Не так давно стало известно, что ВВС США совместно с авиастроительным концерном Boeing готовят второй летный прототип орбитального беспилотного самолета X-37B к выводу в космос. Первый орбитальный самолет был выведен в космос с мыса Канаверал в апреле 2010 г. и пробыл на орбите 244 дня, автоматически сойдя с орбиты, он приземлился в начале декабря на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.

Цели использования аппарат ВВС США не разглашают. Согласно официальной версии основной его функцией станет доставка на орбиту грузов и разведка. Однако, анализ возможностей корабля позволяют усомниться, декларируемым целям его использования.

Х-37В внешне напоминает уменьшенный орбитальный модуль американского пилотируемого космического корабля многоразового использования "Шаттл", составляя примерно 1/2 часть от его размера. Масса беспилотного аппарата составляет 4,99 тонн, длина - около 8,9 метра, размах крыльев - 4,5 метра, максимальная высота от земли - 2,9 метра. Он оснащен двигателем АR-2/3 производства корпорации "Пратт энд Уитни", работающим на перекиси водорода и ракетного топлива JP-8, созданного на основе керосина. Источником электроэнергии являются солнечные батареи на основе арсенида галлия и ионно-литиевые аккумуляторы. Максимальная орбитальная скорость составляет 28,2 тыс. км/час. Для Х-37В разработан повышенный уровень термозащиты, специальная авионика и система автономного наведения, а также вместительный грузовой отсек.

Гэри Пэйтон, заместитель командующего военно-воздушными силами по космическим программам за два дня до запуска аппарата заявил в грузовом отсеке, могут быть размещены "два спутника весом до несколько центнеров каждый". Точные характеристики по грузоподъемности не известны, но думаю, что не будет сильно смело предположить, что грузоподъемность составляет не менее тонны полезного веса, а одна тонна это вес ядерной боеголовки аналогичной по мощности, установленной на российской ракете Тополь-М.

Зачем же американские военные разрабатывают такие космические корабли?

С точки зрения перспектив стратегического противостояния мировых держав в будущем, роль военно-космических комплексов, судя по всему, будет решающей. Традиционные стратегические ядерные силы (ядерные ракеты наземного, авиационного и морского базирования), очевидно не способна дать ни одной из мировых держав гарантированного перевеса. Однако, наличие у одной из ядерных стран возвращаемых космических аппаратов, способных нести на борту ядерное оружие и находиться на орбите длительное время, значимо дает явные преимущества.

Наличие таких авиационно - космических систем в космосе, позволяет сократить время доставки ядерных зарядов в любую точку мира с нынешних 30-40 минут до 10-15 минут - это не позволит среагировать ни одной из существующих, даже гипотетических систем ПРО. Такие системы, в случае конфликта, способные уничтожать промышленный и военный потенциал, любого из вероятных противников, американской армии.

В связи с этим возникает вопрос, как повлияет на безопасность России наличие таких систем у возможного вероятного противника? В настоящее время на вооружении российской армии состоит шесть типов ракетных комплексов четвертого и пятого поколений. Р-36М УТТХ/Р-36М2 "Сатана", УР 100Н "Стиллет", РТ-2ПМ "То́поль", РТ-2ПМ2 "Тополь-М" (мобильного и шахтного базирования), PC-24 "Ярс". Общая численность ракетоносителей в войсках стратегического назначения превышает 350 единиц, и это не считая ракет размещенных на подводных лодках и авиации стратегического назначения.

В ближайшей перспективе, наличие немногочисленных орбитальных самолетов у армии США не представляет реальной опасности для России, но будущем при серьезном сокращении ядерных носителей и одновременном начале серийного производства орбитальных самолетов за океаном, бесспорно, ставится под угрозу национальная безопасность страны.

Одноко, стоить предположить, что наличие в ближайшем будущем даже немногочисленной группировки таких космических самолетов на орбите Земли для таких стран как Северная Корея или Иран, только начавших программы разработки ядерных сил, является существенной угрозой для их безопасности. Американские орбитальные самолеты, в случае военного конфликта с этими странами, способны нанести молниеносный точечный удар невиданной силы по политическим, промышленным и военным центрам этих государств, при том, что никакой возможной защиты против такого удара не будет.

Для России разработка орбитального самолета американскими военными, это повод задуматься о векторе военного строительства, не получилось бы так, что за важной и принципиальной борьбой против строительства натовской ПРО в Европе из вида будет упущена угроза, которая сделает наличие любых систем ПРО бессмысленной по своему назначению. Возможно уже в ближайшем будущем военные конфликты, в случае их начала, будут длиться не дни, месяцы, годы, как возможно, думает сегодня большинство военных и гражданских специалистов, а считанные часы.

Военные разработки, и в первую очередь космическая техника всю свою недолгую историю была на передовом краю научно-технического прогресса. Космическая гонка для ведущих космических держав всегда была на пределе сил и возможностей технологий потому, что только на пределе сил можно создавать системы обороны и безопасности, которые не позволяют разговаривать ведущим государствам друг с другом с позиции силы и угроз.

Политическому и военному руководству России, нужно смело принять вызов, вероятно, означающий новый этап комического противостояния, и возобновить аналогичные программы по строительству подобных авиационно-космических систем, благо, в этом направлении существует прочный задел, созданный еще советскими инженерами (проект "Спираль", "Бор", "Буран"). Однако, следует помнить, иногда мало иметь ресурсы и потенциал для реализации задуманного, нужно успеть ими воспользоваться. Скорости в этой орбитальной гонке космические.