Мошенничество в сфере ЖКХ стало одним из самых популярных в сфере криминального бизнеса. Участвуют в нем, порой, и сотрудники управляющих компаний, и даже ЖКХ, вовсе не считая, что нарушают закон. Как с этим бороться и с чем придется смириться, если вы не хотите идти в суд?

Рассеянный платит дважды

В 2014 году в юго-восточном округе столицы красные долговые квитанции приходили в каждую вторую квартиру. Исключением не стало и Бирюлево, и Коньково и другие окраины столицы.

Как свидетельствуют жилищные форумы, только 30% таких квитанций были по делу. Все остальные — дублированные, с начисленными пени за неуплату — невнимательные, но добросовестные граждане оплачивали — и за себя, и «за того парня», который живет по соседству и хронически игнорирует долги по ЖКХ.

Напомним, что в соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Хотя по закону должник обязан оплачивать квартиру регулярно, а делает это, зачастую только по решению суда, ЖКХ не собирается нести потери за свой счет. Для этого есть добросовестные жильцы.

Ни для кого не секрет, что долги неплательщиков за электроэнергию и отопление обычно"раскидываются» на всех жильцов дома — в так называемой «тринадцатой» квитанции, которая приходит ко всем в конце года. И с этим практически ничего сделать нельзя, разве что — переехать в собственный загородный дом. Но и там подобных поборов не будет, если вы организуете автономное электричество и газ.

Что касается внимательных и добросовестных жильцов, то те — либо просто красные квитанции не оплачивали, либо бежали с ними в единые расчетные центры, предъявляя операционисткам уже оплаченные в срок счета.

Проблемы эти, увы, не являются чисто московскими. Они характерны для любого жителя многоквартирного дома.

В этом году наваждение с липовыми счетами постигло московский район Лефортово, на что попыталась активно обратить внимание жителей районный депутат Александра Андреева.

— Со всех концов района Лефортово поступает информация, что в квитанциях на оплату квартиры массово завышают суммы к оплате, причем завышают значительно (иногда — на несколько тысяч рублей), — пишет она в своем блоге в Фэйсбуке. — На данный момент, известны следующие способы незаконных приписок:

  • ложный долговой ЕПД (единый платежный документы): в этом долговом ЕПД указаны несуществующие заложенности за прошлые месяцы и даже годы;
  • в обычном ЕПД вписывают несуществующие долги в графу «перерасчет»;
  • в обычном ЕПД во много раз завышают показатели индивидуальных (sic!) счетчиков учета воды; например, в квартире, где собственники сдали показания о 6 кубометрах потраченной горячей воды в месяц, вместо 6 было указано 35.
  • в обычном ЕПД в 2 раза по сравнению с предыдущим месяцем завышается сумма за оплату отопления.

Депутат рассказывает, что получив такие «письма счастья», некоторые жители, бросились разбираться: в ЕИРЦ, ДЭЗ Лефортово, управу. Во всех этих конторах жителям всячески морочили голову:

  • убеждали, что введена новая система расчета оплаты;
  • настаивали, что эта система все считает правильно;
  • отправляли в другую контору;
  • просили прийти в другой день;
  • утверждали, что сделали перерасчет по цифрам, представленным жителем, но выдать новую квитанцию на руки не могут, а могу только потом отправить ее по почте (естественно, никакая квитанция по почте не приходила).

Не бойтесь судов!

Как выяснилось при общении с юристами, чиновники рангом повыше и наученные горьким опытом боев с недоплатами операционистки ЕИРЦ использовали 1001 способ, как довести население до ручки, никаких его вопросов не решив.

Однако и граждане, по большому счету, пороги ЕИРЦ оббивали совершенно зря. Потому что идти надо было с заявлением в управляющую компанию и настоять на получении ответа в письменном виде. Если конфликт интересов на этом не исчерпывается, то с письменным (это важно!) ответом от управляющей компании гражданин должен был оперативно идти в мировой суд, опередив на шаг управляющую компанию.

Либо же управляющая компания с вашим реальным или вымышленным долгом обратится в мировой суд с жалобой, что вы фактически пользуетесь коммунальными услугами, не оплачивая их. И сделает она это куда скорее, чем обычные, не склонные анализировать цифры в квитанциях жильцы. И судья уже судебным приказом обяжет неплательщика рассчитаться с компанией, выплатив все пени, и решение свое передаст судебным приставам со всеми вытекающими последствиями.

Срок предъявления судебного приказа к исполнению — 3 года. Судебный приказ вступает в законную силу в течение 10 дней. Впрочем, большинство обычных граждан даже не представляют себе, что такое — судебный приказ, и почему при его вынесении ответчик, то есть тот, кого обвиняют в невыплатах, не должен присутствовать в суде.

Справка

Судебный приказ — в соответствии со ст. 121 жилищного кодекса РФ, это — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего Кодекса. (В перечень входят, в том числе, невыплаченные налоги и сборы, алименты, а также долги по ЖКХ).

Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений. Процессуальный срок для отмены приказа исчисляется с момента, когда вы о приказе узнали. То есть, расписались за получение почтового отправления. Это фиксируется в почтовом отделении.

— Управляющая компания предъявляет в суде договор, который заключен ею с жильцами дома на общем собрании жильцов, — поясняет ситуацию юрист Инна Маркова. — При этом никого не волнует, были ли вы на общем собрании, или послали вместо себя плохо слышащую родственницу. К договору будет приложен документ о неуплате долгов по ЖКХ, и так как это — гражданский суд первой инстанции, ответчику там присутствовать вовсе не обязательно! Достаточно одного представителя истца. Но на обжалование этого решения у вас всего 10 дней. (Это — очень важно!)

А теперь представим себе, что вам в почтовый ящик приходит уведомление о судебном извещении, и вы еще неделю не попадаете на почту, чтоб его получить и ознакомиться. В этом случае у вас есть два выхода. Получив такое извещение о судебном приказе, вы фиксируете на почте дату, и бежите в суд с квитанциями и документом с почты, поясняя, что не были должным образом извещены и, прося отсрочить судебное решение до предоставления вами всех доказательств.

Вместе с документами вы подаете жалобу на судебное решение, то есть, судебный приказ. Если вы были в отпуске, и обнаружили у себя в почтовом ящике такое извещение, только вернувшись домой, поступайте точно так же!

После того, как вы представите в суде все платежки и их копии, в жалобе сразу просите судебный приказ отменить и берите письменную копию этого решения судьи. Либо же вы, не желая приходить в суд, выплачиваете все, что вам присудили. В любом случае, содержимое почтового ящика должно быть предметом вашего пристального внимания.

Юрист советует обычным гражданам не бояться судов, а с жалобами на работу управляющих компаний, лучше всего, обращаться вместе с соседями, дабы она имела вес, а вас не приняли за обычного сутяжника. Причем, обращаться можно не только в суд, но и в ОБЭП, и в прокуратуру. Потому что обсчеты в квитанциях вполне тянут на статью УК РФ — мошенничество. И чем больше обсчет, тем тяжелее наказание, которое понесут вполне определенные физические лица.

Самые тяжелые случаи конфликтов с коммунальщиками

По мнению депутата Александры Андреевой, существует несколько особенно тяжелых вариантов долгов перед коммунальщиками. Первый вариант, это — увеличение суммы за оплату отопления. В данном случае надо каждый раз разбираться в индивидуально порядке, причем, в некоторых случаях опять же — через суд.

При этом не стоит забывать, что для расчета отопления ежегодно устанавливаются новые коэффициенты. И они зависят как от типа дома: в новом, например, и оборудование лучше, и теплопотери меньше. В старом — наоборот. Так что в новостройках норматив равен — 0,008, а в домах, построенных еще до 2000 года — от 0,013 до 0,015. Но его щедрые поставщики тепловой энергии могут сделать и 0,017 и выше.

Еще одна загадка появляется с момента установки в здании общедомовых приборов учета тепла. Тогда и коэффициент для дома индивидуальный: 1,1 в первом полугодии 2015 года и 1,2 во втором, 1,4 в первом полугодии 2016 года и 1,5 во втором. При этом приборы должны проходить регулярную проверку. Но если жильцы сами не выяснят, кто должен проверять прибор, то вскоре их ждут претензии от поставщиков тепла и оплата на общих основаниях. Для исторических зданий норматив индивидуальный. Однако коммунальщики для подсчетов зачастую придерживаются одной и той же цифры, как правило, превышающей установленный коэффициент.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ региональные власти сами устанавливают нормы расхода отопления для своего региона. Рассчитывается они так: расход тепловой энергии по региону делится на общую площадь всех жилых домов (учитывая размер жилых и нежилых помещений) и продолжительность отопительного сезона в месяцах. Практически никогда энергопотребление не совпадает с расчетным.

Зима может длиться дольше и быть холодней, либо теплей среднестатистической. Так как за отопление мы платим ежемесячно в течение года, то, скорее всего, весь следующий год будем расплачиваться за морозную зиму предыдущего. Но при этом могут выясниться странные вещи, когда коэффициент энергопотребления в относительно теплой Липецкой области будет выше, чем в Красноярске и его окрестностях.

Главное, вовремя поинтересоваться и известить о злоупотреблениях соответствующие органы, прессу и соседей. И хотя ваш шанс выиграть процесс у поставщиков тепла не слишком велик, так как они, скорее всего, найдут техническое обоснование для своих расценок, он все же существует.

Если у вас существуют сомнения в правильности показателей счетчика воды, зафиксированного в квитанциях, то стоит идти и в ЕИРЦ, и в ЖЭК. А также потрудитесь ежемесячно фотографировать их на телефон, а не только в квитанциях. Тогда у вас будет двойное доказательство вашей правоты.

В случае если человек получает субсидии на квартплату, то невыплата долга — ложного или фактического, для него грозит потерей субсидии. И тогда ему также придется посещать и ЕИРЦ, и управляющие компании, и результаты своих хождений по мукам фиксировать в письменном виде.

Депутат Александра Андреева обо всех замеченных случаях мошенничества призывает сообщать соседям, а также нести жалобы районным депутатам. Желательно вместе с теми же соседями. Кроме того, соседей можно известить, расклеивая объявления в лифтах, и сообщения «Помоги пожилой соседке!» в социальных сетях. Разумеется, в сообщениях должны быть четкие указания, на какие цифры в квитанциях стоит обратить внимание.

Кстати, не стоит забывать, что кроме ОБЭПа, прокуратуры и суда, на любую управляющую компанию есть и еще одна управа: государственная жилищная инспекция. В случае если на управляющую компанию дважды подана жалоба за обсчеты и ненадлежащее управление, она будет отстранена от управления домами. Лучше, опять же, делать это вместе с соседями, которых компания не обошла своими обсчетами. У жалобы будет больше шансов вызвать нужную реакцию властей.

Ну, и совсем уже Клондайком для любого коммунальщика считается текущий и капитальный ремонт зданий. Недавно ИА REGNUM писало о привлечении к ответственности главы управляющей компании, которая кое-как отремонтировала весь дом, но одну из квартир начисто игнорировала.

Если управляющая компания по своему почину включает в ваш счет плату за мраморную плитку, позолоченные лифты и прочие излишества, за которые вы не голосовали, то есть, навязывает услуги, обязательно обратитесь в государственную инспекцию, а также — в общество защиты прав потребителей. И не забудьте все те же прокуратуру, суд и ОБЭП, поясняя, что это решение не было принято на собрании жильцов, и управляющая компания, несомненно, делящая откаты с ваших выплат с поставщиками ненужного мрамора, представляет в доказательства правомерности «обдираловки» липовые протоколы.

Юристы советуют обратить внимание и на то, что чем крупнее управляющая компания, тем легче ей обмануть жильцов и труднее установить ее степень вины. А потому намного проще будет тем собственникам жилья, которые создали товарищество из одного или нескольких домов и нашли более-менее честного председателя.

Точно так же обстоит и с капитальным ремонтом, на который теперь отчисляют деньги сами собственники квартир. С 1 июля 2015 года строка за капремонт существует в наших квитанциях. В Москве эта ставка — 15 рублей за квадратный метр.

Если собственники отдают на ремонт комплекса из 3−5 домов, то и капитальный ремонт у них может быть сделан, максимум, через 5 лет. Если жильцы еще более сообразительные и открыли на свой дом индивидуальный счет, то начать капремонт они могут, как только накопится определенная сумма. И чем быстрее и рациональнее они потратят накопления, тем больше смогут сделать. Ведь деньги у нас перманентно обесцениваются во время кризиса, а цены только растут.

Если же жильцыпокорно сдают отчисления в фонд микрорайона, или, хуже того, города, то очередь до них может дойти и через 30 лет. То есть, до этого светлого дня можно просто не дожить.

Липовые счета и грязная вода

А теперь о тех, кто пользуется невнимательностью жильцов многоквартирных домов так сказать, «профессионально».То есть, не совмещая свою криминальную деятельность с трудами на ниве ЖКХ.

Все знают, что на квитанциях на коммунальное обслуживание стоят банковские реквизиты счета, куда наши кровные деньги и переводятся. Но квитанции, как правило, кладут в почтовые ящики в многоквартирных домах, куда свободно могут проникнуть и мошенники, и скопировать оттуда все, что им надо для качественной подделки.

Если мы не хотим попасть впросак и заплатить на чужой счет, то реквизиты, то есть номер счета, а также его целевое назначение, должны стать для нас не отвлеченной и скучной «фишкой» бухгалтеров, а ценнейшей информацией, наподобие номера паспорта или водительского удостоверения. Точно так же, как и целевое назначение счета.

Первый случай с поддельными квитанциями отмечен в Москве в 2005 году. Тогда москвичи попались на квитанции, где была указана только сумма и адрес проживания, фамилия владельца квартиры вписана от руки, а количество прописанных на жилплощади жильцов, мошенники указать не догадались.

Но вместе с техническим прогрессом меняются и мошенники. Так в Самаре в 2012 году сотрудники полиции поймали очень дотошного мошенника, который до того занимался продажей продуктов. На квитанциях он указывал все, что полагается, включая штрих-код и сумму — 1 тысяча 978 рублей 28 копеек. Таких платежек умелец изготовил, аж, 400 тысяч!

Получателем платежа была таинственная «Управляющая компания», а назначение — «оплата ЖКО по свободному тарифу», при этом на обратной стороне квитанции ЖКО даже расшифровывалось, как «жалованье коммерческой организации». Все это делалось для того, чтобы мошенника не за что было привлечь к суду. Ведь тот, кто платит, был предупрежден о том, что дарит деньги некой Управляющей компании.

Даже сотрудники Управления внутренних дел по Самарской области отмечали, что квитанции эти было трудно отличить от настоящих.

Обезопасить себя от таких мошенников вы можете и еще одним способом: оплачивая отдельно счет за электроэнергию, воду, газ, отопления. Тогда квитанция, приходящая к вам от управляющей компании, будет на несколько пунктов меньше. Такую оплату вы можете делать через сайты каждого поставщика, например, Мосэнерго, но проверять выставленные ими счета стоит все равно. Впрочем, это — обязательное условие для всех выставленных счетов.

Кроме того, как уже и говорилось, лучше иметь небольшое товарищество собственников жилья, чем огромную управляющую компанию. Чем ближе до власти, тем легче получить отчет, на что тратятся ваши кровные деньги. Кроме того, в ТСЖ вас обычно оповещают обо всех проверках счетчиков, и никогда не появится незадачливый мошенник, желающий поставить вам волшебный водный фильтр и проверить качество воды прямиком в квартире.

Случаи такого мошенничества стали уже классическими во всех крупных городах, и попадаются на уловки, в основном, пенсионеры. Однако обезопасить пожилых родителей от мошенников, как и себя самих мы можем только сами. Для этого надо проверять счета, ходить на собрания и организовывать обслуживание своего дома самим — вместе с соседями. То есть, действовать, не надеясь на ДЭЗы и честные, но совершенно посторонние для нас банки и управляющие компании.