На прошлой неделе, в самый разгар молочного конфликта, президент Беларуси Александр Лукашенко поставил перед Советом Безопасности республики задачу спрогнозировать возможность новых акций России по причинению Беларуси экономического ущерба. В связи с чем Совбезом стал разрабатываться план действий органов по обеспечению национальной безопасности Беларуси и иных государственных органов, направленных на прогнозирование ситуации в экономической безопасности Беларуси и принятие адекватных мер. Вопрос, действительно, очень интересный. Весь спектр возможных ответов Беларуси распадается на два больших блока: экономический и политический (геополитический). Рассмотрим каждый из них.

Торгово-экономический блок вопросов

Машиностроение, сельскохозяйственная техника, продовольствие. Прежде всего, необходимо отметить общее снижение доли Беларуси во внешнеторговом обороте России: если еще три-четыре года назад Беларусь была лидером этого списка, то в настоящее время, даже при росте в 2008 году внешнеторгового оборота между двумя странами до 40 млрд. долл, Беларусь откатилась на пятую-шестую позицию, пропустив перед собой Китай, Германию, Турцию, Украину. А в этом году, судя по статистике первого квартала, Беларусь, возможно, уступит еще и Нидерландам.

Это говорит о том, что Беларусь теряет российский рынок в целом, и ее участие на нем все больше и больше скатывается в отдельные торговые ниши, типа упомянутого молока или большегрузных самосвалов. Но и эти ниши, в конечном счете, будут закрыты собственными российскими производителями, напомним, что в Новосибирске в скором времени откроется собственное производство большегрузных самосвалов с участием "Катерпиллера". В этом плане в Беларуси есть только одно небольшое, но важное производство, аналога которого в настоящее время нет в России, - это производство многоосных тягачей под российские "Тополя".

Как известно, Россия является основным рынком сбыта продукции белорусской промышленности: на ее долю приходится около 45% всего белорусского экспорта. При том, что немаловажно отметить, в последние годы происходит снижение экспорта машиностроительного комплекса в пользу продовольственного. Это говорит о том, что продукция машиностроительного комплекса Беларуси в России становится все менее востребованной и происходит переориентация российских производителей на более сложную и технологически новую технику из стран ЕС, Южной Кореи.

Пример с молочной продукцией из Беларуси, которая на российском рынке занимает всего 4%, а в белорусском экспорте российский рынок занимает 90%, показал, что Россия без большого ущерба для себя может закрыть как этот, так и любой другой рынок белорусской продукции. Основные негативные последствия будет нести Беларусь, т.к. ее экспорт не диверсифицирован.

Что же касается продукции машиностроительного комплекса, то закрытие российского рынка станет для белорусских производителей еще большим ударом, т.к. подавляющая часть металла и других комплектующих Беларусь также закупается в России. Поэтому закрытие белорусского рынка для российских производителей мгновенно приведет к тому, что крупные предприятия Беларуси очень быстро вообще остановятся, т.к. российские смежники просто перестанут отгружать продукцию в их адрес.

В условиях снижения продаж данная мера приведет к закрытию аналогичных российским белорусских производств, в то время как российские производители той же тракторной техники или грузовых автомобилей станут быстро прибирать к рукам те доли рынка, которые были за производителями из Беларуси.

Т.е. совершенно очевидно, что любые меры торгово-экономического реагирования со стороны Беларуси в отношении России будут иметь отрицательный эффект прежде всего для самой республики, т.к. белорусский импорт для России не критичен, а в условиях кризиса и спада производства российские предприятия станут покупать продукцию российского происхождения. Соответственно, это будет означать не только потерю основного для Беларуси российского рынка, что является экономическим последствием, но остановку крупных и экспортоориентированных производств, а это уже приводит к серьезным внутриполитическим последствиям.

Кто-то может сказать, что в таком случае Беларусь переориентируется на другие рынки. Однако такой поворот упирается в три фундаментальных вопроса.

Во-первых, у республики сейчас и ближайшем будущем на это не будет просто средств, т.к. золото-валютный резерв страны уже меньше долгов, и соответственно, ни правительство, ни сами предприятия не смогут профинансировать программы перевооружения белорусских предприятий под стандарты ЕС.

Во-вторых, никто так просто белорусскую продукцию на свои рынки не пустит. Это достаточно долгий и затратный процесс: так выход на российский рынок одного из ведущих белорусских молочных производителей "Савушкин продукт" занял четыре года.

И, в-третьих, главное - широкий доступ белорусских производителей на европейский рынок теснейшим образом связан с вопросами экономической и политической либерализации. И в том, и в другом случае белорусское руководство вынуждено теряет власть, что, как показали предыдущие пятнадцать лет, для него недопустимо.

Соответственно, т.к. процесс переориентации белорусской продукции на другие рынки, прежде всего, европейский - в ближайшей перспективе невозможен без серьезной экономической и политической трансформации самой сути белорусской власти, то этот вариант действий белорусских властей также следует считать несостоятельным.

Следовательно, любые грубые и неадекватные действия белорусской стороны по закрытию собственного рынка от российских производителей в случае принятия Россией ответных мер будут иметь самые серьезные экономические и политические последствия, прежде всего, для самой белорусской власти. Поэтому этот вариант реагирования со стороны официального Минска следует считать бесперспективным.

Неизбежность данного вывода демонстрирует и завершившийся (будем на это надеяться) "молочный" конфликт между Москвой и Минском: Беларусь вынуждена была принять к сведению и выполнить все требования российской стороны, включая соблюдение технологии изготовления молока (т.е. переход на российские стандарты без добавления порошка), прекращение поставок во втором и третьем кварталах на российский рынок сухого молока и переход на экспорт той продукции, которой в отличие от молока, в России наблюдается недостаток: сыры, масло.

В этой связи очевидно, что как только Россия сможет достигнуть своими силами того насыщения рынка, которое имеется по молоку, и по этим позициям, то эти экспортные позиции Беларуси вынуждены будут ужаться.

С учетом данной тенденции, естественно, возникает вопрос: если экономика Беларуси экпортоориентированная, то какими должны быть механизмы ее связи с российской, с тем, чтобы продукция предприятий обеих стран свободно продавалась на территории друг друга. Понятно, что решение данного вопроса лежит в области политической интеграции двух стран. Без этого, в связи со все большей конкуренцией на российском рынке, а также подъемом местных производителей, в ближайшие годы российский рынок для белорусских производителей просто закроется в системном плане.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Юрий Владимирович Баранчик - кандидат философских наук, руководитель интернет-проекта "Империя", экс-директор информационно-аналитического центра НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь