один из родителей является гражданином России. Большой резонанс имела история Анастасии Завгородней, у которой соцслужбы того же города Вантаа забрали два года назад сразу четверых детей, среди которых был даже младенец. Также российские СМИ писали о «русских матерях» с финскими фамилиями Рантала и Салонен, с переменным успехом борющихся с местными соцслужбами.

Что интересно, в самой Финляндии смотрят на эти скандалы по-другому. Fontanka.Fi приводит мнение эксперта Центрального союза защиты детей Финляндии Мартти Кемппайнена, считающего, что «из-за одного шлепка, конечно, никто ребенка из семьи не забирает».

«Сигналы могут поступить с разных сторон. В этом смысле у нас — как и в России. Скажем, поступают сигналы из школы, из детского сада, ребенок сам обращается, или полицейские, или даже родители… Социальный работник обязан незамедлительно оценить, требуется ли ребенку неотложная защита. И только в чрезвычайной ситуации, когда ребенку грозит опасность, его могут сразу забрать из семьи. Когда, скажем, в семье — серьезное насилие», — уверен он.

Также и финская газета Ilta Sanomat в марте 2014 года писала, что Россия любит «политизировать детские споры», при этом допуская «искажение фактов».

Но это мнение, а факты говорят о том, что в последние годы из семей россиян изымают детей все чаще, и впереди планеты в этом отношении идут именно Скандинавские страны, в частности Финляндия и Норвегия.

Почти одновременно с инцидентом в семье Александры Фоминой в соседней Норвегии забрали двоих детей у россиянки Елены Кузнецовой, передав их на воспитание жене брата ее мужа, которая, собственно, и пожаловалась на Кузнецову в соцслужбы. Еще одна «семейная история» коснулась пятилетнего мальчика из русской семьи также в Норвегии. Его забрали из дома после того, как мать «вырвала у него молочный зуб», утверждают правозащитники.

Сейчас всеми этими случаями активно занимается российский детский омбудсмен Павел Астахов. Он, не стесняясь, называет происходящее «ювенальным террором».